Охарактеризуйте позиции философов разных направлений по вопросу о критериях истины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Решающим критерием истины является практика, которая позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.

Понятие истины – сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина – это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:

Критерии истины.

Критерии истины – это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

  1. Соответствие логическим законам.
  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
  3. Простота, общедоступность формулировки.
  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
  5. Парадоксальность.
  6. Практика.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) – первый по значимости критерий истины.

Виды истины.

Аспекты истины.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

Истина – это отображение действительности в подсознании человека, вне зависимости от характера индивида, который стремится познать действительность. А то, что считается неадекватным отражением действительного мира, считается заблуждением.


Под критериями истины подразумевается удовлетворение истины и возможность отличать ее от заблуждения на основе следующих аспектов:

  • законов логики;
  • открытых законов науки;
  • фундаментальных законов;
  • простоты формулы;
  • идеологии и практики.

Понятие истины в философском направлении

Одной из основных целей познания является достижение научной истины. В науке истина – это не только цель познания, но и еще предмет исследования, поэтому можно отметить, что определение истины отражает значение науки.


В дальнейшем под истиной стали понимать свойства объектов, которые относятся к человеческому познанию. Кроме этого, стали перечислять и различные духовные ценности. Кант считал, что можно допускать лишь логические критерии истины, на основании которых познание определяется с разными закономерностями мышления. Но опора на логическое мышление не избавило от многих проблем в поисках критериев самой истины. Из этого следует, что не так просто преодолевать непротиворечивость мыслительного процесса. Порой даже нельзя достичь простой логической согласованности убеждений, которые вырабатываются наукой.

Еще один исследователь Августин затрагивал определение критериев истины. Августин занимался развитием учения о врожденности идей. Большинство философов сталкивались с проблемами, не понимая, что следует определять под действительностью, как следует относиться к реальности или к реальному миру? Представители материалистов и идеалистов стремятся отождествлять действительность с определением объективного мира. Под этим понимается то, что есть в окружающем мире и это не зависит от самого общества и индивида. Однако они считали, что человек является частью всей объективной окружающей действительности. По этой причине, не учитывая этой главной особенности, узнать об определении истины не предоставляется возможным.


Исходя из концепции различных направлений, истина определяется как адекватное отражение объективной действительности познающим индивидом, в результате которого предмет познания будет отображаться так, как преобладает вне зависимых обстоятельств от самого сознания. Из этого следует сделать вывод, что истину можно соотнести с объективным содержанием человеческого знания. Процесс познания не прекращается. Именно по этой причине появляется вопрос, затрагивающий характер самой истины.

Как уже было выше сказано, истина отражает объект познающего субъекта, воспроизводит его таким, каким он существует, вне зависимости от человека. Аналогично под истиной понимается знание, которое соответствует объекту познания. Таким образом, главная задача философии – открыть множество критериев истины.

Большинство представителей философии (Декарт, Лейбниц и другие) считали, что мыслительный процесс обладает способностью объективно представлять предмет. Они выдвигали разнообразные гипотезы, которые опирались на объективные рассуждения о возможностях отображать реальный мир. Однако при этом появлялся и иной вопрос: как определить их достоверность? Для ответа должно было быть логическое рассуждение с непосредственным доказательством либо опровержимостью. Со стороны субъективных исследователей рассматривались критерии истины непосредственных ощущений, исходя из научных понятий.



Человек не может устанавливать несоответствие знаний окружающей действительности, а лишь эффективность и практическую пользу. Все знания в практическом опыте выступают как основные ценности познания индивида, поэтому их можно отнести к самой истине. Стоит отметить, что концепция в философии преодолевала много сложностей, чтобы как-то подойти к объективному установлению критерия истины. Лишь это установление объективных ее критериев, которые опираются на объективную действительность, может положительно повлиять на философское направление и в дальнейшем на развитие концепции истины. Стоит отметить, что объективная действительность существует не самостоятельно, а лишь когда затрагивают ее познание.

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.


Понятие об относительной и абсолютной истине

Все практические возможности индивида ограничены. Поэтому они являются главными причинами в ограничении знаний, если это относится к особенностям характера истины.

Под относительной истиной определяется знание, которое воспроизводит объективную действительность приближенно. Все особенности или свойства относительной истины могут выступать приближенно или в неполной степени во время взаимодействия между собой. На самом деле, действительность – это совокупность систем, состоящих из взаимодействующих составляющих. Любые неполные знания могут быть необъективными.

Стоит отметить, что в философской концепции есть и такое определение, как абсолютная истина. Под этим понятием предусматривается особенное развитие познавательного процесса. Однако абсолютная истина в философском направлении до конца не рассмотрена (исключение составляет метафизическая абсолютная истина, которую следует относить к творящей и созидающей силе Бога).

Что означает конкретность истины?

Конкретность истины появляется во время самого познавательного процесса определенных объектов и отражает суждение об определенных объектах. Абстрактная истина возникает, когда существует абстрактное мышление и общее обобщение (Например, небо может быть ясным и голубым, школьная форма может быть синей или черной).

Разновидности истины

С целью доказательства истины и ее критериев, в первую очередь, необходимо ее тщательно проверять. Именно эта проверка и является главным критерием этой истины. К основным концепциям истины относят: классическую, когерентную, прагматическую и конвенциональную.

  1. Классическая – это та истина, которая содержит мысли и высказывания действительности. Определяется по критериям чувственного опыта, ясности и отчетливости.
  2. Когерентная – это истина, где знания согласуются между собой. Главные критерии – непосредственное согласование с системой знаний.
  3. Прагматическая – та истина, в которой существует практика конкретного знания.
  4. Конвенциональная истина – когда существует соглашение, основывающееся на едином согласовании.

Ученые предлагают разные критерии, способные отличать истину от лжи, опираясь на чувственном опыте. Они считают, что действительность чего-либо может проверяться лишь одним чувственным опытом, а не абстрактными гипотезами.


Каких убеждений придерживалось большинство философов?

Большинство рационалистов утверждают, что чувственный опыт способен вводить общество в заблуждение. Основой для проверок является ясность и отчетливость. По мнению многих философов, идеальная модель истины – это наука математика, поскольку в ней нужны и важны достаточно четкие доказательства. Последующее формирование рационализма нашли в концепции когерентности, в соответствии с критериями истины считается согласованность мышлений с общей точки знаний.

Другие философы утверждают, что критерии истины – это всего лишь эффективность определенных знаний. По мнению большинства исследователей, знание достаточно проверить, оно эффективно функционирует и, с его помощью можно достичь успехов, если постоянно практиковаться. Сторонники марксизма утверждали, что основным критерием истины является практический опыт, который предусматривает активную деятельность человека. Истина признана и проверена практическим опытом множества поколений.

Другие философы в этом направлении признавали только конвенциональную истину. Для ее определенного критерия считается всеобщая согласованность утверждений со стороны ученых-исследователей. Например, научная истина – это то, что подавляет многих философов.


Большинство критериев (согласованность, эффективность, согласие) способно выйти за рамки обычного понимания истины. По этой причине в философском направлении можно говорить о неклассическом ее понятии. Сторонники марксистского принципа длительное время стремились воссоединить не только сам прагматизм, но и также классическое определение истины. Они считали, что каждый критерий истины имеет свои минусы, поэтому все их нужно исследовать как дополняющие критерии.

Вывод

Из этого можно сделать заключение: истиной считается то, что способно удовлетворить всем критериям. В философской концепции есть и другие определения истины. Религия предусматривает сверхразумную истину, а ее основанием считается Священное Писание. В современных условиях в направлении (например, в постмодернизме) вообще не воспринимают объективную истину. До сих пор наука рассматривает классическое определение истины и утверждает, что истина постоянно является объективной (вне зависимости от множественных чувств и изменчивого настроения индивида) и конкретной (находится в постоянном развитии). Именно последняя особенность раскрывает определение относительной и абсолютной истины.


Философы до сих пор ведут беседы на тему истины. Некоторые утверждают, что у такого понятия не может быть критериев, но такой подход не поможет сдать ЕГЭ по обществознанию. Поэтому давайте узнаем, что считается основным критерием истины.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это объективное знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • польза полученных знаний для практики.

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Читайте также: