Охарактеризуйте первые древнекитайские государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Периодизацию Древнего Китая можно разделить на следующие этапы, связанные с управлением конкретных фамильных родов:

  • Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
  • Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
  • Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
  • Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

В течение последнего периода формируется процесс трансформации рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства

Формирование древнекитайского государства, следуя китайской традиции, было смежное с покорением племенем Шан близлежащих племен. Важность удержания в покорном состоянии людей простимулировало процесс организации государства.

Правительственный строй Древнекитайского государства с течением времени превратился в классическую восточную тиранию. Царь считался средоточием высшей правительственной власти, управляющим войском, высшей судебной ступенью, верховным жрецом, считающим свое происхождение от бога. Высшие ступени в государственном механизме занимали родные царя, а более низкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – специализированные служащие.

На верхней ступени в общественной иерархии был царь (Ван). Следом шел шанский рабовладельческий аристократический слой и жречество. Затем располагалась рабовладельческая аристократия завоеванных племен.

В зависимости от близости к царю знать наделялась званиями, которые давали право на различные преимущества.

Категории земель

Все территории разделялись на 2 категории:

Началами рабства были:

  • военная неволя;
  • продажа за задолжности;
  • обращение в рабство за различные криминальные действия;
  • получение рабов в виде подарка.

Рабы были в роли животных без права иметь семьи и имущество.

Второй этап формирования Китая

В XII в. государство Инь (Шан) подверглось жесткому перелому. Одновременно с этим укреплял свои позиции народ – Чжоу, которым управляло государство Шан. В 1027 г. до н.э. жители Чжоу нанесли удар войскам Шан. После этого династию Шан свергло племя Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три эпохи:

  • Западного Чжоу;
  • Восточного Чжоу;
  • Чжаньго.

Первые правители Чжоу расформировали своим родным и главам дружественных общин территории в наследственное пользование. В целом зафиксировано около 200 таких дарований. Хозяины участков сформировали классы наследственной знати – чжу хоу. Самые элитные звания – гун и хоу – имели ближайшие родные правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, даровали своим самым родным звание даифу. Последний слой чжоуской элиты составляли служилые люди – ши – будущее поколение знатных граждан по боковой линии.

Верховное правительство в государстве было во власти царя (вана), который считался Сыном Неба (тянь цзы).

Все земли страны группировались на сферы во главе с правителями, которых назначал ван. Но в принципе это были обособленные царства. Главного объединяющего государственного механизма за весь период Чжоу не было.

  • на востоке – царство Ци;
  • на западе – царство Цинь;
  • в низовьях реки Янцзы – царства У, Юэ и Чу.

В V в. до н.э. государство разделилось на много отдельных территорий, которые вели между собой жестокую войну.

Но для сравнения двух этапов имелись справедливые поводы, смежные с глубокими изменениями в социальной и финансовой жизни Китая. Во многих царствах проводились политические перемены, направленные на локализацию преимуществ родовой аристократии и усиление единоличных полномочий правителя. Основной задачей данных изменений была привлечение всех сил государства в войне за существование.

Циньская империя

В III в. до н.э. чемпионом в этой схватке стало государство Цинь, превратившееся в мощную центральную страну. Важную роль для усиления Циньской державы имели изменения Шан Яна – чиновника Циньской территории (умер в 338 г. до н.э.). Для объединения государства управленческое разделение проводилось по территориальному положению, была легализована свободная продажа и приобретение территории, прописано налогообложение в соответствии с числом принадлежащих земель, было перевооружено и расформировано войско. В каждую из 36 полученных территорий были поставлены по 2 управителя, армейский и гражданский, бывшая аристократия была подвергнута постоянному наблюдению. Мера известности стали состояние и государственные достижения, старые титулы были отобраны. Были добавлены строгие законы, наказывающие за незначительные нарушения. Перемены Шан Яна способствовали мгновенному укреплению циньской армии и территории в целом. В 249 г. до н.э. циньские вооруженные силы разгромили домен чжоуского царя, тем самым завершив Чжоускую империю. В дальнейшие годы правителям Цинь получилось разбить и другие государства. К 221 г. до н.э. объединение государство закончилось.

Цинь Шихуанди

Правитель Цинь получил титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Закончив слияние Китая, Цинь Шихуанди сразу сделал несколько значительных жестов, обозначающих его статус неизменного владыки. Он побывал на всей территории своей страны, расположив на многих ее частях памятные плиты, взошел на божественную гору Тайшань и сделал на ее пике жертвоприношение Небу, начал строительство величественных замков в столице и т.п.

Но еще более значимым явлением для дальнейшей истории Китая имели царские новшества, обратившие на стандартизацию политической и социальной жизни государства.

Цинь Шихуанди упразднил ранее удельную собственность и ввел целую структуру правления государством, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, разделились на районы.

Были введены цельные положения правительственной службы и меры оценки служебных отличий служащих, причем местным чиновникам вменялось в обязательства чуть ли ни каждый день подавать своим начальникам доклады о положении дел в управах; даже отсутствие служащего на работе по состоянию здоровья следовало удостоверять на бумаге.

Подчиненным государствам запрещалось иметь оружием, и из изъятых циньскими властями медных мечей, копий и другого вооружения были отлиты 12 огромных статуй, которые поставили в циньской столице.

Цинь Шихуанди волновался о защите внешних границ своего государства. Он решил построить великие стены вдоль северных границ Китая, согнав на работы ни один миллион людей. Эта стена должна была уберечь Китай от набегов кочевых народов сюнну. Вместе с этим Цинь Шихуанди отправил войска на юг – в район нынешних столиц Гуандун и Фуцзянь. Там были возведены крепости и построены новые столицы, первое китайское поселение которых названы ссыльнопоселенцы.

Лю Баном

В 209 г. до н.э. на землях бывшей империи Чу закипело мощное восстание. Несколько лет позже одни из повстанческих вооруженных сил, под предводительством Лю Баном, нанесли мощное поражение цинским войскам.

Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, оккупировав столицу государства, стал создателем новой династии Хань. Вскоре ему удалось распространить свои полномочия на весь Китай.

Лю Бан не стал реставрировать циньский механизм управления. Он подарил семерым своим самым ближайшим помощникам титул царя, а позже передал наследственные участки еще 130 соратникам. Но все наследственные имущества располагались в восточных и южных областях государства, тогда как в западной части остались области и уезды, созданные Цинь Шихуанди. Заведенная Лю Баном система существовала еще в течение около 50 лет после его смерти, когда на престоле правили его сын и внук.

Император У-ди

Взошедший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди совершил значительные меры для облегчения центральной власти. Теперь участок необходимо делить между всеми родственниками его владельца. Вместе с этим У-ди реставрировал существовавшее в Цинь ведомство участковых, мониторившее местное руководство.

Правителям территорий отныне назначалось в обязательства предложить для службы умных молодых граждан, а для подготовки следующих служащих в столице была создана определенная академия.

Основным государственным ведомством стал секретариат государя.

Ванами нового рода были созданы множество попыток ослабить остроту общественных столкновений.

В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены локализация на объем земельных территорий и количество рабов, находящихся во владениях. Каждый должен иметь до 138 га земли и не более 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьский престол взошли мало способные правители. При дворе был распространен фаворитизм, полномочия часто оказывались в руках временщиков из числа родни императриц или служителей императорского гарема. Одновременно большое количество крестьян – неизменной основой трона – разорялись и восполняли ряды бомжей или батраков имений громоздких землевладельцев.

Император династии Синь

Свой социальный образец Ван Ман нашел в представлении раннечжоуского государства. Он отменил куплю-продажу территории, которая была названа царской, возобновил структуру коммунального землевладения. Каждой семье был выдан пахотный участок. Купля-продажа рабов также была отменена, но одновременно возросло число правительственных рабов. Было введено правительственное управление рыночными ценами и процентными ставками по займам, подписана реформа в сфере денег и введено дополнительное налогообложение. Утвердилась правительственная монополия на изготовление монеты, холмистые и водные добычи.

Ван Ман хотел сосредоточить во власти государства все начала прибыли и создать сильную бюрократическую державу. Механизм государственных чиновников был усовершенствован, приведение на должности стало проходить на основе экзаменов.

Поздняя Хань

Но победа досталась наследнику известной ветви ханьского рода Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реорганизацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своим центром Лоян, его род получил наименование Восточная, или Поздняя Хань.

Прошлое позднеханьского рода во многом похоже на историю ее предшественницы. На первых началах центральные полномочия восстановили наблюдение над всей территорией страны, хотя покой в державе был куплен ценой договора между руководством и местной элитой. Со временем увеличение большой земельной собственности и разорение крестьянства разрушили государство. Политически падение рода, как и в эпоху Ранней Хань, выразилось в увеличении императорских лидеров из числа родни императриц и дворцовых прислуги, что привело к усугублению противодействия между этими временщиками и постоянным чиновничеством. Общественная база власти постоянно сужалась, а вместе с этим уменьшались налоговые отчисления в казну.

В 184 г. разгорелись возмущения, известные как революция Желтых Повязок, сразу же заполонившие большинство центральных областей державы. Восстание Желтых Повязок было подавлено государственными военными силами и дружинами отдаленных магнатов, но ханьский двор бесповоротно потерял контроль над державой.

В 189 г. дворцовые военные силы провели побоище евнухов гарема императора, а затем вернувшиеся с границы армии генерала Дун Чжо окончательно разграбили столицу. Ханьская империя фактически была стерта. Правда, официально власть ханьского императора существовала еще 30 лет, пока конкуренты на трон выясняли отношения друг с другом. Почти все это время ханьский император был в положении полководца Цао Цао, который легко использовал влияние ханьского дома для того, чтобы укорениться в центральных территориях бывшей державы. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, подтолкнул ханьского управляющего отказаться от своего титула и объявил о воцарение рода Вэй.

Царство Вэй

Цао недолго являлись хозяевами в своей державе.

К этому времени Сыма Янь уже покорил себе империю Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство. Китай был снова заключен под власть рода Цзинь. Однако победа дома Сыма была кратковременной. В конце 311 г. внутри царствующей династии вспыхнула недопонимание между собой, которое привело в движение кочевые народы, уже давно существовавшие на северных и западных районах державы. В 308 г. Лю Юань назвал себя императором, а 3 года после конница кочевников завоевала и разграбила цзиньскую державу Лоян. Это происшествие можно назвать окончание эпохи древних империй.

Древний Китай известен старинной культурой, которая практически не изменилась до сих пор. Благодаря легендарным правителям, наделенными мудростью, могущественная империя существовала и развивалась тысячелетиями.

История Древнего Китая: кратко самое главное

Когда появился Китай как государство, дата основания

Первые поселения людей в Восточной Азии уже были 30-50 тысяч лет назад. В нынешнее время в одной из китайских пещер возрастом 18 000 лет, где обитал охотник-собиратель, была обнаружена древнейшая в мире керамика. Кроме того, здесь нашлась и глиняная посуда.

Земледелием и разведением скота люди в этом регионе начали заниматься еще в 70 столетии до нашей эры. Сначала выращивали просо с рисом. Из-за высокого развития сельского хозяйства постепенно увеличивалось численность населения.

Датой формирования древней китайской цивилизации возле Желтой реки считается 2000 год до нашей эры. Здесь обитала одна из старейших цивилизаций. При этом государство отличается культурой, суть которой не изменилась до настоящего времени.

Остальные ранние цивилизации прекратили свое существование, поэтому Китай называют древнейшей страной на планете. Местные семьи, владеющие землей, возглавили общины. Так образовались династии.

Династии Китая

От даты основания до 19 столетия китайская история разделялась на различные династии.

Династия Ся

Первая династия Древнего Китая правила государством около пяти веков. За этот период царствовали 17 императоров. Во время правления династии Ся население занималось сельским хозяйством, делало глиняную посуду, бронзовое оружие.

Династия Ся

Одним из важнейших продуктов, созданных в Китае, всегда считался шелк. Династия Ся изготовляла одежду из данного материала, хотя начало шелкового производства было положено еще раньше. Шелк добывают из коконов специальных насекомых. При этом из каждого такого кокона получается всего одна нить.

Несмотря на то, что династия Ся официально входит в историю Древнего Китая, некоторыми учеными этот период не признается. Мифическое происхождение данной династии объясняется несоответствием найденных археологических артефактов историческим справкам.

Династия Шан

Династия Шан правила Китайским королевством в 1600-1046 годах до нашей эры. Во времена династии Ся это был клан или одна крупная семья, проживавшая в районе Желтой реки. После завоевания земель Шан стали контролировать китайскую цивилизацию. Период правления династии Шан длился около шести столетий. За это время государство возглавляли 30 императоров.

Династия Шан

Шан считается древнейшей местной цивилизацией, от которой сохранились письмена, написанные на панцирях черепах, скелетах крупного рогатого скота. В древние времена кости животных использовались для толкования желаний природы, тогдашних богов. Чтобы узнать императорское будущее, на костях вырезались вопросы, после чего структуру нагревали до образования трещин. По возникшим линиям предсказатели рассказывали о божественных желаниях.

Как и древние греки, люди династии Шан были язычниками, так как поклонялись множественным богам. Кроме того, тогда считалось, что умершие предки также становятся богоподобными существами, поэтому их после смерти тоже почитали.

Во время правления второй династии в различных китайских регионах были и другие семейные общины, которые уступали Шан по численности. При этом династия Шан активно развивалась в культурном плане, оставила после себя большое количество письменности. Однако ничто не длится вечно, поэтому семья Шан уступила трон клану Чжоу.

Династия Чжоу

Семья Чжоу руководила Китайским королевством с 1046 по 256 год до нашей эры. По продолжительности правления эта династия просуществовала дольше остальных. Вследствие раскола клан разделился на Западный и Восточный Чжоу.

Династия Чжоу

Люди Чжоу постоянно воевали с монголами, армии которых регулярно вторгались с севера. Для защиты от монгольских набегов строились крупные каменные курганы, барьеры из грязи. Именно эти сооружения считаются прообразом Великой стены. Кроме того, во времена династии Чжоу создали крайне эффективный арбалет.

В этот период в Китае стартовал железный век. Для обороны и нападения уже использовалось оружие с наконечником из железа. В сельском хозяйстве для увеличения продуктового производства деревянный плуг тоже заменили железным.

Абсолютно всеми сельскохозяйственными угодьями правили богатые дворяне. В огородах работали крестьяне. Такая система напоминала феодализм, который был в средневековой Европе.

Появление Философии Китая

Династия Чжоу запомнилась началом развития двух китайских философий – конфуцианства и даосизма. Легендарным философским деятелем империи Конфуцием был разработан образ жизни. Конфуцианство подразумевает, что с помощью специального подхода каждый человек сможет развиваться, усовершенствоваться и получать важнейшие знания.

Конфуций считал, что люди обязаны помогать друг другу, важны семейные ценности, а общественные старейшины должны больше всего почитаться. Конфуцианство сохранилось до сих пор, однако такая философия широко не распространялась по государству вплоть до начала правления клана Хана.

Даосизм создал Лаози. Дао или путь – движущая сила всех предметов во Вселенной. Знаменитый символ Инь Янь относится именно к даосизму. Приверженцы этой философии считают, что нужно быть смиренным, гармонично сосуществовать с природой, обладать состраданием и жить только с нужными вещами.

Конфуцианство и даосизм отличаются от религий отсутствием богов, хотя умершие предки почитались, как богоподобные существа. Во времена династии Чжоу император благословлялся Небесами для управления населением. Если правитель нарушал высший закон, то назначали нового руководителя Китая.

К пятому веку до нашей эры центральное правительство клана уступало провинциальным регионам. Началось восстание провинций, которые воевали друг с другом около двух столетий. После периода Воюющих царств семья Цинь объединила другие общины, создав единую империю. Именно это событие дало толчок развитию Императорского Китая.

Династия Цинь

Клан Цинь недолго правил страной. В 221 году до нашей эры династия стала контролировать цивилизацию. Несмотря на короткий период, династия существенно повлияла на китайское будущее.

Династия Цинь

Высшей семьей удалось расширить территорию государства и создать первую империю. Первый император Ши Хуан был жестоким лидером клана Цинь. Во времена этой династии были созданы деньги, дороги делались одинакового размера, а по всему государству действовали единые законы.

До сих пор в современном Китае используется система написания, созданная в тот период. Однако регулярные набеги монголов с севера мешали развитию династии Цинь. Правительство решило объединить все стены, сооруженные ранее. Так начала создаваться Великая китайская стена. Впрочем, большинство сооружений времен Цинь было разрушено или заменено. Великая стена, которая сейчас существует, построилась поздним кланом Мин.

Император до сих пор покоится в запечатанной гробнице, площадь которой превышает футбольное поле. По легенде, там протекают ртутные реки. За гробницей в 1974 году была обнаружена знаменитая терракотовая армия, которая наличествует 8000 солдат, 130 колесниц, 600 лошадей, глиняных акробатов и музыкантов. Все это было создано в натуральную величину.

Именно во времена правления династии Цинь империя стала называться Китаем. В 210 году до нашей эры первый император Ши Хуан скончался, а его сын был малым и слабым. В результате восстания контролировать государство стал член императорской армии, создав следующий клан.

Династия Хань

Династия Хань просуществовала четыре столетия вплоть до 220 года нашей эры. Это величайший период во всей китайской истории. Империя Хань, как и династия Чжоу, делилась на Западную и Восточную. Многие современные китайцы считают, что происходят именно из династии Хань. В тогдашнем государстве было распространено конфуцианство.

Династия Хань

Во время правления семьи Хань территория Китая существенно увеличилась, так как была завоеван Корейский полуостров, Монголия, Вьетнам, Центральная Азия. Тогда китайцы изобрели компас, сталь, бумагу, фарфор и другие полезные вещи.

Кроме того, династия Хань славилась военными успехами. Империя на запад простиралась до песков Такла-Макан, благодаря чему правительство охраняло потоки торговли в Центральной Азии.

Для защиты Шелкового пути император расширил и укрепил Великую китайскую стену. В этот период в Китай пришел буддизм. Следующие династии правили государством вплоть до средних веков. При этом древние культурные традиции соблюдаются здесь до сих пор.

Кто и в каком году открыл Китай

Первооткрывателем Китая для европейцев считается легендарный итальянский путешественник Марко Поло. Венецианец странствовал по азиатскому континенту, пока в 1275 году не прибыл в могущественную империю. Позже Марко Поло подробно описал свое путешествие и пребывание в Китае в своих книгах.

При этом еще до итальянца многие европейские торговцы уже знали о китайском государстве. После открытия Шелкового пути в первом столетии до нашей эры многие античные писатели из Европы упоминали в своих письменах о Китае. В Римской империи знали, что за величественной Индией на востоке живут серы. Так китайцев прозвал Александр Македонский. Именно здесь заканчивался сухопутный путь, который описывали Птолемей и Плиний.

Интересные факты про Китай

Древний Китай интересен не только культурными традициями, богатой историей, но и некоторыми примечательными фактами:

Древний Китай местными историками считается родиной футбола, так как об этой игре упоминают старинные хроники, датируемые 1000 годом до нашей эры. Китайцы одними из первых изобрели календарь. В 2000 году до нашей эры для сельского хозяйства был создан лунный календарь.

С давних времен жители Китая почитают журавля, утку и феникса. Эти птицы у них символизируют семейное счастье, долголетие, а также силу и власть императора. Богатые древние китайцы могли иметь много жен. Рекордная Великая стена считается единственным сооружением на планете, видимым из космоса. Строение создавалось 2000 лет, а во время постройки погибло колоссальное количество людей.

Однако особые, удивительные находки – гадательные кости. Панцири черепах или плоские кости животных раскалывали на пластины. Сам царь или гадатель, которому царь доверял разговаривать с духами, задавал вопрос и прижигал пластинку раскалённым бронзовым прутом. Образовавшиеся трещины обводили тушью и пытались догадаться, на какие иероглифы они похожи, – это и был ответ духа. Вопрос, ответ и дату гадания аккуратно записывали на той же пластинке.

Много столетий в Китае не было единого государства, отдельные княжества то слабели, то возвышались и всё время воевали между собой. Неслучайно и правителей, и мудрецов занимали вопросы о том, как правильно устроить власть, добиться прочного мира, порядка и справедливости.

Рисунок гуашью на бумаге. Британский музей, Лондон

В середине I тысячелетия до н.э. в Китай проникло железо. Как и везде, оно вызвало бурное развитие хозяйства: осваивались твердые почвы, прокладывались каналы. Население росло и богатело, а значит, войны за обладание чужими территориями стали ожесточённее.

Император Цинь Шихуанди – объединитель Китая

Терракотовая армия из гробницы Цинь Шихуанди

Он поставил себе целью объединить страну. Единым должно было стать всё: деньги (круглые монеты с дырочкой посередине, чтобы удобнее носить связкой), знаки письменности, меры длины и веса, ширина дорог и размер телег, школы, вооружение и построение войска. Стены внутри страны были срыты, а вот внешняя – построена: Великая китайская стена закрыла север от разорительных набегов кочевников-гуннов.

Среди действий императора было немало таких, что облегчали жизнь всех жителей государства. Однако Цинь Шихуанди вызывал у подданных не благодарность, а ненависть. Император требовал, как учили легисты, полного подчинения. За преступление одного карали всех его родственников – иногда несколько сот человек. На строительство Великой китайской стены согнали почти миллион жителей. Легенда гласит, что если приложить ухо к её камням, можно услышать жалобные голоса и стоны тех, кто погиб и зарыт здесь.

Великая китайская стена

Не только возражать императору, но и думать иначе было нельзя: Цинь Шихуанди велел сжечь конфуцианские книги и закопать живьём в землю 460 учёных.

Империя была огромной и могучей – народ бесправным и бедным. В конце жизни император стал бояться заговоров: в столице возвели несколько дворцов, соединённых тайными ходами, чтобы никто не знал, где именно он ночует. Еще больше он боялся смерти: археологи обнаружили гигантскую подземную гробницу императора, где все должно было напоминать жизнь на земле. Найденные в гробнице предметы, особенно глиняная армия из 6 тысяч солдат в полный рост, – сенсация археологии XX в.

После смерти Цинь Шихуанди династию свергли. Несколько лет продолжались мятежи и восстания, пока вождь повстанцев крестьянский сын Лю Бан не основал новую династию – Хань.

В середине II в. императоры Хань объявили конфуцианство единственным истинным учением. Посты чиновников и командующих могли занять только образованные люди, сдавшие экзамен на знание наизусть текстов Конфуция.

Гунны продолжали беспокоить страну, поэтому один из императоров отправил послов на запад, чтобы отыскать Китаю союзников. Так китайцы узнали о существовании Индии. Оттуда завезли виноград, дыни и тыквы, а с I в. в Китай начал проникать буддизм. В первые века нашей эры империя Хань занимала всю Восточную Азию. Её соседом было индийское Кушанское царство. Ещё дальше на запад лежала Парфия. А она соседствовала с Римской империей. Так от океана до океана континента протянулось всего четыре огромных государства, через которые шёл Великий шёлковый путь.

Однако тяжёлые войны и народные восстания всё же ослабили империю. Конец династии Хань условно считают концом древней истории Китая.

Древний Китай – это период формирования первых протогосударственных образований на территории Китая в период бронзового и раннего железного века.

Государство Шан-Инь (XVII—XI века до н. э.)

Государство Шан-Инь, возникшее в конце XVII века до н.э. в среднем течении Хуанхэ, было первым на территории Китая государственным образованием периода бронзового века, существование которого подкрепляется археологическими, нарративными и эпиграфическими источниками. В эпоху Шан (1600-1027 года до н.э.) технология изготовления бронзы в Китае появилась в готовом виде.

Появление колесниц и бронзовой металлургии послужило основанием для гипотезы индоевропейского происхождения династии. Однако большинство работ говорят только о перенятии у соседей технологий и об автохтонности культуры династии Шан-Инь.

В результате войн к XI веку до н. э. влияние Шан-Инь распространилось на территории провинций Шаньси и Хэнань, и части территорий провинций Хэбэй и Шэньси.

С военной точки зрения иньцы превосходили окружавшие их народы: у них было профессиональное войско, бронзовое оружие, копья, луки и боевые колесницы. Иньцами практиковались человеческие жертвоприношения — в жертву обычно приносились пленные.

В XI веке до н э. Шан было покорено коалицией во главе с ранним государственным образованием Чжоу.

Государство Чжоу (XI—III века до н. э.)

Территория Чжоу охватывала почти весь бассейн Хуанхэ, но затем распалась на соперничающие между собой самостоятельные государственные образования — изначально наследственные уделы на территориях, заселённых разными племенами и расположенных на удалении от двух столиц — Чэнчжоу (восточной) и Цзунчжоу (западной). Эти уделы давались во владение родственникам и приближённым правителя. В междоусобной борьбе число уделов сокращалось, а сами уделы становились все более самостоятельными.

Готовые работы на аналогичную тему

Население было разнородным, причём самую крупную и развитую его часть составляли иньцы.

Для царства Чжоу характерно освоение земель, расселение и смешивание выходцев из разных районов, уделов, что способствовало формированию фундамента будущей китайской нации.

Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя в 770 году до н. э. из первоначальной столицы Цзунчжоу в Чэнчжоу по причине угрозы со стороны варваров. Земли вокруг старой столицы отдали одному из союзников правителя, который создал удел Цинь, впоследствии ставший центром единой империи Китая.

Эпоха Восточное Чжоу разделяется на два этапа:

В период Восточного Чжоу сформировались главные философские школы Древнего Китая:

  • конфуцианство (VI—V века до н. э.);
  • моизм (V век до н. э.);
  • даосизм (IV век до н. э.);
  • легизм.

В V—III веках до н. э. Китай вступил в железный век. Расширялись сельскохозяйственные площади, увеличивались ирригационные системы, развивались ремёсла, революционные изменения происходили в военном деле.

В период Чжаньго сосуществовали семь царств: Чжао, Вэй, Хань, Ци, Цинь, Янь и Чу. Постепенно верх стало одерживать Цинь. Присоединив соседние царства, в 221 году до н. э. правитель Цинь — Ши Хуан Ди — объединил Китай.

Период Восточного Чжоу завершился в середине III века до н. э.

Империя Цинь (221—206 до н. э.)

Объединив китайские царства, Цинь Шихуан конфисковал у населения всё оружие, переселил тысячи семей наследственной знати в новую столицу и разделил страну на 36 областей, которые возглавили губернаторы.

При нем были соединены оборонительные стены северных царств и построена Великая китайская стена. Из столицы к окраинам империи было сооружено несколько дорог. В результате успешных войн хунну на севере были оттеснены в степи за Великую стену. На юге были присоединены территории племён юэ — северная часть Вьетнама.

Строительство Великой китайской стены, растянувшейся на 6700 км, началось в III веке до н. э. для защиты северного Китая от кочевников.

Цинь Шихуанди, строивший реформы на основах легизма с дисциплиной и наказаниями провинившихся, преследовал последователей конфуцианства, предавая их казни и сжигая сочинения — потому что они посмели выступить против установившегося жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существовать вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

Империя Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.)

Империю Хань основал выходец из чиновничества Лю Бан, один из военачальников царства Чу, после смерти Цинь Шихуана воевавшего против Цинь.

Китай переживал социальный и экономический кризис, вызванный потерей управления и войнами циньских армий с элитами раннее уничтоженных царств, пытавшихся восстановить государственность. Из-за войн и переселений в аграрных районах значительно уменьшилась численность сельского населения.

Важная особенность смены династий состояла в том, что новые династии приходили на смену предыдущей в обстановке кризиса, войн и ослабления центральной власти. Основателем династии становился тот, кто смог захватить столицу и отстранить от власти правившего императора.

С правления Лю Бана (206—195 до н. э.) начался новый период истории Китая, названный Западная Хань.

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) на вооружение была взята новая философия — восстановленное конфуцианство, ставшая господствующей идеологией вместо легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечными практиками. Именно с этого времени начинается китайская конфуцианская империя.

Территория империи Хань значительно расширялась.

В 8 году н. э. власть захватил Ван Ман, провозгласивший себя императором и основателем нового государства Синь. Начался ряд преобразований, прерванный экологической катастрофой — изменением русла реки Хуанхэ. После трехлетнего голода центральная власть ослабела. В этих условиях началось восстание краснобровых и сформировалось движение представителей Лю за возвращение трона. В результате власть вернул род Лю. Новый период (Восточная Хань) продлился до 220 года н. э.

Читайте также: