Охарактеризуйте особенности речи иешуа глава 2 кратко

Обновлено: 25.04.2024

В его структуре — две абсолютно разные сюжетные линии. Первая история разворачивается в Москве начала двадцатого века, где описывается история Мастера и Маргариты. Во второй истории читатель окунается в Ершалаим, где знакомится с библейскими персонажами: Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.

Действия этих сюжетов происходят одновременно, и объединяет их общая тема борьбы добра со злом. Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри представляет немалый интерес, поскольку прообразом героя является один из самых известных библейских персонажей — Иисус Христос.

Иешуа и его учение

Иешуа одинок, у него нет семьи, своих родителей он не знал. Но всё это его не смущает. У героя есть цель. Он странствует по земле, проповедуя учение о добре, терпимости, человечности, и верит, что все люди от природы добры и милосердны. Любого встречающегося ему на пути человека он называет добрым, даже Пилата или Крысобоя. Он не считает таких людей злыми, они несчастны в силу жизненных обстоятельств.

Иешуа и Пилат

За эти речи по ложному доносу Иешуа был схвачен и доставлен к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи, на суд. Его идеи сочли призывом к свержению власти. Прокуратор быстро понял, что бедняк не представляет угрозы. Он даже сочувствует Иешуа. Этот бедняк смог покорить властного и жестокого тирана своей искренностью, добротой и участием. Но как бы ни старался, Пилат не смог спасти преступника от казни. Он слишком сильно боялся пойти против воли кесаря и потерять должность.

Прототип персонажа

Как было сказано выше, прототипом Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос. Эти герои имеют между собой определенные сходства.

Внешнее сходство характеров. Основные личные качества Иешуа и Иисуса совпадают: исключительная доброта, терпимость, человеколюбие, образованность, смирение и стойкость.

Одинаковые судьбы. Оба персонажа пришли в этот мир как спасители людских душ. Они проповедовали одни ценности, пережили предательство и заплатили жизнью за стойкость в выражении собственных взглядов.

Несмотря на схожесть героев, автор ставил своей целью изменение традиционных представлений о Спасителе. Михаил Афанасьевич не был очень набожным человеком, но и не считал себя атеистом. Одно можно сказать с уверенностью: он хорошо знал Священное писание, а значит, все расхождения в образах были допущены не случайно. Сделано это было для того, чтобы изобразить Сына Божьего более человечным, приземлённым, таким, как другие люди.

Можно отметить несколько основных существенных различий:

  1. Иисусу на момент смерти было тридцать три года. Иешуа немного младше, ему около двадцати семи лет.
  2. По словам Иешуа, он родом из Гамалы, и по слухам его отец — сириец. Иисус же родился в Вифлееме и был евреем.
  3. У Иисуса было двенадцать учеников — апостолов, у Иешуа — только один, Левий Матвей, но и его философ не считал учеником, так как сборщик податей искажал смысл его слов.
  4. В традиционных библейских текстах Иисус учит тому, что в сердце человека есть и добро и зло. Иешуа Булгакова полностью отвергает саму идею существования зла в людях. Он говорит, что злых людей на свете нет.

Вывод

Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова воплощает желание автора показать Спасителя реальным человеком. По мнению А. Н. Варламова, автор любил в Иешуа его положительные качества: человечность, доброту, великодушие, сострадание. Но он не принимал его божественного происхождения и искупительного смысла его деяний. Он искренне считал этого персонажа реальным человеком и не хотел лгать о его происхождении в своем романе.

Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Роман М. А. Булгакова с момента появления привлекает и исследователей, и читателей, и богословов. Необходимо заметить, что все исследователи, занимающиеся поэтикой романа, особое внимание уделяют системе персонажей. Однако такая важная в понимании мировоззрения героев и авторской точки зрения позиция как речевая характеристика предметом отдельного исследования в булгаковедении еще не стала.

Главные аспекты нашего исследования: во-первых, провести сравнительный анализ булгаковского текста с евангельским. Во-вторых, исследовать речевые характеристики героев в свете динамической поэтики. И наконец, проанализировать повествовательную стратегию в романе.

Допрос предполагает строгую регламентацию, которую Пилат поначалу соблюдает. Его реплики коротки и отрывисты. Однако Иешуа, все время говорящий лишнее, вовлекает его в философский диспут.

Диалог об истине Булгаков заимствует из Евангелия от Иоанна:

Устойчивой характеристикой философа Га-Ноцри во всех редакциях романа является его разговорчивость. Он отвечает на все вопросы Пилата.

*Работа выполнена при поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности на

Библиографический список

1. Булгаков, М. А. Собрание сочинений : в 10 т. / М. А. Булгаков. — М. : Голос, 1999. — Т. 9 : Мастер и Маргарита. — 608 с.

3. Булгаков, М. А. Копыто инженера / М. А. Булгаков. — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 570 с.

4. Библия : книга священного писания Ветхого и Нового Завета / по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. — М. : Московская патриархия, 1993. — 1371 с.

5. Грицанов, А. А. Истина / А. А. Грицианов // История философии : энциклопедия / гл. ред. А. А. Грицанов. — Минск, 2002. — C.

6. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению / под ред. З.С. Папертного. — М. : Наука, 1990. — 264 с.

7. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие : для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А. Б. Есин. — 10- е изд. — М. : Флинта : Наука, 2010. — 248 с.

8. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. — М. : Языки Славянской культуры, 2001. — 424 с.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита": описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"

Образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в "Мастере и Маргарите"

". – Прозвище есть?
– Га‑Ноцри. "

Иешуа - бродячий философ. У нет постоянного жилища. Он путешествует по городам со своей проповедью:
". рядом с ним шел бродячий философ. "
". послал на смерть философа с его мирною проповедью. "
". У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город. "
". короче, одним словом – бродяга. "

Возраст Иешуа - около 27 лет (Иисусу Христу было 33 года, когда его казнили):
". человека лет двадцати семи. "

О внешности Иешуа известно следующее:

". Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. "
". к стоптанным сандалиям Иешуа. "
". голову в размотавшейся чалме. "
". молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. "
". арестант с обезображенным побоями лицом. "
". потирая измятую и опухшую багровую кисть руки. "

Иешуа носит оборванную одежду:
". оборванный философ‑бродяга. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

У него ясные глаза:
". Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. "

У Иешуа бесшумная походка:
". связанный пошел за ним бесшумно. "

У него светлая улыбка:
". И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. "

Иешуа является выходцем из Галилеи:

". Подследственный из Галилеи. "

Он родился в городе Гамалы (по другой версии - из Эн-Сарида). Так как Булгаков не завершил роман, то в тексте присутствуют обе версии одновременно:
". – Откуда ты родом?
– Из города Гамалы, – ответил арестант, головой показывая, что там, где‑то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

Иешуа является сиротой. Он не знает, кто его родители. У молодого человека вообще нет родных:
". Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей. "
". я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец. "
". – Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире. "

Иешуа - одинокий, холостой мужчина:
"..Жены нет? – почему‑то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит.
– Нет, я один. "

Герой является умным человеком:
". Не притворяйся более глупым, чем ты есть. "
". Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что. "

Иешуа - наблюдательный, проницательный человек. Он видит то, что скрыто от глаз других людей:
". Это очень просто, – ответил арестант по‑латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы. "
". Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. "

Он способен предчувствовать события:
". У меня, игемон, есть предчувствие, что с ним случится несчастье, и мне его очень жаль.
". я вижу, что меня хотят убить. "

Иешуа способен лечить людей, но при этом он не врач. Каким-то чудом Иешуа снимает головную боль Понтия Пилата:
". Нет, прокуратор, я не врач, – ответил арестант. "
". мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
". поверь мне, я не врач. "

Иешуа - добрый человек. Он никому не причиняет зла:
". тот жестоким не был. "
". Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла. "
". сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. "

Он считает всех людей добрыми:
". ответил арестант, – злых людей нет на свете. "
". философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые. "
". Добрый человек! Поверь мне. "

Иешуа - застенчивый человек:
". застенчиво ответил арестант. "

Он умеет интересно говорить так, что люди ходят за ним по пятам:
". теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. "

Иешуа является довольно образованным человеком для своего времени:
". – Знаешь ли грамоту?
– Да. "

Иешуа знает арамейский, греческий и латинский языки:
". – Знаешь ли какой‑либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий. "
". – ты, может быть, знаешь и латинский язык?
– Да, знаю, – ответил арестант. "

Иешуа - трудолюбивый человек. Оказавшись в гостях у огородника, он помогает ему с огородом:
". Позавчера днем Иешуа и Левий находились в Вифании под Ершалаимом, где гостили у одного огородника, которому чрезвычайно понравились проповеди Иешуа. Все утро оба гостя проработали на огороде, помогая хозяину. "

Иешуа - милосердный человек. Даже во время своей казни он заботится о других преступниках:
". Иешуа оторвался от губки и хрипло попросил палача. "
– Дай попить ему. "

Герой считает трусость одним из главных пороков людей:
". он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. "
". трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га‑Ноцри. "

Иешуа - безобидный человек, которого не за что казнить. Тем не менее, его казнят, как опасного преступника:
". совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. "

". спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. "

Добрый Иешуа прощает людям их грехи. Он никого не винит в своей казни:
". Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь. "
". он перед смертью сказал, что он никого не винит. "

У Иешуа есть единственный ученик - Левий Матвей (у Иисуса Христа было 12 учеников - это одно из отличий персонажа Иешуа от Иисуса Христа):
". ответил Левий Матвей, – я его ученик. "
". Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа. "


В конце концов Иешуа оказывается всемогущим и бессмертным существом. Он представляется собой воплощение добра и света в противоположность князю тьмы Воланду:
". А что же вы не берете его к себе, в свет? (о мастере)
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий. "

О прототипе персонажа Иешуа

Прототипом философа Иешуа Га-Ноцри является Иисус Христос. Но при этом Иешуа и Иисус Христос имеют некоторые отличия. Например, в романе Иешуа умирает в возрасте 27 лет, а Иисус Христос был казнен в возрасте 33 лет; у Иешуа есть всего один ученик Левий Матвей, а у Иисуса Христа было 12 учеников. Несмотря на эти и другие различия, Иисус Христос, без сомнения, является прообразом Иешуа, но в булгаковской интерпретации.

Это был цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: описание характера и внешности героя, его происхождения, прототипа, а также другие материалы для сочинения.


Уникальность романа Булгакова


Любимый герой

Иешуа Га-Ноцри в переводе с еврейского означает Иисус. Смысл необычного прозвища еще непонятен. Уникальное имя было придумано не Булгаковым, он лишь позаимствовал его у одного из персонажей пьесы Чевкина. Писатель хотел, чтобы именно этот праведник считался и был главным героем романа. В наше же время многие думают, что основное место в книге занимают непосредственно Мастер и Маргарита, а также темные силы.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Место в мире романа 2.1 Черты личности и сюжетная история
  • 2.2 Космография мира романа
  • 2.3 Отношения с другими персонажами
  • 2.4 Авторское отношение к образу Иешуа
  • 2.5 Интерпретации образа Иешуа
    3.1 Мотивы авторского замысла

Становление героя Иешуа

Михаил Булгаков провел много времени, раздумывая над образом героя, которого он так хотел описать. За основу он взял некоторые главы из Евангелия, которые прошли его собственную проверку и тщательную обработку изложенной в них информации. Таким образом писатель хотел убедиться в своей правоте. Вот как возник Иешуа Га-Ноцри, образ которого многие, да и сам Булгаков, сравнивали с личностью Иисуса.

Михаил Булгаков, создавая образ Иешуа, прежде всего полагался на свои предпочтения, мысли о полноценном, морально здоровом человеке. Он понимал, что общество наполнено до краев грязью, завистью и другими негативными эмоциями. Поэтому Иешуа – прототип нового человека, который верен своим убеждениям, справедлив и честен по натуре. Таким способом Булгаков решил повлиять на общество и на каждую личность отдельно.

Нравственная истина


Сам Булгаков не был глубоко религиозным человеком, он не ходил в церковь и перед смертью даже отказался от соборования, но и атеизм он не приветствовал. Он считал, что новая эра в ХХ веке – это время самоспасения и самоуправления, которое когда-то явилось миру в Иисусе. Автор считал, что такой акт способен спасти Россию в ХХ столетии. Можно сказать, что Булгаков хотел, чтобы люди верили в Бога, но не слепо следовали всему, что написано в Евангелие.

Даже в романе он открыто заявляет, что Евангелие – это выдумка. Иешуа оценивает Левия Матвея (он же евангелист, который известен всем) такими словами:

Сам Иешуа опровергает достоверность свидетельствования Евангелия. И в этом его взгляды едины с Воландом:

Уж кто-кто, — обращается Воланд к Берлиозу, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда.

Характеристика персонажа

Булгаков уделяет Иешуа Га-Ноцри большое внимание и специально подчеркивает значительную разницу между любимым героем и Иисусом Христом. Сходство между персонажами отражается в некоторых моментах. Например, Иешуа был так же предан Иудой и его распяли на кресте, но в остальном это совершенно другой человек. Он выглядит как обычный бродяга, который любит пофилософствовать и может испытать природный страх перед физической болью. Иисус же окутан мистикой и изображен божеством, чем-то святым и недосягаемым для обычного смертного.

Михаил Булгаков попытался создать совершенно иного Иешуа Га-Ноцри. Характеристика персонажа довольно проста, но необычайно интересна. Это был мужчина родом из Назарета, который именовал себя странствующим философом. Сами герои, а именно Мастер, который работал над собственным романом, и Воланд, описывали Иешуа как прототип Иисуса Христа. Таким образом, Иешуа Га-Ноцри и Иисус имеют некоторые сходства, похожую судьбу. Но в остальном они слишком отличаются друг от друга.

Место Иешуа Га-Ноцри в романе

Ключевой герой в романе является символом Света и Добра. Он — полная противоположность Воланда, который считается повелителем Тьмы. Иешуа присутствует практически во всех сюжетных линиях. О нем Булгаков пишет вначале, также упоминается он в основном тексте и в конце книги. Суть такова, что Га-Ноцри не выступает в роли Бога. Вообще, на протяжении всего романа ни разу Булгаков не писал о рае или аде. Все это относительно для создателя книги, и о едином Боге вовсе не идет речь.

Идеология, взятая за основу, более схожа с гностической или манихейской. В связи с этим стороны четко разделены на добро и зло. Как говорится, третьего не дано. Вместе с тем видно, что в книге действуют представители и той, и другой сфер. Со стороны добра выступает Иешуа Га-Ноцри, представителем зла является Воланд. Они полностью равноправны и не имеют права вмешиваться в существование и деятельность друг друга.

Этимология

Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус

, в оригинале др.-греч. Ναζαρηνός (Мк. 1:24; Мк. 14:67; Лк. 4:34; Лк. 24:19).

(др.-греч. Ναζωραῖος) — одно из наименований Христа в Евангелиях (Мф. 2:23; Мк. 10:47; Лк. 18:37; Ин. 18:5; Ин. 18:7).

В архиве писателя сохранились выписки из различных источников, предлагавших различные, противоречившие друг другу варианты этимологии прозвища; возможно, поэтому автор не дал в романе его расшифровки[6].

Непредсказуемый сюжет

Отмечалось выше, что добро и зло не могут вмешиваться в дела друг друга. Но в романе можно встретить момент, когда Иешуа начнет читать книгу Мастера. Ему необычайно по душе приходится произведение, и он решает послать к Воланду Левия Матвея. Просьба Иешуа заключается в том, чтобы освободить Мастера и Маргариту от зла и наградить их покоем. Иешуа Га-Ноцри, образ которого как будто соткан из добра, решается на непредсказуемый поступок, ведь договор о невмешательстве в дела друг друга был заключен много лет назад. Таким образом, Добро рискует и выступает против активного Зла.

Краткое описание образа

Иешуа появился на свет в городе Гамла, который находится на западной стороне Голанского холма. О родителях ребенка неизвестно, только вскользь говорится, что отец пришел в Гамлу из Сирии.

У мыслителя нет друзей. Он долго путешествует по миру, рассказывая желающим о своем мировоззрении. У него нет своих последователей. Единственным учеником Га-Ноцри являлся Левий Матвей, который до этого работал сборщиком налогов.

В этом виде и предстал мыслитель перед Понтием Пилатом, который был в то время прокуратором. В черновиках писателя можно найти упоминание о рыжих и длинных волосах Иешуа, но через время этот элемент вычеркнули из произведения.

Иешуа и прокуратор

Поняв что причиной задержания является ограниченность ума местных жителей, которые предали философа, прокуратор хочет повернуть судебный процесс вспять. Он намекает Иешуа, что необходимо отречься от убеждений, только так можно сохранить жизнь, но мыслитель не готов отказываться от своего взгляда на жизнь.

В этом действии все, даже охранники, увидели смелость Га-Ноцри, который до последнего издыхания верен себе. Однако Понтий Пилат не может рисковать карьерой из-за добродушного и образованного философа, так, несмотря на расположение к мужчине, казнь должна состояться.

Казнь Га-Ноцри

Мертвого Га-Ноцри с креста снимает Левий Матвей. Он клянет Бога и прокуратора за гибель друга, но его уже не вернешь. Понтий Пилат приказывает похоронить Иешуа, воздав этим по заслугам мудрецу.

Способности Иешуа

Кроме того, писатель указывает, что Иешуа погиб, ни разу не соврав, не предав своих принципов и убеждений. Именно за это весь народ был благодарен ему и восхищался священной личностью. Необычным Иешуа сделался только потому, что был настоящим, справедливым и мужественным. Булгаков старается подчеркнуть все эти качества и донести до людей: вот он – идеал настоящего человека.

Отличия Иешуа от евангельского Иисуса

Мотивы авторского замысла

Искусствовед Татьяна Поздняева предлагает совершенно другую трактовку, согласно которой автор встроенного

Биографические подробности

Обстоятельства рождения

Напротив, Рождество Христово произошло в Вифлееме (Мф. 2:1, Лк. 2:4-7), в том городе, где и надлежало родиться Мессии согласно ветхозаветному пророчеству (Мих. 5:2), о котором хорошо знали первосвященники и книжники народные

, созванные встревоженным царём Иродом после прихода волхвов с востока (Мф. 2:3-6).

Ученики

Иешуа не имеет учеников, а о Левии Матвее, который ведёт записи, говорит, что тот искажает его слова.

Напротив, Иисус имеет двенадцать избранных учеников-апостолов, одним из которых стал мытарь Левий, более известный как апостол Матфей; также в Евангелиях говорится об отправленных на проповедь других семидесяти учениках.

Последователи

Не одни лишь апостолы сопровождали Иисуса в Его странствиях[Коммент. 6]. Вообще, в Евангелиях мы неоднократно читаем о сопровождавших Иисуса толпах народа. В случае с Иешуа Га-Ноцри ничего подобного просто нет.

Вхождение в город

Дорога на казнь

Евангельский Иисус не просто идёт пешком, а несёт на себе орудие своей казни.

Таблички на шее у него нет, но после, когда он придёт на Голгофу, над ним поместят табличку «с надписью вины Его

Казнь и погребение

В описании же казни Христа мы читаем, как воины «взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части

Мировоззрение

Булгаковского Иешуа от евангельского Иисуса отличают не только многие ключевые обстоятельства рождения, жизни и смерти, но и мировоззрение, и понимание своей миссии.

Напротив, евангельский Иисус говорит, что человеку может быть присуще зло, при этом источник как добра, так и зла — сердце человека (см. Мф. 12:34-35 и др.).

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Казнь персонажа

После того как было заведено дело против Иешуа, Понтий Пилат решил разобраться с ним без насилия. В своем отчете он написал, что бродячий философ не представляет никакой опасности и вообще считается душевнобольным. Вследствие этого Иешуа был отправлен в Кесарию Стратонову на Средиземном море. Это произошло из-за того, что своими речами мужчина вызывал волнение в толпе, и его просто решили устранить.

Будучи заключенным, Иешуа написал донесение прокуратору, в котором высказал свое мнение о деянии властей — что именно они делают людей заключенными, и без них человек будет жить в совершенно ином мире, то есть в месте, где царят справедливость и истина. Прочитав донесение, прокуратор решил, что казнь Иешуа Га-Ноцри неизбежна. Аргументировал он это тем, что мужчина оскорбил правителя, и оправдать такое нельзя.

В то же время Понтий Пилат кричал, что самая лучшая, справедливая и честная власть, которая только может быть на земле, – это правление императора Тиверия. На этом моменте дело Иешуа было закрыто. После этого произошла казнь героя, самая страшная и тяжелая – его распяли на деревянном кресте. Со смертью Иешуа все вокруг начинает погружаться во тьму. Вместе с тем жители, которых философ считал своими друзьями и верил им, показывают себя с совершенно другой стороны. Горожане приходят полюбоваться на страшную казнь, картина, которую они видят, приводит некоторых в восторг. Таким образом завершается земной путь Иешуа Га-Ноцри, характеристика которого позволяет оценить всю его тяжесть.

Читайте также: