Охарактеризуйте особенности общественной мысли в средние века кратко

Обновлено: 03.07.2024

Стоит начать с того, что такого понятия как прогресс в общественной мысли и, тем более, в обывательском сознании, в эпоху средневековья просто не существовало. Само понятие прогресса как поступательного движения общества вперед посредством развития науки, технологий и социальных институтов — продукт рационального сознания эпохи Просвещения, которая была хронологически позже.

Человек средневековья же иррационален. У него было совершенно особое, чуждое для современного человека отношение к природу и миру вообще. Человек средневековья не стремился объяснить и изучить окружающий мир, для него уже были заготовлены понятные ответы в Священном Писании, согласно которому весь материальный мир — творение Божие, а человек — органическая часть этого мира, его проекция и воплощение, а не "хозяин", "царь" или кто-то ещё. Отсюда следует, что относится человек средневековья к природе не как к "мастерской", а стремится находится с ней в гармонии.

И, наверное, самое важное, это представления средневековых европейцев о времени. Повторюсь, идеи о прогрессе тогда попросту не существовало. Если мы воспринимаем исторический процесс как линию от менее развитого общества к более развитому (со своими перепадами и провалами, конечно), то в средневековье это был бесконечный круг, цикл. Прошлый год ничем качественно не отличался от настоящего. Прошлое поколение — от настоящего. "Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит" — вспомним книгу Екклесиаста из Ветхого Завета, где подобное отношение к историческому времени демонстрируется довольно ясно.

Если время циклично, и в мире ничего глобально не меняется, то потребности в создании чего-то нового просто не возникает. Потребность была другой: прожить свой отрезок цикла "правильно" — воспроизвести идеал, установленный Писанием и церковью. Именно это определяло сознание средневекового человека, а не стремление привнести в мир что-то качественно новое.

Развитие общественной мысли в Средневековье выражалось в трансформации религиозных идеалов. Поэтому едва ли не самым характерным явлением были ереси и различные формы религиозного разномыслия. Польша XIII—XV вв. знала, по крайней мере, четыре волны еретических движений. В середине XIII в. в Силезии, Великой и Малой Польше появились группы флагеллантов. Они, отражая распространение эсхатологических страхов и нарастание покаянных настроений в обществе, бродили группами из города в город, занимались самобичеванием и обличали греховность земной жизни, провоцируя по временам истерии массовых покаяний. Наибольший размах это движение приобрело во второй половине XIIIв. после монголо-татарского нашествия, а в XIV в. возобновилось с новой силой в связи с эпидемиями середины столетия.

В XIIIв. в Польше возникли и группы вальденсов. Для борьбы с ними прибегли к помощи инквизиции, и десятки еретиков были сожжены. Тогда же в Польше сложились и общины бегардов и бе-гинов, которые первоначально проповедовали францисканские идеалы бедности и оставались лояльны к церкви, но позднее преступили границы ортодоксии, стали отрицать необходимость существования духовенства и претендовать на обладание особыми духовными дарами, наделяющими человека непосредственным знанием и пониманием истин веры. Их учение подготавливало рождение протестантских доктрин всеобщего священства.

Наконец, в XV в. в Польше появилось немало сторонников гусизма, в том числе и в шляхетской среде. Хотя в 1420 г. был принят специальный эдикт о преследовании гуситов, их влияние росло и сказалось в идеологии шляхетского антимагнатского движения 1430-х годов, возглавленного Спытком из Мельштына.

Литература и искусство




Живопись развивалась не только в иконографии, но и в книжной миниатюре, представленной многими великолепными памятниками — такими, как Флорианская Псалтырь и градуал Ольбрахта.

В материальной культуре, технике, строительстве XIII—XV вв. также наблюдаются значительные достижения. Распространяются водяные мельницы, появляются сложные ремесленные производства, например стеклодувное дело, осваиваются сложнейшие инженерные работы в горнодобыче, в городах высокого уровня достигает возведение не только храмов, но и жилых домов и мостов.

В целом в XIII-XV вв. польская культура становится органической частью развитой, зрелой культуры европейского Средневековья.

Развитие общественной мысли в Средневековье выражалось в трансформации религиозных идеалов. Поэтому едва ли не самым характерным явлением были ереси и различные формы религиозного разномыслия. Польша XIII—XV вв. знала, по крайней мере, четыре волны еретических движений. В середине XIII в. в Силезии, Великой и Малой Польше появились группы флагеллантов. Они, отражая распространение эсхатологических страхов и нарастание покаянных настроений в обществе, бродили группами из города в город, занимались самобичеванием и обличали греховность земной жизни, провоцируя по временам истерии массовых покаяний. Наибольший размах это движение приобрело во второй половине XIIIв. после монголо-татарского нашествия, а в XIV в. возобновилось с новой силой в связи с эпидемиями середины столетия.

В XIIIв. в Польше возникли и группы вальденсов. Для борьбы с ними прибегли к помощи инквизиции, и десятки еретиков были сожжены. Тогда же в Польше сложились и общины бегардов и бе-гинов, которые первоначально проповедовали францисканские идеалы бедности и оставались лояльны к церкви, но позднее преступили границы ортодоксии, стали отрицать необходимость существования духовенства и претендовать на обладание особыми духовными дарами, наделяющими человека непосредственным знанием и пониманием истин веры. Их учение подготавливало рождение протестантских доктрин всеобщего священства.

Наконец, в XV в. в Польше появилось немало сторонников гусизма, в том числе и в шляхетской среде. Хотя в 1420 г. был принят специальный эдикт о преследовании гуситов, их влияние росло и сказалось в идеологии шляхетского антимагнатского движения 1430-х годов, возглавленного Спытком из Мельштына.

Литература и искусство

Живопись развивалась не только в иконографии, но и в книжной миниатюре, представленной многими великолепными памятниками — такими, как Флорианская Псалтырь и градуал Ольбрахта.

В материальной культуре, технике, строительстве XIII—XV вв. также наблюдаются значительные достижения. Распространяются водяные мельницы, появляются сложные ремесленные производства, например стеклодувное дело, осваиваются сложнейшие инженерные работы в горнодобыче, в городах высокого уровня достигает возведение не только храмов, но и жилых домов и мостов.

В целом в XIII-XV вв. польская культура становится органической частью развитой, зрелой культуры европейского Средневековья.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое схоластика? Как развивалась общественная идея в Средние века? 2. Расскажите о развитии образования в Средние века. В чем состояло значение возникновения и распространения институтов? 3. В чем состоят различия меж романской и готической архитектурой? 4. Как появилось книгопечатание и какое значение имело это событие? 5. Почему в Западной Европе началось Восстановленье и зародилось учение гуманистов? Назовите наиболее известных представителей Ранешнего Восстановленья. 6. Сравните культуру Средневековья и Старого мира. В чем были их общие черты и различия.

  • Руткайзер Леха
  • История
  • 2019-06-17 20:36:43
  • 7
  • 1

Схоластика - философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и традиционной аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), потому схоластика послужила важным шагом в развитии науки.

Главными руководящими принципами публичной идеи в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для извинения феодальной монархии и сословной структуры сообщества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным любителем монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.

Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая дозволяла строить более высочайшие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и ясными, в то время, как романские - низкими и темными.

Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография - вырезание цельных печатных форм из дерева. Это был очень неловкий метод печати, так как каждую страничку в каждой книжке приходилось вырезать раздельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и иными первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, дозволявшего собирать каждую страничку из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала быстро развиваться. Снизилась стоимость на книги, 1-ые печатные книги - так называемые инкунабулы - стали доступны по гораздо более низкой стоимости, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать великими тиражами поначалу религиозную, а затем научную и светскую литературу.

Восстановление и гуманизм начались как культурные движения мещан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся великим количеством торгашеских городов-республик. Главнейшими дельцами ранешнего (итальянского) Восстановленья были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, живописец), Микеланджело (архитектор, живописец), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым дельцом Восстановленья и предтечей всех перечисленных обычно считают стихотворца Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.

Культура Средневековья резко отличалась от культуры Старого мира тем, что сообщество позднего (римского) Старого мира было сообществом единичного страны и единой урбанистической культуры, внутренне связным и целостным, в то время как средневековое сообщество было сообществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Особенности средневековой философии кратко

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.

Философия средних веков кратко самое главное

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций

Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

ВИДЕО Философия Средневековья кратко

Надеюсь, статья Средневековая философия кратко самое главное оказалась для Вас полезной. В следующей статье Вы можете познакомиться с философией эпохи Возрождения.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Читайте также: