Охарактеризуйте особенности модернизации в арабских странах систематизируйте материал таблица кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ответ. Правящая партия опиралась на средние и беднейшие слои в основной хиндоязычных штатов. Особенности проводимой ею модернизации:

1) многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались в Пакистане, единый хозяйственный комплекс разрушился;

2) в Индии проживает много народностей, говорящих на разных языках (при том, что государственным стал лишь один из них – хинди (дополняет его английский));

4) использовалась помощь СССР, например, в металлургии;

5) были национализированы крупнейшие банки, оптовая торговля, введены ограничения на максимальный размер земельных владений;

6) перспективные сектора экономики получали государственные инвестиции;

7) в международной торговле применялся протекционизм;

8) проводились социальные программы, направленные на улучшение жизни беднейших слоёв населения.

Вопрос 02. В чём состояла суть конфликта между Индией и Пакистаном?

Ответ. Данные государства конфликтовали и конфликтуют из-за спорных территорий – штата Джамму и Кашмир.

Вопрос 03. Какие две тенденции были характерны для послевоенного развития стран Исламского мира? Выделите основные черты каждой из них в области социальных отношений, политики и экономики.

1) военные диктатуры:

а) национализировалась собственность иностранных компаний;

б) ограничивался максимальный размер земельной собственности;

в) земли передавались обрабатывавшим их арендаторам;

г) поощрялось создание кооперативов в сельском хозяйстве;

д) в политике сохранялось влияние военных;

е) ориентация режимов была социалистической, во внешней политике они искали дружбы с СССР.

2) Традиционные монархии:

а) модернизация производилась властями часто при сопротивлении населения;

б) обычно такие страны были богаты нефтью, что давало средства на модернизацию.

Вопрос 04. Какие силы были главным двигателем модернизационных процессов в странах Латинской Америки? Почему социальная база модернизации оставалась там узкой?

Ответ. Основную опору диктаторских режимов, в основном и проводивших модернизацию, составляла армия. В обществах этого региона наблюдался значительный разрыв между богатыми и бедными. Богатых не устраивал произвол военных властей, бедных – крайне низкий уровень жизни. В свою очередь диктаторские режимы не были заинтересованы в расширении своей социальной базы, потому что поддержки военных вполне хватало для удержания власти.

Вопрос 05. Почему при диктаторских режимах латиноамериканским странам удалось добиваться значительных экономических успехов, а при демократических экономическое развитие замедлялось?

Ответ. Диктаторские режимы обеспечивали политическую стабильность и задавливали рабочее движение, чем обеспечивали дешевизну рабочей силы. Таким образом эти страны становились весьма привлекательными для иностранных компаний. Кроме того, диктаторские режимы обычно имели капиталистическую ориентацию (потому что их противники придерживались социалистической), соответственно, получали помощь от США.

Вопрос 06. Выделите общие и особенные черты в развитии стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Индии в 60-80-е гг. XX в.

Ответ. Главной особенностью Латинской Америки можно назвать то, что США вмешивались в дела этого региона гораздо больше, чем в дела других.

На Ближнем Востоке значительную роль играл и играет религиозный фактор, что доказывается и примером революции в Иране, и последними годами с возросшим влиянием исламских экстремистских группировок.

В Индии значительную роль играли межэтнические конфликты, что наглядно демонстрирует убийство Индиры Ганди.

При этом у стран этих регионов есть и общие черты:

1) необходимость модернизировать экономику;

2) большой разрыв между богатыми и бедными;

3) отставание их эномик от ведущих стран;

4) отсутствие социально ориентированной рыночной экономики по западному образцу;

Охарактеризуйте особенности модернизации в арабских странах. систематизируйте материал по основным средствам жизни общества.

сделать в виде таблицы.
политическая система, экономика, социальные отношения, культура и духовная сфера.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Аннотация
XX и XXI столетия можно охарактеризовать как время больших перемен, затронувших практически каждый уголок земного шара, каждую страну. Появились новые реалии, в корне отличающиеся от старых устоев, приобретающие все более масштабный нарастающий характер. Не обошли перемены даже те страны, традиции которых казалось бы невозможно пошатнуть. Речь идет о модернизации стран мусульманского мира, которые также подверглись стремительным переменам в различных сферах человеческой жизни.


Abstract
XX and XXI century can be characterized as a time of great changes which affected almost every corner of the globe, every state. There are new realities which are radically different from the old foundations. These realities are gaining a larger growing scale. Changes didn’t evade even those countries whose traditions seemed unshaken. We are talking about modernization of the Muslim world, which also undergone rapid changes in different spheres of human life.

Многие считают, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не признает никакие изменения, постигшие человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Но на практике это оказалось не совсем так, о чем свидетельствуют изменения в этих странах, которые будут рассмотрены далее. Главной причиной модернизации является стремление мусульманских стран сократить разрыв в уровнях развития с развитыми странами. Возникает вопрос: может ли модернизация разрушить исконную систему культурных ценностей мусульманских государств или же наоборот, модернизация будет способствовать благоприятному развитию этих стран? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретные перемены, происходящие в мусульманском мире, последствия таких изменений и сделать вывод об их благоприятности или же отрицательном влиянии на эти страны. Для примера рассмотрим некоторые государства Ближнего и Среднего востока.

Но стоит отметить, что мнения исследователей и граждан мусульманских стран по вопросу расширения демократических основ в политических системах стран Ближнего и Среднего Востока расходятся: одни считают, что многие принципы демократии не могут вписаться в правовую систему мусульманских стран, другие, наоборот, полагают, что Ислам не может быть почвой для нарушения прав и соответствует многим принципам демократии.

В отечественном и зарубежном востоковедении выделяют несколько групп, образовавшихся в результате разногласий по поводу модернизации в мусульманских странах:

1.Традиционалисты – выступают за ограничение нововведений, считают, что ислам – единственная определяющая сила, которая поддерживает устойчивость общества и формирует нормативный порядок и самобытность культуры;

3. Синтез представителей 1 и 2 групп – наиб распространенное направление. Выступают за синтез ценностей запада и традиционного наследия;

4. Крайние традиционалисты (фундаменталисты) упорно сопротивляются новшествам, опираются на традиционализм в узком смысле, а также на идентичную религиозность;

Но, несмотря на сложившиеся разногласия по поводу модернизации, она все-таки имеет место в мусульманских странах и будет справедливым отметить тот факт, что модернизация влечет за собой кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности этих стран – как положительные, так и отрицательные последствия, являясь, таким образом, социальным регулятором [2]. Эти изменения видны невооруженным глазом, что можно подтвердить реальными примерами:

1.На пороге XXI века страны Ближнего Востока столкнулись с огромным числом безграмотного населения. Эту проблема потребовала незамедлительного решения т. к. безграмотность – огромное препятствие на пути к прогрессу, играющему важную роль в современном мире.

По мнению некоторых экспертов на Ближнем востоке вопиющий уровень безграмотного населения. В 2005 году был озвучен доклад генерального директора Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕКСО) Монжи Буснина, который отметил, что неграмотность является главным тормозом социального, культурного, экономического и политического развития в арабских странах. Кроме этого, организацией была приведена статистика относительно уровня безграмотности в странах Ближнего Востока, согласно которой 70 миллионов жителей арабского мира в возрасте старше 15 лет не умеют читать и писать, при том, что число неграмотных женщин превышает число неграмотных мужчин почти в два раза — 46,5% против 25,1%. Но стоит учитывать, что в разных мусульманских странах ситуация не одинакова. В странах, где начали успешно проводиться реформы, направленные на ликвидацию безграмотности, уровень необразованного населения стремительно падает. В пример можно привести Иорданию (самый высокий уровень грамотности среди стран Ближнего Востока-90%), Иран, Сирию и Саудовскую Аравию. Например, в Иордании в 1964 году был принят закон о всеобщем девятилетнем образовании, а позднее — об обязательном десятилетнем школьном образовании. Таким образом, мы можем увидеть, что модернизация в сфере образования постепенно приносит положительные результаты [3].

2. Изменения коснулись и положения женщины в мусульманском обществе. Начиная с XX века можно проследить улучшение правового статуса женщины, хотя неоспоримым является тот факт, что по сравнению с западными странами права женщин в странах Ближнего и Среднего Востока очень ограничены и определяются преимущественно в соответствии с религиозными нормами. Уровень правового статуса женщины в разных странах Ближнего востока является неодинаковым. Например, в Марокко права женщины реализуются в большей степени, нежели чем в Иране. Но, тем не менее, прогресс очевиден и в пример можно привести тот факт, что во многих арабских странах увеличивается число школ для девушек, помимо этого, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а профессиональная деятельность становится все более доступной для них. Ко всему прочему отмечается уменьшение полигамных браков, что опять-таки говорит о возрастающей роли женщины как личности.

3. Потребности экономического развития также ставят перед мусульманским обществом необходимость нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Как известно в настоящее время наиболее развитые страны переходят к постиндустриальному типу развития, а это значит, что они процветают не за счёт материальных производств и добывающей промышленности, а благодаря сфере услуг. В мусульманских странах наоборот существует сырьевая направленность экономики, например в Саудовской Аравии на сферу материального производства приходится почти 67% ВВП, в Катаре 78% ВВП. Эти данные свидетельствуют о том, что мусульманским странам необходимо модернизировать свою экономику, так как сырьевая направленность делает государство зависимым от продажи сырья, а следовательно оно становится очень неустойчивым. В связи с этим, правительства мусульманских государств предпринимают ряд попыток для того, чтобы модернизировать экономику. Например, в ОАЭ предпринимается целенаправленная политика властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, которая способствовала появлению новых секторов экономики (перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственная, строительство ТЭС, развитие бизнеса и туризма). Но все-таки, несмотря на некоторые успехи, подавляющее большинство мусульманских стран не может отказаться от полной сырьевой направленности, в результате чего модернизация в экономической сфере протекает вяло.

4. Процесс модернизации повлиял и на мировоззрение мусульман. Западные ценности свободы, получающие широкое распространение на экранах телевидения и в СМИ влияют на сознание молодежи. В настоящее время можно проследить изменение отношения некоторых мусульман к институту брака (неразборчивость половых связей, разводы), непослушание родителей. Такие явления не являются столь масштабными в мусульманском мире, но все – же необходимо помнить, что раньше такое поведение было совершенно неуместным в мусульманских странах. Значительно изменились процессы коммуникации в исламском обществе [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что модернизация имеет как плюсы, так и минусы. Но определенно ясен тот факт, что гиперболизация культурной самобытности является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, но вместе с тем, без учета специфики собственной культуры невозможно поддержание стабильности в обществе и его устойчивое развитие. Стоит отметить, что самобытность мусульман зиждется на принципах, которые объединяют всех мусульман, которые не зависят от времени и внешнеполитических обстоятельств, не поддаются трансформации. Это такие понятия, как:

Асабия-объед людей на основе родственных связей

Ватамия- отечество как территориальное единство

Таким образом, мусульманским странам Среднего и Ближнего востока предстоит адаптировать свою политическую систему таким образом, чтобы идя в ногу с современным миром не потерять своего лица и своей самобытности.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Ислам является самой молодой и второй по численности религией в мире. Его исповедуют 24,5% населения Земли. Мусульманство распространено в Западной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. В 28 государствах ислам является государственной религией (Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан).

Для современной мусульманской (исламской) цивилизации характерны этническая неоднородность и вмешательство религии во все сферы жизни человека.

Ислам играет огромную роль в жизни верующих, так как данная религия охватывает все сферы жизнедеятельности верующих: религию, социальное и экономическое устройство, политику, семью и быт. Шариат (мусульманские правила) определяет поведение и мировоззрение каждого мусульманина.

2. Почему после Второй мировой войны усилилось влияние ислама в мире? Какие идеи лежат в основе фундаменталистских течений ислама?

После Второй мировой войны влияние ислама в мире усилилось, так как под исламскими лозунгами активизировалось национально-освободительное движение, возникли исламские политические партии и международные организации.

В основе фундаменталистских течений ислама лежат идеи возврата к основам веры времен пророка Мухаммеда, создания общества и государства на принципах Корана и шариата, утверждения основы исламской экономики.

3. Опишите процесс деколонизации стран арабского региона после Второй мировой войны.

Процесс деколонизации стран арабского региона начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы колониальные режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В 1950—1960 годах в ряде арабских стран прошли революции: в Египте, Алжире, Ливии, Судан, Тунис, Марокко, в результате которых государства получили независимость. Была свергнута монархия и провозглашена республика в 1958 году в Ираке, а в 1969 году — в Ливии.

4. Охарактеризуйте египетский вариант модернизации. Выясните, каково социально-экономическое положение современного Египта.

Египетский вариант модернизации заключается в следующих чертах:

- вся промышленность страны национализирована, то есть принадлежит государству;
- власть в государстве находилась в руках несменяемой правящей группы;
- модернизация проходили при активном участии СССР и США;
- раздача земель сельским жителям;
- переход на рыночную экономику с 1970 года.

Современный Египет — одна из развитых стран Северной Африки. Экономика государства строится на экспорте газа, нефти, хлопка, овощей и фруктов; туризме; сборе пошлины с судов, проходящих по Суэцкому каналу. Разные районы страны развиваются неравномерно.

Особенность модернизации в Иране заключается в проведении этого процесса по инициативе монарха и ориентация на европейский опыт. Шах провел приватизацию производства, а лесные и водные ресурсы национализировал. В стране была запрещена деятельность политических партий.

Государственный строй Ирана — теократическая республика. Высшая власть в Исламской Республике Иран принадлежит духовенству по Конституции страны. Также провозглашен исламский путь развития.

6. Дайте оценку турецкому варианту модернизации. Определите противоречивость проведения модернизации в Турции.

Турецкая модернизация отличалась от развития других мусульманских стран. В Турции был смягчен авторитарный режим, введены демократические основы власти, был принят закон о переходе к многопартийной системе. Страна стала правовым государством. Турция получала помощь от США и Западной Европы. В экономике государство ориентируется на западные ценности — рыночная экономика и вступление в Европейский Союз.

Противоречивость проведения модернизации в Турции заключалась в введении демократических прав и свобод правительством по европейскому образцу, но турецкое общество было недовольно этим, что вылилось в государственные перевороты в 1960 и 1980 годах и обострению деятельности экстремистских организаций.

Читайте также: