Охарактеризуйте особенности культуры галицко волынской руси история 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества. Культура Галицко-Волынского княжества является составной долею культуры Руси. При томона заметно отличается от культуры иных земель, имея собственные самобытныечерты и оригинальность. Даже после монголо-татарского нашествия на протяжениивека Галицко-Волынская Русь не отставала в собственном культурном развитииот соседних государств, а в ряде случаев стала отчизной творческих достижений, чтообогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.

Культура Галицко-Волынского княжества была открытой для воздействий западной и восточнойкультур, но при этом не утрачивала собственной восточнославянской специфики.

Великое влияние накультуру региона имела правоверная церковь, которая, невзирая на политические неурядицы,хранила основные культурные традиции.

КультураГалицко-Волынского княжества стала одной из составных долей формированияукраинской культуры.

Невзирая на точто черты культуры Галицкой и Волынской земель имеют различия, ихразвитие происходило сразу, а процессы были схожими. Это дозволяет ученымрассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостный феномен.

· какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительногоискусства Галицко-Волынского княжества сохранились до настоящего времени.

Задача на повторение

1. Которыеосновные источники культуры Киевской Руси?

2. Вчем заключаются особенности летописания на Руси?

3. Назовитевыдающиеся архитектурные памятники Киевской Руси.

1. Особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества. КультураГалицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При томона заметно отличается от культуры других земель, имея собственные самобытныечерты и оригинальность. Даже после монголо-татарского нашествия на протяжениивека Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитииот соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, чтообогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.

КультураГалицко-Волынского княжества была открытой для влияний западной и восточнойкультур, но при этом не теряла своей восточнославянской специфики.

Большое влияние накультуру региона имела православная церковь, которая, несмотря на политические неурядицы,сохраняла основные культурные традиции.

КультураГалицко-Волынского княжества стала одной из составных частей формированияукраинской культуры.

Несмотря на точто черты культуры Галицкой и Волынской земель имеют различия, ихразвитие происходило одновременно, а процессы были одинаковыми. Это позволяет ученымрассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостный феномен.

2. Образование. Для нуждгосударства и распространение и утверждение христианской веры требовались грамотные иобразованные люди. Образование в Галицких и Волынских землях продолжала традицииКиевской Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрахсуществовали школы. К ним принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курсобучения, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии,становились священниками или продолжали дело отцов. Распространенным было и обучениена дому, особенно для детей бояр, обитавших в загородных усадьбах.

В Галицкой и Волынскойземлях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можнобыло углубить свои знания. Есть сведения о большой библиотеку князя ВладимираВасильковича.



Граффити на стенах церкви Св. Пантелеймона.

Найденные предметыдля письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников былараспространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковыхтаблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте)берестяные грамоты - в Звенигородке и Бресте. Сохранились и пергаментные грамотыкнязей.

О значительномраспространение образования, по крайней мере среди состоятельных слоев населения Галицко-Волынскогокняжества, косвенно свидетельствуют памятники древнерусской письменности XII-XIIIст. В одном летописи, кроме Галицко-Волынского, невозможно найти такойколичества упоминаний о писцов, княжеские канцелярии, архивы, грамоты, завещания,купчие и т.п.

Летописания вГалицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователисчитают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другиеутверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей,своеобразных светских житий князя, которые впоследствии были объединены в единое произведение.

Особенностьюлетописи является то, что он сначала был литературным произведением без разделения на годы.Хронологию в нем проставили впоследствии переписчики, но с большими ошибками.Кроме художественной самобытности, он выделяется своим глубоким содержанием.Летописцы, которых, по мнению ученых, было не менее пяти, умело передают чертысвоего времени, детали неспокойного времени.

Летопись даетширокую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русскихкняжеств, Орды. Сведения летописи - почти единственный источник, который дает возможность восновном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода.

Волынская частьлетописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами,эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культурына землях Галичины и Волыни.

Идейно летописьбыл направлен против боярского своеволия и прославлял русскую оружие и Русскуюземлю.

Летопись такжеценным источником для изучения древнеукраинской языка, ведь он содержит многохарактерных для нее слов, оборотов, пословиц.

4. Архитектура. Наличиекаменных зданий является весомым свидетельством развития того или иного региона.Галицкие и Волынские города богаты каменные сооружения: храмы, княжескиедворцы, замки, укрепленные дворы бояр.

Сначалакаменными были только храмы и княжеские палаты.

Первые каменныехрамы в Галичине и Волыни появляются довольно рано - с конца IX - начала Хвека, что было обусловлено влиянием чешской архитектуры. Но, увы, подавляющеебольшинство храмов конца IX-XIII вв. навсегда потеряна.

В XII-XIII вв.сформировались Волынская и Галицкая архитектурные школы. На волынских строителейощутимое влияние оказало Киевская школа, а галицкие архитекторы использоваликак традиции Киевской Руси, так и достояние западноевропейских мастеров.

Среди сохранившихсявремя монументальных сооружений является Успенский собор во Владимире-Волынском. Он построенВ 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Эташестистопный однокупольная здание имеет простой, но одновременно величественный вид.

Его современник -Успенский собор в Галиче, построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.), - сохранилсядо нашего времени лишь в виде руин. Это был четырехстопный однокупольный храм,окруженный галереями и украшен белокаменной резьбой. Он является яркимвыразителем галицкой архитектурной школы, которая много заимствовала из распространенногов Европе романского стиля.

В Галиче строилине из кирпича, а из местного камня, используя различные породы алебастра иизвестняка. На территории города археологи нашли около тридцати каменныхзданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит также способоблицовка стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов,орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.

На месте древнегоГалича (теперь здесь размещается село Крылос) до нашего времени сохранился храм Св.Пантелеймона (XII-XIII века), который также является ярким представителем галицкойархитектурной школы.

Об богатства иархитектурные особенности галицко-волынских храмов дает представление описание церквиИоанна Златоуста в Холме (XIII в.)

Документы рассказывают

Вопросы к документу

1. Какие архитектурные особенности малая церковь?

2. Какие элементы церкви свидетельствуют о влияниизападноевропейского искусства?

В Галиче,Звенигородке, Луцке и других городах археологи нашли руины княжескихдворцов.

В XIII в. вГалицко-Волынском княжестве велось активное строительство городов и крепостей. Так,на Волыни рядом с Холмом были построены укрепленные города Данилов, Кременец,Угровск, в Галиции - Ярослав, Сяник. Все они имели оборонительные сооружения, непод силу было одолеть даже монголо-татарам с их осадной техникой.

5. Изобразительное искусство. Живописи принадлежалаведущая роль в художественной культуре Галицко-Волынского княжества. Онапредставлена монументальной живописью (фресками) и иконами.

Фресковая живописьпродолжал киевские традиции. Ими были расписаны главные храмы Волыни иГалича. Однако он не широко распространен - с последней четверти XII в.строятся храмы, в которых не было фресок. К таким сооружениям, например, относитсясобор в Луцке.

В то же время фрескинаходят широкое распространение в княжеских палатах. Существуют летописные свидетельства,которыми были разрисованы палаты Ярослава Осмомысла. Все они имели светскиемотивы.

В XIII -начала XIV в. на Волыни ведется интенсивное храмовое строительство, сопровождающеесявосстановлением традиций создания фресок, но ими покрывают лишь алтарнуючасть храмов.

Однако до настоящеговремени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписиАрмянского собора во Львове, которые датируются ХIV-ХV вв.

Интересные факты

Высокий уровеньмонументальной живописи времен Галицко-Волынского княжества подтверждает то, чтов ХIV-ХV вв. мастера выполняли монументальные росписи в Польше, которые сохранилисьв Сандомире (30-е гг XIII век), Кракове - часовня Св. Креста на Вавеле (1470г.), Вислици - костел (XIV века). Фрески замковой капеллы в Люблине назаказу короля Ягайло выполняла группа живописцев, которую возглавлял мастерАндрей с Волыни.

При оформлениихрамов на Галичине и Волыни акцент делался на иконах, которые образовывали целыеансамбли.

Сначала храмыукрашались двумя большими по размерам иконами, напоминавшие фресковаяроспись. Позже их количество увеличивается. Образуется иконостас - особаяперегородка, закрывающая алтарную часть и состоит из нескольких рядов икон.

Иконы,распространялись в Галиции и Волыни, имели византийское или киевское происхождение.Впоследствии на Волыни и Галичине появились собственные школы иконописи. Его расцветприходится на вторую половину XIII-XIV вв. Особенностью иконописи этого периода являетсято, что он развивался без жесткого контроля со стороны церкви или власти. Художники,соответственно, пытались отыскать выражение сюжета, иногда нарушая каноны.Изображения на иконах имеют легкую объемность, чем существенно отличаются отвизантийских образцов.

Интересные факты

Еще одним шедевромиконописи того времени является уважаемый в Польше Ченстоховская икона Богоматери (XIVвека), которая была написана в Галичине.

Известны и другиегаличской живописи XIV века, которым присущи высокое мастерствоживописцев, выразительная индивидуальность, сочетание византийских традиций,древнерусского наследия и струи местного народного искусства. Чрезвычайнопопулярными были иконы с изображением святого Николая и святых мучеников Димитрия,Фрола и Лавра, Бориса и Глеба.

ИскусствоГалицко-Волынского княжества представлено также и книжным миниатюрой,расцвет которой приходится на XIII в. Немногочисленные сохранившиеся миниатюры рукописейпринадлежат исключительно к высокопрофессиональных образцов. Древнейшим иллюстрированнымрукописью галицко-волынской традиции, сохранившийся до нашего времени, является ДобриловеЕвангелие (1164 г.), в котором содержатся четыре миниатюры евангелистов и фонеоборудование мастерские.

АрхиерейскийСлужебник с Перемышля (начало XIII века) украшен тремя миниатюрами(Сохранились две) святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и ГригорияБогослова. Как и предыдущие миниатюры, эти образы являются удлиненными, с маленькими головами- Согласно канонам византийского искусства.

Значительная частьминиатюр XIII в. являются копиями фресок храмов, из которых происходили рукописные книги.

Выразительновыделяются миниатюры Евангелия XIII в. (Неизвестное происхождение). Они многодекорированные прорисованными мелкими деталями. Но подавляющее большинство сохранившихсярукописей имеют значительно скромнее отделка в виде заставок, конечностей,инициалов, организации листов, орнаментации.

На территорииГалицко-Волынского княжества археологи обнаружили много сокровищ со всевозможнымиювелирными украшениями. Чаще всего находят серьги, колты, подвески,браслеты-наручи, подвески. Эти находки свидетельствуют о высоком уровнегалицко-волынских ювелиров, которые хорошо знали разные технические приемы: литье,ковка, чеканку, позолоту, инкрустацию и т.д.

Выводы. Культура Галицко-Волынского княжества имела значительныедостижения. Она оставила после себя образцы, которые поражают своим мастерством исовершенством. Будучи частью культуры Руси, она имела значительные различия,были вызваны местными условиями и культурными влияниями соседей.

Запомните даты

1157 -строительство Успенского собора в Галиче.

1160 -строительство Успенского собора во Владимире-Волынском.

Конец XIII -начало XIV в .- расцвет искусства иконописи.

Вопросы и задания

Проверьте себя

1. Каковы особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества?

2. Где вГалицко-Волынском княжестве можно было получить образование?

5. Назовитесамые известные архитектурные памятники Галицко-Волынского княжества. Какие из нихсохранились до наших дней?

6. Что нового встроительстве оборонительных сооружений начали галицко-волынские мастера?

7. Какие жанрыизобразительного искусства получили развитие в Галицко-Волынском княжестве?

8. Назовитесамые известные образцы памятников изобразительного искусства Галицко-Волынскогокняжества.

Подумайте и ответьте

1. Каковы особенностилетописания в Галицко-Волынском княжестве?

2. Определите чертыархитектуры Галицко-Волынского княжества.

3. Какие видымонументального искусства были распространены по той эпохи? Объясните почему?

4. Почему фресковаяживопись конце XIII в. постепенно вытесняется из оформления храмов иконами?

Выполните задание

1. Опишите одну из памятников культурыГалицко-Волынского княжества.

2. Составьте план рассказа по теме «ИскусствоГалицко-Волынского княжества.

3. Выясните основные черты культуры Галицко-Волынского княжества.

4. Определите различия культурыКиевской Руси и Галицко-Волынского княжества . Ответ представьте в виде таблицы.

Для любознательных

В чем проявляласьсамобытность культуры Галицко-Волынского княжества?

1. Составьте перечень князейГалицко-Волынского княжества с указанием годов их правления.

2. Определите хронологическуюпоследовательность ключевых событий истории Галицко-Волынского княжества.

4. Составьте исторический портреткнязей: Романа Мстиславича, Даниила Галицкого, Льва Даниловича, Юрия И Львовича(По выбору).

5. Можноутверждать, что правление Даниила Галицкого было эпохой расцветаГалицко-Волынского княжества? Свой ответ обоснуйте.

6. Кто изгалицко-волынских князей принял титул короля? С какой целью они это сделали?Достигли они своей цели?

7. Выполните задание поисторической картой:

· Покажите, с какими государствамиграничило Галицко-Волынское княжество .

· Покажите на карте границыкняжества: а) в период его наивысшего подъема, б) после нашествия Батыя.

· Определите города, в разноевремена были главными резиденциями (столицами) галицко-волынских князей.

· Покажите, где состояласькоронация Данила Галицкого.

Укажите город, вкоторых произошли решающие битвы в истории Галицко-Волынского княжества.

· Проведите черту, за которой были разделены землиГалицко-Волынского княжества между Польшей и Литвой.

8. Почему между странами-соседямивелась такая острая борьба за галицко-волынское наследство?

9. Заполните таблицу «Объективныеи субъективные причины гибели Галицко-Волынского княжества. Сделайтесоответствующие выводы.

10. Дайте подробное описание одного из памятников культуры Галицко-Волынскогокняжества.

Особенность развития культуры. В отличие от других регионов Руси, где вследствие монгольского нашествия культура переживала упадок, в Галицко-Волынском государстве XIII - первой половины XIV в. наблюдалось ее подъема. В значительной степени этому способствовали развитие экономики и городов, в которых преимущественно и сосредоточивалось культурная жизнь. В городской жизни отчетливо прослеживалась преемственность культурных традиций Руси. Вместе отчетливо проявлялись черты самобытности и оригинальности. При этом Галицко-Волынское государство оставалась открытой для культурных заимствований из стран Центрально-Восточной Европы.

Высокообразованным человеком был князь Владимир Василькович. Благодаря ему в Галицко-Волынском государстве чрезвычайное уважение имела рукописная книга. Книжники-переписчики получали образование в монастырях. Некоторые потомки состоятельных семей выезжали на учебу в Византию и западноевропейские университеты.

Образование развивалась по традиции, начатой в Киевской Руси. Новым явлением стало основание образовательных центров при дворах князей и получение отдельными лицами высшего образования за рубежом.

Архитектура. Архитектура Галицко-Волынского государства отличается яркой самобытностью. Ее бурное развитие обусловливалось широкомасштабной деятельностью Даниила Романовича, начатой в 30-х годах XIII в. и направленной на развитие существующих и создание новых городов. Последние возникали, прежде всего, как укрепленные пункты, поэтому первоочередное внимание уделялось фортификации: валам, стенам, вратам, замкам, каменным башням - донжонам. Они возводились на основе сочетания местных традиций с достижениями западноевропейской военной науки (Холм, Данилов, Стожок, Базовый и др.). В новых городах главное внимание сосредоточивалось на сооружении укрепленной княжеской резиденции. Видное место строительство городов занимало в деятельности Василька и его сына Владимира.

С архитекторов особенно прославился Алеша. Продолжали укрепляться и построенные ранее на скалах деревянные крепости в Уриче, Бубнище, Розгирче и Подкамене, составлявшие уникальное явление в европейском оборонном строительстве. С конца XII в. начинается строительство замков из камня (Луцк, Кременец).

Возводились храмы и монастыри. Одним из старейших является Успенский, собор (1160) Владимира-Волынского, в значительной мере подобен собору Елецкого монастыря в Чернигове. Успенский собор в Галиче (1157) - яркий образец Галицкой архитектурной школы, сложившейся под влиянием романской архитектуры. Прекрасным был Холмский кафедральный собор Св. Иоанна Златоуста. В Дорогочине Даниил Галицкий построил церковь Богородицы. Владимир Василько построил храмы: апостола Петра в Бресте, Благовещения в Каменке, Св.Дмитрия во Владимире-Волынском. В конце XIII в. каменное церковное строительство уступает деревянном церковного зодчества.

Развитие архитектуры проходило на основе местных традиций с применением достижений европейского строительного дела. Она достигла наивысшего уровня в сооружении фортификаций и каменного церковного строительства.

5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./.

1. В чем заключается особенность развития культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества?

2. Почему подъем экономики и развитие городов способствовали развитию культуры в данный исторический период?

3. Как языческие верования, а позднее христианство влияли на мировоззренческую систему древнерусского человека?

4. Назовите известные храмы времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства?

6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- учебное помещение:

- оборудование:

Методразработка лекции, раздаточный материал.

-иллюстрационный материал:

Презентация в электронном виде.

7. Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме прочитанной лекции:

Литература:

Украиноведение : История Украины, украинская и зарубежная культура : Курс лекций для иностранных студентов 1 курса медицинского университета (рус.яз. обучения) / А. В. Гонтар и др. – Одесса, 1999. – 72 с. (НБ ОНМедУ ББК 63 / У 452). Лекция 5.

Дополнительная:

Власов В. Г. Славянская азбука и славянские просветители / В. Г. Власов. – М. : Знание, 1989. – 64 с. (НБ ОНМедУ ББК 81 / В 581)

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси ; отв. ред. Г. Г. Литаврин. – М. : Наука, 1988. – 272 с. (НБ ОНМедУ ББК 86 / П 767)

Контрольные вопросы:

1. В чем Вы видите особенность развития культуры Киевской Руси?

2. Почему подъем экономики, развитие городов и торговли способствовало развитию культуры в Киевской Руси?

3. Каково влияние христианства на развитие культуры в Киевской Руси?

4. Какой фактор играл решающую роль в развитии архитектуры в данный исторический период?

5. Что вы знаете о развитии монументальной живописи в Киевской Руси и Галицко-Волынском государстве?

6. Назовите самые известные храмовые строения ХІ-ХІІІ вв.

7. Охарактеризуйте состояние развития иконописи, книжной миниатюры и летописания?

8. Почему росло количество начальных школ в Киевской Руси?

9. Какие предметы изучались в образовательных центрах и при дворах князей?

Задания:

1. Перечитать конспект лекции.

2. Познакомиться с рекомендованной литературой.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом)

1. Как называли славян римские историки Плиний и Тацит

2. До принятия христианства большая часть жителей Киевской Руси исповедовала:

3. Крещение Руси было в . году

4. Русь приняла христианство от:

5. Крещение Руси для большей части населения было:

б. по договоренности

г. с согласия языческих жрецов

6. Центрами летописания в Киевской Руси были:

а. вотчины знатных бояр

г. княжеские хоромы

7. Символ государственности Украины, на котором, как и на Конституции, присягает на верность Украине Президент

а. Остромирово Евангелие

б. Пересопницкое Евангелие

в. Острожская Библия

г. Повесть временных лет

8. Первую библиотеку на Руси и архив для хранения важных документов основал:

а. Феодосий Печерский

б. Владимир Мономах

в. Митрополит Иларион

г. Ярослав Мудрый

9. Вид письма, напоминающий современный печатный шрифт, строго геометрической формы, без наклона:

10. Первый каменный храм Киевской Руси - это:

а. Собор Святой Софии

б. Десятинная церковь

в. Киево-Печерская лавра

г. Михайловский Златоверхий монастырь

11. Какой святой на Руси считался покровителем медицины и врачей:

12. Известный врач ХИ века Печерского монастыря

13. Назовите создателей первого славянского алфавита

а. Кирилл и Мефодий

г. Святослав и Владимир

б. Владимир Мономах

в. Митрополит Иларион

г. Ярослав Мудрый

В XII веке территории юго-западной части Руси были объединены в одно Галицко-Волынское княжество. Создать такое большое государство смог мудрый правитель Роман Мстиславович. Он воспользовался междоусобицами, присвоил себе земли Галича, а после смерти Владимира, сына Ярослава, присоединил Волынь. Государство просуществовало около двухсот лет, а его князь получил титул самодержца всей Руси.

Галицко Волынское княжество города

Географическое положение

Государство было расположено на плодородных черноземах юго-западной Руси. Галицко-Волынские земли граничили на севере с Литвой, на юге с Золотой Ордой, на востоке с Киевским княжеством и на западе с Польским королевством. Карпаты стали природной границей с Венгрией.

Природные условия подходили для развития сельского хозяйства. На территории расположились многочисленные водоемы, с южной стороны княжество омывалось Дунаем, с восточной — реками Припять и Стырь. Точные данные о количестве населения не сохранились, хотя подданные по приказу властителя периодически проводили перепись на всех подконтрольных землях. Регулярно переселялись семьи с завоеванных территорий. Основной частью населения были славяне, но и татары, поляки, литовцы и пруссы тоже проживали в княжестве.

Государство благодаря хорошим условиям быстро развивалось. В результате появились в Галицко-Волынском княжестве города, которые до сих пор покоряют величественной архитектурой:

  • Львов;
  • Галич;
  • Владимир-Волынский.

Львов и сейчас считается культурным центром Украины, а назвали город в честь Льва — сына Данилы Галицкого. Галич был первой столицей княжества, а во Владимире-Волынском находилась крупная еврейская община. В период Второй мировой войны немецкие войска уничтожили 25 000 человек в этом городе.

Политика княжества

Экономическое развитие Галицко Волынского княжества

Политикой государства историки интересуются до сих пор. По официальной информации вся власть была сосредоточена в руках именитых бояр, они брали на себя ответственность за принятие всех решений. Знать созывала совет и определяла, кому отдать власть, а у кого ее забрать. Хоть князь принимал решения самостоятельно, бояре должны были их одобрить или обжаловать. Без их согласия властитель не мог вести переговоры и участвовать в заседаниях.

Знатных бояр позже пришлось объединить в один орган — совет. В него входили крупные землевладельцы и епископы. Феодальный общественный строй делился на пять слоев, у каждого были свои особенности и отличия:

  • крестьяне или смерды;
  • ремесленники;
  • церковные служители;
  • феодалы;
  • мужи.

Галицко-Волынское княжество города

Наиболее численная категория — крестьяне — объединялась в общины. У них не было никакой собственности, они занимались обработкой земель феодалов. Государство получало от смердов натуральный налог — плодами, зерном, домашним мясом. У ремесленников были гончарные, ювелирные и другие мастерские. Они жили только в крупных городах и поставляли свою продукцию на внутренний и внешний рынок.

Церковная знать владела значительными земельными угодьями и крестьянами, которые их обрабатывали. Свои участки служители получали от князя. К этой категории принадлежали только люди, получившие образование. Феодалы служили правителю, от него они получали земельные наделы и владели ими до тех пор, пока могли выполнять свои служебные обязанности. На верхушке находились мужи или вотчинники. В их расположении были самые большие земельные угодья. В княжестве действовал свод законов — Русская Правда Ярослава Мудрого.

Экономика и войско

История древнерусского государства

Экономическое развитие Галицко-Волынского княжества находилось на одном уровне с другими европейскими державами. Его базой было сельское хозяйство. Практически у каждого двора были свои угодья, пахотные земли, луга, сенокосы и леса, а также обширные территории для охоты и рыбной ловли.

Крестьяне выращивали овес и жито, реже встречались поля с пшеницей и ячменем. Из домашних животных разводили лошадей, свиней и овец. Их выпасали на ближайших лугах. Ремесленники варили соль, продавали ее странам-соседям. Также они занимались деревообрабатывающей промышленностью и строительством. Активно развивались такие отрасли, как гончарство, оружейное и кузнечное дело, ювелирное мастерство.

Торговые отношения с другими государствами только зарождались. Развитию внешней экономики препятствовало отсутствие речных портов и выхода к морям. Внутренняя торговля велась только между крупными городами.

Большое значение власть придавала созданию войска. Оно делилось на две части — воины и дружина. Последняя формировалась только из боярского сословия, дружинники были личным войском князя и его семьи. Все солдаты должны были безоговорочно участвовать в каждом военном походе. Бояре отправлялись воевать вместе со всеми своими подданными, количество которых иногда достигало нескольких тысяч, и конницей. Представителей менее именитых родов сопровождали только лучник и оружейник.

Существовала и отдельная дружина князя. В нее входили только молодые бояре, которые постоянно находились возле правителя. Народное ополчение — это простые воины, их не с таким усилием звали участвовать в походах.

Культура и образование

Географическое положение Галицко Волынского княжества

В государстве сформировалась особая самобытная культура. Она брала свои истоки в древнерусских традициях, а также заимствовала некоторые обычаи у соседних стран. У княжества был собственный флаг и герб. Центрами культуры стали монастыри в крупных городах. Культурная жизнь сосредоточилась в Галиче, Львове, Владимире. Здесь развивалась письменность, рождались живописцы и скульпторы, открывались библиотеки.

Храмы и монастыри стали известными архитектурными памятками. На Волыни здания сооружали по традициям Приднепровья. Галичские архитекторы заимствовали знания в Венгрии, Польше и Чехии, поэтому дома в этом городе построены в романском стиле. Именно эти конструкции отличались разнообразием. Отделывали их белым камнем, облицовывали стены рельефными плитками из керамики с изображением растительных орнаментов, географических фигур и сцен военных сражений.

В XII веке архитектура княжества достигла своего пика. Это связано с одним известным событием — постройкой в Галиче величественного Успенского собора. По размерам конструкция уступала только Софии Киевской. Сооружение символизировало могущество государства, а построено оно было по приказу Ярослава Осмомысла. Когда раскапывали фундамент собора, то под старинными обломками археологи обнаружили саркофаг с останками самого князя. Другие значительные архитектурные памятники:

  • церковь Святого Пантелеймона;
  • город Холм;
  • Успенский собор во Владимире;
  • башни-донжоны.

Церковь Святого Пантелеймона

До наших дней сохранилась церковь Святого Пантелеймона, она расположена в селе Крылос Ивано-Франковской области. В XIII веке архитектурным центром стал город Холм, но до сегодняшнего дня ни одно его сооружение не сбереглось. В 1160 году князь Мстислав Изяславич приказал построить во Владимире Успенский собор. Он действует до сих пор. Спустя более сотни лет в Волыни появились новые оборонительные сооружения — башни-донжоны. Их строили из камня или кирпича.

Галицко-Волынское государство имело развитую экономику и собственный социальный строй. На мировой карте оно занимало значимое место. После распада одна его часть отошла Польскому королевству, а вторая — Литовскому княжеству.

Читайте также: