Охарактеризуйте оперативное лечение в древней месопотамии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Обозначим основные проблемы хирургии первой половины XIX в.:

1) неприменение антисептики;

2) незнание хирургами анатомии;

3) неприменение наркоза.

В это время наиболее передовые хирурги признавали, что необходимо очень точно знать анатомию человека для того, чтобы преподавать оперативные вмешательства. Надо сказать, что в России не было так называемого цехового деления медицинских работников. Одновременно с этим в странах Западной Европы такое деление имелось.

Если обратиться к Западной Европе, то даже в первой половине XIX в. хирургия носила отпечаток средневековых традиций, как бы ремесленной подготовки хирургов. Многие, кто считались хирургами, не знали анатомии. Теперь рассмотрим связь анатомии и хирургии в России. Уже в конце XVIII и первой половине XIX вв. хирургия в России развивалась в тесной связи с анатомией. Разобщение хирургии и анатомии произошло в середине XIX в.

Обозначим некоторых наиболее известных и выдающихся анатомов и хирургов первой половины XIX в.: И. Ф. Буш (1771–1843), Е. О. Мухин (1766–1850), П. А. Загорский (1764–1846), И. В. Буяльский (1789–1866), Н. И. Пирогов (1810–1881 гг.). Все эти талантливые анатомы и хирурги неоднократно подчеркивали в своих атласах, учебниках и различных других сочинениях, что хирургам необходимо хорошо знать анатомию.

Середина XIX в. ознаменовалась для хирургии значительными нововведениями – применением эфирного и хлороформного наркоза. Это дало возможность хирургам оперировать более спокойно и без ненужной спешки.

Борьба с инфицированием раны – одна из основных задач хирургии второй половины XIX в. Развитию хирургии значительно способствовало создание и внедрение в практику антисептики и асептики. Бичом хирургов были гнойные осложнения после операций и после ранений.

Дело в том, что нагноения замедляли заживление ран, кроме того, вызывали у раненых и больных после операций септические осложнения, истощали оперированных и раненых и достаточно часто приводили к летальному исходу. Во время Отечественной войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу русские врачи применяли эвакуацию, а также организовывали военно-развозные госпитали – именно они выявили преимущества русской военно-полевой медицины. Надо сказать, что еще до того, как Пастер сделал свои открытия, российские хирурги (И. В. Буяльский, Н. И. Пирогов) вели борьбу с раневой инфекцией. Буяльский для обмывания рук применял антисептический раствор хлорной извести, он считал, что это одно из самых лучших предохранительных средств для хирургов, повивальных бабок, акушеров, врачей и фельдшеров как при операциях, внутренних осмотрах, перевязывании гангренозных, раковидных, венерических и нанесенных бешеными животными ран, и при вскрытии мертвых тел. Н. И. Пирогов же при лечении ран применял йодную настойку, азотнокислое серебро, раствор хлорной извести. Стоит также сказать, что в своей клинике в Петербурге в 1841 г. Н. И. Пирогов выделил специальное отделение, которое предназначалось для больных рожей, пиемией, гангреной и т. д. Делал он это для того, чтобы предупредить развитие внутрибольничной инфекции.

В течение 1880-х гг. появились зачатки асептики. Асептика включала некоторые приемы, которые были выработаны антисептикой (обработку дезинфицирующими средствами операционного поля и рук хирурга, строгую чистоту операционной). Была введена стерилизация инструментов, одежды персонала операционной, перевязочного материала. В 1884 г. отечественный врач Л. О. Гейденрейх доказал, что наиболее совершенным является стерилизация паром при повышенном давлении. Он предложил автоклав. Постепенно химические методы дезинфекции (например, перевязочного материала) сменялись физическими. Нужно сказать, что асептика была результатом трудов хирургов различных стран. В конце 1880-х гг. в России начали применять в ряде клиник асептические методы. Например, Н. В. Склифосовский – в Москве, А. А. Троянов – в Петербурге, а также М. С. Субботин – в Казани и т. д.

Нужно сказать, что введение антисептики, асептики и обезболивания способствовало расцвету хирургии. Благодаря знаниям анатомии хирурги смогли разработать технику операционных подходов, в частности к глубоколежащим органам и тканям. Введение и развитие асептики позволило хирургам оперировать не только на конечностях и поверхности тела, но и проникать в его полости.

В конце XIX в. начала широко развиваться полостная хирургия, было произведено большое количество операций на брюшной полости. Например: гастроэнтеростомия (Г. Матвеев, Т. Бильрот), пилоротомия (Ж. Пеан), иссечение слепой кишки (Т. Бильрот), гастростомия (Н. В. Склифосовский, А. Нуссбаум), иссечение привратника (Т. Бильрот), частичное иссечение толстой и тонкой кишок. Начались операции на печени, почках. Первые операции холецистотомии были произведены в 1882 и 1884 гг. Достаточно часто проходили операции нефрэктомии.

Одним из важных достижений является то, что начали проводиться операции на периферических нервах (нервный шов, вытяжение нерва), на головном мозге (например, удаление опухолей). Кроме этого, были введены новые перевязочные средства (вата, марлевый бинт, кисея, марля и т. д.).

Местное обезболивание начало свое развитие с применения кокаина. Первым, кто изучил действие кокаина на чувствительные нервы, был петербургский фармаколог А. К. Анреп в 1880 г. Он же был первым, кто стал делать больным подкожные введения кокаина. Ну а с 1884 г. обезболивание кокаином стало применяться в хирургии.

В 1886 г. Л. И. Лушкевич был первым, кто применил областное (регионарное) обезболивание, он описал нарушение проводимости нервов у человека после того, как был введен подкожно кокаин. Л. И. Лушкевич также применил первым проводниковое обезболивание пальца при операции (еще задолго до Оберста). А. В. Орлов указал в 1887 г. на преимущество слабых растворов кокаина. Так, местное обезболивание было достаточно распространено в практике земских врачей.

Надо сказать, что земская медицина в конце XIX – начале XX вв. значительно улучшила медицинскую помощь сельскому населению. Также земская медицина сыграла большую роль в развитии хирургии в России. Так, хирургия – одна из первых медицинских специальностей, потребовавшаяся в земских больницах.

Следует отметить, что хирургическая специальность развивалась не только в университетских клиниках и больницах крупных городов, также она развивалась в уездах, в земских участковых больницах. Там формировались крупные хирурги, которые могли производить достаточно сложные операции.

Применение спинномозговой анестезии и внутривенного наркоза ознаменовало начало XX в.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в области хирургии блистали такие хирурги, как А. А. Бобров. И. И. Дьяконов, Н. В. Склифосовский, В. И. Разумовский, Н. А. Вельяминов. Они на самом деле стали в теоретическом и практическом отношениях продолжателями дела Николая Ивановича Пирогова. Они проводили сложные операции, изучали проблемы общей хирургии, создавали новые оперативные методики.

Н. В. Склифосовский (1836–1904) – один из крупнейших российских хирургов, общественный деятель, видный, прогрессивный ученый. Он сделал многое для того, чтобы внедрить в хирургическую практику асептику и антисептику. Он развивал полостную хирургию.

Например, операции на желудке, желчном пузыре, печени, мочевом пузыре, овариотомия. Велики его заслуги в области военно-полевой хирургии. Вклад А. А. Боброва: изобрел аппарат для вливания солевого раствора, разработал новый особый метод оперирования грыж. Кроме того, он организовал санаторий в Алупке для лечения детей с туберкулезом костей и суставов. П. И. Дьяконов, помимо разработки вопросов асептики и антисептики, обезболивания, занимался вопросами пластической хирургии, а также вопросами лечения желчнокаменной болезни.

Хирургия расширяла возможности воздействия на болезненный процесс. Не случайно в конце XIX в. в некоторых клинических специальностях, таких, например, как урология, офтальмология, гинекология, появились, помимо терапевтических методов, – хирургические.

Имела свое развития восстановительная хирургия – пластические операции, протезирование. В хирургии конца XIX – начала XX вв. повысилась эффективность хирургического вмешательства благодаря появлению новых, усложнению старых оперативных методов, а также в результате применения новых сложных инструментов и приборов.

Медицина в древней Месопотамии: асуту и ашипуту.

К середине II тысячелетия до н.э. в древнем Междуречье сформировалось 2 основных направления врачевания: асуту, представители которого назывались асу и ашипуту, чьи адепты звались ашипу.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на 3 основные категории:

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов Древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

Считалось, например, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а стршная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку.

Врачеватель асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: "рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки.

В то же время нигде — ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: "он умрет", "он не выздоровеет" и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: "он будет жить", "он вылечится", "его болезнь уйдет", "он поправится и будет жить". Если прогноз был безнадежен,, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания.

У ашипу даже были предостережения от лечения: "Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему". Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: "он выздоровеет", "его нужно лечить,". Прогноз "он умрет" в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: "Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз. этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет".

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он "не протягивал своей руки" (впоследствии это выражение появилось в "Гиппократовом сборнике").

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: "остановить лихорадку и жар", "отвести отеки", "заставить болезнь уйти", "успокоить выступающие сосуды рук и ног" и т.п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы, коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи, листья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20).

Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или "преследовавших" его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: "такова воля богов" или "болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства" и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке. Родовспоможением занимались женщины.
Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Законы Хаммурапи как источник древневавилонского права.

Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии. Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.

Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.

Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций , классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.

Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-—в середине III тысячелетия до н. э., в Китае — II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья— III—II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе— I тысячелетии до н. э., в Америке— в I тысячелетии н. э.

Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) >ъ странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой -— в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

(Шумер, Вавилония, Ассирия)

История

Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии (так же, как ,и долина р. Нил в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Первые крупные поселки в Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чаталхююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т. д.) появились уже в VIII— VI тысячелетиях до н. э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами.

Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (рис. 7).

С начала II тысячелетия' до н. э., после возвышения г. Вавилон в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского, царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 15 столетий ..(XX—XVI вв. до н. э. — старовавилонский период, XVI—XII вв. до н. э. — средневави-лонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н. э.— нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

В верхней Месопотамии с XV по VII в. до н. э. существовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничтоженное в 614—605 гг. до н. э. в результате нашествия мидян.

Источники по истории и врачеванию

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5), а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРЕ (III тысячелетие до н. э.)

История

С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

Развитие медицинских знаний

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Уругальэдинне, жившего в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств (рис. 8).

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.

Плодородная долина Евфрата в Передней Азии (так же как и долина реки Нил в Северо- Западной Африке) — один из древнейших очагов человеческой цивилизации.

Здесь, в Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии, как назвал эти земли греческий историк Геродот, посетивший их в середине V века до нашей эры), на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. сформировались первые рабовладельческие города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н. э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Глиняная табличка с текстом о лечении
расстройства желудка. VII век до н. э.
Найдена в Ниневии. Лондон.
Британский музей.

Медицинские тексты древней Месопотамии записывались концом остро заточенной палочки на влажных глиняных табличках, которые потом обжигались и таким образом сохранялись в течение тысячелетий.

Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — клинописная табличка, найденная в 1889 году археологической экспедицией Пенсильванского университета на территории Ирака при раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 километрах от современного Багдада).

В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (то есть средства минерального происхождения), а также части животных шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей, молоко и другие.

Текст таблички предельно лаконичен. В нем нет ни единого слова о богах или демонах (о которых повествуют более поздние тексты), он не содержит заклинаний и заговоров (которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода).

Большинство клинописных медицинских текстов составлено во II—I тысячелетиях до н. э. Значительная их часть обнаружена при раскопках столицы Ассирийского царства Ниневии во дворце правителя Ашшурбанапала (VII век до н. э.), по велению которого из всех подвластных ему территорий собирались тексты в царское хранилище рукописей. Некоторые из них посвящены описанию болезней и методам их лечения.

Месопотамские медицинские тексты широко распространились во всей Передней Азии и переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

По представлениям древних вавилонян, которые восприняли пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов) во главе мира стояла верховная триада: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии Эа.

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому он почитался также как бог мудрости и покровитель врачебного искусства.

Помимо верховной триады богов, существовала вторая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, известно, что правитель Митанни — Душратта (XIV век до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает мертвых к жизни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя Гудеа из города Лагаш, который жил в XXII веке до н. э.

Помимо богов, фантастический мир жителей Древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи.

Считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту распространяет детскую лихорадку.

Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва; она стояла на коленях или во весь рост и кормила грудью свиней.

Однако не следует думать, что у народов древней Месопотамии болезни связывались только со злыми духами. Они объяснялись также нарушением принятых в общине обрядовых, правовых и моральных предписаний, нездоровой пищей, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Рельеф из царского дворца в Калахе (Ассирия). Позади царя изображен
крылатый гений, который защищает его от болезней. Лондон. Британский музей.

БОЛЬНОЙ, ВРАЧЕВАТЕЛЬ, ЗАКОН

В 1901 году французская археологическая экспедиция под руководством Ж. де-Моргана обнаружила при раскопках древнего города Сузы (на территории современного Ирана) большой базальтовый столб высотой 2,25 метра, на котором высечены Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи (XVIII век до н. э.).

В верхней части стелы изображены две фигуры: сидящий бог Солнца, справедливости и оракулов Шамаш и стоящий перед ним в почтительной позе царь Хаммурапи, которому бог вручает атрибуты царской власти.

Вся остальная поверхность столба покрыта тщательно выполненным убористым текстом, который включает пролог, 282 параграфа Законов и эпилог.

Некоторые их положения отражают правовые аспекты деятельности врачевателей в тот период истории Месопотамии. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение.

«212. Если врачеватель срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить врачевателю пять сиклей серебра.

212. Если (это) сын мушкенума (человека, состоящего на царской службе), (то) он должен заплатить три сикля серебра.

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (около 8,4 грамма) можно было купить 300 литров зерна.

По нормам потребления того периода мужчине требовалось в год: около 550 литров зерна (ячменя) из расчета 1,5 литра в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения); 2,5-3 литра растительного масла в месяц на умащения и 1,5 килограмма шерсти в год на платье.

Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

При благоприятном исходе того же вмешательства врачеватель получал самое высокое вознаграждение — десять сиклей серебра.

Таким образом, Законы Хаммурапи свидетельствуют, с одной стороны, о серьезной подготовке и высокой ответственности врачевателя перед больным, а с другой — отражают закономерности развития раннеклассового общества и свидетельствуют о формировании классового подхода к оценке деятельности врачевателя.

ПИСЬМА ВРАЧЕВАТЕЛЯ МУКАЛЛИМА

Письма в древней Месопотамии составлялись на глиняных табличках и запечатывались в глиняные конверты. Многие из них сохранились до наших дней. Среди них письма Мукаллима, жившего в XIV веке до н. э. и врачевавшего при храме близ Ниппура.

Обращает внимание тот важный факт, что во всех письмах Мукаллима и его аптекаря нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях (И. М. Дьяконов).

Клинописные тексты древней Месопотамии рассказывают также о врачебной специализации, об искусстве врачевателей и искусстве заклинаний, о положении врачевателя при дворе, о гигиенических традициях и врачебной этике народов древней Передней Азии, создавших первые цивилизации на планете.

Врачевание в Древней Месопотамии | Эхо истории


Колоссальная статуя человекоголового крылатого быка, охранявшего от врагов, злых духов и болезней вход во дворец ассирийского царя Саргона II. VIII век до н. э.

Медицина Месопотамским является одним из старейших форм медицины засвидетельствованы. Об этом свидетельствуют многочисленные клинописные таблички, в которых сообщается о медицинских диагнозах, фармакологических средствах, а также о ритуалах исцеления, которые относятся к широкому кругу проблем со здоровьем.


Резюме

Источники


Табличка Ниневии, прописывающая лечебные средства (припарки) и магию (изготовление амулетов) для исцеления маленьких детей. v. 650 г. до н.э. До н.э., Британский музей .

Источники по месопотамской дате лекарства обратно в период III династии Ура , в конце III - го тысячелетия. Больший корпус датируется первой половине II - го тысячелетия ( период Старовавилонские ), но наиболее важная часть медицинских текстов, безусловно, исходит от великих городов Нео-ассирийского периода (911-609) , где знания накопленные за предыдущие периоды сохраняются. Во второй половине II - го тысячелетия плохо документированы.

Некоторые тексты из повседневной жизни также информируют нас о деятельности специалистов по месопотамской медицине. Два наиболее важный корпус из королевского дворца Мари , в XVIII - м века, и Ниневия , в VIII - м - VII - го века. Группа писем из архивов губернаторов Ниппура касситского периода документирует наблюдение нескольких пациентов врачами, в том числе человека по имени Шуму-либши (который, похоже, связан с храмом Гулы ).

Выдержка из письма Мари (ARM XXVI.1 n ° 276):

Остеологические источники почти отсутствуют в репертуаре документов, которые могут быть использованы для лучшего понимания месопотамской медицины, несколько скелетов древних месопотамцев были предметом палеопатологических исследований.

Верования, теории и практики исцеления

Отражая это сожительство магии, экзорцизма и медицины (а также гадания, всегда тесно связанного с искусством исцеления), в найденном письме в Ниневию великий врач ассирийского двора Урад-Наная, предписанный правителю Ассархаддону (681-681- 669 г. до н.э.) лечебное средство и посылает ему дополнительно защитный объект, чтобы усилить его эффективность после того, как он предложил практиковать ауспицию, чтобы лучше понять происхождение зла:

Происхождение болезней

Божества, связанные с медициной


Вотивная статуэтка собаки, животного из Нинисинны / Гула , поддерживающая емкость для смешивания лекарственных трав. Найдено в Гирсу , начало II - го тысячелетия до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ Лувр .

Определенные боги играли особую роль в здоровье. Их благосклонность была получена через молитвы, покаяние или дары. Они обычно использовались в заклинаниях, сопровождающих лечение, что было значительным стимулом для исцеления пациента.

Были также Ниниб , сын Энлиля , и Нингишзида , два других бога исцеления, а также Эа , бог пресной воды, который выполнял очищающую роль и отгонял демонов, ответственных за болезнь, так что мы использовали лечить больных у рек. Эа передал экзорцистические знания людям через своего сына Асаллухи , божества- покровителя экзорцистов, которого позже опознали Мардуком , еще одним сыном Эа. Был также Набо , сын Мардука, бога науки и медицины. Шамаш , бог солнца и справедливости, присутствовавший в гаданиях, был также важен и упоминался в заклинаниях лечения.

Специалисты: asû и āšipu

Правителей окружают несколько таких специалистов, как асо, так и ашипу . Тела Мари и Ниневии показывают, что самых известных врачей искали правители, которые окружали себя теми, кто знал лучшие лекарства. В XIV - го - XIII - го века, даже случаи отгрузок известных врачей с друзьями царей Вавилона посылаемые неоднократно среди хеттов , и царь Митанни Тушратта в Египте в Аменхотепа III . Таким образом, врачи были неотъемлемой частью дипломатической политической практики того времени.

Места, где практикуют медицину

Неясна роль храмов богини исцеления Гулы . Если очевидно, что кто-то отправился туда, чтобы получить милость божества в случае болезни с помощью молитв или подношений, их роль могла бы быть более расширена: они могли бы быть местами обучения медицине или, по крайней мере, местами, где можно было бы найти медицинские книги, даже травники и, возможно, места лечения.

Фармацевтические препараты


Таблетка перечисляет камни для профилактического или лечебного использования. против. VI - го века до нашей эры. AD Музей Метрополитен .

Например, текст из Урука от периода Селевкидов указывает на подготовку , направленную на лечение отек языка с приложением на нем мазью , приготовленной из нескольких листьев растений, большинство из них неопознанных:

Место волшебства


Фрагменты таблички ритуальных изгнаний нечистой силы против недугов, вызванных злыми демонами ( Утукку лемнуту ). Метрополитен-музей .

Магия занимает окончательное место медицинского лечения после получения лекарственного средства, а также во время или после его введения, в дополнение к этому, в целях повышения ее эффективности. Вмешательство магии в лечение болезни не обязательно должно считаться незначительным в процессе исцеления пациента: как и любой ритуал, он, вероятно, будет иметь символическую и психологическую эффективность, своего рода эффект плацебо .

Конкретно, магическая процедура обычно состоит из заклинаний в форме молитв, призывающих божеств, предназначенных для изгнания зла (часто Шамаш, Эа, Асаллухи, Гула). Для исцеления пациента необходима божественная поддержка, что имеет смысл, поскольку боги также являются причиной болезней.

- Молитва Гуле, произносимая при приеме лекарства.

Иногда вмешательство магии также включает в себя выполнение ритуала, либо жертвы вызывающему божеств, или более сложные процедуры , часто связанные с объектами или фигурок , символизирующих зло, растения и другие ингредиенты, но редко происходит до сих пор. «К кровавой жертвы из животное. Это также обычно единственный магический вклад в лечение, сложные и сложные ритуалы составляют меньшинство в терапевтических текстах. Магические предметы и амулеты также необходимы в месопотамской медицине для предотвращения или лечения болезней (и всех других недугов), и они были найдены на многих археологических раскопках.

Например, текст, обнаруженный в Нимруде в Ассирии, представляет собой ритуал создания защитной фигурки защитного гения Пазузу из пыли, собранной в нескольких священных местах, или имеющей символическую связь с болезнью:

Примеры лечения

Офтальмология

Проблемы с ухом

Что касается ушей, мы пытались вылечить различные заболевания, поражающие этот орган, проблемы со звоном и потерей слуха, а также инфекции, такие как ушные инфекции. Обычные средства для этих процедур - вливание капель жидкости в уши (часто гранатового сока), через тростниковую соломинку или замачивание кусочков шерсти с последующим засорением ушей или окуривание. Мы находим эти решения в этом лечении, которое ассирийский врач назначил царю Ассархаддону от боли в ухе необъяснимой причины:

«После этого отправляю (ассортимент) препаратов для фумигации. Kanaktu и nikiptu масло , что я послал придется вылить первую (в ухе), то мы делаем фумигации. Как только мы закончим фумигацию, мы повторим (процедуру), мы выльем (оставшееся масло) на (кусок) красной шерсти, а затем вставим его в ухо. Это очень эффективно. "

- Поэма о зубном черве .

Проблемы с кожей

Многие тексты касаются проблем, связанных с кожей: например, поражения. Месопотамия, будучи страной, где сильно падают солнечные лучи и где может быть очень сухой климат, этот вид болезни, должно быть, был обычным явлением. Письма из марийцы вызывают кожные заболевания ( несколько раз упоминавшееся заболевание, называемое simmum ), которые лечили с помощью пластырей из лекарственных растений, самые эффективные из которых искались, о чем свидетельствует это письмо между местным царем Ясмах-Адду и его брат Ишме-Даган :

«Травы, которыми облепил меня ваш доктор, обычно превосходны. Теперь, если появляется simmum , это растение немедленно вылечивает его. Теперь я посылаю вам Самси-Адду-тукульти, ученика врача, чтобы он как можно лучше увидел действие этого растения. Отправь его обратно ко мне. "

Проблемы с желудком, почками и мочеиспусканием

Заболевания желудка были широко распространены в Месопотамии и являются предметом многих отрывков в лечебных текстах: метеоризм, запор, утечки крови и т. Д. Роль желчного пузыря в возникновении желтухи ( амуррикану ), кажется, была понята. В других текстах упоминаются проблемы с почками (камни) и мочеиспускание; затем лекарство может быть доставлено в уретру через бронзовую трубку, как в этом случае при заболевании мочевого пузыря или уретры:

Кашель и проблемы с дыханием

Симптомы сильного кашля и проблем с дыханием также появляются в медицинских текстах в связи с другими симптомами, такими как проблемы с кожей или желудком. Часто данное заболевание не может быть определено, потому что тексты в основном касаются его проявлений, которые могут сочетать несколько типов симптомов. Это случай болезни, поразившей нескольких пациентов, охваченных медицинскими письмами Ниппура эпохи Кассите , которые страдают от сильного кашля и, в одном случае, от респираторных заболеваний, по-видимому, наряду с кожными проблемами. Их лечат зельями и припарками, как в следующем случае:

Роды и гинекология


Судя по всему, роды принимает акушерка ( šabsūtu (m) ), а не врач-специалист. Как часто бывает в древних обществах, это событие является критическим моментом из-за рисков, которым подвергаются роженицы и новорожденные, что приводит к написанию многих защитных молитв, таких как эта, предназначенная для бога Шамаша :

Демоница Ламашту и другие демоны рассматривались как воплощения этих угроз для рожениц и их новорожденных, и для защиты от этих существ были разработаны амулеты и заклинания, сопровождающие различные фармакологические препараты, массаж и смазки, предназначенные для облегчения схваток и родов.

Гинекологические и детские проблемы - еще одна хорошо задокументированная категория. Осложнения, которые могут возникнуть после рождения ребенка, лечил врач: например, в случае атонии матки пациентку лечат, заставляя ее сидеть над миской, в которой сжигают отвар для образования целебного дыма. Детские болезни хорошо засвидетельствованы диагностическими текстами, но никакой информации о них в терапевтических текстах нет.

Массажи

Хирургия

Хирургические знания месопотамцев плохо документированы и были предметом споров, в частности, из нескольких статей Кодекса Хаммурапи, касающихся асо , на самом деле довольно неясных в отношении выполняемых операций:

- Кодекс Хаммурапи, статьи, относящиеся к asû .

Инфекционные болезни и эпидемии


Амулет для защиты от чумы в регистрации с прохождением Эпопеи Эрры , Ассирия ( Ашур ), VIII - й - VII - го века до нашей эры. До н.э. , Британский музей .

Несколько писем из Мари относятся к заразному кожному заболеванию, simmum , уже упомянутому выше, и показывают, что изоляция больных практиковалась, как в этом письме от короля Зимри-Лима к его жене Шибту:

«Я узнал, что Нанна страдала от мальсиммума . Однако она не посещает только одно место во дворце и через нее вступает в контакт со многими женщинами. Теперь отдайте строгие приказы: чтобы никто не пил из чашки, в которой она пьет, чтобы никто не сидел на сиденье, на котором она сидит, и чтобы никто не ложился там, где она лежит, чтобы она не заразила его своим контактом со многими женщинами в одиночку. . Эту простую вещь легко поймать. "

Психические расстройства

В психических расстройствах также задокументированы некоторые тексты. Их лечат магическими средствами, так как их происхождение объясняется гневом бога на больных. Например, для ситуации, которая была понята как ситуация хронического беспокойства, мы разрабатываем две фигурки (одну мужскую и одну женскую), которые должны нести болезни, подавляющие пациента, и одна переходит к ритуалу, завершающемуся заклинанием богу Шамашу ( Бог солнца). Описание симптомов этого состояния тревоги и депрессии сосредоточено, в частности, на состоянии расстройства, в которое погружен пациент, в дополнение к другим несчастьям, которые должны выявить божественный гнев, который был источником его состояния:

"Если человек встретил гибель и не знает, как это случилось с ним, и постоянно терпит убытки и лишения (такие как) потеря зерна и денег и потеря рабов мужского и женского пола, и что (в его доме ) случаи гибели волов, лошадей, овец, собак и свиней и даже (других) людей; если у него были частые истерики, и он несколько раз отдавал приказы без подчинения, звал без всякого ответа и пытался исполнить свои желания, одновременно управляя своим домом, (если) он дрожит от страха в своей спальне и что его конечности стали крайне слабыми; (если) он наполнен гневом на бога или царя; (если) его конечности часто болтаются, и (если) он иногда настолько напуган, что не может спать ни днем, ни ночью и все время видит плохие сны; если он ослаблен (потому что) не ел и не пил; и если он забудет свои слова; то, что касается этого человека, гнев (его) бога и (его) богини направлен против него. "

Отсутствие лечения

«Если у человека желтое тело, его лицо желто-черное, а если поверхность его языка черная, это (болезнь) аххазу . Против этой болезни врач ничего не может сделать: этот человек умрет, его невозможно вылечить. "

Читайте также: