Охарактеризуйте образы народных персонажей в романе война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

Толстой показывает, что во время Бородинского сражения Пьера Безухова потрясает спокойное мужество солдат, которые шутили, пока шел обстрел, и деловито исполняли свой долг перед Родиной, решив умереть, но не отдать врагу столицу России.

В романе реалистически нарисованы картины войны, где главную роль играют не цари и полководцы, а простые солдаты и честные офицеры, например, Андрей Болконский, Тимохин, Тушин, Денис Давыдов и другие. Это они выиграли войну и победили Наполеона, воплотившего самые отвратительные черты завоевателя: эгоизм, властолюбие, жажду личной славы, всеобщего подчинения и безграничной власти. Л. Н. Толстой противопоставляет ему народного полководца Кутузова, который понимал и ценил солдат, в свою очередь отвечавших ему любовью и доверием.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Несмотря на свой внешний блеск и образование, люди из высшего круга в нравственном отношении стоят ниже людей из народа. Художественное чутье подсказало автору, что лица, в которых воплотились национальные особенности русского духа, должны принадлежать к народно-крестьянской среде, так как только в них сохранились исконные бытовые формы нашей национальной жизни. С другой стороны, эта же среда вычеканила и черты национальной психологии в их наиболее яркой и нетронутой форме. Автору предстояла трудная задача: надо было избежать преувеличений, национального восхваления, фальшивой идеализации. Толстой избежал утрирования в лице Каратаева и дал живое лицо, чуждое какой бы то ни было фальши.

По своему духу Каратаев похож на Кутузова. Хотя общественное положение их сильно разнится, так как один простой солдат, а другой стоит на высших ступенях военной иерархии, — оба они воплощают в себе коренные черты русского народного духа. Каратаев и Кутузов в изображении Толстого навсегда останутся в нашей литературе наиболее ярким и правдивым выражением духовного облика русского народа, и в этом заключается громадное значение этих образов.

Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на все руки: смелый разведчик, он приводил “языка”, вытаскивал застрявшую повозку, спокойно и без внешнего показного героизма ходил один на один на французов. И таких, как Тихон, было много в других отрядах: старостиха Василиса, Карпы и Власы, которые предпочитали сжигать хлеб и сено, а не везти врагам.

что во время Бородинского сражения Пьера Безухова потрясает спокойное мужество солдат, которые шутили, пока шел обстрел, и деловито исполняли свой долг перед Родиной, решив умереть, но не отдать врагу столицу России.

Простой солдат Платон Каратаев научил Пьера Безухова мужественно и стойко переносить страдания плена, приобщил его к мудрому народному мировосприятию, хотя в изображении этого народного характера и сказалось “непротивление злу насилием”. Писатель с большой художественной силой показал, как “дубина народной войны” разгромила нашествие Наполеона, захватившего пол-Европы.

Тушин, принявший верные тактические решения и заслуживший решительного “Хорошо!” князя Багратиона (трудно представить награду выше этой), выглядит совсем не как герой: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”. В “фигурке” Тушина было что-то “совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. В нем так много доброго и печального и так мало героического.

Толстой описывает истинную, народную, богатырскую действительность. Отсюда былинный жест Тушина – “из-под маленькой ручки смотрел на французов” – и особое отношение капитана к сражению. В голове Тушина установился особый мифический мир: неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит невидимый курильщик: “Вишь, пыхнул опять…теперь мячик жди”.

Видимо, и сам Тушин представляется себе в своем истинном образе – таким же сильным и огромным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

В романе реалистически нарисованы картины войны, где главную роль играют не цари и полководцы, а простые солдаты и честные офицеры, например, Андрей Болконский, Тимохин, Тушин, Денис Давыдов и другие. Это они выиграли войну и победили Наполеона, воплотившего самые отвратительные черты завоевателя: эгоизм, властолюбие, жажду личной славы, всеобщего подчинения и безграничной власти. Л. Н. Толстой противопоставляет ему народного полководца Кутузова, который понимал и ценил солдат, в свою очередь отвечавших ему любовью и доверием.

Народная эпопея ” Война и мир ” проникнута искренним сочувствием народным массам, вынесшим на своих плечах все тяготы войны. Вот почему это великое произведение Л. Н. Толстого является непревзойденным литературным памятником героям Отечественной войны 1812 года и вершиной критического реализма.

Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве.

Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л. Н. Толстой.

Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Чувство причастности к происходящему возникает в душе Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и множества других персонажей романа, часто эпизодических. Мы вспоминаем Денисова и Каратаева, Петю и Николая Ростовых, Дох-турова и Тимохина, безымянных солдат, показанных на поле Бородина и в партизанских отрядах.

Победа в войне 1812 года – это победа всего русского народа, всей нации. Вот так пишет Толстой об оставлении Москвы: “Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Та барыня, которая еще в июне месяце поднималась из Москвы с смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга… делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию”.

В эти минуты люди забывают о собственном благополучии, оставляя большую часть имущества в Москве – ведь всего не забрать, а оставшееся в городе истреблялось также русскими. Вносит свой маленький вклад в общее дело и Наташа Ростова, отдавая подводы раненым. Захвачен общим чувством “скрытой теплоты патриотизма” Андрей Болконский.

Пьер Безухов остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Купец Ферапонтов сам отдает солдатам мешки с сушками, чтобы не достались врагу.

Накануне решающего Бородинского сражения Пьер едет к месту будущей битвы, желая быть в этот момент вместе с защитниками Москвы. Он видит ополченцев в белых рубахах, роющих укрепления, и думает о том, что услышал от раненого солдата: “Всем народом навалиться хотят”. И герой приходит к пониманию того, что является решающей силой в этой войне.

Это “просто солдаты”, простой русский народ, “они”, как называет их мысленно Пьер.

Задумывая роман, Толстой намеревается вначале придать значение антитезе: Наполеон – Александр I. Но постепенно выходит на первый план совсем иное – мысль о непричастности крупных государственных и военных деятелей к стихии народной войны (исключение составляет Кутузов ). И ярче всего эта тема раскрывается в изображении партизанской войны. Именно здесь стихийная мощь, единение русских людей проявляются наиболее полно. Здесь действуют не регулярные части, подчиняющиеся единым приказам сверху.

В отряд приходят люди, движимые только собственной волей. “Все делалось без всяких принуждений”, – подчеркивает писатель. Так, например, безо всяких указаний “пристал к партии” Денисова Тихон Щербатый, ставший “самым полезным человеком в отряде”.

“Дубина народной войны” – самое грозное оружие, перед ней бессильно любое полководческое искусство. Это понимает мудрый Кутузов. Он старается избегать сражений, так как отступающего врага легче и с меньшими потерями можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов. Кутузов заботится о своих людях, он не хочет лишних жертв.

Он любит русских солдат.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в романе Толстого. “И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью”.

Народным представителям противопоставлены завсегдатаи салона Шерер, например, Элен и Анатоль Курагины, и Наполеон. Эти герои являются отрицательными.

Литературоведы склонны делить народных персонажей на две группы:

Последним свойственно развитие личности и их Толстой подвергает суровым жизненным испытаниям.

Автор знакомит читателя с двадцатисемилетним Андреем Болконским в самом начале романа. Андрей сын обеспеченного князя.

Болконский Андрей

В молодости герой находит счастье рядом с Лизой Мейнен, которая приходится племянницей Кутузову. Лиза умирает при родах, оставив Андрею новорожденного сына Николеньку.

После смерти жены, Андрей теряет смысл собственной жизни и вновь находит его, полюбив юную Наташу Ростову. Счастливой совместной судьбы у пары не получилось — они расстались из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным.

На битве при Бородино Болконский был тяжело ранен и вскоре умер.

Автор знакомит читателя с Наташей в 12-й день её рождения.

В развитии сюжетной линии развивается и героиня: взросление, любовные переживания, выход в светское общество, религиозные поиски и замужество.

Ростова Наташа

Наташа жизнерадостная, тонкая, звонкая и упрямая девушка, но не особо красивая. Зато она обладает прекрасным голосом, который очаровывает всех вокруг неё.

Роман героини с Андреем Болконским заканчивается из-за её предательства с Анатолем, по поводу которого она длительное время себя корила.

В эпилоге она тихая, пополневшая супруга Пьера Безухова, мать четверых детей.

Любимый герой автора, обладающий высокоблагородным нравом и относящийся с пониманием к простому люду.

Безухов Пьер

Пьер в меру ленив, не практичен, рассеян и миролюбив во всех отношениях. Он лучший друг Андрея Болконского.

Богатый аристократ. Внешностью герой обладал выдающейся: крупный до неуклюжести в телосложении, но с умным, хоть и робким взглядом.

По линии сюжета на долю Пьера выпадает множество душевных переживаний, при этом он сохраняет свою добродушность, остаётся отзывчивым, готовым прийти на помощь.

Пьер активно принимал участие в боевых действиях, битва при Бородино показана читателю полностью его глазами.

Он побывал во французском плену, пережил смерть супруги и лучшего друга, увлекался масонством.

Полюбив и женившись на Наташе, герой обрёл счастье. Но в отличие от супруги, он не сосредоточился только на семье, в его планах трансформация общества в лучшую сторону.

Болконская Мария

Интересен и незабываем образ в романе молодой княжны Болконской, в развитии сюжета — Ростовой.

Автор описывает её худенькой и слабой телом, но притягательной своими глубокими и лучистыми глазами. Марья набожная, заботливая и добрая девушка.

Сначала она направляла свою любовь родным, затем уже в семью мужа — Николая Ростова.

Ростов Николай

К важным персонажам романа относится и Николай, старший ребёнок в семье Ростовых.

Юноша невысокого роста, кудрявый, с открытым миру и людям лицом. Он доброжелателен, честен и стремится к воинской славе, романтизируя её.

После участия в военных действиях, герой растерял свои иллюзии по поводу сражений и битв. Он понял, как нелепа и жестока война.

Счастье и покой Николай нашёл рядом с Марьей Болконской, которая оказалась ему очень близка по духу.

Ростова Соня

Соня приходится племянницей графу Ростову и живёт в его семье.

Героиня миниатюрная и тоненькая фигуркой, с длинными ресницами, её чёрные волосы собраны в толстую косу. О ней автор говорит как о рассудительной, тихой и доброй девушке.

Соня влюблена в Николая Ростова, но когда понимает, что её избранник выбрал Марью, спокойно отпускает его, не желая препятствовать счастью дорогого человека.

Курагина Элен

Яркий и красивый женский персонаж в романе. Элен блистала в светском обществе и кружила головы мужчинам.

Но под маской её очарования скрывалась фальшивая и не одарённая умом личность.

Она лично знала Наполеона и вышла замуж за богатого графа Пьера Безухова. Семейная жизнь четы Безуховых не сложилась.

Элен умерла от ангины, хотя ходили слухи, что она покончила с собой.

Курагин Анатоль

Анатоль брат Элен. Так же красив и эффектен, как она. Но, к сожалению, подобно сестре он не обладал высокими моральными принципами.

Герой, вскружив голову наивной Наташе Ростовой, на тот момент невесте Андрея Болконского, планировал выкрасть девушку и венчаться с ней тайно, при этом сам был женат.

Планы его были разрушены. Однако союз Наташи и князя Болконского тоже распался.

Каратаев Платон

Важный персонаж, благодаря которому Пьер Безухов понял смысл жизни.

В романе встречаются не только вымышленные Толстым персонажи, но и герои, имеющие реальные прототипы. К основным из них относятся — Наполеон Бонапарт и Кутузов.

Кутузов

Кутузов в сюжете романа, как и в исторической реальности, занимает пост главнокомандующего российской армии. Это величественная, серьёзная фигура в романе.

Он описан как седовласый человек с пухлым лицом, изувеченным шрамом и орлиным носом. Толстой характеризует персонажа хитрым, дипломатичным, внимательным и продуманным в военных кампаниях.

Наполено

Ещё одно историческое лицо, которое точно заслуживает внимания — Император Франции Наполеон . В начале романа герой является чем-то вроде образца для подражания и восхищения Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Наполеон уверен, что весь мир и всё, что в нём происходит, зависит только от него. Герой излишне самодоволен и нуждается в постоянном преклонении людей.

В заключении.

События в романе охватывают целых 15 лет и происходят в России и за рубежом, на балах великолепных имений и во дворах, где живут простые крепостные крестьяне, в мирное время и во время военных действий.

Толстой. Биография.

Автор: Лев Николаевич Толстой

Автор раскрывает перед своим читателем не одну, а сразу несколько судеб героев с богатым и противоречивым внутренним миром.

Не все упомянутые Толстым персонажи занимают главенствующие положения на страницах романа, многие лишь дополняют общую картину, играя эпизодические роли, или служат вспомогательными факторами для полноценного раскрытия образов главных героев.

Читайте также: