Охарактеризуйте мусульманские государства в африке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня во всем мире насчитывается свыше полутора миллиардов мусульман, и их число неуклонно растет с каждым днем. На политической карте насчитывается немало крупных и мелких государств, где подавляющее большинство населения исповедует Ислам.

На протяжении последних ста лет некоторые регионы, где в основном проживают мусульмане, прилагали усилия по созданию независимых государств, и зачастую довольно успешно. Однако из-за разобщенности уммы мы, к сожалению, не всегда знаем даже названий всех исламских стран. При этом ряд мусульманских государств являются обладателями самых плодоносных земель и природных богатств, а потому способны играть значительную роль в мировой экономике.

Если мы посмотрим на места расположения современных мусульманских стран, то увидим, что большинство из них находятся в Африке и Азии. Главной причиной стало появление Ислама на Аравийском полуострове, который находится на границе между континентами. Поэтому новая религия распространилась в первую очередь на Востоке и на Западе, а затем на Севере.

В современной Африке подавляющее большинство населения составляют мусульмане. Поэтому Черный континент был назван историками и географами исламской Африкой. Здесь насчитывается немало современных мусульманских государств – больше, чем где бы то ни было в мире.

В большинстве стран Черной Африки, расположенных к югу от Сахары, ислам распространялся, главным образом, вдоль торговых путей – по океанским маршрутам, которые вели на восточное побережье, где основывались мусульманские города-форпосты, и по караванным тропам, которые вели в Восточный и Центральный Судан, пояс саванн между Сахарой и тропическими дождевыми лесами. Коммерческая деятельность арабов способствовала распространению ислама. Экономическая экспансия арабского мира сопровождалась заключением браков арабов с местными женщинами, развитием системы образования (например, участие в джихадах дало толчок развитию литературы хауса, суахили и на языке фулфульде). Некоторые африканские правители с IX века начали принимать ислам, чтобы упростить отношения с мусульманскими купцами. Например, в 850 году Дья’го династия королевства Текур в Западной Африке приняла ислам и их государство стало первым мусульманским государством чернокожих африканцев. Распространение ислама в Африке было ускорено нападением Альморавидов, которые в 1076 году захватили столицу империи Гана и оставались там несколько лет.

К XII веку христианское население практически исчезло в Северной Африке, в Египте к XV веку оно снизилось до 15%. Сопротивление христиан продолжалось лишь в районе Африканского Рога, в частности в Эфиопии, где, несмотря на значительное увеличение численности мусульман, последним все же запрещалось занимать высокие государственные посты и владеть землей.

С открытием португальцами морского пути вокруг Африки важные пункты торговли рабами, слоновой костью и золотом переместились из Центральной Африки на западное побережье. На восточном побережье португальцы уничтожили мусульманские города-государства, стремясь монополизировать торговлю через Индийский океан.

К концу XIX века исламские движения заметно окрепли в Северной Африке. Отчасти они являлись ответной реакцией на попытки европейцев колонизировать и христианизировать земли, населенные мусульманами. Примерами таких проявлений стало махдистское восстание в Судане в 1880-х гг. и дервишское движение под руководством Сайида Мухаммеда в Сомали в то же время.

После получения независимости африканскими странами мусульманская элита больше не могла контролировать сферу образования. Возникло новое поколение мусульман, сочетавших светское образование и религиозные мусульманские нормы.

Ислам в Восточной Африке.Мусульманский период в истории восточного побережья Африки начался с первой хиджры мусульман в Эфиопию. По всей видимости, у правителя Эфиопии ан-Наджаши, принявшего ислам, была группа последователей, которые направились в Эритрею и Сомали. Омеядский халиф Абдуллах ибн Марван, согласно аль-Масуди, посылал своих посланников на восточное побережье Африки еще в 696 году н.э. К IX веку город Харар стал важным торговым и образовательным исламским центром. Арабский путешественник Аль-Идриси в 1154 году упоминает о торговых отношениях между Занзибаром и Маскатом (Оман). Ибн-Батута, побывавший в Восточной Африке в XIV в., встретил там мусульманских ученых, большинство которых следовали шафиитскому мазхабу. Торговля в Индийском океане оставалась прерогативой мусульманских торговцев на протяжении 7 веков, они успешно выдерживали конкуренцию с индийскими торговцами. Только в XVII в. этот контроль был утрачен. Тем не менее сахарская торговля находилась исключительно под контролем мусульман и европейцы косвенно принимали в ней участие только с XV в. Отметим, что европейцы, совершавшие путешествия в Африку, начиная с Васко да Гама, пользовались картами, составленными именно мусульманскими мореплавателями.

В Восточном Судане (совр. Судан) ислам продвигался из Египта вверх по долине Нила. Однако на протяжении шести столетий продвижению ислама на юг препятствовали христианские царства Нубия, Мукурра и Альва. В результате распада этих царств в XIV-XV вв. их население было исламизировано. Препятствие было устранено, и это позволило исламу распространиться среди африканских язычников на западе и юге. Население суахилийского побережья испытало сильное культурное арабское влияние, отразившееся, например, в музыке (в составе ансамблей и их репертуаре, в выборе инструментов).

Постепенно увеличивалось суфийское братство. В Сомали суфийские лидеры стали основателями сомалийских кланов. В районе Африканского Рога ислам реализовывался в более воинственной форме, нежели на западе континента. В частности, -в противостоянии христиан-эфиопов и различных мусульманских образований, одним из которых был джихад под руководством имама Ахмеда Граня в первой половине XVI в.

В конце XIX- нач. XX вв. ислам в Восточной Африке стал знаменем протеста против христианской Эфиопии и европейского колониализма. В Сомали Сайид Мохаммед Абдилле Хассан под знаменем ислама предпринял попытку объединить представителей различных сомалийских кланов, однако в результате еще больше усилил вражду между ними[5]. Несколько харизматических лидеров, связывая свои интересы с утверждением исламских принципов и называя себя имамами, объявляли священную войну Эфиопии.

Италия за время ее короткой оккупации Эфиопии способствовала укреплению позиций ислама – мусульманам были предоставлены полная свобода вероисповедания, поощрялось строительство мусульманских школ, мечетей, активно велась пропаганда ислама. В колониальных войсках насчитывалось около 35 тысяч мусульман из северной Эфиопии и около 40 тысяч из Сомали. В 1941 г., по окончании итальянской оккупации Эфиопии , Хайле Селассие предпринял ряд антимусульманских действий - запретил использование в школах арабского языка, впоследствии мусульманские нормы не были учтены в новом гражданском законодательстве 1960 г.

После получения независимости в странах Восточной Африки началось возрождение ислама, но с другой стороны, правительства пытались контролировать религиозную сферу жизни населения.

В Кении при Кениатте и Мои в правительстве не было ни одного мусульманина. В 1992 г. была создана Исламская партия Кении, но уже через 5 месяцев члены партии были обвинены в исламском фундаментализме и подверглись гонениям. Сам президент Мои, выступая с речью на ежегодных празднествах Мадарака, отождествил ислам с рабовладением. Нападения 1998 г. на посольство США в Кении также было поводом для гонений на мусульман Кении.

Попытки разрешить конфликт в Сомали, длящийся уже более 20 лет, введением судов шариата и усилением религиозных норм в светской жизни пока не привели к значительным успехам.

Ислам в Западной Африке.В Западную Африку ислам пришел через Северную Африку, преимущественно шафиитского толка. Ислам в Западной Африке испытал влияние ибадитов, так как именно они, будучи активно вовлеченными в торговлю, достигли Западного Судана в VIII-IX веках. В Западной Африке не существовало возможности прямого контакта с исламским миром, как это было в Восточной Африке. Единственным способом был только хадж, в то время как в Восточной Африке, главным образом, из-за географической близости с мусульманскими странами, контакты происходили регулярно. Правители и знать посылали своих сыновей учиться в Хадрамаут, Мекку и Медину.

Самое первое упоминание об исламе в Западной Африке мы находим у мусульманского географа аз-Зухри, который в 1137 году писал о том, что население Ганы приняло ислам. Другой арабский путешественник Аль Бакри добавляет, что правящая верхушка процветающей империи Гана – мусульмане.

Сундиата, правивший Мали в середине XIII века, сочетал мусульманские верования с традиционными, за что его не любили представители улема. Следует отметить, что попытки сочетать местные верования с требованиями ислама наблюдались повсеместно в Африке, и в некоторых случаях становились причинами народных волнений. В XIV веке правитель Мали Манса Мусса ввел в действие законодательство, составленное с учетом маликитского мазхаба. Посетивший Мали в XIV в. марокканский путешественник Ибн Батута был удивлен строительством мечетей (которые строили арабские архитекторы, привезенные Муссой во время хаджа) и совершением местными жителями пятничных намазов, несмотря на существование пережитков доисламских культов.

В империю Сонгай ислам пришел в XI веке. В XV веке жители империи Сонгаи, важнейшими центрами которой были Тимбукту и Дженне, приняли ислам. В Тимбукту была построена знаменитая Пятничная мечеть. Сокото, один из семи городов хауса, вступил в эпоху процветания как центр исламской культуры в XIV веке и один из важных пунктов транссахарской караванной торговли.

В XIII веке ислам стал основной религией в Канеме, а в XV веке в Борну. Халифат Борну достиг наивысшего расцвета в годы правления Идриса Аламвы, когда все ведущие государственные деятели были мусульманами, а столица Х’уффхуфве была важным центром исламского образования.

В конце XVII столетия наблюдалось стремительное развитие династий исламских ученых: иногда улемами становились все члены расширенной семьи. Эти люди вели кочевой образ жизни, занимаясь торговлей. В XVIII столетии они осели в сельской местноcти и основали собственные религиозные сообщества, выгодно отличавшиеся от сообществ крупных городов, к тому времени подвергшихся коррупции и разложению. Проникновение ислама в Западную Африку, в частности в Гвинею, связано с миссионерской деятельностью кочевнического клана фулани торобде, которые образовали теократическое государство в высокогорьях Фута-Джаллон в начале XVIII века. К середине XIX века большая часть населения этой области, за исключением земель мосси, придерживающихся анимистических верований, была обращена в ислам.

Осман дан Фодио (1754-1817) стал основателем империи Фулани (территория совр. северной Нигерии). Осман был избран имамом и в 1804 году объявил джихад и вскоре завоевал практически весь Хаусаленд, создав 30 эмиратов. Его сын, Мухаммед Белло, расширил владения отца до территории йоруба, затем империя Фулани попала под контроль Британии.

В начале XIX века возникла империя тукулеров в области Сенегамбии. Ее создатель – Умар Тал (1797-1864), сын тукулерского мусульманского ученого, женившийся на дочери Мухаммеда Белло, султана Сокото. В 1820 году он совершил хадж в Мекку и, вернувшись на родину, инициировал и возглавил джихад против соседей немусульман - бамбара и мандинка, затем направился на восток в Сегу и в Масину. Он захватил Томбукту, но позже был разгромлен объединенными силами и туарегов и фулани в 1984 г. Империя, созданная им и унаследованная его сыном, попала под контроль Франции в 1893 г.

В эпоху колонизации ислам распространял свое влияние, используя инфраструктуру, созданную колониальными державами. В северной Нигерии британские власти содействовали расширению полномочий эмиров на более широкую территорию. Ислам, благодаря его письменным традициям, рассматривался как промежуточный этап эволюции от варварства к прогрессу. Так в 1906 г. было создано бюро по мусульманским делам во Французской Западной Африке. Его задачей было отделить арабский ислам и африканский фетишистский ислам, этнический и клановый, чтобы не допустить их слияния.

Ислам в Южной Африке. Южная Африка представляет наименее изученный регион в Африке в связи с исламом. С влиянием ислама здесь боролась Голландская Ост-Индская компания, которая и завезла мусульман в этот регион. Распространено мнение, что ислам получил распространение в Южной Африке благодаря рабам из Индонезии и Малайзии. Хотя нельзя не отметить, что и до европейцев мореплаватели из разных стран, в том числе и арабы, бороздили воды у мыса Горн, о чем свидетельствуют обломки кораблекрушений[6] и познания арабских географов.[7]

Вторым крупнейшим центром распространения ислама стал Натал, куда с 1860-х гг. осуществлялась поставка законтрактованной рабочей силы из Южной Азии.

Подавляющее большинство мусульман ЮАР составляют сунниты, но они не представляют единого целого в теологическом и организационном плане. Среди них выделяются последователи суфийских братств (тарикатов), которые получили здесь распространение в среде выходцев из Индии и Юго-Восточной Азии. В одном Кейптауне и его окрестностях находится сорок захоронений местных святых. Шиизм практически не получил распространения в Южной Африке. Исключение составляет лишь небольшая группа исмаилитов, ведущая свое происхождение от переселенцев с Индостана.

Африка был первым континентом, на который ислам распространение от Юго-Западная Азия, в начале 7 века CE. Почти треть мирового Мусульманин население проживает на континенте. Мусульмане пересекли течение Джибути и Сомали искать убежища в современном Эритрея и Эфиопия вовремя Хиджра (арабский: هِـجْـرَة , 'Миграция') к христианской Королевство Аксум. [1] Большинство мусульман в Африке неконфессиональные мусульмане или же Сунниты; [2] сложность Ислам в Африке раскрывается в различных школах мысли, традициях и голосах многих африканских стран. Практика ислама на континенте не статична и постоянно изменяется преобладающими социальными, экономическими и политическими условиями. Как правило, ислам в Африке часто адаптировался к Африканская культура контексты и системы верований, формирующие ортодоксии Африки. [3]

По оценкам в 2002 году, мусульмане составляли 40% населения Африки, и эта доля за это время несколько уменьшилась из-за высокой рождаемости в странах Африки к югу от Сахары. [4] Ислам широко присутствует в Северная Африка, то Африканский рог, Сахель, то Побережье Суахили, и большая часть Западная Африка, с иммигрантами из числа меньшинств в Южная Африка.

Содержание

История


В Великая мечеть Кайруана (также известная как мечеть Укба), основанная в 670 году арабским генералом и завоевателем Укба ибн Нафи, является старейшей мечетью в Северо-Западная Африка, [7] расположен в городе Кайруан, Тунис

В 20 г. хиджры / 641 г. н.э., во время правления халифа Умар ибн аль-Хаттаб, Мусульманские войска заняли текущие Египет и покорили течение Ливия в следующем году. Затем мусульмане расширились до нынешних Тунис в 27 г. хиджры / 647 г. н.э., во время правления третьего мусульманского халифа Усман Ибн Аффан. Завоевание Северная Африка продолжался под Династия Омейядов, который включил в себя части Алжир около 61 H / 680 CE и Марокко в следующем году. От последнего мусульманские войска перешли Гибралтарский пролив в Европу в 92 H / 711 CE. Ислам получил распространение в 10 веке в Западная Африка с началом Династия Альморавидов движение на Река Сенегал и как правители и цари приняли ислам. Затем ислам медленно распространился на большей части континента через торговлю и проповедь. [8] В этот период эти мусульмане из Северной и Западной Африки стали известны европейцам в целом как Мавры . [9] К IX веку мусульманские султанаты начали основываться в Африканский рог, а к XII веку Килва Султанат распространился на юг до Мозамбик. Ислам только глубже проник в Малави и Конго во второй половине 19 века под Занзибарский султанат. Затем британцы перебросили свою рабочую силу из Индии, в том числе некоторых мусульман индийского происхождения, в свои колонии в Африке в конце девятнадцатого и начале двадцатого века.


ислам был завезен на северное побережье Сомали в начале Аравийский полуостров, вскоре после хиджра. Зейладва-михраб Масджид аль-Киблатайн датируется 7 веком и является старейшим мечеть в городе. [10] В конце 9 века Аль-Якуби написал это Мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали. [11] Он также упомянул, что у королевства Адаля была столица в городе, [11] [12] предполагая, что Адальский султанат со штаб-квартирой в Зейле, датируемой по крайней мере IX или X веком. По словам И.М.Льюиса, политикой управляли местные жители. династии, который также правил аналогичным образом установленным Султанат Могадишо на побережье Бенадир регион на юг. История Адаля с этого периода основания и далее будет характеризоваться чередой битв с соседними Абиссиния. [12] Местный Сомалийцы приняли исламскую веру задолго до того, как вера даже пустила корни в месте своего происхождения. [13]

В последующие столетия консолидация мусульманских торговых сетей, связанных родословной, торговлей и суфийскими братствами, достигла пика в Западная Африка, что позволяет мусульманам обладать огромным политическим влиянием и властью. Во время правления Умар II, тогдашний губернатор Африки Исмаил ибн Абдулла, как говорили, выиграл Берберы к исламу его справедливой администрацией. Среди других ранних известных миссионеров Абдаллах ибн Ясин, который начал движение, которое заставило тысячи берберов принять ислам. [14]



Точно так же в Побережье суахили, Ислам проник в глубь страны - распространяясь за счет традиционные африканские религии. [18] Это распространение ислама в Африке не только привело к формированию новых сообществ в Африке, но также изменило конфигурацию существующих африканских сообществ и империй, чтобы они основывались на исламских моделях. [19] Действительно, в середине 11 века Канем Империя, влияние которого распространилось на Суданпринял ислам. В то же время, но больше в отношении Западной Африки, правящего правителя Борну Империя принял ислам. [14] Когда эти королевства приняли ислам, их подданные последовали их примеру. Восхваляя ревность африканцев к исламу, исследователь XIV века Ибн Баттута заявил, что мечети по пятницам было так многолюдно, что, если не приходить очень рано, было невозможно найти место, чтобы присесть. [14]

В 16 веке Империя Уаддай и Королевство Кано приняли ислам, а позже, к 18 веку, Нигерия основан Сокотский халифат во главе с Усман дан Фодио приложил значительные усилия для распространения ислама. [14]

Сегодня ислам является преобладающей религией северной половины Африки, в основном сосредоточенной в Северная Африка, то Африканский рог и Сахель, а также Западная Африка. [ нужна цитата ]

Характеристики


XII век Медресе Санкоре, Тимбукту, Мали. Один из первых университетов мира. Три мечети Санкоре, Мечеть Джингеребер и Сиди Яхья сочинять известные Университет Тимбукту. Медресе (арабский: مَـدْرَسَـة ) Означает 'школа' или же 'Университет'на арабском и других языках, связанных с мусульманами.

Ислам существует в Африке так долго, с момента его появления на Аравийском полуострове, что некоторые ученые утверждают, что это традиционная африканская религия. [20]

Хотя большинство мусульман в Африке неконфессиональные мусульмане, Сунниты [2] или же Суфий, сложность ислама в Африке раскрывается в различных школах мысли, традициях и голосах, которые постоянно борются за господство во многих африканских странах. Ислам в Африке не статичен и постоянно меняется в зависимости от преобладающих социальных, экономических и политических условий. [19]

Ислам в Африке часто адаптируется к местным культурным контекстам и системам верований, тем самым формируя собственные ортодоксы континента. Различные общества в Африке, как правило, восприняли ислам как более инклюзивными, так и более радикальными способами, как в Альморавид движение в Магрибе и Сахаре. [3]

Кроме того, ислам в Африке имеет как локальное, так и глобальное измерение. На местном уровне эксперты утверждают, что мусульмане (в том числе африканские мусульмане) действуют достаточно автономно и не имеют международной организации, регулирующей их религиозные обряды. Этот факт объясняет различия и разнообразие исламских практик на всем африканском континенте. На глобальном уровне мусульмане в Африке также являются частью Умма (арабский: أُمَّـة , Исламское сообщество во всем мире) и с большим интересом следите за глобальными проблемами и текущими событиями, которые влияют на мусульманский мир. Благодаря глобализации и новым инициативам в области информационных технологий мусульмане в Африке установили и поддерживают тесные связи с более широким мусульманским миром. [19]

Аналитики утверждают, что мусульмане в Африке, как и другие мусульмане в Азия, то Средний Восток и весь остальной мир, кажется, вовлечены в интенсивную борьбу за будущее направление ислама. В основе борьбы лежат вопросы о том, как мусульманам следует исповедовать свою веру. Ученые утверждают, что большинство, по-видимому, предпочитает придерживаться умеренного и терпимого курса, которым исторически следовал ислам. Однако относительно небольшая, но растущая группа хотела бы установить более строгую форму религии, которая информирует и контролирует все аспекты жизни общества. [19]

Шариат


Нигерия является домом для самого большого мусульманского населения Африки. В 1999 году в северных штатах Нигерии был принят шариатский уголовный кодекс, но наказания применялись редко. Фактически, десятки женщин, осужденных за супружескую измену и приговоренных к забиванию камнями до смерти, позже были освобождены. Египет, одно из крупнейших мусульманских государств Африки, заявляет, что шариат является основным источником своего законодательства, однако его уголовный и гражданский кодексы в основном основаны на Французское право. [19]

Секты


Мусульмане в Африке в основном придерживаются Суннизм, хотя есть и значительное количество Неконфессиональные мусульмане, Коранисты, Шииты и Ибади единомышленники. [21] Кроме того, суфизм, мистическое измерение ислама присутствует. В Малики мазхаб является доминирующей школой юриспруденции среди большинства суннитских общин континента, в то время как Шафи'и мазхаб распространен в Африканский рог, восточная Египет, а Побережье Суахили. В Ханафи фикх также используется в западном Египте.

Коранисты

Коранизм - это общий термин, обозначающий направление в исламе, которое поддерживает ориентированную на Коран форму ислама и часто избегает хадисов. Есть много форм Коранизма, и не все они могут согласиться с практическими принципами. [22] Коранисты, выходцы из Северной Африки, включают Мохамеда Шахрура. [23]

Неконфессиональные мусульмане

Согласно опросу Pew, в Африке есть тринадцать стран, в которых не менее двадцати процентов мусульманского населения исповедуют неконфессиональную форму ислама, т.е. неконфессиональные мусульмане. Эти страны, а также процент мусульманского населения, попадающего в эту группу, включают: Мали (55%), Нигерия (42%), Камерун (40%), Тунис (40%), Гвинея-Бисау (36%), Уганда (33%), Марокко (30%), Сенегал (27%), Чад (23%), Эфиопия (23%), Либерия (22%), Нигер (20%), и Танзания (20%). [2]

суфизм


Суфизм, который фокусируется на мистических элементах ислама, имеет множество орденов, а также последователей в Западной Африке и Судане, и, как и другие ордена, стремится познать Бога через медитацию и эмоции. Суфии могут быть неконфессиональный мусульманин, Сунниты или шииты, и их церемонии могут включать пение, музыку, танцы и медитацию. [19]


В Западной Африке и Судане различные суфийские ордена скептически относятся к более строгим с точки зрения доктрины ветвям ислама на Ближнем Востоке. Большинство орденов в Западной Африке подчеркивают роль духовного наставника, марабута или обладателя сверхъестественной силы, что рассматривается как африканизация ислама. В Сенегале и Гамбии суфии муридизма заявляют, что у них несколько миллионов приверженцев, и критикуют за свое почитание основателя муридизма Амаду Бамбы. Тиджани - самый популярный суфийский орден в Западной Африке с большим количеством последователей в Мавритании, Мали, Нигере, Сенегале и Гамбии. [19]

Салафизм

Известные королевства и султанаты

Мусульманское население в Африке по странам


Согласно Pew Research Center, три из десяти стран с наибольшим мусульманским населением в 2015 году находились в Африке: Нигерия (где насчитывалось примерно 90,02 миллиона мусульман, что составляет 50% от общей численности населения), Египет (83,87 миллиона; 95,1%) и Алжир (37,21 миллиона человек). млн; 97,9%). [25]


В Африке южнее Сахары ислам стал распространяться в конце IX в. (сначала на северо-востоке континента, затем — в суданском поясе Западной Африки и на берегах Индийского океана). Сюда по транссахарским караванным путям прибыли первые торговцы-мусульмане и миссионеры, исповедовавшие хариджизм. Постепенно сформировалось несколько крупнейших центров хириджизма-ибадизма в Гане и в столице сонгаев г. Гао в Западном Судане. При этом местный хариджизм сосуществовал с традиционными религиозными верованиями и культами. Первыми ислам приняли правители княжеств Мали, Текрур (на севере Сенегала), Ганы и др.

В конце XI в. в ислам перешел царь Канема-Борну — крупнейшего государства Центрального Судана. Цари Ганы и Канема со временем стали претендовать на знатное арабское происхождение.

В эпоху крестовых походов, когда основные силы исламского мира были сосредоточены в Средиземноморье, в Африке южнее Сахары возвышаются языческие государства. Так, в XII в. царство Сосо в Западном Судане разгромило Гану, а в первой четверти XIII в. подчинило Мали.

В конце XII — XIII вв. столица Канема Нджими превратилась в крупный центр суннитского ислама (маликитского толка). Несмотря на периодические военные атаки соседних языческих племен, Канем вплоть до середины XVIII в. оставался сильным государством, влиявшим на хуасанские эмираты, народы Вадаи, Дарфура и земель южнее оз. Чад.


В первой половине XIII в. в Западном Судане сильнейшим было государство Мали, где правила династия Кейта, занимавшаяся активной караванной торговлей с Северной Африкой и Египтом. В крупных центрах (Дженне, Томбукту, Гао) существовали мусульманские колонии, сыгравшие заметную роль в культурном развитии Западного Судана.

В XV — XVI вв. восточные области империи Мали отошли к Сонгайской державе. Наряду с г. Гао, столицей Сонгайской империи, роль крупнейшего торгового и духовного центра играл г. Томбукту. В отличие от Гао, где в ранний период среди мусульман преобладали ибадиты, Томбукту был центром маликизма.

Третьим важным центром ислама был г. Дженне. В этих городах концентрировалась мусульманская образованная элита: кадии, имамы и хатибы мечетей, факихи и др.

С 1498/99 г. до конца XVI в. должность кадия была монополизирована одной семьей сонхаджийского происхождения — потомками местного ученого факиха Мухаммада Акита. В это же время начал формироваться клан мусульманского духовенства джаханке (дьяганке).


cводная таблица династий


Страны, где более 10 % населения составляют мусульмане. Зелёным цветом отмечены сунниты, синим — шииты. Чёрным выделены страны, по которым информация отсутствует.

Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии.

Перечень государств, в которых большинство населения является мусульманами

Читайте также: