Охарактеризуйте личность дмитрия донского и сергия радонежского кратко

Обновлено: 06.07.2024

Князь Московский с 1359 и великий князь Владимирский с 1369.

Внутренняя политика

1367-строительство белокаменного Кремля в Москве, первой каменной крепости в Северо-Восточной Руси.

Строительство монастырей в Москве – Симонова(1379) и Андронникова

1382- начало чеканки серебряных монет.

1389-Духованя грамота Д.Донского

Создана артиллерия, которая применялась при обороне Москвы от Тохтамыша.

Московское княжество + Переяславль, Галич, Белоозеро, Углич, Дмитров, Мещера, костромские, чухломские, стародубские и северные коми-зырянские земли.

Добивался независимости русской православной церкви от Константинополя.

Внешняя политика

1368, 1370, 1372- отбивал атаки с Литвой ( Ольгерд)

1377- поражение на реке Пьяна (совместно с войсками Нижнего Новгорода ) от войск Золотой Орды

1380, 8 сентября- Куликовская битва (войска Мамая). Победа русских войск.

1382- разорение Москвы Тахтомышем. Возобновление выплаты дани.

1385- Кревская уния – союз Литвы и Польши, начало объединения (1569-Люблинская уния, будет образована Речь Посполитая)

Поддерживал дружеские связи с Византией

ЛИЧНОСТИ

Сергий Радонежский ( 1321- 1391) – основал Троицкий монастырь (около 1310-1340 гг.), благословил Дмитрия на Куликовскую битву.

Пересвет Андрей – монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Перед Куликовской битвой сразился с воином Орды - Челубеем. Причислен к лику святых.

Дмитрий Боброк-Волынский, воевода, и Владимир Серпуховской, князь,- командовали засадным полком в ходе Куликовской битвы.

Бегич- золотоордынский темник, убит в 1378 году в битве на Воже.

Мамай – татарский темник, то есть командир отряда в 10000 человек, имел реальную власть в Орде. Потерпел поражение в битвах с войсками Д.Донского на реке Вожа и в Куликовской битве.

Ольгерд (1296-1377)- великий князь литовский, организовывал походы на Москву

Тохтамыш – хан Золотой Орды, воспользовался поражением Мамая в Куликовской битве , воцарился в Орде .Опустошил земли Московского княжества. В 1382 году разграбил и сжёг Москву.

Ягайло( литовский князь) и Олег Иванович Рязанский- с ними Мамай повёл войска на Русь, но отступил. Олег Рязанский же указал броды через Оку, что позволило Тохтамышу внезапно напасть на Москву.

ТЕРМИНЫ

Духовная грамота Д.Донского - написана незадолго до смерти князя, весной 1389 года. В ней старшему сыну Василию он оставлял не один город, как было приято до этого, а целых 8 городов. Это укрепляло материальную базу великого князя, ускоряло формирование Государева двора- постоянно функционирующего органа управления. Донской стоял у истоков формирования единого государства с самодержавной властью.

Великий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389) вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.

Главным итогом княжения великого московского князя Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы как центра объединения русских земель. Символом сильной государственной власти становится Московский кремль: первый каменный кремль на территории Северо-Восточной Руси, построенный при Дмитрии Ивановиче в 1366 году.

В объединении Руси Дмитрий Донской опирался на православную церковь, помощь духовных лидеров земли русской. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Среди ближайших соратников Дмитрия Ивановича был настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, благословивший русское воинство перед легендарной битвой на Куликовом поле.

Деятельность Дмитрия Ивановича по объединению русских княжеств, усилению русской армии положила конец экспансии на Русь Великого княжества Литовского. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. Но оставался еще более сильный враг – Золотая Орда, под гнетом которой русские княжества находились с 1240 года.

При Дмитрии Донском началась активная борьба за освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг. Великий князь московский знал, что Русь способна постоять за свою независимость. В 1380 году Дмитрий Иванович сумел сплотить русских князей и единым войском выступить против армии Золотой Орды. 8 (21) сентября 1380 года года на Куликовом поле были разбиты полчища Мамая. Это была первая победа Руси в борьбе с золотоордынским игом. Подвиг русского воинства и Дмитрия Донского на Куликовом поле стал символом победы Российского государства в борьбе со своими врагами.

Успехи Дмитрия Донского в объединении русских княжеств и разгром Орды на Куликовом поле способствовали ускорению процесса создания Российского государства и освобождению его от ордынского ига. После победы на Куликовом поле начался перелом в сознании русских людей и духовный и культурный подъем в русских землях.

Великий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389) вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.

Главным итогом княжения великого московского князя Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы как центра объединения русских земель. Символом сильной государственной власти становится Московский кремль: первый каменный кремль на территории Северо-Восточной Руси, построенный при Дмитрии Ивановиче в 1366 году.

Сергий Радонежский – один из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.

Рассказывая о дате его рождения, Епифаний Премудрый использовал весьма затейливую формулировку: "Сергий родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла". Исходя их этого описания, русская церковь традиционно считает днём его рождения 3 мая 1314 года.

***
Прежде всего братьям нужно было выбрать подходящее место. Долго ходили они по окрестным лесам, пока не нашли поляну в сердцевине густого, дремучего леса, которого не касалась рука человека; ни одна дорога не пролегала чрез сей лес, ни одно жилище не стояло в нем, лишь только звери да птицы обитали здесь. С горячей молитвою обратились к Богу братья, призывая Божие благословение на место будущего обитания. Устроили хижину, а затем построили деревянную церковь, которую решили освятить во имя Пресвятой Троицы, для чего пошли в Москву и просили митрополита дать разрешение на освящение церкви. Так было положено основание Свято-Троицкого монастыря.

Оставшись в полном одиночестве, Варфоломей еще более стал приготовляться к иноческой жизни; лишь когда укрепился он в трудах и подвигах и приучил себя к строгому исполнению правил монашеских, то решил принять пострижение. Пришел к нему один игумен, по имени Митрофан; он и постриг в иноческий чин блаженного Варфоломея. Обряд пострижения был совершен в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, и Варфоломею было дано имя Сергий. После пострижения Митрофан совершил Божественную литургию в церкви Пресвятой Троицы и причастил нового инока.

Семь дней новопостриженный инок неисходно пребывал в церкви и молился, славословил великое имя Господне, воспевал псалмы Давидовы и песни духовные. Каждый день Митрофан совершал литургию и приобщал его Святых Тела и Крови Господних. За всё сие время пищею Сергия была просфора, даваемая ему ежедневно Митрофаном. Пробыв несколько дней с Сергием, Митрофан сказал ему:
– Чадо, я оставляю сие место и предаю тебя в руки Божии; Господь да будет твоим заступником и хранителем.
И удалился.

Между тем о преподобном стала повсюду распространяться слава. Посему из окрестных сел люди стали приходить к нему, кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой. Всякий находил у него добрый совет, всякий возвращался от него утешенным и успокоенным. Некоторые просили даже у него позволения жить вместе с ним, но святой отговаривал их, указывая на трудности иноческого жития.
– Места сии, – говорил преподобный, – пустынны и дики, много лишений предстоит нам здесь.

Но они продолжали просить, и видя твердость их намерения и крепкую решимость посвятить себя Богу, преподобный должен был уступить их просьбам. Вскоре под руководством преподобного собралось двенадцать человек, и долго не изменялось сие число: если кого-либо из братий постигала кончина, то на его место приходил другой, так что многие усматривали в сем числе совпадение: число учеников преподобного было такое же, каково было число учеников Господа нашего Иисуса Христа; иные же сравнивали его с числом двенадцати колен Израилевых. Пришедшие построили 12 келий. Сергий вместе с братией обнес келии деревянным тыном. Так возник монастырь, существующий доныне.

Тихо и мирно проходила подвижническая жизнь пустынников; ежедневно они собирались в свою небольшую церковь и здесь возносили Господу усердные молитвы; семь раз в день принимала церковь под свой кров иноков: они совершали здесь полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый час, вечерню и повечерие, а для совершения Божественной литургии приглашали к себе из ближайших сел священника.

Спустя год после того, как пришли к Сергию братия, поселился в их обители и вышеупомянутый священноинок Митрофан, совершивший обряд пострижения над преподобным Сергием; с радостью он был встречен братией, и был единодушно всеми избран игуменом. Иноки радовались, что теперь стало возможно совершать литургию гораздо чаще, чем прежде. Но Митрофан вскоре предал Господу свою душу.

Но с каждым днем всё сильнее чувствовалась нужда в игумене и иерее. Приглашать к себе священников было не всегда возможно, да и нужен был руководитель, облеченный властью игуменскою. Не было другого лица, более достойного занять такое место, кроме основателя сей обители, но преподобный Сергий страшился игуменства: не начальником, а последним иноком желал он быть в монастыре, основанном его трудами. Наконец отшельники, собравшись вместе, пришли к преподобному и сказали:

– Отче, не можем мы жить без игумена, желаем, чтобы ты был нашим наставником и руководителем, мы хотим приходить к тебе с покаянием и, открывая пред тобою все наши помышления, всякий день получать от тебя разрешение наших грехов. Совершай у нас святую литургию, дабы мы из честных рук твоих приобщались Божественных Таин.

Сильно и долго отказывался Сергий. Но иноки продолжали неотступно просить преподобного, чтобы он исполнил их желание. Они долго убеждали, просили и даже настаивали. Наконец, тронутый и побежденный их мольбами, святой отправился с двумя старцами в Переяславль Залесский к Афанасию, епископу Волынскому. Святитель ласково принял подвижника, о коем уже давно дошли до него слухи. Он долго беседовал с ним о спасении души, а по окончании беседы сказал:
– Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою же собранной в новой обители Живоначальной Троицы!

С ликованием встретили своего нового игумена пустынножители, они вышли навстречу своему наставнику и отцу и с любовью поклонились ему. Радовался и игумен, он вошел в церковь и обратился к Господу с усердной молитвою, чтобы Бог благословил его, послал ему всесильную помощь в новом, трудном служении.

Изначально преподобный Сергий поселился на безводном месте. Не без намерения остановился здесь святой: нося издалека воду, он тем самым хотел сделать свой труд еще большим, ибо стремился всё сильнее изнурить свою плоть. Когда же, умножилась братия и образовался монастырь, то в воде стал замечаться большой недостаток, ее приходилось носить издалека и с большими затруднениями. Посему некоторые стали роптать на святого, говоря:

– Зачем ты, не разбирая, поселился на сем месте? Зачем, когда здесь нет поблизости воды, ты устроил обитель?

Преподобный на сии упреки смиренно отвечал:
– Братия, я желал один безмолвствовать на сем месте, Богу же было угодно, чтобы здесь возникла обитель. Он может даровать нам и воду, только не изнемогайте духом и молитесь с верою: ведь, если Он в пустыне извел воду из камня непокорному народу еврейскому, то тем более не оставит вас, усердно служащих Ему.

И вот однажды он взял с собой одного из монахов, и тайно сошел с ним в чащу, находившуюся под монастырем, где никогда не было проточной воды. Найдя во рве немного дождевой воды, святой преклонил колена и стал так молиться:
– Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сотворивший небо и землю и всё видимое и невидимое, создавший человека и не хотящий смерти грешника, молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои, услыши нас в час сей и яви славу Твою; как в пустыне через Моисея чудодействовала крепкая десница Твоя, источив из камня воду, так и здесь яви силу Твою, – Творец неба и земли, даруй нам воду на месте сем, и да разумеют все, что Ты внемлешь молящимся Тебе и воссылающим славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и во веки веков. Аминь.

Долгое время братии в монастыре было 12 человек. Но вот приходит из Смоленска архимандрит по имени Симеон. Отказавшись от высокого положения, он просил преподобного принять его как простого инока. Сильно был тронут такой просьбой Сергий и с любовью принял прибывшего. Архимандрит Симеон принес с собою много имущества и передал его преподобному для того, чтобы святой мог построить более обширный храм. На пожертвование Симеона преподобный скоро построил новую церковь и расширил монастырь.

С того времени многие стали собираться к преподобному Сергию, чтобы под руководством этого славного подвижника спасать свои души; с любовью принимал святой игумен всех приходящих, но, зная на опыте трудность монашеской жизни, не скоро постригал их. Обыкновенно он приказывал облечь приходившего в длинную одежду из черного сукна и повелевал ему исполнять вместе с прочими иноками какое-либо послушание. Так поступал он для того, чтобы вновь прибывший мог узнать весь устав монастырский; лишь после долгого испытания преподобный Сергий постригал прибывшего в мантию и давал клобук.

Сергий запретил братии просить подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Богатая примерами истинно христианской жизни обитель преподобного Сергия в первое время своего существования была очень бедна; часто подвижники испытывали крайний недостаток в самом нужном: не хватало пшеницы для просфор или фимиама для каждения, воска для свеч, елея для лампад, – тогда иноки зажигали лучины и при таком освещении совершали службы в церкви. Сосуды, кои употреблялись для причащения, были сделаны из дерева, облачение было из простой крашенины, богослужебные книги писались на бересте. Иногда иноки испытывали недостаток в пище и голодали.

В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали.
— Вот, — сказал преподобному инок от лица всех, — мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.

Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
— Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

— Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

В период 1364—1376 годов в монастыре было введено общежития — вместо устава скитского (особножительства). Эта реформа связывается с посланием Вселенского Патриарха Филофея, который также прислал игумену крест, параман и схиму.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною. Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена. При Сергии было организовано собственное хлебопашество — вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью — желающими поработать на монастырь.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания — трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным — иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством — не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела. Так что у келаря забот немало. Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он — исповедник братии. Савва Сторожевский, основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время — простым ли людям, или князю.

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей. Сергий был игуменом в продолжение 48 лет.

Наследный правитель Синей Орды хан Тохтамыш с помощью Тимура овладел Белой Ордой. После этого ему предстоял поход на запад, чтобы изгнать Мамая. Чтобы оказать серьёзное сопротивление, Мамаю надо было собрать большое количество людей, поэтому он привлёк воинов-наёмников Востока и Запада. У самого Мамая денег было мало, но он рассчитывал получить финансовую помощь от своих союзников — генуэзцев. Однако те потребовали взамен концессии для добычи мехов и торговли на севере Руси, в районе ростовского Великого Устюга.

Это крупное сражение между объединённым войском во главе с Великим князем Владимирским и московским Дмитрием Ивановичем и войском правителя части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле закончилось полной победой русских. Куликовская битва стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

"И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". Кончина святого пришлась на 25 сентября 1392 года.

Через 30 лет после смерти Сергия люди обнаружили его нетленные мощи. С ними тоже было связано много чудес, и в 1452 году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Сейчас мощи хранятся в Троице-Сергиевой лавре, люди тысячами приходят в этот храм в надежде на исцеление и помощь.

***
Много чудес совершил при жизни Сергий Радонежский - это исцеление душевных и физических недугов и даже оживление умерших, но еще больше чудесных явлений приписывается ему после смерти.

Не только Дмитрию Донскому помог преподобный одержать победу на Куликовом поле, но позднее, по словам очевидцев, не раз появлялся он на полях сражений и вдохновлял русских воинов.

А сегодня почти на рассвете
Я увидела странный сон:
Еще холодно, дует ветер,
Слышен старых деревьев стон.
Но уже закричали птицы,
Возвещая приход весны.
На вершине горы Маковицы
Молодой послушник сидит.
Он задумал большое дело -
Здесь построить надежный скит,
Чтоб нечистый во вражьем обличии
В наши души вдруг не проник!
Он сидит, согреваясь под солнцем,
Разминая суставы рук.
Много дней он провел пред оконцем,
Пережил столько зимних мук.
Это наш преподобный Сергий,
Только очень еще молодой,
Но уже поцелованный Богом,
С мудрым сердцем и чуткой душой!
Он так правильно выбрал место
И открыл источник воды,
Что построенная им обитель
Охраняет века от беды:
Нескончаем поток народный -
Все находят любовь и покой,
Потому что посыл благородный
Он все время носил с собой!

Спасибо за замечательные стихи, Ольга!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых. Именно он от имени Русской церкви впервые призвал к борьбе с ордынским игом.


Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был уважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

В краткой биографии Радонежского стоит отметить, что за всю свою жизнь иеромонах Русской церкви кроме Троице-Сергиевого, основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

Интересные факты

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

Читайте также: