Охарактеризуйте кратко поколения ит

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время строятся ЭВМ на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС). Они обладают огромными вычислительными мощностями и имеют относительно низкую стоимость. Их можно представить не как одну машину, а как вычислительную систему, связывающую ядро системы, которое представлено в виде супер-ЭВМ, и ПЭВМ на периферии. Это позволяет существенно сократить затраты человеческого труда и эффективно использовать машины.

Классификация информационных технологий

К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Развитие ИТ способствовало их быстрому распространению и эффективному использованию в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному применению и большому многообразию.
ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

По области управления социально-экономическим процессом: банковские, налоговые, финансовые, страховые, управления торговлей, управления производством и т.д.




В настоящее время строятся ЭВМ на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС). Они обладают огромными вычислительными мощностями и имеют относительно низкую стоимость. Их можно представить не как одну машину, а как вычислительную систему, связывающую ядро системы, которое представлено в виде супер-ЭВМ, и ПЭВМ на периферии. Это позволяет существенно сократить затраты человеческого труда и эффективно использовать машины.

Классификация информационных технологий

К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Развитие ИТ способствовало их быстрому распространению и эффективному использованию в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному применению и большому многообразию.
ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

По области управления социально-экономическим процессом: банковские, налоговые, финансовые, страховые, управления торговлей, управления производством и т.д.

Первое поколение (1900-1955) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915-1960 гг. связано с производством электромеханического оборудования для записи данных на карты, сортировки и составления таблиц. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электромеханические компьютеры.

Второе поколение связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки информации были разработаны электронные компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры.

Третье поколение связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.

Оперативные базы данных хранились на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Эти устройства и программное обеспечение управления данными давали возможность программам считывать несколько записей, изменять их и затем возвращать новые значения оперативному пользователю.

В этих ранних базах данных поддерживались три вида схем данных:

• логическая, которая определяет глобальный логический проект записей базы данных и связей между записями;

• физическая, описывающая физическое размещение записей базы данных на устройствах памяти и в файлах, а также индексы, нужные для поддержания логических связей;

• предоставляемая каждому приложению подсхема, раскрывающая только часть логической схемы, которую использует программа.

Четвертое поколение явилось альтернативой низкоуровневому интерфейсу. Идея реляционной модели состоит в единообразном представлении сущности и связи. Реляционная модель данных обладает унифицированным языком для определения данных, навигации по данным и манипулирования данными. Работы в этом направлении породили язык, названный SQL, принятый в качестве стандарта.

Пятое поколение связано с переходом от традиционных хранящих числа и символы, к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Например, географам следует иметь возможность реализации карт, специалистам в области текстов имеет смысл реализовывать индексацию и выборку текстов, специалистам по графическим образам стоило бы реализовать библиотеки типов для работы с образами. Конкретным примером может служить распространенный объективный тип временных рядов. Вместо встраивания этого объекта в систему баз рекомендуется реализация соответствующего типа в виде библиотеки классов с методами для создания, обновления и удаления временных рядов.

Базы данных призваны хранить не только числа и текст. Они используются для хранения многих видов объектов и связей между этими объектами, что мы видим в World Wide Web. Различие между базой данных и остальной частью Web становится неясным.

Понятие ИТ. Эволюция ИТ. Роль ИТ в развитии экономики и общества.

Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Вот еще одно определение информационных технологий. Информационные технологии - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов. Универсального определения ИТ не существует.

Областями применения информационных технологий являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги (связь, развлечения и т.д.).

Различают несколько поколений ИТ.

Информационная технология (ИТ ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
1.1.2. Аппаратные возможности в информационных технологиях: вычислительная, телекоммуникационная, оргтехника.

Информационные технологии базируются и зависят от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.

Техническое обеспечение - это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями. скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Названия составляющих частей (компоненты)автоматизированных компьютерных информационных технологий:

Компоненты компьютерной информационной технологии

Комплекс
технических средств

Комплекс
программных средств

Организационно-методическое обеспечение

Рис.1.1. Компоненты АИТ

Структура информационной технологии - это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две группы: опорную технологию и базу знаний.

Информационные технологии

Системное, инструмен ПО

Модели предметной области

Функциональные процессы область

промыш предприятие, его подразделения, службы, средства производства и т.д.

Рис.1.2. Структура ИТ

Модели предметной области - совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и разработчиками.

Опорная технология - совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.

База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную, (т.е. знания о чем-то "конкретно"). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация - плановые задания, научно-техническая информация, учетно-производственная. информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятий).

Существует и другой подход к рассмотрению структуры автоматизированной ИТ, согласно которому любая ИТ также может быть разделена на три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих ее ядро:

- аппаратное обеспечение (Hardware);

- программное обеспечение (Software);

- алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение (Brainware).

Существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки ИТ или инфраструктура: необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.


  1. структура_ит.jpg

Информационные технологии могут обслуживать различные предметные области: бухгалтерский учет, управление персоналом, производственный менеджмент и пр. Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация зависит от критерия. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии.

Классификация ИТ по типу обрабатываемой информации приведена на рис.1.4:


Рис.1.4. Классификация компьютерных информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации
В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на :

⇒ обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

⇒ обработку текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

⇒ обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

⇒ обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

⇒ обработку знаний (экспертные системы).

/Персональный компьютер: назначение, принципы работы основных устройств. Процессор: назначение, основные характеристики. Организация памяти ПК: оперативные и постоянные запоминающие устройства, кэш-память, внешние запоминающие устройства (винчестер, CD, DVD, флеш-накопители), их основные характеристики.

Устройства ввода-вывода информации (принтеры, сканеры, звуковые устройства, модемы): назначение, типы, принципы и особенности их работы.

Сеть: понятие, назначение, виды. Мультимедийная среда и особенности работы с ней./

1.2.1. Персональный компьютер: назначение,
принципы работы основных устройств.

Процесс взаимодействия человека с ЭВМ насчитывает уже более 40лет. До недавнего времени в этом процессе могли участвовать только специалисты - инженеры, математики - программисты, операторы. Затем произошли кардинальные изменения в области вычислительной техники. Благодаря разработке и внедрению микропроцессоров в структуру ЭВМ появились малогабаритные, удобные для пользователя персональные компьютеры.

Ситуация изменилась, в роли пользователя может быть не только специалист по вычислительной технике, но и любой человек, будь то школьник или домохозяйка, врач или учитель, рабочий или инженер. Часто это явление называют феноменом персонального компьютера. В настоящее время мировой парк персональных компьютеров превышает 20 млд.

Определение "персональный" возникло потому, что человек получил возможность общаться с ЭВМ без посредничества профессионала-программиста, самостоятельно, персонально. При этом не обязательно знать специальный язык ЭВМ. Существующие в компьютере программные средства обеспечат благоприятную " дружественную" форму диалога пользователя и ЭВМ.

Персональные компьютеры можно классифицировать в соответствии с теми возможностями, которые они предоставляют пользователю как бытовые и профессиональные. Бытовые персональные компьютеры используют в домашних условиях. Их основное назначение: обеспечение несложных расчетов, выполнение функции записной книжки, ведение личной картотеки, средство обучения различным дисциплинам, инструмент доступа по телефонным каналам к общественным информационным фондам и т.д. Широкое распространение получил он как средство развлечения - организатор и партнер в различных играх.

Профессиональные персональные ЭВМ используют в конкретной профессиональной сфере, все программные и технические средства ориентированы на конкретную профессию. Однако независимо от профессиональной направленности ЭВМ их основное назначение-выполнение рутинной работы: они осуществляют поиск информации в различных справочно-нормативной документации и архивах, составляют типовые формы документации, ведут дневник или лабораторный журнал, фиксируют результаты исследований, запоминают и выдают по запросу пользователя информацию по данной профессиональной деятельности и многое многое другое.

Принцип работы ПК.

При создании первых вычислительных машин в 1945 математик Джон фон Нейман описал основы конструкции компьютера. Согласно принципам фон Неймана, компьютер должен иметь следующие устройства:

● Арифметическо-логическое устройство — для непосредственного осуществления вычислений и логических операций.
● Устройство управления — для организации процесса управления программ.
● Запоминающее устройство (память) — для хранения программ и информации.
● Внешние устройства — для ввода и вывода информации.

Подавляющее большинство компьютеров в своих основных чертах соответствует принципам фон Неймана, но схема устройства современных компьютеров несколько отличается от классической схемы. В частности, арифметическо-логическое устройство и устройство управления, как правило, объединены в центральный процессор. Многие быстродействующие компьютеры осуществляют параллельную обработку данных на нескольких процессорах.

Компьютерная информация хранится в электронном виде в различных запоминающих устройствах, которые называют компьютерной памятью. Для долговременного хранения информации используются постоянные носители компьютерной памяти, которые служат при вводе данных в компьютер и при выводе результатов его работы. Для хранения выполняемых в данный момент программ и промежуточных данных используется оперативная память компьютера, которая работает значительно быстрее постоянных носителей памяти.

Работа компьютера обеспечивается, с одной стороны, аппаратными устройствами, а с другой — программами. Аппаратное обеспечение включает в себя внутренние компоненты (прежде всего интегральные микросхемы, в том числе процессоры, а также системные и интерфейсные платы) и внешние устройства (мониторы, принтеры, модемы, акустические системы). Компьютерные программы подразделяются на три категории: прикладные программы, системные программы, инструментальные программы.

1.2.2. Процессор: назначение, основные характеристики.

Процесс взаимодействия человека с ЭВМ насчитывает уже более 40лет.

Тема 1.3. Программное обеспечение профессиональной деятельности

/Операционные системы и оболочки: понятие, назначение, особенности. Организация файловой структуры операционной системы. Организация дисков, каталогов и подкаталогов. Файл: понятие, назначение, полное имя, указание пути к файлу, работа с файлами.

Сервисные программы: архиваторы, антивирусные программы, их назначение.

Прикладное программное обеспечение, назначение, общая характеристика, виды (текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных, профессиональные пакеты программ). Выбор программного обеспечения для профессиональной деятельности./

Операционная система - комплекс программ, находящихся в памяти компьютера, организующий управление устройствами компьютера и ее взаимодействие с пользователем (интерфейс). В ОС входят следующие программы: стартовая программа, диспетчер, редакторы, загрузчики (для ввода программ в ОЗУ), файловая система, административная система (учет ресурсов), а так же базовое программное обеспечение.
Нормальная работа операционной системы, а значит и компьютера, зависит от двух основных факторов:
1. Неприкосновенность системных файлов.
2. Оптимальное состояние памяти - наличие как свободного пространства на диске

Для достижения оптимального состояния памяти пользователю нужно знать

1) во время своей работы большинство программ создают временные файлы, которые самостоятельно не всегда удаляются с "винчестера" сами. Такие временные файлы имеют расширение ".tmp". Пользователь может и должен удалять их "вручную", произведя поиск tmp-файлов. Большинство tmp-файлов находятся в каталогах TMP и TEMP.

2) во время работы с дисками происходят постоянные операции записи и удаления файлов, в результате чего информация на магнитном носителе приобретает фрагментарный характер, что тормозит процесс ее поиска операционной системой. Для устранения проблем фрагментарности диски необходимо периодически дефрагментировать,


Информационная технология (ИТ) — процесс, испол ьзующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

На ранних этапах истории для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы общения. Человеческий мозг решил эту задачу без искусственно созданных инструментов: развилась человеческая речь. Речь являлась и первым носителем знаний. Знания накапливались и передавались от поколения к поколению в виде устных рассказов.

Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получило первую технологическую поддержку с созданием письменности. Процесс совершенствования носителей информации еще продолжается: камень - кость - глина - папирус - шелк - бумага - магнитные и оптические носители - кремний - . Письменность стала первым историческим этапом информационной технологии. Второй этап информационной технологии - возникновение книгопечатания. Оно стимулировало развитие наук, ускоряла темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся. Спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с бешеной скоростью.

Книгопечатание создало информационные предпосылки роста производительных сил. Но информационная революция связанна с созданием ЭВМ в конце 40-х годов. С этого же времени начинается эра развития информационных технологии.

Весьма важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация не только продукт, но и исходное сырье. Электронное моделирование реального мира на ЭВМ требует обработки существенно большого объема информации, чем содержит конечный результат.

В развитии информационной технологии можно выделить этапы. Каждый этап характеризуется определенным признаком.

Существует несколько точек зрения на процесс развития информационных технологий с применением компьютеров.

1) до конца 1960-х гг. – проблема обработки больших объемов информации в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;

2) до конца 1970-х гг. – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств;

3) с начала 1980-х гг. – проблемы максимального удовлетворения потребностей пользователя и создания соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде;

4) с начала 1990-х гг. – выработка соглашения и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи, организация доступа к стратегической информации и др.

Выделение этапов по преимуществу, приносимому компьютерной технологией:

1) с начала 1960-х гг. – эффективная обработка информации при выполнении рутинной работы с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров;

2) с середины 1970-х гг. – появление персональных компьютеров (ПК). При этом изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Применяется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных;

3) с начала 1990-х гг. – развитие телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы используются для помощи организации в борьбе с конкурентами.

Выделение этапов по видам инструментария технологий:


1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручные" технологии: перо, чернильница, книга, элементарные ручные средства счета. Коммуникации осуществлялись путём доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся механический телеграф. Основная цель технологий - представление и передача информации в нужной форме.


2-й этап (конец XIX в. - 40-е гг. ХХ в.) - "механические" технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологий - представление информации в нужной форме более удобными средствами, сокращение затрат на исправление потерь и искажений.


3-й этап (40-е - 60-е гг. XX в.) - "электрические" технологии: первые ламповые ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Организация доставки информации в заданное время. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания.


4-й этап (70-е гг. - середина 80-х гг.) - "электронные" технологии, основной инструментарий - большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологий смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.


5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерные" ("новые") технологии, персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения. Создание систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.


6-й этап (с середины 90-х гг.) - "Internet/Intranet" ("новейшие") технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привели к созданию технологии Data Mining.

Заметим, что эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом - по 10 лет на поколение. Прогнозы предполагают сохранение темпов до начала 21 века.

Каждая смена поколений средств информационной технологии требует переобучения и радикальной перестройки мышления специалистов и пользователей, смена оборудования и создания более массовой вычислительной техники. ИТ, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества.

Соответственно ИТ влияет на экономику, выводя ее в сторону наукоемкости, при этом ИТ определяет трудосберегающий характер развития общества, так как ИТ берет на себя управление многими видами работ и технологических операций.

ИТ влияет и на экологию. Она - средство создания искусственного мира, поэтому оказывает экологическое давление на естественную среду. Главная опасность этого - сужение многообразия форм жизни. Примером влияния ИТ может служить влияние ЭВМ на экологию человека. Но ИТ, с другой стороны - это возможный путь спасения экологического равновесия природы. Формирование информационной структуры техносферы позволит повысить эффективность и безопасность технологических производств.


Люди воспринимают любую работу с точки зрения своего жизненного опыта и своих ценностей. Система ценностей формируется в детстве под влиянием экономических, социальных, политических, технологических факторов внешней среды. Поэтому системы ценностей у людей различаются в зависимости от исторического периода.

С раннего детства наш мозг учится воспринимать информацию, взаимодействовать с окружающим миром. Для этого он устанавливает себе паттерны поведения, основанные на базовых ценностях. Уже выросло поколение, родившееся при интернете и получившее доступ к любой информации. И этот фактор тоже оказал воздействие на их мозг.

Люди с разными ценностями по-разному смотрят на многие вещи. Одна и та же технология вызывает у них, возможно, противоположные чувства. Зачем это нужно понимать и как использовать — сегодня расскажем в статье про связь между IT и психологией.

До поколения X


Давайте сразу разберемся с теорией поколений. Эта теория, объясняющая разницу между моделями поведения разных поколений, была сформулирована Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 1991 году, и описывала повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. Затем теория получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России — ценности поколений во многих странах совпадают, что стало особенно заметно в эпоху интернета и мобильной связи.

До поколения Х, то есть до поколения людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 гг., большинство наемных работников обладали одной схожей чертой — они имели знания и опыт в одной области, предпочитали не менять сферу деятельности. В первой половине 20 века (как и за сотни лет до этого) специалисты предпочитали работать на одной и той же должности. Возможно, что в СССР такие черты поколений сохранялись вплоть до конца 80-х годов.

Отсутствие многозадачности и интерактивности могут стать серьезной проблемой в IT-компании. С другой стороны, представители современных поколений (начиная с поколения Х), стремящиеся к универсальности в подходе к знаниям, обладают широким кругом интересов и навыков, но при этом не имеют действительно глубоких знаний в какой-нибудь одной дисциплине.

Тим Браун (а вместе с ним Procter & Gamble, Nike и другие) считает, что сотрудник должен быть эмпатичен. Это важно, потому что позволяет человеку представить себе проблему с другого ракурса — почувствовать себя в чужой шкуре. Кроме того, сотрудник должен интересоваться другими специальностями, проявлять любознательность и увлеченность.

Что ценнее, глубокие знания в одной сфере или стремление к получению знаний в разных дисциплинах? HR-специалисты приходят к выводу, что наиболее ценные сотрудники обладают навыками обмениваться информацией и действовать взаимозависимо. Проще говоря, ценится желание постоянно развиваться и меняться.

Поколения Y, Z и дальше


Поколение Y, они же миллениалы, — это люди, родившиеся в промежутке с 1980-го до начала 2000-х. Y уже привыкли к технологиям, быстрому темпу жизни и новым впечатлениям, но их детство пришлось на переходный в технологическом плане период: появление интернета, мобильной связи, постепенное внедрение компьютерной техники. Они еще помнят время, когда цифровая экономика практически не существовала.

Поколение Z — это сегодняшние дети, родившиеся в нулевые. Детство детей двухтысячных проходит под влиянием совсем других ценностей — от Youtube, как главного источника знаний, до получения навыков будущей работы в Minecraft. Да, говорят, сегодня можно освоить программирование, просто играя в Minecraft.

Дети учатся программировать на Python, строить фантастические миры или работающие механизмы высокой сложности. Геймификация позволяет использовать огромное количество паттернов поведения ребенка как основу для обучения программированию.

Уже совсем скоро на смену поколению Z придет новое поколение. Согласно теории Штрауса, длительность одного поколения составляет 20-22 года. Каждые 20 лет появляется новое поколение людей, чьи ценности принципиально отличаются от ценностей их родителей. Наши дети появятся в мире 5G, дронов, беспилотных автомобилей, киберпреступности, умных вещей, криптовалют и блокчейна, 3D-принтеров, невероятных научных открытий и нового витка освоения космоса. Теория Штрауса говорит, что мы можем прогнозировать поведение детей новой эпохи — смена поколений циклична. Но факторы технического прогресса начинают доминировать над всеми остальными, что в результате может исказить картину реальности.

Что хотят видеть люди поколения Z


Разные поколения не только приходят в компании и что-то в них создают. Они еще являются клиентами, пользователями. И у каждого свои запросы. Рассмотрим этот момент на примере взаимодействия с софтом.

Одно из главных отличий заключается в том, что современное поколение (родившиеся после 2000 года) стремится к пассивности больше, чем поколение, выросшее в 1980-90-е годы. Поколению современности Facebook кажется сложным и анахроничным (нужно искать и добавлять), а удобным — Tinder, где требуется лишь свайпить фотографии.

Третье существенное изменение софта связано с ростом информационных потоков. Стало слишком много информации. Пользователь должен иметь защиту от информационной перегрузки. Поэтому приложения фокусируются на единственной функции, социальные сети вводят алгоритмическую ленту, а Snapchat и некоторые другие приложения сами уничтожают пользовательский контент.

Четвертое изменение связано с желанием вовлекаться в создание контента. Поэтому в каждом мессенджере можно создавать фото, видео, гифки, рисунки и многое другое, а на блокчейне появляются платформы, в которых вместо лайков используется денежное поощрение (в криптовалюте) за любое действие пользователя — дополнительная мотивация к генерированию контента.

Не будем забывать и про самое очевидное изменение предпочтений пользователей — смайлики, эмодзи, гифки. Все способы общения без слов крайне важны. Представители поколения Z и, частично, Y не любят общение по телефону, а предпочитают чаты. Из представителей поколения Z лишь 38% готовы общаться с техподдержкой по телефону, а 31% вообще не хотят тратить на это время и предпочитают искать помощь на различных онлайн ресурсах.

Как мир влияет на мозг

Представители поколения Z больше доверяют играм, как учителям жизни, чем школьной системе образования. Само появление первых персональных компьютеров в восьмидесятых годах повлияло на целое поколение детей, разбирающихся в компьютерах. Вспомните себя. Многие стали разбираться в компьютерах, когда у самих что-то постоянно не работало. Мы учились программировать на бейсике и писать собственные программы, создавая нечто, чего раньше в мире не существовало.

Современные дети продвинулись дальше в этих навыках. Никого не удивляет новость про школьника, который нашел уязвимость ВКонтакте и получил за нее две тысячи долларов вознаграждения. Дети пишут собственные программы, в то время как их родители в том же возрасте играли в саду или работали по дому.

Дети поколения Y учились на своих ошибках. Поколение Z общается с кем-то, кто намного старше их и в чем-то разбирается. Через форумы, соцсети и мессенджеры дети получают возможность получить помощь от настоящих профессионалов. Тем самым они быстрее получают новые знания, быстрее учатся и быстрее применяют полученную информацию на практике.
По результатам исследования компании ChildWise, представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Любое увлечение технологиями оказывает воздействие на дальнейшую карьеру.



Новое поколение ценит мобильность, намного проще меняет место работы или даже страну проживания. Большой мир новых технологий оказывает такое воздействие, что с раннего детства приходится учиться анализировать большие объемы информации, искать новые оригинальные решения, работать с несколькими задачами одновременно.

Такое отношение к миру вызывает неприятие жесткого типа руководства. Сотрудники, относящиеся к переходному периоду между поколениями Y и Z, могут позволить себе критиковать руководство и ставить под сомнением необходимость выстраивать иерархическую структуру.

Есть хороший пример компании, в которой ценности поколения Z возвели в абсолют — это Valve, в которой нет иерархии и никакого формального менеджмента, начальников и подчиненных, должностей и карьерного роста. В Valve нет фиксированных ролей, и каждый сотрудник в праве сам решать, чем он должен заняться и где может принести максимальную пользу компании. У подобной системы есть и минусы (если сотрудники теряют интерес к какой-то программе, то просто перестают ей заниматься вне зависимости от желаний пользователей), но внушительные финансовые результаты компании говорят об эффективности подхода — прибыль Valve от продаж игр в 2016 году составила 3,5 миллиарда долларов.

И критика подхода

Будет ошибкой делить всех людей на категории, загонять в жесткие рамки поведенческих стереотипов, навешивать на них ярлыки. Предвзятое отношение к людям, оценка только по возрасту и принадлежности к страту, в конечном счете, только вредит. Даже хипстер, соответствующий всем вашим социальным предубеждениям, может удивить вас своими личными качествами.

Определенные особенности поколения, позволяющие сегментировать массу людей, должны учитываться, но не следует теорию поколений воспринимать как единственно верное руководство к действию.

Читайте также: