Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Представления об изменении и усложнении живых организмов возникли в античное время. В работах греческого философа Анаксимандра уже наблюдались зачатки эволюционного учения, в виде гипотезы об изменении первоначально безжизненной оболочки Земли, появлении растений и животных. Вопросы передачи наследственной информации изучали античные исследователи Алкмеон и Эмпедокл.

Создатели теорий, объясняющих многообразие видов живых организмов до Ч. Дарвина:

  • К. Линней;
  • Ж. Кювье;
  • Ж. Бюффон;
  • Э. Дарвин;
  • Ж. Б. Ламарк.

В средневековой Европе господствовала христианская церковь, произошел застой в развитии науки. Этим объясняется длительное господство идеи о том, что видов существует столько, сколько было создано при сотворении мира.

Креационизм

Учение о постоянстве видов, создании всего многообразия органического мира в результате божественного творения, развивали в своих трудах К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель. Отец биологической систематики Линней опирался в работе на библейские тексты. Ученый считал, что общее количество живых организмов не изменяется, новые виды не появляются, уже существующие не исчезают. Только, на закате жизни Линней пришел к выводу, что живые организмы развиваются вследствие приспособления к условиям обитания (рис. 1).

Карл Линней

Рис. 1 Карл Линней

После реформации возникли предположения и теории о происхождении видов друг от друга, взаимосвязи живых организмов на Земле. Был изобретен микроскоп, обнаружены простейшие организмы, одноклеточные водоросли. Научные открытия нанесли ощутимый удар по идеям самозарождения жизни.

Французский зоолог Ж. Кювье использовал в своих работах описания палеонтологических находок, данные сравнительной анатомии для создания учения о корреляциях. Ученый так называл взаимосвязи между частями организма. Появилась возможность по ископаемым останкам живого организма восстанавливать его внешний облик.

Кювье обратил внимание на появление резких изменений животных в течение геологической истории, сформулировал теорию катастроф. Согласно учению, жизнь на Земле кардинально изменялась в результате периодических природных катастроф. Планету заселяли виды, выжившие в стихийном бедствии.

Трансформизм

Противоречия во взглядах креационистов послужили отправной точкой для формирования трансформизма. Отличие этого учения — признание исторического развития видов. Причинами эволюции исследователи называли приспособления к условиям обитания и наследование приобретенных признаков.

Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон отмечал единство живой природы, изменение живых организмов в результате одомашнивания и гибридизации. Дед Ч. Дарвина — английский врач и философ Э. Дарвин — не исключал развитие органического мира в течение миллионов лет. Исследователь полагал, что существующие виды животных возникли при смешении нескольких групп под влиянием внешней среды и других факторов.

Эволюционизм

Взгляды на изменяемость живых организмов, высказанные в античные времена Аристотелем и Демокритом, идеи трансформизма, нашли продолжение в эволюционизме. Новая теория признавала развитие природы по определенным законам, объясняла реально наблюдаемые многообразие и сложность органического мира. Уже, с момента появления, были затруднения при описании труднодоступных для наблюдения явлений.

Основной проблемой, которую решали эволюционисты, было обоснование причин усложнения видов. Жан Батист Ламарк утверждал, что живые существа изменяются под влиянием факторов неживой природы, созданной Творцом. Любые изменения живых существ целесообразны, возникающие приспособления вызваны стремлением к прогрессу.

Также Ламарк предложил закон упражнения и неупражнения органов. Одни части тела интенсивно используются животным, поэтому развиваются. Ненужные в процессе жизнедеятельности органы ослабляются и могут исчезать. Приобретенные в течение жизни особи адаптивные признаки наследуются потомками.

Наличие перепонок на ногах водоплавающих Ламарк объяснял передвижением предков в воде. Длинная шея жирафа, согласно взглядам ученого, появилась вследствие питания предков листьями с верхушек деревьев, стремлением дотянуться до корма.

Выводы Ламарка о движущей силе эволюции не нашли подтверждения в научных исследованиях. Так, немецкий зоолог А. Вейсман провел эксперимент по отрезанию мышам хвостов. На протяжении многих поколений у полученных таким способом бесхвостых предков потомство было только с хвостами.

Основные проблемы, которые решили эволюционисты, пришедшие на смену Ламарку, можно свести к двум вопросам. Как возникают новые виды? Как живые организмы приспосабливаются к условиям среды обитания?

Значение эволюционной теории Ч. Дарвина

Ч. Дарвин

Исследования английского геолога Ч. Лайеля дали материал, подтверждающий взгляды на историческое изменение поверхности Земли. Облик планеты не всегда был таким, каким его застали современники. Изменения были вызваны действием факторов неживой природы (воды, ветра, вулканов) и живыми организмами.

Дарвин и Уоллес провели параллели с миром животных. Ученые отмечали, что в природе размножение происходит с большой скоростью. Однако, численность популяций сохраняется или незначительно колеблется в сторону уменьшения либо увеличения.

Дарвин, во время экспедиции на корабле «Бигль, наблюдал сходство флоры и фауны Южной Америки и лежащих вблизи материка Галапагосских островов. Натуралист был поражен разнообразием видов вьюрков и черепах, находками скелетов вымерших млекопитающих, напоминающих современных ленивцев и броненосцев.

Основные положения теории дарвинизма:

  • Эволюция — появление новых особей, образование новых видов, более крупных систематических групп живых организмов.
  • Процесс определяется условиями существования организмов, приспособлениями к их смене.
  • Наследственная изменчивость и естественный отбор — основные факторы и движущие силы эволюции.
  • Естественный отбор — следствие борьбы за существование, которая подразделяется на внутривидовую, межвидовую и борьбу с условиями окружающей среды.

Автор дал удачное название, отразив в нем ту проблему, которая была наиболее острой в естествознании. Дарвин привел внятные доказательства своей теории, использовал практические примеры. Один из самых удачных — изменчивость клювов вьюрков на Галапагосских островах (рис. 3). В эволюционном учении Дарвина раскрыт и логично обоснован механизм воздействия факторов среды обитания на изменчивость видов.

Форма клюва вьюрков на Галапагосских островах

Рис. 3 Форма клюва вьюрков на Галапагосских островах

Также, эволюционизм получил массу доказательств в виде палеонтологических находок (рис. 4). Теория Дарвина, после обнародования, нанесла удар господствовавшей во времена ученого теории о постоянстве и неизменяемости видов живых организмов. Эволюционное учение, в первые годы существования, было не лишено недостатков.

Палеонтологические находки

Рис. 4 Палеонтологические находки

Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов. Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций 1 считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила. Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Стр. 10. Вопросы для повторения и задания.

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

Систематика – это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778).

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды – в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе – видовую принадлежность. Например, Homo sapiens – человек разумный, Convallaria majalis – ландыш майский, Ursus arctos – медведь бурый.

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас-сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Стр. 11 Подумайте и выполните.

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

Трансформисты считали, что живая природа развивается во времени, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент – Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно воздействовать на внешние воздействия, а приобретенные таким путем изменения наследуются.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

В медицине и биологии латынь необходима, поскольку вся терминология наук построена на греко – латинских словообразовательных элементов.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю. Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы о том, как появились живые организмы на Земле, и каким образом возникла удивительная приспособленность организмов к определенным условиям жизни. На этот вопрос есть ответы с позиции креационизма и с позиции трансформизма. Первые считают, что живые организмы созданы высшей силой — творцом, вторые объясняют появление живых организмов естественным путем, на основе естественных законов. Креационисты считают, что организмы созданы изначально целесообразными, изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.

По его мнению, под действие различных факторов внешней среды происходит упражнение полезных органов и постепенное исчезновение органов, которые не упражняются. При длительном воздействии определенных условий происходит закрепление приобретенных признаков, которые передаются по наследству. Причем по Ламарку высшие животные приспосабливаются к внешним условиям в результате стремления к самоусовершенствованию, заложенного Творцом и происходит их градация. Растения и низшие животные приспосабливаются в результате прямого воздействия внешней среды.

Таким образом, движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.

Несомненной заслугой Ж.Б.Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности. Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию, что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды, а наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. С точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима.




Основные положения эволюционной
теории Дарвина

Карл Линней, креационизм

Развитие биологии в додарвиновский период

Глава 42. Эволюционное учение

Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы о том, как появились живые организмы на Земле, и каким образом возникла удивительная приспособленность организмов к определенным условиям жизни. На этот вопрос есть ответы с позиции креационизма и с позиции трансформизма. Первые считают, что живые организмы созданы высшей силой — творцом, вторые объясняют появление живых организмов естественным путем, на основе естественных законов. Креационисты считают, что организмы созданы изначально целесообразными, изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.

По его мнению, под действие различных факторов внешней среды происходит упражнение полезных органов и постепенное исчезновение органов, которые не упражняются. При длительном воздействии определенных условий происходит закрепление приобретенных признаков, которые передаются по наследству. Причем по Ламарку высшие животные приспосабливаются к внешним условиям в результате стремления к самоусовершенствованию, заложенного Творцом и происходит их градация. Растения и низшие животные приспосабливаются в результате прямого воздействия внешней среды.

Таким образом, движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.

Несомненной заслугой Ж.Б.Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности. Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию, что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды, а наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. С точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима.

Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

  • Костян Вилежанин
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-10 21:53:53
  • 2
  • 1

Креационисты считали, что все живое результат священного творения, виды неизменны, и каждому виду отведено неизменное место на лестнице существ. Любители креационизма Карл Линней, Жорж Кювье.
Трансформисты считали, что живая природа развивается во медли, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы адаптируются благодаря заложенной в них изначально возможности целесообразно повлиять на внешние воздействия, а приобретенные таким методом изменения наследуются.

Трансформизм
или учение о происхождении организмов друг от друга путем векового видоизменения есть частное применение к органическому миру общей идеи эволюции или постепенного развития и осложнения всего существующего. В истории Т. можно отметить несколько периодов. Первый период классический и последующий за ним средневековой в сущности по характеру своему значительно отличаются от последующих. Учение о видоизменяемости видов неоднократно всплывает в классическую эпоху, но источником своим оно имеет не сравнение ныне существующих форм, а скорее недостаточно прочное и точное установление самого понятия о виде. Иногда, впрочем, это учение является и на почве
отвлеченных философских соображений, но все-таки оно остается неясно формулированным и совершенно необоснованным фактически. Если прибавить к нему общую примитивность тогдашних представлений о природе, то станет

понятным, почему трансформистские воззрения классического мира нам кажутся столь наивными, почти детскими. Вообще же надо быть очень осторожным, говоря о трансформистах древности, дабы избежать влияния исторической

Читайте также: