Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование этносов– процесс природно-социальный.

Известный этнолог XX века Лев Николаевич Гумилев выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием – этносы.

Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной или место развитием (по Л. Н. Гумилеву). Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного биогеоценоза.

Этнос – это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Основные виды этнических общностей в настоящее время – это родиплемя, народность, нация.

Племя этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества. Возникло в процессе родовой организации общества. Племя объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).

Народность – исторически сложившаяся с рабовладельческой эпохи территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.

Нация – более крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социо-культурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание, как выражение этно-культурной связи данного человека с другими людьми своего народа.

Принято выделять 8 основных цивилизаций:

- 4 цивилизации Востока: Китайско-конфуцианская, Индуистская,

- Западноевропейская католическо-протестантская(с северо-

американским и австралийско-новозеландским очагами);

- Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);

- Латиноамериканская (от Мексики до Чили);

- Африканская (негроидно-африканская).

Этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет следующих основных элементов:

- общность исторических судеб;

- общность территории и языка;

- расовая и религиозная общность,

- близость культуры и быта,

- принадлежность к одному государству.

Национальный и этнический состав населения современного мира – результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами. Всякая этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет перечисленных выше основных элементов.

В России сложился уникальный союз народов, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии и верования. Предпосылки этого объединения народов были созданы самой природой. В результате соединение и сплав европейской и восточной культур преобразовались в особый социо-культурный синтез – евразийский.

Этнические процессы.

Процессы, приводящие к изменению каких-то элементов и параметров всего этноса (или отдельных его частей), но не затрагивающие самого этнического существования, называются этно-эволюционными процессами, или этнокультурной эволюцией.

Этнические процессы подразделяют на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение.Процессы каждой из этих типологических групп могут быть и этно-эволюционными, и этно-трансформационными.

Разделительные -этнические процессы были особенно характерны для первобытного общества: рост народонаселения приводил к членению племен и расселению людей по земному шару. Лишь в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжали и позже играть заметную роль. Так, переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов.

Этно-разделительные процессы происходят в основном в двух формах: этнической парциации и этнической сепарации.

Внутри-этническая консолидация особенно характерна для процесса формирования наций.

Этническая ассимиляция – (лат. assimilatio – уподобление) – процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в инно-этнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При этнической ассимиляции происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. Различаются естественная и насильственная ассимиляции.

Этнодемографические процессы определяют динамику численности населения Земли. В целом она определяется его естественным движением, т.е. соотношением показателей рождаемости и смертности. В ряде же стран и частей света на изменение численности населения сильно влияют и миграционные процессы (в отдельные периоды истории в некоторых странах их воздействие может быть даже более значительным, чем влияние естественного движения). В течение нескольких десятилетий XIX в. размер иммиграции в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию был выше естественного прироста в этих странах. В Ирландии же, наоборот, несмотря на значительное превышение рождаемости над смертностью, население резко сокращалось из-за эмиграции.

Этномиграционные процессы представляют собой совокупность перемещений, совершаемых людьми разных национальностей между странами, регионами, городами, поселениями. Миграции (от лат.migratio – переселение) различают внутренние (перемещения населения внутри страны) и внешние (из одной страны в другую).Употребляются также термины: иммиграция(от лат. imigrare – вселяться) – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство, и эмиграция(от лат. emigrare – переселяться, выселяться) – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемые различными причинами (экономическими, политическими, религиозными.

Принципы этно-лингвистической классификации народов мира. Важнейшие семьи и группы языков, и их география.

Язык– важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий).

По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек.

Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек.

На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн).

На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн.

На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек.

На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек).

Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них – английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью – их ветви (подгруппы) и четвертую – отдельные языки.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям – индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В многонациональном Советском Союзе русский язык был главным языком межнационального общения. В Российской Федерации он остается им и в наши дни: статистика свидетельствует о том, что на русском языке могут свободно объясняться между собой 98 % ее жителей.

Принципы классификации народов мира различны. В этнологии чаще всего применяется этнолингвистическая классификация, группирующая все народы по признаку языкового родства. Эта классификация помогает и при исторических исследованиях, так как дает генетическое истолкование существующего сходства между народами. По этнолингвистической классификации народы мира делятся на следующие семьи: индоевропейскую, афразийскую (семито-хамитскую) , картвельскую, уральскую (уральско-юкагирскую) , дравидийскую, алтайскую, эскимосско-алеутскую, чукотско-камчатскую, северокавказскую, сино-тибетскую, мяо-яо, австроазиатскую, австронезийскую, паратайскую, надене, североамериндскую, центральноамериндскую, чибча-паэс, же-пано-карибскую, андскую, экваториально-туканоанскую, австралийскую, андаманскую, нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую, койсанскую, а также несколько папуасских. Наряду с народами, объединяемыми перечисленными семьями, есть также этносы, занимающие в языковом отношении изолированное положение. Это баски, буриши, кеты, нивхи, айны и др.
Самая крупная из семей — индоевропейская, объединяющая 45 % населения земного шара. Народы этой семьи живут в большей части нашей страны, зарубежной Европе, Иране и Афганистане, в северных и центральных районах Южной Азии. Они преобладают также на сегодняшний день в Америке и Австралии. (Все народы, входящие в ту или иную семью, названы в приложении к статье) .

Язык – это средство общения людей, благодаря языку человек мыслит, сохраняет и передает информацию, она является одним из средств управления поведением человека. Язык возник одновременно с развитием общества и менялась в историческом процессе.

По подсчетам этнографов, общее количество языков в мире достигает более пяти тысяч, то есть совпадает с количеством этносов (народов). Есть случаи и двуязычия в стране, что характерно для двунациональные стран (Канада, Бельгия) и стран, где немало иммигрантов. По количеству людей, говорящих на одном языке первое место в мире принадлежит китайском языке (1200 млн человек). Второе место занимает английский язык, на котором говорят в 60 странах мира почти 480 млн человек. На третьем месте -языки Индии (хинди и урду), которыми общаются 440 млн человек. Четвертое место принадлежит испанском языке, который является государственным для 20 стран мира, на нем общаются 400 млн человек. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте находится арабский язык, являющийся родным и государственным в 25 странах мира, и говорят на нем 250 млн человек. Затем идут бенгальский (более 200 млн человек), португальский (180 млн. человек), японский (125 млн человек), немецкий, французский и пенджабская (более 100 млн человек) языка. Всего этими 13 языках говорит более 3/ 5 населения мира.

Языковые семьи и народы

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно язык положена в основу классификации народов (этносов). Высокой таксономической единицей в этой классификации является языковая семья. Специалисты насчитывают в мире около 20 языковых семей, из них самая распространенная-индоевропейская, к которой принадлежит около 45 % всего населения мира. Она имеет огромный ареал распространения, охватывающей Европу, Юго-Западную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Самая многочисленная группа в составе этой семьи – индо-арийская (хинди, урду, бенгальский, пенджабская и др.).. Велики романская (испанский, итальянский, французский и другие языки), германская (английский и немецкий) и славянская группы (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский языки). Иранская группа состоит из персидской, таджикской, белуджского языков.

Этнолингвистическая классификация народов

Карта народов мира

Второй по численности является китайско-тибетская языковая семья, которая охватывает 22% всех жителей планеты. Наибольшая доля здесь приходится на китайский язык. К большим языковым семьям относят также нигеро-кордофанская (Африка), афро-азиатских (Юго-Восточная Азия и Океания), дравидийську (Южная Азия), алтайской (Евразия).

Все языки больших семей имеют свою письменность. Распространенной является письменность, сформировавшаяся на основе латинской графики, кириллицы, санскрита, арабского алфавита, а также иероглифическая письменность.

Наибольшее распространение в этнологии получила классификация народов по принципу их языковой близости. Ведь, как правило, сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Поэтому лингвистическая группировка является одновременно и этнической классификацией. Конечно, один лишь язык не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но это не является основанием для отказа от языкового принципа этнической классификации как ведущего. Такая система классификации называется этнолингвистической, поскольку в её основе лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. И поскольку этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.


Обычно каждый народ говорит на одном языке. Все большее распространение имеет, однако, двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуется в обиходе двумя языками. Двуязычие — довольно частое явление в многонациональных странах, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Так, почти полностью двуязычны (немецкий и французский языки) эльзасцы, живущие на востоке Франции. Двуязычна или даже трехъязычна значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с локальными языками все большее распространение получают официальные государственные языки (в Индии — хинди, в Пакистане — урду, в Индонезии — бахаса индонесиа, на Филиппинах — пилипино, в некоторых странах Африки — английский или французский языки).

Вместе с тем сложилось и такое явление, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Так, по-английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англо-австралийцы, англо-новозеландцы, англо-африканцы, англо-канадцы, американцы США, многие народы Карибской Америки и другие этносы. Испанский язык является родным не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германо-швейцарцы.

Иногда некоторые части народа говорят на разных языках. Так, мордовский этнос говорит на двух сильно различающихся между собой языках — мокшанском и эрзянском. Лишь пятая часть ирландцев Ирландии говорит на своем родном языке (кельтской группы), остальные — на английском.

Иногда диалектные различия внутри языка настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным. Примером особенно сильных диалектических различий может служить китайский язык. Не случайно некоторые лингвисты считают, что так называемые диалекты китайского языка фактически представляют собой самостоятельные языки. Существует много диалектов арабского языка.

Для группировки народов этнолингвистическая система использует генеалогическую классификацию языков, в которой языки объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемого при сравнении их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а некоторые из последних подразделяются на подгруппы. Языки классифицируются по принципу исторического генетического родства. Установление родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. При этом родство языков может означать и родство народов по происхождению, но, как полагают лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречаются обычно у соседних народов, связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью в пределах одного региона. В некоторых случаях языки сходны и у этносов, живущих далеко друг от друга (например, у яванцев и малагасийцев, венгров и манси, якутов и киргизов). Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, либо имеют какие-то общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях.

Язык — один из важнейших признаков этноса, и при этнолингвистической классификации выделяются группы народов, либо связанные единством происхождения, либо имевшие длительные культурные контакты. По своей форме этнолингвистическая классификация очень близка к генеалогической классификации языков. Этнологи почти без изменений используют выработанную лингвистами систему для группировки народов мира.

В этот день:

Читайте также: