Огюст роден биография кратко

Обновлено: 01.07.2024

Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н (фр. François-Auguste-René Rodin ; 12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Содержание

Биография

Детство и молодость

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был первым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер. У Огюста была сестра Мари — на два года его моложе [2] .

В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в École Gratuite de Dessin (также известна как Petite École, Малая школа) — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран [fr] . Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу. Это объясняется классицистическими установками, которых придерживалось руководство заведения и которым были недостаточно близки работы Родена [3] .

Начиная с этого периода, Роден много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах. Он посещал курсы скульптора Антуана Бари [fr] в Музее естественной истории. В 1862 году умерла Мари Роден, сестра скульптора. Это глубоко его потрясло, на какое-то время Роден забросил занятия скульптурой. Роден вступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к занятиям искусством. Сохранился бюст Эймара, который Роден создал в 1863 году [4] .

Становление



В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу [10] . Параллельно Роден продолжил самообразование в области средневекового искусства и творчества Рубенса. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию, и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. Почти все продажи из-за отдалённости Франции и сложившейся клиентуры ван Расбурга в итоге приходились на Бельгию. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью приписываются Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют [11] .



Главные работы



В 1883 году Роден по протекции критика Эдмонда Базира получил разрешение Виктора Гюго создать его бюст. При этом восьмидесятилетний живой классик не питал энтузиазма по поводу этого проекта и считал, что лучший его бюст уже был создан десятки лет назад Давидом д’Анже. Работа над бюстом осложнялась тем, что Гюго отказался позировать; но Родену было разрешено посещать дом писателя, присутствовать при его повседневных занятиях, делать зарисовки и эскизы. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне [27] [28] .



В 1889 году Роден принял участие в конкурсе на памятник живописцу Клоду Лоррену в Нанси. Проект Родена был принят с трудом, но в конце концов статуя была отлита в бронзе и установлена в городском парке. Роден довольно низко оценивал собственную работу: хрупкая фигура на массивном высоком постаменте смотрелась непропорционально [35] .

Среди других крупных произведений Родена памятники двум из числа наиболее значимых фигур во французской литературе — Виктору Гюго и Оноре де Бальзаку. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён [36] . В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль [37] .



Последние годы

В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Если в молодости наброски с моделями ню давались ему тяжело, то с течением времени он научился создавать рисунки моментально, не отрывая глаз от модели, а карандаша от бумаги, и запечатлевая на бумаге пойманный им момент движения. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней [fr] издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. Альбом разошёлся мгновенно [44] . В 1906 году король Камбоджи Сисоват [en] совершил визит во Францию. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Роден, очарованный танцорами, посетил оба выступления и оставил серию набросков, которые относят к его лучшим рисункам [45] [46] .



В 1908 году Родена в Мёдоне посетил король Великобритании и Ирландии Эдуард VII [54] . В том же году Рильке пригласил Родена в Отель Бирон [fr] , парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы [55] .

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора. Охрана поместья Родена была организована лично министром коммерции в правительстве Клемансо Этьеном Клементелем [fr] [57] .

Наследие



Работам Огюста Родена посвящены три музея. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии [60] .

Оценка

Стиль и творческий метод





Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден его профиль, и затем воспроизводил этот силуэт на глиняной модели. Затем Роден менял угол зрения, получая новый силуэт и снова воспроизводя его. Таким образом он постепенно создавал всю скульптуру [66] .

Роден воспринимал скульптуру не как завершённый объект, а как произведение, которое может и должно меняться вслед за автором; для него не существовало такой категории, как законченность или совершенство; он мог работать над одной и той же скульптурой годы, многократно её переделывая. По этой же причине он мог выставлять этюды или незавершённые работы [67] .

Значение и место в истории скульптуры

Огюст Роден (Auguste Rodin; родился 12 ноября 1840 — умер 17 ноября 1917 гг.) — самый яркий и неординарный представитель стиля модерн, творивший на стыке XIX-XX веков. Виртуозный французский мастер Огюст Роден вполне заслуженно был признан смелым новатором и основателем современной скульптуры. Его работы часто критиковали, от них отказывались заказчики, их затягивали в громкие скандалы. Но Роден продолжал творить, будто вдыхая в камень живую энергию и пластику человеческого тела.

Огюст Роден. Фотография скульптора

Биография Огюста Родена

Огюст Роден — второй ребенок в семье служащего канцелярии парижской префектуры. Он появился на свет 12 ноября 1840 года, рос и получал образование вместе со старшей сестрой Мари. Именно ей Роден обязан своим поступлением в художественную школу: мальчик очень любил рисовать. Когда Огюсту исполнилось 14 лет, отец поддался просьбам дочери и разрешил сыну поступить в столичную Малую школу искусств, где готовили творческих ремесленников — ювелиров, декораторов и художников.

Три раза Огюст Роден пытался получить высшее художественное образование, сдавая экзамены в парижскую Школу изящных искусств, но все три раза неудачно. Поэтому он пошел работать ремесленником. Сначала подмастерьем, потом декоратором и скульптором. Параллельно брал уроки у известного мастера Антуана Бари (Antoine-Louis Barye), не оставляя мечту о высоком искусстве.

Смерть сестры в 1863 году на некоторое время выбила Огюста из колеи. Он забросил скульптуру и подался в религию, поступив послушником в сообщество Пьера Эймара (Pierre Julien Eymard), однако настоятель уговорил молодого человека вернуться к любимому делу. Последовав совету монаха, Роден с головой окунулся в ремесло. Большая часть работ того времени была выполнена анонимно, но известно, что Огюст Роден оформлял фасад театра Гоблен и фойе Гаитэ. В эти же годы он сделал бронзовый бюст настоятеля Эймара, который до сих пор хранится в роденовском музее (Musee Rodin).

Огюст Роден. Бюст настоятеля Эймара, 1863

После Брюсселя, где Огюст Роден помогал в Альберу Каррье-Беллёзу (Albert-Ernest Carrier-Belleuse), он стал на равных сотрудничать с Антуаном-Жозефом ван Расбургом (Antoine-Joseph van Rasbourgh). Доходы семьи возросли, что позволило скульптору поехать в Италию, чтобы познакомиться с искусством Ренессанса. Проезжая через Реймс, он навсегда и горячо влюбился в готическую архитектуру.

Он творил, когда в искусстве господствовали:

Но себя никогда не причислял ни к одному из существующих стилей. Обычный ремесленник переродился в гения скульптуры, передавая через камень и бронзу всю палитру человеческих эмоций, энергетику и динамику движений. При жизни заслужил признание публики, заработал вполне приличное состояние и завещал все свои работы государству. В последний год жизни все-таки обвенчался с верной Розой Бёре. Она умерла спустя неполный месяц после бракосочетания, а Роден пережил ее всего на полгода. Скульптор скончался от пневмонии 17 ноября 1917 года.

Самые известные скульптуры Огюста Родена

Все скульптуры Огюста Родена наполнены смыслом и выполнены с необыкновенным мастерством. К лучшим работам мастера относят:

Роден оставил миру великое наследие. Ежегодно работы мастера выставляют на торги самые известные аукционы мира и каждый раз произведения искусства находят новых владельцев. Онлайн-портал Very Important Lot, в свою очередь, предлагает коллекционерам обратить внимание на работы современных художников и графиков, и недорого купить картины напрямую, воспользовавшись удобным функционалом платформы.

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin, 12 ноября 1840, Париж, - 17 ноября 1917, Мёдон ) – французский скульптор, основоположник современной скульптуры, в одиночку открывший новую эпоху в этом виде искусства.

Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.

Ремесленник Роден

У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.

Чужие мастерские

Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.

Мастерские Родена

На улице Университетской, рядом с Марсовым полем

На Итальянском бульваре

Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.

Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.

Отель Бирон – дворец со странной и путанной историей: построен по заказу богача-торговца, принадлежал маршалу, потом - монахиням, его собирались снести, он ветшал и дожидался решения властей. Тогда отдельные комнаты стали временно сдавать художникам и артистам – за гроши. Здесь проводил занятия с учениками Матисс и уроки танцев – Айседора Дункан. Роден снял в отеле две комнаты для мастерской – и начал потихоньку перевозить в эти огромные залы свои скульптурные коллекции, рисунки. Потерявший голову от женского внимания, устраивал здесь мимолетные свидания, не сильно разбирая, охотится ли очередная пассия за его очарованием или за его деньгами. Он стал неразборчив в связях и непоследователен в поступках. Он наконец-то, после 50 лет совместной жизни и практически накануне ее смерти, женился на Розе. Но до этого и после ехал в отель Бирон и, охваченный страстью, писал очередное завещание на молодую возлюбленную. Когда в возрасте 77 лет Роден умер от воспаления легких, его друзья обнаружили несколько десятков таких бездумных завещаний.

Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Содержание

Биография Огюста Родена

Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти.

Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.

Творчество Родена

Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.

The Three Shades Balzac The Kiss

Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции.

Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.

Интересные факты из жизни художника

Знаменитый скульптор Огюст Роден трижды пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств, но всякий раз получал отказ.

The Burghers of Calais

Огюст Роден — один из величайших французских скульпторов. Французское правительство позволило ему замерзнуть до смерти, хотя знало о его тяжелом положении и могло спасти его. Роден оказался забыт в последние годы его жизни, Он несколько раз просил финансовой помощи у правительства, ведь свои работы он пожертвовал стране, и они хранились в музеях. Зимой 1917 года прошение Родена о комнатке в каком-либо из этих музеев было отклонено, и месяц спустя он умер на чердаке от переохлаждения.

Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Отец его был мелким служащим, мать - горничной. Уже в начальной школе мальчик проявил художественные способности. В 1854 году Огюст поступил в школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства. Впоследствии Роден высоко отзывался о своем педагоге Лекоке де Вуабодрак. Под его руководством Огюст в совершенстве овладел техникой рисунка. Большое значение имело для молодого художника и посещение Лувра, где он делал многочисленные наброски с античных статуй.

С двадцати одного года у Родена на руках вся семья отец, получающий мизерную пенсию, мать, младшая сестра. Он обожал, боготворил свою сестру. И когда она, совсем юной, в 1862 году неожиданно умерла, незадолго перед кончиной уйдя в монастырь, горе Родена оказалось столь велико, что он сам удалился в монастырь. К счастью, ненадолго.


Фотография Огюста Родена 1891 года

От тех времен осталась одна из первых его мастерских работ бюст основателя монастыря отца Эмара.

С 1864 года Огюст посещает курсы А. Бари - выдающегося скульптора-анималиста, противопоставившего холодным канонам академизма страстное и романтическое искусство, основанное на изучении природы, показе борьбы и предельного напряжения сил.

Трудное положение вынуждает Родена стать одним из помощников преуспевающего скульптора А. Каррье-Беллеза. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.


Человек со сломанным носом. Музей Родена (Филадельфия)

В 1871 году вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, Роден выезжает в Брюссель. Вскоре работу возглавил местный мастер ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. В 1875 году, скопив немного денег, он смог предпринять поездку в Италию. Здесь особенно сильное впечатление произвели на него творения Микеланджело, Донателло и Гиберти. Под впечатлением виденного Роден отходит от выполнения декоративных работ и направляет все усилия на решение творческих задач.





История жизни Огюста Родена


Бюст Клемансо работы Родена (1911)

В 1883 году в мастерскую Родена пришла красивая сероглазая девушка, которая хотела учиться скульптуре - Камилла Клодель. Она стала ученицей и помощницей мастера. Для художника Камилла стала женщиной, которую он давно ждал и которой он мог открыть свою душу. Его поражала ее культура, ее молодость вдохновляла, ее талант восхищал. Этот союз был плодотворен не только для ученицы, но и для учителя - в течение десятилетия были созданы многие самые значительные его работы.


Музей Родена в Париже (бывший особняк Отель Бирон)

После долгого перерыва скульптор в 1890 году лепит портрет Розы Вере, вероятно, то был своеобразный акт примирения. Роден, подобно Пигмалиону, преображал души женщин, любивших его, но в отличие от древней сказки им приходилось порой платить за это дорогую цену. Он возвращается к Розе, но только 29 января 1917 года брак Родена с Розой Вере был оформлен официально, а через две недели, 14 февраля 1917 года, ее не стало. Через восемь месяцев умер и сам скульптор.

Но до этих событий еще далеко. Пока же увеличивающееся благосостояние Родена позволило ему приобрести участок земли в Медоне (в окрестностях Парижа), над Сеной. Скульптор - обладатель не только жилого дома, но и большого павильона среди парка. Здесь он начинает собирать слепки своих работ и становящиеся все более многочисленными приобретаемые им античные статуи и фрагменты, ибо коллекционирование антиков становится поглощающей страстью Родена.


Роден, как всегда, ведет жизнь, полную труда и напряжений. Но его силы уже подорваны. 10 июля 1916 года с ним происходит первый удар. Он поправляется медленно и уже больше не работает. Последние месяцы своей жизни Роден проводит почти безвыездно в Медоне, изредка спускаясь в Париж, чтобы посетить отель Бирон. 17 ноября 1917 года он заболевает воспалением легких и вскоре умирает.

Читайте также: