Огюст монферран исаакиевский собор кратко

Обновлено: 05.07.2024

За городом зодчий присматривает с западного фасада Исаакия: портрет-барельеф Монферрана легко узнать по модели собора в руках.

ОКАЗАЛСЯ В РОССИИ СЛУЧАЙНО

Молодой французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, отличившийся в Наполеоновских войнах, впервые встретил российского императора Александра Первого в 1814 году: монарх прибыл по делам в Париж. Встреча стала судьбоносной для обоих: первый создал главный памятник победам второго.

Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. Е.А. Плюшар.

ПРИДУМАЛ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ АЛЕКСАНДРОВСКУЮ КОЛОННУ

Колонна, задуманная архитекторов, отличалась от той, что мы видим сегодня напротив Зимнего дворца. Изначально Монферран предлагал поставить на Дворцовой обелиск, напоминающий древнеегипетский. Высота его должна была составить почти 34 метра (для сравнения, высота Александровской колонны вместе с пьедесталом – 47,5 метра, это самая высокая монолитная колонна в мире).

Одну из граней обелиска автор хотел украсить барельефами со сценами Отечественной войны. Отличался и задуманный пьедестал. На нем зодчий предлагал поместить барельеф с Александром в образе то ли римского воина, то ли Георгия-Победоносца.

Сравнительная высота колонн Александра Первого, Наполеона, Траяна, Помпея и Антонина. 1836 год.

Но идеи архитектора Николай Первый не разделил. В попытках отстоять проект Монферран даже посвятил императору сочинение, но это не сработало. Тогда зодчий подготовил второй – впоследствии воплощенный – проект, который и был утвержден.

Правда, навершие, предложенное Монферраном, – крест в окружении трех ангелов – так и осталось на бумаге. Любопытно, что в окончательном варианте навершия намеренно допустили ошибку: ангел взял крест в левую руку, что неправильно с точки зрения иконографии. Зато в таком положении крест встал точно посреди оси колонны.

НАМЫЛИЛ ДВОРЦОВУЮ ПЛОЩАДЬ

Скалу из розового гранита под Выборгом архитектор приметил еще до того, как вплотную занялся воплощением самого грандиозного монумента Петербурга. Монолит добыли в Пютерлакской каменоломне.

Чтобы привести колонну в вертикальное положение и поставить точно по центру пьедестала, понадобилось 1 час 45 минут.

Чтобы привести колонну в вертикальное положение и поставить точно по центру пьедестала, понадобилось 1 час 45 минут. Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

– Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел (на фундамент. – Прим. ред.) неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с особенною легкостью благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор, – описывал сам Монферран.

Предстояло самое сложное – поставить колонну на пьедестал. Подъемную систему для этого придумал инженер Августин Бетанкур. Захватывающее действо собрало 30 августа 1832 года толпу зрителей: чтобы привести колонну в вертикальное положение и поставить точно по центру пьедестала, понадобилось 1 час 45 минут, 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника провели в 1834 году, когда завершилось оформление всей площади. Для праздничного парада Монферран соорудил мост через Мойку – ныне Певческий.

ИСПУГАЛ СТОЛИЦУ

После открытия Александровской колонны жители Петербурга стали бояться, что она рухнет (ведь колонна не крепилась к постаменту – и, кстати, не крепится до сих пор). Страх был столь велик, что некоторые горожане старались лишний раз не бывать на Дворцовой площади. Среди них были бабушка Лермонтова и графиня Толстая, которая строго запретила кучеру провозить ее мимо колонны.

Чтобы развеять страхи современников и наглядно доказать безопасность монумента, Монферран почти каждый вечер прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.

ПОДНЯЛ НЕПОДЪЕМНОЕ

После пожара в 1737 году Царь-колокол лежал на московской земле почти век и считался неподъемным. Так было до тех пор, пока посреди Петербурга не поставили вертикально 600-тонную глыбу гранита. По сравнению с ней 202-тонный колокол казался легким.

Подъем Царь-колокола по проекту Ивана Мироновского Монферран начал в 1836 году. Первая попытка закончилась неудачей: ломались подъемные блоки, лопались канаты. Наконец, 23 июня 1986-го колокол подняли на полозья, это заняло 42 минуты 33 секунды. Затем еще три дня колокол продвигали к постаменту у колокольни Ивана Великого. Там чудо-колокол находится и сегодня.

ПОСТРОИЛ ГЛАВНЫЙ СОБОР ПЕТЕРБУРГА

Монферран стал автором четвертого Исаакиевского собора (изначально был церковью). Проект грандиозной перестройки очень долго утверждался из-за своей сложности и важности, а по большей части – из-за критики со стороны ряда других архитекторов. Так, автора упрекали за огромный купол будущего собора.

Но, после корректировок, проект утвердили. Чтобы новый Исаакий выстоял, под фундамент забили 12 130 (!) еловых свай диаметром 26-28 сантиметров и длиной до шести с половиной метров.

Исаакиевский собор в процессе постройки. Литография по рисункам Монферрана.

Монолитные колонны из розового гранита везли в Петербург из Выборга: заготовки скатывали на морской берег, грузили на баржи и отправляли прямо к пристани в центре столицы. А чтобы дотащить гранитные глыбы до строительной площадки, от Невы до нее проложили специальную железную дорогу – первую на стройках России. Поднять исполинские колонны помогла система лесов, разработанная Бетанкуром (кстати, именно он предложил кандидатуру Монферрана на перестройку собора).

На строительство собора ушло 40 лет.

Всего над сооружением собора трудились 400 000 человек (крепостных и казенных крестьян). От 60 до 120 из них погибли при золочении купола и деталей интерьера: метод огневого золочения отравлял воздух ядовитыми парами ртути.

УМЕР ЗАГАДОЧНО

Исаакий строился 40 лет. Среди современников ходили слухи, что архитектор тянет с завершением стройки потому, что когда-то ему предсказали скорую смерть после окончания собора. И действительно, не прошло и месяца после освещения храма, как его создатель погиб.

Убил Монферрана карбункул – быстро увеличивающийся гнойник под кожей. Несмотря на то, что зодчий просил похоронить себя в подземном своде собора, Александр Второй не дал на это разрешения: архитектор был католиком. В результате почивший Монферран, которого трижды обнесли вокруг Исаакиевского, был доставлен во Францию. Официально, он упокоился на кладбище Монмартра рядом с мамой и отчимом.

После себя архитектор оставил незавершенный монумент Николаю Первому, который окончил Дмитрий Ефимов, и два самых известных памятника России. За городом, ставшим ему родным, зодчий присматривает с западного фасада Исаакия: портрет-барельеф Монферрана легко узнать по модели собора в руках.

Возрастная категория сайта 18 +

Огюст Монферран — один из самых известных зодчих Санкт-Петербурга эпохи классицизма. В девятнадцатом столетии обрел мировую славу, став автором проекта Александровской колонны и самого грандиозного храма в России.

Биография

Огюст Монферран

Родился Огюст в Шайо, недалеко от французской столицы, зимой 1786 года. Полное имя его звучит как Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Но в Петербурге архитектора именовали Август Августович. В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Завершив образование 1813 году, Огюст связал жизнь со службой в наполеоновской гвардии. Был ранен в сражениях, за что его удостоили ордена Почетного легиона. Но через год оставил армейское поприще.

Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году.

В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора.

С тех пор более четырех десятилетий своей жизни посвятил работе в Петербурге, это было время создания грандиозных архитектурных творений, подаривших ему славу непревзойденного русского гения в зодчестве. Летом 1858 года именно в Петербурге он скончался.

Работы

Значительной работой Монферрана в столице России стало возведение в 1820 году великолепного здания на Адмиралтейском проспекте в классицистическом стиле для князя Лобанова-Ростовского. Через три года архитектору поручили проектирование павильонов в парке Екатерингоф. Спустя семь лет талант рисовальщика и декоратора пригодился Монферрану при переделке трех залов в Зимнем дворце, в том числе Малого Тронного -Петровского. К сожалению, его труды погибли при пожаре в 1837 году.

Огюст Монферран в 1836 году руководил подъемом на фундамент Царь-колокола рядом с колокольней Ивана Великого В Москве. Вес бронзового колокольчика составлял 202 тонны.

В тот период Монферран занимался перестройкой великолепного особняка на улице Большой Морской, 45 в Петербурге — владелец Павел Демидов, потом этот дом достался княгине В. Ф. Гагариной. Перестраивал и отделывал Огюст Монферран и другой особняк П. Демидова — Большая Морская, 43.

Соборы

Еще в Париже будущему зодчему Петербурга довелось принимать участие в сооружении церкви св. Марии Магдалины в стиле неоклассицизма.

Огюст Монферран по приглашению генерал-лейтенанта А. Бетанкура с 1817 года проектировал строения Нижегородской ярмарки. Самым значительным его сооружением в Нижнем Новгороде стал Спасский или Староярморочный собор, который построили к 1822 году.

Исаакиевский собор

Огюст Монферран одержал победу в конкурсе по перестройке собора преподобного Исаакия Долматского — самого большого кафедрального храма в Петербурге. Хотя ни в одном из двух конкурсов он не учувствовал — просто проекты других архитекторов не выполняли главного требования императора – сохранить значительную часть текущей версии сооружения. Он представил на суд Александра I свой альбом, где было 24 варианта будущего собора. Российский император сделал выбор в пользу проекта с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Это был уже четвертый вариант Исаакиевского собора. Зодчий, по сути, создал его заново в стиле позднего классицизма.

При его возведении была проделана грандиозная работа с использованием новых по тем временам технологий:

  • подъем тяжелых деталей
  • золочение куполов при помощи огня
  • воздушное отопление
  • закладка деталей из стали

Все эти новшества дали толчок развитию архитектуры в России. Строительство собора продолжалось с 1818 года в течение 40 лет. Чего стоило по тем временам произвести вырубку из гранита в каменоломнях под Выборгом монолитов для колонн собора, придать им округлую форму, организовать их транспортировку на плоскодонных судах в Петербург! На сооружении собора трудилось 400 тысяч человек. К 1842 году строительство здания собора было завершено, после этого еще более 15 лет продолжалась его внутренняя отделка.

В конце мая 1858 года новый Исаакиевский собор торжественно освятили. В 2014 году Банк России выпустил серебряную монету достоинством 25 рублей, посвященную Огюсту Монферрану, с изображением Исаакиевского собора.

Памятник Николаю I

Финальным аккордом непревзойденных творений архитектора в Петербурге был созданный по его проекту в 1859 году бронзовый памятник императору Николаю I, его установили перед Исаакиевским собором, на площади. Огюст Монферран спроектировал необычный пьедестал из малинового кварцита, выполненный в форме эллипса и украшенный барельефами. Конную статую императора изваял знаменитый скульптор Петр Клодт. Украсили постамент четыре женские фигуры-аллегории.

Александровская колонна

Другим шедевром архитектора Монферрана в Петербурге стала Александровская колонна. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади и посвящена Александру I. Монолит для колонны высотой 47,5 метров также был доставлен по воде из каменоломни под Выборгом. Использовалась та же техника подъема колонны, что и при строительстве собора. Вершину Александровской колонны украсил ангел, обращенный лицом к Зимнему дворцу.

Своим появлением и названием Исаакиевский собор обязан Петру I: он родился 30 мая, а это день памяти Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых.

История

В 1707 г. появилось небольшое деревянное здание церкви, крытое тёсом. Здесь 19 февраля 1712 г. Пётр I венчался с Екатериной.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание первой Исаакиевской церкви
К 1717 г. решено было построить каменный храм вместо Исаакиевской церкви, но поставить его ближе к Неве. Архитектор – Г.И. Маттарнови, а после его смерти Н. Ф. Гербель. Через некоторое время, когда храм ещё не был окончательно построен, в его сводах были обнаружены серьёзные повреждения, которые архитекторы П.А. Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов исследовали и подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание второй Исаакиевской церкви
Освящение новой (второй) Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 г. А 21 апреля 1735 г. от молнии загорелся шпиль, в результате пожара выгорел весь храм. Его восстанавливал архитектор Трезини. По его указаниям были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстанавливали Исаакиевскую церковь до 1746 г.
Но это здание оставалось проблемным, к тому же решение о близком расположении к Неве оказалось ошибочным: сильно проседал грунт.
В 1768 г. Екатерина II отдала приказ о строительстве очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить дальше от берега: примерно там, где находится современный собор. С тех пор он разделяет Исаакиевскую и Сенатскую площади.
В 1796 г. умерла Екатерина II, а храм был построен лишь наполовину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Завершал строительство собора Винченцо Бренна в 1802 г. Построенный наспех храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание третьей Исаакиевской церкви
В 1809 г. Александр I объявил конкурс на строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон, но их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
Отечественная война 1812 г. остановила процесс, но в 1816 г. Александр I снова распорядился начать проектировать храм. Второй конкурс также не выявил достойного архитектора. Инженер Август Бетанкур, председатель Комитета по делам строений, предложил кандидатуру французского архитектора Огюста Монферрана, и император согласился. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был известным архитектором. Из предложенных 24 вариантов проекта император остановился на 5-главом храме в классическом стиле: главный кафедральный собор должен быть в европейском, а не в византийском стиле.
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 г.
Как только проект Монферрана стал реализовываться, в нём сразу же нашлись ошибки, которые Монферрану пришлось исправлять. Собор строился почти 40 лет. Отдельного упоминания заслуживает купол. Монферран хотел сделать его максимально легким, но без потери прочности – из металла. Отливали металлоконструкции купола на заводе Чарльза Берда, на его создание пошло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На отделку куполов ушло 100 кг золота. Купол состоит из трех оболочек, пространство между ними заполнено гончарными горшками для лучшей теплоизоляции. Высота храма 101,5 м, внутренняя площадь более 4 тыс. м².

Внешний вид собора

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Скульптура собора

Снаружи здания собора украшают более 350 скульптур Витали, Клодта, Лемера, Логановского, которым удалось достичь гармонического единства с масштабом и архитектурными формами здания.

Северный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

В центре композиции – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него ангелы, а за ними перепуганные стражники и женщины.
Венчают фронтоны апостол Пётр (слева), изображённый с ключами от врат Царства Небесного; апостол Павел (справа) с мечом, символизирующим его ревностного служения Иисусу Христу; апостол Иоанн (в центре) изображён с орлом, символом высокого парения его богословской мысли. Скульптуры в нишах выполнены скульптором П.К. Клодтом.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Западный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Барельеф с изображением Монферрана
Венчают фронтоны фигуры апостолов (скульптор Витали): Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением: он только тогда поверил в воскресение Христа, когда дотронулся до него; Варфоломей изображён с крестом и скребком; Марк – со львом, символизирующим мудрость и отвагу.

Южный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Андрей
Скульптуры левой и правой ниши – А.В. Логановский.

Восточный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Лука (он был врачом и художником и написал первую икону Божией Матери)

Интерьер

Внутри собор отделан мозаикой (общая площадь мозаики более 600 м²). Монферран хотел перевести все живописные произведения в более прочные мозаичные картины.
В соборе 3 алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, левый – Великомученице Екатерине, правый – благоверному князю Александру Невскому.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, афганским лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. В работах над интерьером приняли участие знаменитые русские художники: Бруни, Брюллов, Бурухин, Шебуев, Рисс и скульпторы Витали, Клодт, Пименов. Внутреннее убранство собора украсили 150 панно и картин ведущих художников XIX в., а также потолочный плафон, расписанный Карлом Брюлловым.
В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX в.: 150 панно и картин.

Витраж в алтаре Исаакиевского собора
В интерьере собора – витраж, что не было характерным для православного храма. Его площадь составляет 28,5 м². Изображение Воскресения Христа является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

В настоящее время

Огюст Монферран - архитектор Исаакиевского собора. Фото: commons.wikimedia.org, hellopiter.ru


Имя Огюста Монферрана должно быть хорошо известно каждому жителю Санкт-Петербурга, ведь именно стараниями этого французского архитектора были воздвигнуты Казанский и Исаакиевский соборы , ставшие символами северной столицы России. Судьба Монферрана была полна загадок и мистических совпадений, а его смерть по окончании 40-летнего строительства Исаакиевского собора и вовсе считают неслучайной.

Портрет Огюста Монферрана. Фото: commons.wikimedia.org


Полное имя выдающегося архитектора - Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он родом из Франции, но у себя на родине практически никому не известен, поскольку до 30 лет (время переезда в Россию) ничем не успел отличиться. В молодости Огюст получил специальное образование, однако его студенческие годы совпали с эпохой войн Наполеона, и молодой человек, как и тысячи других французов, вынужден был оставить учебу и уйти на фронт. За свою военную карьеру Огюст успел побывать в Италии, а также принять участие в битве под Арно, за что получил боевую награду.

Архитектор Огюст Монферран. Фото: commons.wikimedia.org


Вернувшись к мирной жизни, Огюст Монферран понял, что хочет заниматься зодчеством, однако во Франции возможностей проявить себя у него не находилось. Тогда он предпринял судьбоносную попытку: отправил папку чертежей императору России Александру I. Государь высоко оценил работы начинающего архитектора и предложил ему переехать в Россию.

Проект Исаакиевской церкви ахритектора А.Ринальди. Литография с рисунка О.Монферрана. 1845 г. Фото: hellopiter.ru


После переезда Огюст получил не только новое гражданство, но и новое имя – Август Августович. В России он соглашался участвовать только в масштабных проектах, и уже через два года ему поступило предложение проектировать Исаакиевский собор. Судьба собора была сложной: до этого он трижды перестраивался такими архитекторами, как Чевакинский, Ринальди и Винченцо Бренна. Удачной оказалась лишь четвертая попытка – проект Монферрана, да и на его реализацию понадобилось около четырех десятков лет. Стройка века так затянулась, что в свете поползли слухи, будто бы жизнь архитектора оборвется, как только объект будет сдан.

Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография с тоном. Ф.Бенуа, по оригиналу О.Монферрана. Фото: hellopiter.ru


Строительство осложнялось особенностями почвы Петербурга. Возвести массивное сооружение на болотистой почве было непросто, рабочие потратили пять лет лишь на то, чтобы забить необходимое число сваи (их насчитывалось 10,7 тысяч!). К смертельному пророчеству, которое, якобы, нависало над Монферраном, можно относиться по-разному, но ушел из жизни архитектор спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Причиной смерти стали осложнения после пневмонии.

Исаакиевский собор. Литография Ф.Бенуа с рис. А.А.Монферрана.. Фото: hellopiter.ru


Интересно, что Монферран завещал похоронить свое тело в соборе, однако император Александр II просьбу не выполнил. Причиной оказалась гордыня зодчего: в соборе установлены скульптуры святых, склонивших головы в приветствии Исаакия Долматского, и только изваянию Монферрана не придали позы поклона, он изображен с поднятой головой. По инициативе вдовы архитектора, его тело было похоронено в столице Франции.

Читайте также: