Ограниченные возможности это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие ограничения в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Инвалиды – люди с ограниченными возможностями, у которых навсегда или на длительный срок нарушены какие-то важные функции организма.

Здоровье – это состояниелюбогоживогоорганизма, прикоторомонвцеломивсеегоорганыспособны полностьювыполнятьсвоифункции; отсутствиенедуга, болезни.

Реабилитация–(лат.rehabilitatio, восстановление) – комплекс медицинских мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результатеболезни функций человеческого организма.

Пандус – (фр. pente douce – пологий скат), это пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

К сожалению, случается так, что многие дети рождаются нездоровыми, многие болезни до сих пор не лечатся, или после длительного периода лечения все равно остаются тяжелые и необратимые для человека последствия.

Вся жизнь человека связана с опасностью. Если человек не работает на вредном производстве (связанный с, например, с химией или радиацией), то он все равно может получить травму занимаясь спортом или танцами. А что там говорить, ведь в повседневной жизни так часты случаи автомобильных аварий, пожаров, обвалов, неосторожное обращение с электричеством или даже кипятком.

Часто мы идем на риски, не задумываясь о последствиях: переходим дорогу в неположенном месте, залезаем на большую высоту, выходим на тонкий лед.

Жизнь бесценна и быстротечна, поэтому каждому из нас хочется прожить ее как можно ярче и насыщеннее. Люди с ограниченными возможностями здоровья не исключение, хотя им постоянно приходится доказывать себе и окружающим, что физические недостатки не мешают быть успешными в жизни. Существуют даже параолимпийские игры, вид международных спортивных соревнований для инвалидов.

Инвалиды – люди с ограниченными возможностями, у которых навсегда или на длительный срок нарушены какие-то важные функции организма. Инвалидность дается людям для того, чтобы с помощью специальных выплат и льгот сделать их жизнь лучше и приблизить к жизни людей, у которых все функции в норме. Пенсия по инвалидности - это ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается гражданам в связи с присвоенной группой инвалидности.

Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты и т.д.

Одним из видов ограничений возможностей здоровья является слепота.

Слепота – это медицинский термин, подразумевающий полное отсутствие зрения или его серьезное повреждение. Для людей с нарушением зрения есть много специальных

средств, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь. Например, трости, специально обученные собаки-поводыри, звуковые светофоры, специальные клавиатуры, часы со звуковым сопровождением и наконец современные телефоны с функцией набора номера с помощью голоса.

Еще в 1824 году французом Луи Брайлем был создан специальный шрифт для письма и чтения плохо видящим людям.


Существуют специальные учебные заведения для слепых и слабовидящих. Работают такие люди, как правило, на телефоне (диспетчер) и руками (на производстве, массаж).

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Для таких людей также придуманы средства, чтобы удовлетворить их потребности. Например, слуховой аппарат, язык жестов, по телевидению сурдоперевод или наличие титров. Когда общаешься с такими людьми, нужно четко запомнить: смотреть всегда в лицо и говорить, не спеша! Они прекрасно читают по губам.

Детский церебральный паралич – это поражение нервной системы в период рождения, при котором нарушена координация движений, также возможны нарушения зрения, речи и умственного развития.

Запомните! Это не наследственная болезнь и ею нельзя заразиться!

Дети с ДЦП обучаются как в специальных учебных заведениях, так и в обычных общеобразовательных школах, все зависит от тяжести заболевания.

Также случаются повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Для улучшения жизни таких людей изобретены инвалидные коляски, пандусы в общественных местах, подъездах, переходах - специальные подъёмники.

Инвалидность– это состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Для получения инвалидности и присвоения группы (их всего 3) необходимо заключение медицинской экспертизы. Это заключение носит и юридический характер, так как предполагает наличие у инвалида льгот, выплаты пенсии по инвалидности.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Наша с вами главная задача сделать все, чтобы такие дети не чувствовали себя ущемленными и отрешенными от общества, ведь помощь и доброе слово делают нашу жизнь лучше!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.Зачеркните неправильные высказывания.

  1. Причиной инвалидности всегда становится наследственность.
  2. Причиной инвалидности может послужить трагическая случайность.

Ответ:Причиной инвалидности всегда становится наследственность.

Задание 2.Ответьте на вопросы, чтобы узнать дату Международного дня инвалида.Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.

Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным".

Существует трехзвенная шкала ограниченных возможностей:

а)недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б)ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если - ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов.

Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации.

С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем.Одна из важнейших социальных проблем лиц с ограниченными возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.

Существуют различные подходы к определению понятия реабилитации (сам термин "реабилитация''' происходит от латинского "'ability''' - способность, "rehabilitation" - восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией подразумеваются прежде всего различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии - протезирование, в физиотерапии - физическое лечение, в психиатрии - психо- и трудотерапия.

В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов". Таким образом понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую).

Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, "включенность" в социальные структуры.

(handicap) – означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).

Найдено схем по теме — 6

Найдено научных статей по теме — 15

Бизнес ограниченных возможностей

С предпринимательской точки зрения этот рынок выглядит так: 12,8 млн потребителей со специфическими запросами, которые хронически не удовлетворяются.

Возможности и ограничения метаанализа

Ограничения и возможности сельского старения

Из материалов трех масштабных исследований, проведенных Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, автором отобраны восемь наиболее значимых признаков сельского старения. Они разбиты на две группы.

Воспитание детей с ограниченными возможностями

О возможностях и ограничениях тестов интеллекта

Дети с ограниченными возможностями и сеть Интернет

В статье анализируется роль сети Интернет в обучении детей с ограниченными возможностями, рассматриваются плюсы и минусы ее влияния на развитие данной категории детей.

Дискурсивное управление: возможности и ограничения

Статья посвящена дискурсивному управлению и его роли в современном социокультурном и политическом процессах. Показаны характерные черты современных дискурсов и эффекты, ими порождаемые.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В МОСКВЕ

Статья посвящена особенностям экономической активности женщин в Москве. Рассматриваются две группы женщин матери, воспитывающие детей разного возраста, и женщины трудоспособного возраста, не имеющие детей в возрасте младше 18 лет.

Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями

Ильина Ирина Евгеньевна, Лянденбурский Владимир Владимирович, Пылайкин Сергей Александрович, Серова Ольга Сергеевна

Одной из важных остается проблема обеспечения возможности передвижения людей с ограниченными возможностями. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде.

Так распорядилась судьба, что некоторые рождаются или становятся людьми с ограниченными возможностями. Им довольно сложно приспособиться к условиям жизни, к окружающему социуму, к своей неполноценности. Но у большинства из них характер намного сильнее, чем у обычных людей. И это помогает такой группе населения практически не выделяться из общей массы.

Что такое человек с ограниченными возможностями

  • Что такое человек с ограниченными возможностями
  • Как в обществе относятся к инвалидам
  • Инвалидность как социальная проблема

Инвалиды. Именно такой медицинский термин принят для обозначения людей с ограниченными возможностями. В последнее время термин используется только в органах медико-социальной экспертизы.

К данной категории относятся те, чьи заболевания или перенесенные травмы приводят к ограничению или полной потере трудоспособности и самообслуживания. Причиной таких состояний могут быть различные соматические заболевания, врожденные и приобретенные пороки опорно-двигательного аппарата, травмы и болезни, приводящие к потере органа или анатомической части тела.

Физические дефекты - не единственная причина инвалидности. Психические заболевания тоже приводят к потере трудоспособности, хотя встречаются несколько реже.

Люди с ограниченными возможностями нуждаются в особом отношении к ним со стороны не только окружающих, но и государства. Именно поэтому они имеют право на различные льготы и особые условия для жизни.

Часто такие особые люди обладают талантами в различных сферах искусства и техники. А достижения спортсменов с физическими недостатками порой превосходят результаты здоровых людей. История помнит массу примеров жизни известных людей с ограниченными возможностями и те высоты, которые они сумели достичь.

Все знают героев Отечественной войны - летчика Маресьева и истребителя Белоусова, которые были без ног. Но это не помешало им совершить героические подвиги на войне. Президент США Франклин Рузвельт с 28 лет перестал самостоятельно передвигаться из-за серьезной болезни. Но это не помешало ему в 39 лет занять пост главы государства.

Люди, имеющие физические или психические недостатки, имеют возможность получить образование, работу и почувствовать себя обычными людьми. В этом им помогает индивидуальная(семейная) и социальная реабилитация. Доброжелательное и адекватное обращение с такими людьми помогает им ощутить себя востребованными в обществе. А это очень важно для того, чтобы не чувствовать себя ошибкой природы.

Читайте также: