Офтальмология в древнем египте кратко

Обновлено: 04.07.2024

История офтальмологии насчитывает многие века, упоминания о различных заболеваниях органа зрения можно найти в научных трудах лекарей Древнего Востока, Рима, Греции, ученые Европы так же внесли свой весомый вклад в развитие пониманий офтальмологических заболеваний.

Древнейшие материальные свидетельства существования офтальмологии обнаружены в Египте. В гробницах найдены были флаконы из стеатита, алебастра, иногда из слоновой кости, с остатками глазных снадобий. Возраст которых определяется в 4400 лет. На надгробном памятнике , который датируется 2500 г.до н.э., упоминается окулист.

Первым глазным врачом, имя которого история сохранила высеченным на древней египетской надгробной стеле, был Пепи Анк Ири, живший при VI династии. Около 1600 г. до н.э..

С представлениями древних иудеев о глазе и глазных болезней можно ознакомиться, изучая библию и талмуд.

В Древней Греции зародились первые теории зрения. Величайшим врачом древности был ГИППОКРАТ - "отец медицины" (460 - 372 гг. до н.э.) Взгляды Гиппократа и ученых его школы - гиппократиков о глазе и глазных болезней изложены в разных трудах. ПЛАТОН ( 427 - 347 гг. до н.э.) считал, что зрение происходит от соединение света (огня), истекающего из глаза, с проникающим в него и сродным ему дневным светом. Эта идеальная теория бала опровергнута уже современников Платона - АРИСТОТЕЛЕМ (384 - 322 гг.до н.э.). По мнению Аристотеля, "свет есть движение, исходящее от светящегося тела и сообщающееся сквозь прозраные среды прозрачной глазной влаге, благодаря чему происходит востриятие светящегося тела".

Оптика древности развивалась в Александрии, где жил ЭВКЛИД (начало 111 века до н.э.), создавший первое учение об оптике. После него изыскания по оптике производил ПТОЛЕМЕЙ (11 век до н.э.), который осуществил весьма точные измерения углов преломления.

В древнем Риме основы медицины были заложены выходцами из Греции и Египта. Во времена империи имелись уже специалисты по разным болезням, в том числе и глазные врачи. В труде КОРНЕЛИЯ ЦЕЛЬСА (25 - 20 гг. н.э.) описаны глазные болезни и глазные операции. Впервые в Европе Цельс описал операцию катаракты - нисдавление. Высокого развития достигла офтальмология в древней Индии. В санскритических текстах Аюр - Веды изложено учение врачей СУШРУТЫ и ХАРАКИ о глазных болезнях. Их упоминание может быть отнесено к 400 - 250 гг. до н.э.

Расцвет греческой медицины отражают труды КЛАВДИЯ ГАЛЕНА (131 - 201 гг. н.э.). Гален отводил немало места описанию глаза и его болезней. Органом зрения Гален считал хрусталик. Терапия Галена многообразна и включает как местное медикаментозное лечение так и хирургические вмешательства. Среди последних описано и нисдавление катаракты, а также попытки удалить катаракту из глаза. Разработанная Галеном система в течение столетий продолжала оказывать влияние на развитие офтальмологии.

Свыше 60 авторов насчитывает обширная литература по офтальмологии на арабском языке. Среди авторов ХУНАИН БЕН ИСХАК, известный на Западе под именем ИОАННИЦИЯ, ИБН - АЛ - ХАЙТАМ или АЛЬХАЦЕН ( 956 - 1038 ). Их наследство состоит из большого числа трактатов по отдельным вопросам офтальмологии и разделов в общемедицинских трудах.

В наиболее полном и системетизированном виде офтальмология этой эпохи представлена в "Каноне" АБУ АЛИ ИБН СИНЫ (АВИЦЕННА). Этот труд в течение 600 лет считался основным пособием для врачей Европы и стран Востока. В третьей книге "Канона" изложена анатомия, физиология органа зрения и учение о его болезнях; Авиценна уже тогда знал об экстракции катаракты и считал ее "трудной, сопряженной с большим риском" операцией.

В период середины IX до середины ХIV века развитие медицины, особенно офтальмологии, было связано с развитием культуры в арабских халифах.

Из всех книг о глазных болезнях, написанных в Эпоху Возрождения в Европе, сохранилась лишь одна - АЛЕКСАНДРА ТРАЛЛЬСКОГО ( VI век ). Однако в целом ряде энциклопедий и сборников того времени содержатся многочисленные главы, отрывки и отдельные замечания о глазных болезнях. По вопросам офтальмологии писали Орибазий (IV век), Аэций Амидийский (VI век), Павел Эгинский (VII век) и др.

Бурный подъем в развитии офтальмологии, вызванный рядом открытий, имевших первостепенное значение не только для офтальмологии. но и для всей медицины отмечается во второй половине ХIХ века. Эти открытия связаны главным образом с именами крупных ученых Г.ГЕЛЬМГОЛЬЦА, А.ГРЕФЕ, Ф.К.ДОНДРЕСА, ЯНА ПУРКИНЬЕ, А. КРАМЕРА. Благодаря их работам была изучена физиология и патология косых мышц, расстройство поля зрения при различных заболеваниях , разработано учение об аномалиях рефракции и аккомодации, впервые дано систематическое описание астигматизма. Важнейшими достижениями глазной хирургии ХIХ века были операции против косоглазия, энуклиация глазного яблока.

Изобретение Гельмгольцем глазного зеркала открыло новую главу в офтальмологии - распознание и лечение заболеваний глазного дна, дало возможность изучить начальные стадии помутнения хрусталика, его смещение, помутнение стекловидного тела, наличие в нем инородного тела или паразита.

Одним из великих достижений ХIХ века является широкое применение магнита для извлечения инородных тел.

В ХIХ веке впервые появились таблицы для измерения остроты зрения, из которых наибольшее признание получили таблицы СНЕЛЛЕНА (1862). Впервые стало возможным выразить остроту зрения в числовых величинах.

Успехи также выразились в открытии глазных больниц, возникновении специализированной печати, научных обществ и съездов глазных врачей. В 1805г. в Лондоне была основана (после Московской) глазная больница. 5 сентября 1863г. основано Гейдельбергское офтальмологическое общество - первое научное объединение глазных врачей.

Первый Международный офтальмологический конгресс состоялся в Брюсселе в 1857г., после чего съезды происходили через 4-6 лет.

Первый офтальмологический журнал выходил в Германии в 1801-1807гг. под названием "Офтальмологическая библиотека". Его издавали геттингенский профессор ГИМЛИИ венский профессор И.А. ШМИДТ.

(Snellen chart) - наиболее распространенная таблица, применяемая для проверки остроты зрения. В этой таблице содержатся строки прописных букв, называемых оптотипами (test types); размер букв уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. Самые крупные буквы расположены в верхней строке таблицы; они имеют такой размер, чтобы их легко мог прочитать человек с нормальным зрением с расстояния 60 метров. Человек с нормальным зрением может легко прочитать и расположенные ниже строчки букв с расстояний 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. Человек, у которого проверяется зрение, садится на расстоянии 6 метров от таблицы и закрывает один глаз, в то время как другим начинает читать буквы из этой таблицы. Если он может прочитать только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальным зрением легко читает с расстояния 12 метров, то острота его зрения выражается как 6/12. Люди с нормальным зрением могут прочитать одну из нижних строк букв с расстояния 6 метров, т.е. нормальная острота зрения считается 6/6; многие люди могут прочесть также и строку, которую хорошо видящий человек читает с расстояния 5 метров. Более мелкие варианты этой таблицы, в основе создания которых лежит тот же самый принцип, что использован при разработке ее обычного варианта, могут применяться для проверки ближнего зрения человека.

Исследование О. з. проводят с соблюдением стандартных условий (освещенность таблиц 700 лк, освещенность в помещении на уровне 0,8 м от пола не менее 75 лк при лампах накаливания и не менее 150 лк при люминесцентных лампах, контраст знаков с полем таблицы не менее 80%).

Наряду с таблицами для исследования О. з. используют и другие устройства, в т.ч. переносные. К ним относят транспарантные приборы, в которых тестовые знаки, нанесенные на полупрозрачную пластину, освещаются расположенным внутри прибора источником света; проекционные приборы (проекторы), с помощью которых тестовые знаки проецируются с диапозитивов на отражающий экран; коллиматорные приборы. Последние содержат тестовые знаки на диапозитивах и специальную оптическую систему, создающую их изображение в бесконечности, что позволяет располагать предъявляемые знаки в непосредственной близости к исследуемому глазу.

При помутнениях оптических сред глаза определяют ретинальную О. з. С этой целью используют интерференционные ретинометры, например лазерные. С помощью когерентного источника света на сетчатке глаза вызывают изображение решетки, образованной чередующимися светлыми и темными полосами, ширину которых можно произвольно менять. По минимальному расстоянию между полосами судят о состоянии зрения. Этот метод позволяет определить О. з. в пределах 0,03—1,33.

Библиогр.: Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В.Н. Архангельского, т. I, кн. I, с. 459, М., 1962; Розенблюм Ю.З. Основные тенденции в исследовании остроты зрения в кн.: Новые методы функциональной диагностики в офтальмол., под ред. К.В. Трутневой, с 161. М., 1973.

Рис. 2. Знаки для исследования остроты зрения: а — кольцо Ландольта; б — крючок Снеллена; в — крючок Пфлюгера.

Рис. 2. Знаки для исследования остроты зрения: а — кольцо Ландольта; б — крючок Снеллена; в — крючок Пфлюгера.

Рис. 1. Знаки для определения остроты зрения у детей: а — по Россано; б — по Аллену; в — по Хеллбрюгге; г — по Финку; д — по Риба; е — по Орловой; ж — по Розенблюму с соавторами.

Рис. 1. Знаки для определения остроты зрения у детей: а — по Россано; б — по Аллену; в — по Хеллбрюгге; г — по Финку; д — по Риба; е — по Орловой; ж — по Розенблюму с соавторами.

Рис. 3. Таблица Головина — Сивцева для определения остроты зрения.

чувствительность зрительного анализатора, отражающая способность различать границы и детали видимых объектов; определяется по минимальному угловому расстоянию между двумя точками, при котором они воспринимаются раздельно.

Офтальмология в Древнем Египте

Древнейшие материальные свидетельства существования офтальмологии обнаружены в Египте. В гробницах найдены были флаконы из стеатита, алебастра, иногда из слоновой кости, с остатками глазных снадобий, возраст которых определяется в 4400 лет. На надгробном памятнике, который датируется 2500 г. до н.э., упоминается окулист. Первым глазным врачом, имя которого история сохранила высеченным на древней
египетской надгробной стеле, был Пели Дни Ири, живший при VI династии [около 1600 г. до н.э.).

Анатомические и клинические познания древних египтян в области офтальмологии известны из медицинских папирусов. В них описан ряд глазных болезней, таких как, например, слезотечение ("вода в глазу"), пингвикула ("жир в глазу"), а также геморрагии, лейкома. Косоглазие, градина и среди других " дождливое небо", что, вероятнее, означало трахому.

В древнеегипетской медицине, в числе 42 канонических книг, найденных в гробницах фараонов, относящихся к XV веку, 1500 лет до н.э., 6 книг было посвящено медицине, а одна из них болезням глаз. В священных книгах упоминается о 28 различных болезнях глаз или описываются различные симптомы этих заболеваний и способы их лечения.

В Египте древнейших времен специализированной отрасль науки о врачевании являлась офтальмология - диагностика, лечение и профилактика болезней органов зрения. Так, к 2500г. до н.э. относится письменный древнеегипетский документ, где впервые упоминается слово, переводимое как врач, специализирующийся на лечении обоих глаз.

Первое упоминание имени египетского врача-офтальмолога относится ко времени правления фараона VI династии Пепи I, а это примерно 2300 г. до н.э. В 1926 году во время археологических раскопок вблизи пирамиды Хуфу (Хеопса) была обнаружена похоронная стела (рис.1), извлеченная еще в древности из пока не найденной гробницы. Из иероглифической надписи (рис.2) следует, что на стеле изображен придворный врач Ири, имевший следующие специальности (в современном звучании): офтальмолог, фармацевт, гастроэнтеролог и проктолог.

Упоминание имени фараона Пепи I позволяет довольно точно установить дату создания этой стелы, так как фараоны VI династии правили в период с 2423г. по 2280г. до н.э. Это уникальное документальное свидетельство дает основание полагать, что, по крайней мере, в середине III тысячелетия до н.э. уже существовало четкое разделение практики врачевания по отдельным специальностям, среди которых находилась и офтальмология.

Рисунок 3. Рельеф гробницы Ипуи, Дейр эль Медина

Еще одним документальным свидетельством является рельеф гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр эль Медине (гробница № 217), наглядно демонстрирующий, каким образом могли быть получены "производственные" травмы при строительстве здания.

Сцена первая: врач "С" удаляет постороннее тело, попавшее в глаз работника "А". Предположение о том, что "С" является врачом, можно сделать на том основании, что удаление соринки из глаза совершается профессионально с помощью кисточки. Не случайно рядом с врачом изображен сосуд, видимо, при этой процедуре использовалась вода или какая-то жидкость.

Сцена вторая: работник "С" роняет свой молоток на ногу другому работнику "А" и, по всей видимости, наносит ему травму. При этом строительная пыль попадает в глаз работника "В".

Сцена третья: видимо, врач "Е" устраняет вывих руки строителя "F".

К теме данного очерка можно отнести и изображения на стенах гробниц "людей, которые видят темноту среди бела дня" - слепых музыкантов, развлекающих знатных вельмож (пример: гробница Нахта, жреца и астронома). Эти изображения свидетельствуют, что люди, потерявшие зрение, имели возможность оставаться нужными обществу.

О применении лекарств

В отношении состава лекарств следует сказать, что в состав рекомендуемых лекарств наиболее часто включаются:

  • сурьмяный блеск (минерал сурьмы),
  • мед или осадок меда,
  • медянка,
  • красная и желтая охра,
  • лук "дарет",
  • алоэ,
  • тмин,
  • ладан,
  • мирра,
  • чернильный порошок,
  • ляпис-лазурь,
  • сок акации.
  • В единичных случаях используются экскременты газели, крокодила, пеликана, младенца, а также желчь рыбы, кровь ящерицы и летучей мыши, глазная жидкость свиньи и т.п.
  • К разряду не совсем понятных ингредиентов следует отнести не просто материнское молоко, а молоко женщины, родившей мальчика.

Один из рецептов лечения глаз поражает своим составом, а именно, там говорится, что нужно брать человеческий мозг, разделить на две половины, одну часть смешать с медом и применять как мазь, а другую - высушить, растолочь и затем приготовить помаду для глаз и применять ее по утрам. Этот рецепт не сопровождается точным указанием болезни, при которой его нужно применять и является как бы универсальным. В некоторых рецептах вместо человеческого мозга называется желчный пузырь человека или свиньи. Следует помнить, что перевод некоторых ингредиентов лекарств составляет определенную трудность и по этой причине они даются в кавычках и пишутся более жирным шрифтом.

Лекарства с твердыми составляющими прикладывали к глазам, иногда на несколько дней, или втирали в веки. При лечении жидкими лекарствами использовалось перо птицы, о чем прямо сказано в рецепте. Для избавления от рези в глазах древние офтальмологи рекомендовали втирание определенных лекарств в район виска.
Вероятно, древние врачи знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. Это отчасти может быть объяснено их представлением о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, а главным образом, наверное, на основании наблюдений: при страданиях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах.
Примечателен зафиксированный в папирусе Эдвина Смита факт - травма в районе виска может привести к появлению крови в глазу: "у больного налитый кровью глаз стой стороны, где травма".

Сведения о выдающихся достижениях древнеегипетских офтальмологов сохранились в переписке фараонов с хеттскими царями. Так, в связи с болезнью глаз хеттского царя Хаттусилиса III фараон Рамсес II в своем письме сообщает, что он посылает "хорошее медицинское средство" с послом Пирихнова. Из этого письма известно, что часть пути до дворца царя соседнего государства Амурру Бентешины посла Пирихнову будет сопровождать египетский колесничий, а оттуда до дворца Хаттусилиса - представитель аравийского племени амореев.

В отношении состава лекарств следует сказать, что в состав рекомендуемых лекарств наиболее часто включаются:

  • сурьмяный блеск (минерал сурьмы) - 35 случаев,
  • мед или осадок меда - 30 случаев,
  • медянка -15 случаев,
  • красная охра - 15 случаев,
  • лук "дарет" - 13 случаев,
  • алоэ - 12 случаев,
  • тмин - бальзам из Библоса - 12 раз, а также ладан, мирра, желтая охра, чернильный порошок, ляпис-лазурь, сок акации.

Особо следует сказать о переводе рецепта Э.392. Б.Булгаков в книге "Древнеегипетская медицина" Харьков, 1926г. пишет с ссылкой на книгу Joachim H. Papyros Ebers, Berlin 1890:

"Один из рецептов лечения глаз поражает своим составом, а именно, там говорится, что нужно 6рать человеческий мозг, разделить на две половины, одну часть смешать с медом и применять как мазь, а другую - высушить, растолочь и затем приготовить помаду для глаз и применять ее по утрам, Этот рецепт (не) сопровождается точным указанием болезни, при которой его нужно применять и является как бы универсальным.

В книге Ebbell B. The Papyrus Ebers, Copenhagen 1937 в рецепте Э.392 вместо человеческого мозга называется желчный пузырь человека. Вместе с тем известный американский египтолог У. Даусон (W. Dawson) в 1927г. в статье "Три анатомических термина" полагает, что части человеческого тела ни в одном из древнеегипетских медицинских документах не используются в качестве ингредиента для производства каких-либо лекарств, он наглядно показал, что в названном рецепте рекомендуется желчный пузырь свиньи и продемонстрировал, каким образом произошла ошибка при прочтении текста папируса.

В отношении рецептуры приготовления лекарств следует сказать, что, как правило, состав лекарств указывается в количественных долях ингредиентов, что достигалось, по всей видимости, заполнением определенного объема мерной посуды.

В некоторых случаях в рецептах указывается общепринятые в то время меры объема. В Древнем Египте существовали следующие меры объема сыпучих и жидких веществ:

  • 1 "хену" - это примерно 4.5 литра,
  • 1 "хекат" - 1/10 "хену" - 0.45 литра,
  • 1 "ро" - 1/320 "хекат" -1/32 "хену" - 0,014 литра.

Заметьте, что 1 "ро" получится, если объем в 1 "хену" последовательно пять раз разделить пополам: 450 - 225 - 112 - 56 - 28 - 14.

Магия и лечение глазных болезней

При лечении глазных болезней египетские врачеватели привносили элементы магии. В произносимых заклинаниях прослеживается четкая связь с мифологическими представлениями. Египтяне верили, что у бога Ра - два глаза: Солнце и Луна. Периодически мифологический крокодил заглатывает Луну, а иногда и Солнце. Следовательно, заклинания, которые способствовали спасению глаз бога Ра, необходимо произносить, чтобы спасти зрение у пациента.

Особо следует отметить, что примерно к XV веку до н.э. относится письменное свидетельство, которое может быть расценено как внедрение во врачебную практику офтальмологов элементов магии. Это гимны богу Амону (Лейденский папирус), в которых звучит призыв полагаться на всемогущество бога Амона и отказаться от каких-либо лекарств при лечении глазных болезней.

В составленном намного позже (II век н.э.) Лондонско-Лейденском магическом папирусе приведен всего один случай лечения болезни глаз, но в нем наряду с рациональными рекомендациями предписывается произнесение определенного магического заключения. Описание этого папируса и офтальмологического рецепта приведены в Приложении № 3.

Приемы, которыми пользовались древние офтальмологи изложены в медицинских папирусах Карлсберг № VIII, Лондонский медицинский № 10059, но наибольшее количество рецептов изложено в папирусе Эберса.

По всей видимости, рецепты папирусы Эберса копировались с нескольких документов, так как отсутствует четкая последовательность изложения рецептов лечения одной и той же болезни глаз. Примечательно, что в рецепте Э.419 указано, что он рекомендован верховным жрецом Гелиополиса по имени Чьюи. Еще в одном рецепте Э.422 сказано, что он был сообщен неким выходцем из Азии, примечательно, что некоторые ингредиенты в этом конкретном рецепте не повторяются в других (ячмень и квасцы).

Чтобы представить возможности древних офтальмологов, приведем перечень глазных болезней, рецепты лечения которых приведены в папирусе Эберса:

  • лечение нагноения глаз (конъюнктивита) Э.337, Э340 - Э341, Э.386
  • лечение при ударе в глаз Э338, Э.349, Э381
  • лечение слезотечения Э.339, Э376, Э.415
  • улучшение зрения Э.342 - Э.344, Э359, Э.377, Э.393 - Э.401, Э.414
  • уменьшение зрачка Э345
  • лечение трахомы Э.346, Э350, Э.383, Э.407
  • удаление бельма в глазу Э.347, Э360, Э.382, Э.402 - Э.406
  • удаление кровоподтека Э348, Э.352, Э384
  • лечение куриной слепоты Э351
  • устранение рези в глазу Э.353, Э.361 - Э-364, Э.366
  • лечение раны глаза Э354
  • устранение воспаления (ячмень) Э355, Э.423, Э.430
  • лекарство при слепоте Э.356 - Э.358, Э.420
  • устранение плевы на роговой оболочке (досл. появление жира) Э365, Э369 - Э.375, Э.409 - Э.413
  • лечение катара глаз Э.367
  • лечение болезни "беджедедж" Э368
  • лечение катаракты (досл. подъем воды) Э.378 - Э.380, Э385
  • лечение расширения кровеносных сосудов Э.387
  • профилактическое средство для третьего месяца "зимы" Э.388
  • профилактическое средство во все периоды года Э389 - Э390
  • универсальное средство при всех случаях Э392
  • птоз - опущение верхнего века Э.408
  • лечение раны глаза Э.416 - Э.417, Э.431,
  • лекарство жреца Чьюи Э.419
  • лечение выворота век Э.421 ,
  • лекарство выходца из Азии Э.422
  • предотвращение загиба волос в глаз Э.424
  • предотвращения роста волос в глазу Э.425 - Э.429

Око Уаджет

Связь с мифологическими представлениями древних египтян проявляется и в их вере в возможность некоторых людей нанести вред путем сглаза. Для защиты от "дурного глаза" использовались амулеты, статуэтки, небольшие пластинки с надписями на них магических заклинаний. Среди амулетов наибольшую силу имело изображение глаза бога Хора или Око Уаджет.

Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.

Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.

Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.

Египтян не смущал факт существенного различия двух глаз бога Ра. Возможно, при тщательном изучении строения глаза они заметили их некоторое различие. Основанием для такого предположения является факт существования врачей, специализирующихся по правому и левому глазам. Так, в надписи, датированной 2500г.до н.э. упоминается врачеватель двух глаз. Аналогичная надпись сохранилась и от времени правления Птолемеев. Другими словами, данное верование сохранялось на протяжении всей истории Древнего Египта. В этой связи важно отметить, что древнеегипетские врачеватели полагали, что признаком беременности женщины является различие в цвете радужки ее глаз: "если в одном глазу (женщины) радужная оболочка желтого. а в другом черного цвета. то она беременна.. ". По мнению специалистов, речь в данном случае может идти об изменении цвета пятна в определенном секторе радужной оболочки.

В последние годы в публикациях, посвященных истории иридодиагностики, сообщается о выдающихся достижениях древних египтян. При этом делаются ссылки на два папируса, якобы, хранящиеся в Ватиканской библиотеке, и на загадочные пластины с изображением радужки фараона Тутанхамона. Автору данного очерка, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось найти каких-либо конкретных описаний этих документальных свидетельств.

Продолжая разговор о магии, отметим, что при оценке влияния магии в древней медицине следует исходить из того, что к этому, одному из наиболее ранних коллективных представлений человечества, не следует относиться крайне негативно. Когда большинство людей покоряется и ждет милости от природы, находятся люди, которые верят в безграничные возможности человека, которые убеждены, что магия способна " заставить" богов и демонов подчиниться их воле. Другими словами, магия сохраняет веру в резервные возможности человеческого организма, и способность человека использовать свои биологические свойства и психическую энергию себе во благо.

Судя по сохранившимся документам, древнеегипетские офтальмологи осуществляли лечение заболеваний органов зрения не только человека, но и животных. В этом плане показательным является сохранившиеся фрагменты Кахунскою ветеринарного папируса, в которых приведены рецепты лечения болезней, приведших к нагноению в глазах собаки и к слепоте 6ыка. На этих фрагментах сохранились такие фразы, как "лечение болезни глаз рыбы" и 'лечение болезни глаз птицы", которые комментировать очень трудно.

Ланцетом и молитвой

Древние хирурги уже тогда умели удалять катаракту и знали о блефарите, дакриоцистите и некоторых других болезнях глаз. Правда, в том, что не касалось хирургии, в основном приходилось полагаться на молитвы жрецов и дурнопахнущие лекарства, которые должны были отпугнуть духов болезни.

Окончательно представления древних о глазе сформировал римский ученый Гален. Он описал сетчатку, роговицу, радужную оболочку, слезные протоки, веки, хрусталик, который Гален счел важнейшей для зрения структурой глаза.

Коучинг с изумрудом

Инструменты офтальмологов не менялись десятками веков. Мы не слишком хорошо представляем, как тогда работали офтальмологи, но можем предположить, что единственной серьезной операцией, за которую брались древние врачи, был коучинг — процедура по лечению катаракты, во время которой стараются иглой сместить хрусталик, чтобы убрать из поля зрения его пораженную часть. В большинстве случаев такие попытки приводили к тяжелым осложнениям, вплоть до слепоты.


Египетские иглы из погребения врача, предположительно — для коучинга

National Museums Liverpool


Римская бронзовая игла для коучинга


Офтальмологические инструменты для удаления катаракты и наростов на глазах. Гравюра Р. Парра, 1743-1745. У разных народов в разные эпохи форма хирургические инструменты для коучинга были очень похожи, и почти не менялись до XVIII века


Чудо на носу

Отцом современной оптики считают арабского математика Ибн аль-Хайсама, который оставил первые точные описания отражения и преломления света. В XI веке работы аль-Хайсама перевел на латынь монах Константин Африканский, так что они стали доступны средневековым врачам. Однако арабские инновации прижились в Европе только к XIII веку.

Считается, что в XIV веке монах Александр де Спина первым стал делать очки и обучать искусству их изготовления других.

Очки тут же стали безумно модным аксессуаром. Чтобы подчеркнуть глубокую мудрость, средневековые художники изображали апостолов и античных поэтов читающими в очках.

Для офтальмологии это был огромный шаг вперед. Впервые в истории люди научились эффективно исправлять дефекты зрения без помощи сомнительных зелий и калечащих операций.


Картина XVI века: римский папа Лев X держит первую лупу с вогнутой линзой

Хирург-парикмахер

Как и другие хирурги-парикмахеры, Бартиш путешествовал из города в город, следуя за ярмарками, где к нему выстраивались очереди пациентов. Он удалял воспаленные глаза и инфицированные веки, лечил катаракту коучингом и даже брался исправлять косоглазие.

Правда, мы не знаем, послушал ли герцог своего любимца. Обидно, если да — в этом случае Август Саксонский лишился самого лучшего средства для улучшения зрения, которое только могла предложить его эпоха.

К счастью, в 21 веке ради операции на глазах уже не нужно покупать билет на ярмарку и выстаивать длинную очередь страждущих исцеления. В современной клинике можно пройти диагностику на высокоточном оборудовании, сделать лазерную коррекцию зрения за 3-5 минут под местной капельной анестезией без боли и стресса и лучше видеть уже в первый день после операции.

День рождения офтальмологии

В XVIII веке накопленных знаний хватило, чтобы в 1784 году Бенджамин Франклин изобрел бифокальные очки, собранные из составных стекол. Похожие очки до сих пор используют, чтобы лечить людей с пресбиопией — возрастной дальнозоркостью, которой страдал и сам Франклин.


Бифокальные очки Бенджамина Франклина

Хотя к XIX веку ученые уже неплохо представляли себе человеческую анатомию, для полного понимания устройства глаза не хватало возможности изучать зрение живых людей. Прорыв случился в 1851 году, когда Герман фон Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, который позволил осветить и рассмотреть сетчатку, диск зрительного нерва и стекловидное тело живого глаза.


Офтальмоскоп Гельмгольца: прототип


Офтальмоскоп Гельмгольца: техническое воплощение. Прибор представлял собой линзу на ручке и при достаточном освещении позволял разглядеть глазное дно


Офтальмоскоп Гельмгольца в деле: врач осматривает глазное дно пациента при свете лампы. Потом он возьмет карандаш, запечатлеет свои наблюдения и попытается понять, есть ли отличия от нормы

С появлением офтальмоскопа врачи научились лечить глаукому — болезнь, связанную с ростом внутриглазного давления. Офтальмоскоп позволял в прямом смысле слова увидеть ее причину — рассмотреть глазное дно и выявить патологические изменения.

В XIX веке услуги офтальмолога уже стоили немало. До нас дошел документ 1848 года, в котором доктора договорились о минимальной ставке за свои услуги. Согласно тогдашним тарифам, удаление катаракты обошлось бы в 20 долларов — в 2019 году это примерно соответствует 650 долларам, или 42 тысячам рублей. Интересно, что цены за эту услугу почти не изменились: удаление катаракты с имплантацией интраокулярной линзы в современной клинике обойдется даже дешевле. Но результат, разумеется, будет качественным и предсказуемым.


Ценники американских хирургов XIX века / Источник

Шлифовка скальпелем и светом

Чтобы описать достижения офтальмологов XX века, потребуется толстая книга, причем не одна. Поэтому мы не станем подробно рассказывать о том, как совершенствовались диагностические инструменты, а сразу перейдем к историям трех талантливых офтальмологов, которые первыми научились делать революционные операции на глазах.

Сэр Гарольд Ридли (Sir Harold Ridley) объявил войну катаракте — той самой болезни, которую до него пытались лечить смещением замутненного хрусталика.

Шли 30-е годы XX века. Никто уже не пытался втыкать в глаз иглы для коучинга, вместо этого поврежденный катарактой участок хрусталика научились удалять — однако помогало это слабо. После операции многие люди все равно теряли зрение.

Как-то раз студент-медик, обучавшийся у Ридли, обмолвился, что было бы здорово научиться заменять мутный хрусталик чем-нибудь прозрачным. Проблема была в том, что любой помещенный в глаз предмет неизбежно вызывал отторжение. Решение не приходило до тех самых пор, пока не началась Вторая Мировая война. В это время в клинику Ридли начали поступать летчики, в глаза которых попали осколки из плексигласа. Ридли обратил внимание — если плексигласовые осколки не касались радужной оболочки, то и воспаления они не вызывали.

Наш соотечественник Святослав Федоров, научившись имплантировать интраокулярные линзы, первым привез этот метод в СССР. В 1986 году он изобрел собственную линзу-имплантат, которую научится устанавливать в заднюю камеру глаза. Однако, как и у Гарольда Ридли, у Святослава Федорова был свой личный враг — миопия.

После радиальной кератотомии на одном глазу пациентам нужно было провести в клинике целую ночь. А чтобы прооперировать второй глаз, приходилось ждать по месяцу. В современных клиниках операции делают сразу на двух глазах, а восстановление занимает куда меньше времени — уже на следующий день пациент может выходить на работу.

В наши дни радиальную кератотомию все еще иногда продолжают делать — правда, пользуются для этого не металлическим, а алмазным скальпелем. Операция работает, но у нее есть несколько недостатков — например, послеоперационная рана медленно заживает и иногда инфицируется. Нужен был новый, еще более тонкий инструмент.

Такой инструмент разработал испанский хирург Хосе Барракер (José Barraquer). Он применил инновационную технику операции на роговице, которая легла в основу лазерной хирургии глаза — кератомилез.

При этой процедуре специальным лезвием срезается часть роговицы, которую отгибают в сторону, как лепесток. Внутренней части роговицы придают оптимальную форму, после чего лоскут возвращают на место. Такая процедура более простая и менее травматичная, чем радиальная кератотомия.

От индейки до Da Vinci

Однако главная ценность кератомилеза заключается в том, что операцию можно проводить при помощи эксимерного лазера — куда более точного инструмента, чем любой, даже алмазный, скальпель.

Широкое использование лазера в офтальмологии стало возможно благодаря усилиям команды трех американских ученых из корпорации IBM.

В 1981 году, сразу после Дня Благодарения, Джеймс Уайн (James Wynne), Рангасвами Шринивасану (Rangaswamy Srinivasan) и Самуэль Блум (Samuel Blum) решили попробовать газовый (эксимерный) лазер на остатках праздничной индейки. Ученым удалось разрезать хрящ очень ровно, не допустив перегревания и обугливания.

В 1983 году офтальмолог Стивен Трокел (Stephen Trokel) узнал о необычном эксперименте, навестил специалистов из IBM и предложил подумать, как подобное изобретение можно было бы использовать в лазерной хирургии глаза. В результате мозгового штурма родилась статья, заложившая основу всемирной программе исследования рефракционной хирургии с использованием эксимерных лазеров.

В 1995 году FDA одобрило первый коммерческий хирургический эксимерный лазер. Он излучает свет в ультрафиолетовой части спектра. Лучи взаимодействуют с живыми тканями фотохимическим способом — то есть разрушают связи внутри органических молекул, из которых состоят ткани, почти не нагревая их.

Помимо LASIK, с помощью эксимерных лазеров выполняют персонализированный вариант операции — Super LASIK. Здесь на этапе диагностического обследования применяют аберрометр — усовершенствованный аналог офтальмоскопа Гельмгольца.


Диагностика пациента с помощью аберрометра, который составляет карту волнового фронта, отражающую все аберрации (искажения) глаза.

Еще в глубокой древности людей волновала проблема лечения глазных заболеваний. История офтальмологии — медицинской отрасли, занимающейся изучением устройства и функционирования органов зрения человека, а также вопросами диагностики и лечения глазных болезней — насчитывает много веков. Расскажем вкратце об истории лечения глазных болезней в древнем мире.

Лечение глаз в Древнем Египте

Одна из древнейших цивилизаций планеты, древнеегипетская, уже пыталась лечить офтальмологические заболевания. В гробницах Древнего Египта учены обнаружили алебастровые и стеатитовые флаконы для лекарственных средств, на которых остались следы снадобий для глаз. Возраст древнейших средств для лечения глазных заболеваний составляет примерно четыре с половиной тысячи лет! Древнеегипетские надписи содержат и древнейшее упоминание такой профессии, как офтальмолог (эти надписи сделаны в III тысячелетии до нашей эры). Имя первого известного истории глазного врача — Пепи Анк Ири. Он жил в Древнем Египте примерно три с половиной тысячи лет назад.

История лечения глазных болезней

Офтальмология в Древней Греции

Великий философ Платон утверждал, что зрение возникает в процессе соединения света, который исходит из глаза, с попадающим в глаз и родственным внутреннему огню дневным светом. Ученик Платона Аристотель отказался от этой теории своего учителя, сформулировав определение зрения, которое легло в основу современного понимания этого процесса: свет исходит от предмета и через прозрачные среды передается внутрь глаза. Александрийский математик Эвклид был создателем теории оптики, его учение расширил Птолемей, впервые измеривший углы преломления света.

Развитие офтальмологии в Древнем Риме

Исследования греков были восприняты и продолжены римлянами. Римская империя объединила под своими знаменами регионы с развитой наукой и медициной — Древний Египет, Грецию, Месопотамию. Древнеримская офтальмология опиралась на достаточно развитую теорию зрения и обладала большим количеством практических методик лечения глазных заболеваний. Врач и ученый Корнелий Цельс, живший в I столетии нашей эры, написал труд по офтальмологии, содержащий сведения об известных в античном мире глазных болезнях и способах их лечения. Кроме прочих любопытных сведений, труд Цельса содержит описание операции по удалению катаракты.

Для развития офтальмологии много сделал и Клавдий Гален (131 год — 201 год нашей эры). Он работал как в области медикаментозного лечения заболеваний глаз, так и разрабатывал и описывал методы глазной хирургии.

Читайте также: