Односторонние акты государств кратко

Обновлено: 16.05.2024

Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то, что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны. С учетом этого многие правительства в ответах на вопросник Комиссии высказали мнение о невозможности выработки единых правил для всех видов односторонних актов.

Можно предложить следующую классификацию односторонних актов.

1. Односторонние акты, определяющие позицию государства в отношении определенной ситуации, имеющей юридическое значение. К таким актам относятся признание, протест и отказ. Все эти акты должны иметь ясно выраженную форму, с тем чтобы обеспечить определенность в международных отношениях.

Признание - акт, которым государство подтверждает или принимает факт, ситуацию, документ или претензию. В результате получения такого акта другие государства не могут ссылаться на то, что они не знали о соответствующей позиции издавшего акт государства. В качестве примеров признания можно назвать признание государства и правительства, государственных границ, действительности договора или судебного решения, случаи спорных прав и претензий. Признанию принадлежит важная роль. Признавая тот или иной юридический акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки этому признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. В некоторых случаях признание может предоставляться не только в ясно выраженной, но и в молчаливой форме или путем конклюдентных действий. Примером последних может служить установление дипломатических отношений с вновь возникшим государством, что равносильно его полному признанию.

Протест - акт, с помощью которого государство выражает намерение не признавать законными определенную претензию или ситуацию. По своему значению протест противоположен признанию.

Отказ - акт, выражающий намерение государства отказаться от определенного права или полномочий, от требований или претензий. В отличие от признания протест может быть только ясно выраженным. Более того, он должен подтверждаться во всех подходящих случаях. Международный Суд ООН, решая спор между Норвегией и Великобританией о рыболовной зоне, признал, что длительное отсутствие британского протеста против претензий Норвегии делает их оправданными . Непользование правом или полномочиями не означает отказа от них. Отказ является окончательным и бесповоротным.

ICJ. Reports. 1951. P. 138 - 139.

Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель (estoppel - лишение права возражения), который был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, которая положилась на эти действия и вела себя соответственно . В конвенционном праве эстоппель впервые был отражен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45). Государство, например, утрачивает право ссылаться на такое основание прекращения договора, как его нарушение, если после того, как ему стало известно о факте нарушения, оно должно в силу своего поведения считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу. Однако, если в дальнейшем вновь возникает основание для прекращения действия договора в результате его нарушения, то имевшее место в прошлом нарушение как бы восстанавливает свое значение.

См.: Каламкарян Р.А. Концептуальное восприятие института эстоппель в науке современного международного права // ГиП. 1999. N 12.

О том, сколь серьезное значение может иметь эстоппель, свидетельствует, например, тот факт, что его применение было одним из центральных вопросов в деле о делимитации морской границы в заливе Мейн (Канада против США), рассмотренном Международным Судом в 1984 г. .

ICJ. Reports. 1984. P. 304.

2. Односторонние акты, являющиеся средством осуществления суверенных прав государства. Такие акты необходимы для использования предоставляемых международным правом возможностей. В качестве примера можно указать установление границ территориального моря или исключительной экономической зоны, декларацию о нейтралитете.

От такого рода актов отличаются акты, которые по форме являются односторонними, а фактически представляют собой элемент соглашения. К таким актам относятся те, что представляют собой практику государств, на основе которой формируются обычные нормы международного права. К ним относятся и акты, связанные с договорами: присоединение к договору, выход из него, оговорки. Такого рода акты относятся к праву договоров.

3. Односторонние акты, порождающие юридические обязательства, - акты, представляющие недвусмысленное волеизъявление государства с целью принять на себя международно-правовые обязательства. Такие акты определяют как обещания (promises), что не совсем точно. Известно, что просто обещание не создает обязательств (nuda pacto obligationem non parit). Речь идет об особом виде обещаний, имеющих юридический характер. С помощью таких актов государство берет на себя обязательство придерживаться определенного поведения. Главная роль в таком случае принадлежит намерению государства принять на себя правовые обязательства. Точное установление такого намерения - дело не простое.

В литературе по вопросу о способности односторонних актов породить юридические обязательства высказаны различные мнения. Можно выделить два крайних мнения. Одно из них состоит в том, что подобные акты способны создать лишь моральную обязанность (В.М. Шуршалов). Другое - в том, что односторонние акты являются самостоятельным, и даже основным, источником международного права (В. Деган, Сербия).

Истину, как это часто бывает, надо искать между двумя крайними мнениями. В литературе наблюдается определенная тенденция: все большее число авторов стали подчеркивать значение односторонних актов, в том числе для международного права .

Это положение обосновано бывшим министром иностранных дел Польши проф. К. Скубишевским (International Law. P., 1991. P. 221).

Автор единственной отечественной монографии об односторонних актах Р.А. Каламкарян на основе анализа широкого круга литературы и практики пришел к выводу: "Наряду с обязательствами, вытекающими из международных договоров, принятие международных обязательств может осуществляться и односторонним путем. " .

Каламаркян Р.А. Международно-правовое значение односторонних актов государств. М., 1984. С. 3 - 4.

Если обратиться к практике, то окажется, что она признает принципиальную возможность создания международно-правовых обязательств односторонним актом. Это обстоятельство нашло отражение и в практике международных судов и арбитражей. Принципиальное значение имеет позиция Международного Суда ООН, изложенная при рассмотрении дел об испытании ядерного оружия Францией на островах Тихого океана. Суд определил, что сделанные от имени французского правительства заявления о том, что в дальнейшем оно не намерено проводить такого рода испытания, создают для него международно-правовые обязательства. При этом Суд указал на общепризнанность положения, согласно которому односторонние заявления относительно юридического или фактического положения способны порождать правовые обязательства.

Следовательно, односторонние акты способны порождать правовые обязательства, а не порождают их при всех условиях. Что же для этого нужно? Для этого необходимо намерение государства создать для себя такие обязательства. Суд определил, что заявление считается юридически обязательным, "когда намерение государства, делающего заявление, состоит в том, чтобы оно стало обязательным в соответствии с его условиями" .

ICJ. Reports. 1974. P. 267.

Значение четкого определения правового характера односторонних обязательств подчеркивается в международной практике. В связи с 20-летием Договора о нераспространении ядерного оружия СССР и США приняли совместное заявление, которое предусматривало, что государство, не готовое присоединиться к Договору, может дать "носящее такой же международно-правовой характер обязательство отказаться от приобретения ядерного оружия". Несмотря на то что в таком случае одностороннее обязательство имеет отношение к договору, оно тем не менее не означает какой-либо формы участия в нем; оно является односторонним актом, воспроизводящим содержание договора. Надо сказать, что односторонние обязательства придерживаться положений договора, не оформляя участия в нем, встречаются неоднократно.

Условия действия одностороннего акта определяются принимающим его государством. Они могут касаться времени действия, порядка прекращения обязательств и др.

В апреле 1986 г. после проведения Соединенными Штатами ядерных испытаний правительство СССР заявило, что отныне оно свободно от ранее принятого одностороннего обязательства не проводить ядерные взрывы. Это обязательство было обусловлено тем, что такие взрывы не будут проводить и США.

В принципе, односторонний акт не создает обязательств для других государств. Однако, предоставляя им права, акт может определить условия пользования ими. Соглашаясь пользоваться правами, другие государства обязаны соблюдать условия их предоставления. Обязательная сила одностороннего акта определяется одним из принципов международного права - принципом добросовестности. Рассматривая уже упоминавшиеся заявления французского правительства, Международный Суд подчеркнул, что одним из принципов, регулирующих создание и выполнение правовых обязательств, является принцип добросовестности.

Односторонние акты довольно широко используются государствами для принятия на себя обязательств, в том числе и затрагивающих коренные проблемы политики. Трудность состоит в том, что далеко не всегда намерение принять на себя юридические обязательства выражено достаточно четко.

В августе 1998 г. премьер-министр Индии, выступая в парламенте, сделал заявление о том, что Индия в одностороннем порядке отказывается от применения ядерного оружия первой против других ядерных государств, а также от применения его против неядерных государств.

Форма одностороннего акта также активно использовалась Советским Союзом для принятия обязательств в сфере безопасности и рассматривалась как средство, облегчающее достижение соглашения. В 1978 г. СССР выступил с заявлением о том, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его на своей территории. Было предложено заключить на этой основе конвенцию об укреплении гарантий безопасности неядерных стран.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. СССР заявил, что принимает на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. "Это обязательство вступает в силу немедленно, в момент обнародования с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН". В 1983 г. СССР взял на себя обязательство не выводить в космос противоспутниковые системы.

Иногда односторонняя форма используется для обхода внутреннего права, устанавливающего порядок принятия международных обязательств. В таких случаях обязательства, как правило, носят политический, а не юридический характер и представляют собой как бы личные обязательства должностного лица.

От рассматриваемых актов следует отличать односторонние акты, которые выражают позицию государства по определенному вопросу, но не предназначены для создания правовых обязательств. Они облекаются в форму заявлений, нот, выступлений государственных деятелей и др. Предполагается, что, заявив о своей позиции, государство будет ее придерживаться. Отказ от собственных слов вредит авторитету государства. Такие акты обязывают государство политически, морально. На них распространяется морально-политическое действие принципа добросовестности.

В докладе специального докладчика Комиссии международного права ООН по теме "Односторонние акты государств" Р. Седеньо говорится, что односторонними актами "государства могут принимать политические обязательства, регулирующие их поведение на международном уровне; даже если нарушение таких обязательств не может повлечь за собой какие-либо юридические санкции, возникает вопрос о политической ответственности государства. " . Государственные деятели не раз высказывали мнение, согласно которому их заявления требуют должного уважения со стороны как других государств, так и различных органов самого государства.

Односторонние акты государств представляют собой заявления, имеющие внешний характер (т.е. адресованные другим государствам или международному сообществу в целом), порождающие международные обязательства или влекущие иные юридические последствия. Односторонние акты могут быть индивидуальны- ми и коллективными, письменными и устными, выраженными и подразумеваемыми. Юридические последствия влекут только те акты, которые совершены должностными лицами и органа- ми, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Как правило, это высшие должностные лица и органы исполнительной ветви власти. От односторонних актов государств следует отличать его акты, имеющие отношение к международному договору или обычаю.

Одно- сторонние акты также следует отличать от политических заявлений, не влекущих юридических последствий, между народных правонарушений, т.е. деяний, нарушающих международно-правовые обязательства, контрмер, т.е. деяний, состоящих во временном невыполнении международных обязательств и преследующих цель побудить государство-нарушителя выполнять свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием; внутренних актов, т.е. нормативных и ненормативных актов, адресованных субъектам национального права.

Современное международное право постепенно преодоле­ло былой дискриминационный характер, рассталось с концеп­цией "международного права цивилизованных народов", исклю­чавшей из равноправного общения так называемые слабораз­витые страны. Сегодня можно констатировать достижение уни­версальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международ­ных договорах могут участвовать все заинтересованные госу­дарства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств "прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи".

Современное международное право выработало достаточ­но действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимопри­емлемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

Современное международное право имеет сложную нор­мативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность.

Тема 5

23. содержание международной правосубъектности классификация субъектов международного права

Подсубъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования,причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

24. права и обязанности государства как субъекта международного права. особенности международной правосубъектности сложных государств. юрисдикция государства в международном праве

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Сложные государства– это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права, только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА - права судебных иадминистративных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с ихкомпетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах евоей территории государствообладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международнымисоглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством вотношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике,в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю.г.распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории,но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное непредусмотрено международным соглашением.

Односторонние акты государств представляют собой заявления, имеющие внешний характер (т.е. адресованные другим государствам или международному сообществу в целом), порождающие международные обязательства или влекущие иные юридические последствия. Односторонние акты могут быть индивидуальны- ми и коллективными, письменными и устными, выраженными и подразумеваемыми. Юридические последствия влекут только те акты, которые совершены должностными лицами и органа- ми, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Как правило, это высшие должностные лица и органы исполнительной ветви власти. От односторонних актов государств следует отличать его акты, имеющие отношение к международному договору или обычаю.

Одно- сторонние акты также следует отличать от политических заявлений, не влекущих юридических последствий, между народных правонарушений, т.е. деяний, нарушающих международно-правовые обязательства, контрмер, т.е. деяний, состоящих во временном невыполнении международных обязательств и преследующих цель побудить государство-нарушителя выполнять свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием; внутренних актов, т.е. нормативных и ненормативных актов, адресованных субъектам национального права.

Современное международное право постепенно преодоле­ло былой дискриминационный характер, рассталось с концеп­цией "международного права цивилизованных народов", исклю­чавшей из равноправного общения так называемые слабораз­витые страны. Сегодня можно констатировать достижение уни­версальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международ­ных договорах могут участвовать все заинтересованные госу­дарства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств "прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи".

Современное международное право выработало достаточ­но действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимопри­емлемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

Современное международное право имеет сложную нор­мативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность.

Тема 5

23. содержание международной правосубъектности классификация субъектов международного права

Подсубъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования,причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

24. права и обязанности государства как субъекта международного права. особенности международной правосубъектности сложных государств. юрисдикция государства в международном праве

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Сложные государства– это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права, только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА - права судебных иадминистративных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с ихкомпетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах евоей территории государствообладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международнымисоглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством вотношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике,в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю.г.распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории,но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное непредусмотрено международным соглашением.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Процесс и формы межд правотворчества.

В основе нормы межд права лежит соглашение субъектов, явл единственным способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соотв с этим порядком согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму обычая или договора.

В совр межд праве существуют два вида обычных норм.

Первый, традиционный предст собой сложившееся в практике непис правило, за кот признается юр сила.

Второй- новый вид, к кот относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или одном акте.

При формировании норм общего межд права основную роль играет протест.

Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из

обычных норм состоит ядро всей межд-прав системы - общее межд право.

В отличие от общего межд права, партикулярный обычай выражает особые

интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования

необходимо соглашение всех заинтересованных государств.

Рост значения межд права в защите жизненных интересов человека и

общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения.

Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на

жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие,

может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного

правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях,

как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право,

экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная

дипломатия, воздействующая и на международное право.

Роль доктрины межд права. В формировании межд права трудам юристов

принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды

теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное

положение давало доктрине значительную возможность участвовать в

К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос деятелей и др.Основным видом односторонних актов явл обязательства(напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов явл признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный

признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против

определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые

Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого

момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный

характер. Особым случаем молчаливого отказа явл эстоппель (estoppel -

лишение права возражения), кот был заимствован из английского общего

права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не

может предъявлять требования в ущерб другой стороне, кот положилась на

эти действия и вела себя соответственно.

Роль общественности.

Международное правотворчество.

Процесс и формы межд правотворчества.

В основе нормы межд права лежит соглашение субъектов, явл единственным способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соотв с этим порядком согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму обычая или договора.

В совр межд праве существуют два вида обычных норм.

Первый, традиционный предст собой сложившееся в практике непис правило, за кот признается юр сила.

Второй- новый вид, к кот относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или одном акте.

При формировании норм общего межд права основную роль играет протест.

Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из

обычных норм состоит ядро всей межд-прав системы - общее межд право.




В отличие от общего межд права, партикулярный обычай выражает особые

интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования

необходимо соглашение всех заинтересованных государств.

Рост значения межд права в защите жизненных интересов человека и

общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения.

Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на

жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие,

может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного

правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях,

как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право,

экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная

дипломатия, воздействующая и на международное право.

Роль доктрины межд права. В формировании межд права трудам юристов

принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды

теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное

положение давало доктрине значительную возможность участвовать в

К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос деятелей и др.Основным видом односторонних актов явл обязательства(напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов явл признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный

признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против

определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые

Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого

Принятие международных правовых актов возможно как путем заключения международных договоров, так и односторонним путем. Односторонние обязательства возможны как для государств, так и для других субъектов международного права. Существование таких обязательств, если они приняты в соответствии с международным правом, такой же степени правомерно, как и существование договорных актов. Есть односторонние акты могут иметь правовое значение и, соответственно, юридические последствия.

Односторонние акты, безусловно, являются источниками международного права, потому создают международные обязательства. Отсутствие

Возможно существование таких односторонних актов, как: признание, обещание, отказ, протест.

Признание - обязательства рассматривать объект признается как отвечающий международному праву (международно-правовое признание государств, правительств, движений, границ, исторических заливов, долгов, факта правонарушения и др..). Заявление о признании означает отказ субъекта от оспаривания существующего положения, если только не происходят изменения, которые существенно его меняют. Например, исчезновение ранее признанного государства и появление нового субъекта.

Обещание - обязательство оказывать в дальнейшем иначе, чем это имело место ранее. Обещание возможна в виде заявления о присоединении к договору, его ратификации, в виде внесения оговорок, одностороннего отказа от исполнения договора (Денонсации, аннулирования). Обещание может быть связана также с обязательством изменить свой правовой статус, например в случае заявления о постоянном нейтралитете (Акт о нейтралитете Австрии от 26 октября 1955 г.) или о намерении приобрести такой статуса (Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июня 1990 г.). В некоторых случаях международные договоры в качестве обязательного условия содержат положение о необходимости специального одностороннего акта - предостережение (Например, оговорка о признании государством обязательной юрисдикции Международного Суда).

Отказ - акт, на основании которого субъект (обычно государство) отказывается от своих прав и претензий. Отказ возможен или в виде передачи права другому, или в виде отречения от права вообще. Примером отказа первого рода может служить отказ СССР от репарационных претензий к Японии и Германии. Примером второго рода является намерении Украины отказаться от обладания ядерным оружием. Отказ всегда касается права субъекта и не создает обязательства для третьих государств. По форме отказ может быть письменной, устной или молчаливой. Однако она всегда должна быть ясно выраженной, ее невозможно презюмуваты. Международное право не содержит определенных положений о возможности отказаться от отказа. Но можно домыслить, что здесь должно действовать то же оговорки, что и в праве международных договоров - rebus sic stantibus.

Протест - акт, посредством которого субъект констатирует нарушение права и требует исправления ситуации, компенсации ущерба. Протест может быть связан с нарушением прав как субъекта заявляет протест, так и других субъектов или нарушением норм международного права в целом. Протест основном имеет письменную форму, хотя международное право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. Нередко протест бывает сопряжен с определенными действиями: разрывом дипломатических отношений, объявлением persona non grata, отзывом посла, репатриации, репрессалии и другим.

должен быть уведомлен о том, что имело место нарушение его права. Знак протеста должно следовать или его правомерности, или признание наличия международного спора, решение которого должно происходить на основе принципа мирного решения международных споров.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.


Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!


Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

Официальная организация работы с клиентом

Минимальные сроки оформления документов

Доступная стоимость всего комплекса услуг

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.

Читайте также: