Одежда кабардинцев и балкарцев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кабардино-Балкария: обычаи наших предков Кабардинские и балкарские национальные костюмы. Часть 4 ОБУВЬ Мужская обувь Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь. Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенным цветом паголенок был черный, но изредка встречались темно-серого и темно-коричневого цветов. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их. Наряду с паголенками, широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения. Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлись войлочные и сафьяновые носки. На ноги надевали чувяки из сыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного куска кожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхней передней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной, но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки, и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горах для охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы, имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятой сыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босу ногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой. Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожи специальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их стали подшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверху кожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточные люди надевали еще остроносые резиновые галоши. В Балкарии также бытовала обувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи. Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиям горной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовала закаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев. Традиционное развитие Кабарды и Балкарии, укрепление рыночных связей оказали влияние на изменение обуви. Богатые горцы носили не только галоши, но и сапоги. Традиционный национальный мужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника, приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темная сдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало их духу и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем весь костюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящие произведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными и весьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки часто служили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюм возможно более богато отделанное оружие, пояс. Вместе с тем, кабардинцы и балкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой. Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов, в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитают пышности”. Мужская одежда кабардинцев и балкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Одежда кабардинцев и балкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одежды обеспечили ей всеобщее признание. Женская обувь Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи. В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью. Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др. В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли. Кабардинцы и балкарцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу. Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству. Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению. Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д. В целом, женская одежда кабардинок и балкарок, как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины. Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда была более живописной. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи. Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды. Заключение. Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа. Кабарда и Балкария делилась на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами. Одежда выполняла три основных требования: - многофункциональность - выражала статус человека - подчеркивала красоту фигуры Мужской национальный костюм балкарцев и кабардинцев не имеют различий. Женская одежда кабардинок и балкарок имеет некоторые различия в деталях. Есть различия в головных уборах. Балкарки в отличии от кабардинок, носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, а в остальном они схожи. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Это не соответствовало их духу и обычаям. Национальная одежда выражала вкус её создателей, их эстетические идеалы. Она представляла собой ценное культурное наследие.

Вопрос и в другом, социальная иерархия диктовало какой цвет одежды или головных уборов носить представителям разных сословий. В современном обществе, чаще видно разноцветье нарядов, сравнимо с перьями попугая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являют.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являют.

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспос.

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет— одежда в в.

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет— одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надева.

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы.

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надев.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла н.

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одеж.

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого го.

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самог.

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. В.

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье повер.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообраз.

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждо.

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со.

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии.

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских к.

Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды. Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке имел общие.

Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.

В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки.

Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала ста.

Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.

Краткое описание документа:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.

Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.

Одежда вполне соответствовала представлению го Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.

Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.

Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

рцев о красоте мужской фигуры, подчер Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.

Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.

Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу. кивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды - овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне - из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.

Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для "чести". Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время - войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .

Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом , а крестьяне - грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой "сыромятных башмаков с сафьяновыми".

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета . На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжкам и. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика - длинное платье . Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой . Платья красного цвета разрешалось носить только женщинам дворянского происхождения .

Пожилые носили ватный стёганый кафтан , а молодым , по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду . От холода их защищала только шерстяная шаль.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой . Когда же её можно было сватать, она надевала "золотую шапочку" и носила до рождения первого ребёнка . Шапочку украшали золотым и серебряным галуном ; донышко делали из сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женщина меняла шапочку на тёмный платок ; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы . Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную - обязательно красного цвета.

На мой взгляд, костюм кабардинок является одним из самых красивых костюмов народов Северного Кавказа: он максимально удачно подчеркивает красоту женской фигуры и осиную талию, а также богато украшен орнаментом и в целом выглядит очень благородно и величественно.

Особенности кабардинского национального костюма, фото № 1

Сам костюм представлен несколькими основными элементами: собственно платьем, под которое надевается кафтанчик, под который надевается рубашка (такая вот многослойная капуста, а по внешнему виду и не скажешь), а также поясом с металлическими вставками, головным убором и обувью. Обо всем по порядку!

Платье напоминает черкеску, т.е. распашное, длиннополое, без воротника и открытое на груди, застегивающееся только на поясе. Главный акцент — рукава-лопасти, резко расширяющиеся у локтя и длиной доходящие до колена. Под верхними рукавами, как правило, есть и нижние из более тонкой нежной ткани (шифона) спокойных пастельных оттенков. Основные цвета платья — красный, бордовый, фиолетовый, синий. Тканью, из которой шьют верхнее платье, как правило, является бархат.

Особенности кабардинского национального костюма, фото № 2

Особенности кабардинского национального костюма, фото № 3

Пояс имеет важное значение и дополнительно стягивает талию.

Головной убор не имеет единообразной формы, но неизменно представляет собой высокую шапочку того же цвета, что и платье. Его форма может быть конусообразной, цилиндрической или округленной. На самой верхушке обычно имеется украшение в виде шишечки из серебра или серебрянных ниток. Иногда шишечка заменена другим украшением — полумесяцем, птичкой.

Особенности кабардинского национального костюма, фото № 4

На ноги кабардинки надевают шерстяные носки или чулки, а поверх них расшитые, нарядные сафьяновые чувяки.

Интересной особенностью менталитета кабардинок, на мой взгляд, является представление об эталонности плоской груди. Стремление достичь этого эталона доходило до того, что девочки с 10-12 лет начинали носить специальный сафьяновый корсет с деревянными планками, утягивающий грудь.

Примечательно, что в современном мире возрождается мода на национальный кабардинский костюм в контексте свадебных нарядов:

Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.

Название


Где живут, численность

В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.


По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:

  • Ставропольский край — 7993 чел.
  • Москва — 3698 чел.
  • Северная Осетия — 2802 чел.
  • Московская область — 1306 чел.
  • Санкт-Петербург — 1181 чел.
  • Краснодарский край — 1130 чел.

В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.

История


Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.


Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Внешность


Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

  • высокий или средний рост;
  • атлетическое телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное расположение глаз;
  • нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
  • глаза карие, серые, черные;
  • прямые жесткие волосы;
  • развит волосяной покров.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Одежда


Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Жизнь

Социальная организация


Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:

Семейный уклад



Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал.
Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.

Занятия

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Традиции


Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Читайте также: