Оценка теорий происхождения государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира - креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть . Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры .

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма - возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:
    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
    Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

    М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

    Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

    Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

    Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

    Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

    Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

    Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

    Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

    Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

      1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
      2. конкретная форма государственного правления.

      Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

      Власть: законодательная, исполнительная.

      Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

      Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

      Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

        • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
        • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
        • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
        • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

        Различал 3 формы государства:

          1. демократия;
          2. аристократия;
          3. монархия;
          4. (олигархию рассматривал лишь условно).

          Теория насилия

          Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

          Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

          На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

          Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

          Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

          Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление . Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

          В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

          Е. Дюринг:

          Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

          В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.

          Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

          Л. Гумплович, К. Каутский:

          Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

          Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

          Психологическая теория происхождения государства

          Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

          Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

          Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

          Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

          Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

          Л. И. Петражицкий:

          Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

            • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
            • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

            Материалистическая теория

            Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда. Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

            К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.

            Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

            В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.


            Существует много теорий происхождения государства. Действительно, интересно, откуда они взялись. Рассмотрим основные теории происхождения государства.


            Мифологические и религиозные концепции

            Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественной и богопротивной.

            Таблица “Теории происхождения государства”

            Теологическая Патриархальная Классовая Договорная Насилия Волюнтаристские
            Государство от бога Выросло из семьи Результат классовой борьбы Следствие общественного договора Основано на подчинении разные

            Патриархальная концепция

            В основе патриархальной концепции лежат представления о государстве как о чём-то, что выросло из семейных отношений. В связи с этим роль главы государства соотносится с ролью отца в семье. Самые знаменитые философы, которые придерживались этой концепции,- это Конфуций и Аристотель. Глава государства рассматривается как отец нации, а его подданные – как дети, о которых он заботится. Современные ученые считают эту теорию ошибочной хотя бы уже потому, что семья и государство возникли примерно одновременно.

            Органические концепции

            Они рассматривают происхождение государства как результат эволюции в обществе, государство видится им неким плодом на дереве социального устройства. Сейчас эти концепции также не считаются актуальными: философы полагают, что нельзя переносить все особенности биологической эволюции на развитие общества. К органическим концепциям относится теория Конта, теория Спенсера и другие.

            которые читают вместе с этой





            Договорные теории

            Большую группу теорий составляют естественно-правовые концепции, их называют еще договорными. Суть их в том, что государство возникает в результате общественного договора, оно выгодно всем людям, которые обладают личными и экономическими правами изначально, но часть своих прав они передают государству в обмен на защиту. Философы видят в этой концепции тоже ряд минусов; в первую очередь это отсутствие внимания к объективным факторам, например военно-политического характера. К этой группе относятся теория Гоббса, сторонники которого полагали, что в естественном состоянии люди находятся постоянно в антагонизме. Человек всё время стремится к эгоистическим целям и готов агрессивно действовать с целью их достижения. Поэтому в целях общественной безопасности и сохранения мира люди, чтобы решить свои проблемы, были вынуждены заключить общественный договор об учреждении государства.

            Следующая группа – насильственные концепции

            Суть их в том, что государство возникает в результате внутреннего или внешнего насилия. Например, в результате завоевания одного народа другим. Аппарат государства, таким образом, навязывается силой. Это теории Дюринга, Каутского и др.


            Психологические концепции

            Очередная группа – психологические теории происхождения государства. В их основе лежит убеждение, что человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе; каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться. Государство – это продукт разрешения противоречий между активными личностями, готовыми занять руководящие посты, и пассивный массой, стремящейся выполнять распоряжения. К этой группе относятся теории Коркунова и другие.

            Марксистская концепция

            Это материалистическая классовая теория; она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы. То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления; после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть. Эту концепцию разрабатывали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин.

            Волюнтаристские теории

            Существует группа современных волюнтаристских теорий. Рассмотрим некоторые из них. Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.

            Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две группы или расы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.

            От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.

            Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.

            Теории происхождения древнерусского государства

            В наше время эти теории не противопоставляются друг другу; принято считать, что процесс государственности у славян был естественным. Но роль варягов в нём также заметна, влияние династии Рюриковичей велико, но оно не является абсолютным. К моменту появления на Руси Рюриковичей здесь уже было развито земледелие с использованием железных орудий труда, можно было заметить распад родовой общины, появление большого количества городов и другие явления, свойственные началу государственности.

            Центристская теория как раз и объединяет норманскую и славянскую, утверждая, что древнерусское государство возникло в результате развития общества на Руси, но варяги также приняли участие в этом процессе.

            Что мы узнали?

            Кратко о теории происхождения государства рассказать невозможно, ведь существует множество теорий происхождения государства,с указанием их достоинств и недостатков. Следует отметить, что на происхождение государства влияют многие факторы: экономические, политические, психологические и т.д.

            Теории происхождения государства

            Содержание:

            Вопрос о том, как и почему возникло государство, в юридической науке до настоящего времени считается неразрешенным.

            Существует большое количество теорий (концепций), объясняющих этот процесс, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.

            Современная наука находит истинные аргументы почти в каждой из этих теорий. Однако, до настоящего времени ни одной из них не удалось доказать, как появилось государство в жизни общества. Поэтому все существующие теории генезиса государства остаются научными теориями, которые полностью ни доказаны, ни опровергнуты.

            Рассмотрим основные традиционные концепции, которые объясняют процесс возникновения государства с той или иной степенью доказательности (Кратко о теориях происхождения государства можно посмотреть здесь).

            Теологическая теория происхождения государства

            Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.

            Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.

            Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.

            Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.

            Основные представители Божественной теории происхождения государства

            Критика Теологической теории происхождения государства

            Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.

            Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.

            Ценность Теологической теории происхождения государства

            Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:

            • Во-первых, возникновение теологической теории произошло в средние века, именно тогда, когда было крайне необходимо объединить общество в тех анархических условиях, в которых оно находилось, стимулируя дисциплину и законопослушание среди подданных.
            • Во-вторых, теория также стимулировала моральную ответственность правителей, поскольку считалось, что они несут ответственность перед Богом, а плохое правление – это грех.

            Патриархальная теория происхождения государства

            Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

            Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.

            В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.

            Основные представители Патриархальной теории происхождения государства

            У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России — Н.К. Михайловский (XIX в.).

            По словам главного представителя этой теории — сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.

            Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.

            Критика Патриархальной теории происхождения государства

            • нельзя отождествлять происхождение государства только с семьей, поскольку оно обусловлено не одной, а несколькими причинами (факторами);
            • по мнению ряда критиков, первичной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья;
            • чрезмерное упрощение происхождения государства — власть отца над детьми только временна, потому что она заканчивается, когда дети вырастают.

            Ценность Патриархальной теории происхождения государства

            В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

            Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства

            Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

            Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.

            Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.

            Основные представители Договорной теории происхождения государства

            Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.

            Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.

            Критика Договорной теории происхождения государства

            Ценность Договорной теории происхождения государства

            • теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
            • теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
            • были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
            • ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.

            Органическая теория происхождения государства

            Органическая теория происхождения государства проводит аналогию между возникновением и развитием государства и человеческим организмом.

            Впервые взгляды на государство, которое развивается по тем же законам природы и имеет схожие функции с человеческим организмом, появились еще в эпоху Античности. Например, Платон проводил аналогию между человеческой душой и функциями государства. Аристотель, хотя и был приверженцем собственной теории происхождения государства, также полагал, что во многом государство напоминает человеческий организм, подчеркивая единую связь общества как группы людей и государства, которые в совокупности представляют единый организм.

            Не стала в этом исключением и юриспруденция – отдельные авторы выдвинули предположение о том, что государство – это единый организм, процесс возникновения и развития которого происходит по тем же естественным законам, что и организм человека. Мозг государства – это его правители, органы с различными функциями – это подданные государства.

            По мнению сторонников данной теории, государство рождается, развивается и умирает также, как человек. При этом, в результате естественного отбора выживают только сильнейшие государства, в которых в процессе развития совершенствует структура и функции управления, равно как и в человеческом организме по мере его созревания и развития.

            Основные представители Органической теории происхождения государства

            Основными представителями органической теории происхождения государства являются О. Конт, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд и др.

            Эта теория была развита в трудах Г. Спенсера, который рассматривал путь возникновения государства аналогично зародышу организма животного, в котором проходят процессы взросления и развития, с усложнением внутренней структуры. В отличие от большинства приверженцев органической теории Г. Спенсер утверждал, что цель социального организма состоит не в поглощении своих членов, а в служении им.

            Другие представители органической теории еще более углублялись в биологический фактор развития государства:

            Критика Органической теории происхождения государства

            Ценность Органической теории государства происхождения государства

            • являлась более прогрессивной по сравнению с предыдущими теориями происхождения государства, во многом скорректировала их недостатки;
            • впервые рассматривала государство как явление, возникшее в результате эволюционного и постепенного развития, а не как дарованное свыше Богом или возникшее вследствие заключения общественного договора.

            Психологическая теория происхождения государства

            Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.

            В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства — психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.

            В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.

            Основные представители Психологической теории происхождения государства

            Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

            Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.

            Критика Психологической теории происхождения государства

            • народ рассматривался как пассивная инертная масса, которая ищет подчинения.
            • значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства. Они не являются решающими причинами и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.

            Достоинства Психологической теории происхождения государства

            Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

            Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

            1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития:у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
            2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

            Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

            Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

            Представители Классовой теории происхождения государства

            В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

            Критика Классовой теории происхождения государства

            • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
            • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в России, но государственность от этого не утратилась;
            • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
            • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

            Ценность Классовой теории происхождения государства

            • раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

            Теория насилия

            Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.

            Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.

            После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.

            Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.

            Основные представители Теории насилия

            Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.

            Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.

            Критика Теории насилия

            Достоинства Теории насилия

            • теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
            • эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.

            Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.

            Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

            Читайте также: