Обзор зарубежной литературы кратко

Обновлено: 18.05.2024

Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.

Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.

Чем зарубежная литература отличается от русской? Какие особенности отличают ее, и какие черты для нее характерны? Разберемся в этом вопросе поподробнее.

Итак, для зарубежной литературы характерны следующие особенные черты:

  1. Зарубежная литература отличается более ранним развитием. Изначально, она была почти полностью подчинена государству и религии. В эпоху Возрождения или Ренессанса она вышла окончательно из этого контроля и стала самостоятельной.
  2. Одной из особенностей зарубежной литературы, безусловно, является расставление акцентов в то или иное время: внимание концентрируется на человеке, а не на конфликте или на какой-либо проблеме или теме. Так, зарубежная литература носит более индивидуальный и субъективный характер нежели какая-либо другая.
  3. Еще одной особенностью можно назвать присутствующий период рыцарства в зарубежной литературе, из которого появилось такое направление, как сентиментализм и романтизм. Кодекс рыцарей, героизм, честь и благородство стали своеобразными отличительными чертами рыцарского периода.
  4. Особенностью зарубежной литературы также может являться эпоха Возрождения или Ренессанса и ее последующее развитие. В России аналогичной эпохи не было. В зарубежной же литературе эпоха Ренессанса играет важнейшую роль - ведь именно с нее началось зарождение современной художественной зарубежной литературы.
  5. В зарубежной литературе основной упор делается не на описание, а на действия, совершаемые главными героями. Из-за этого, акцент внимания произведения смещается в пользу более реалистических взглядов.
  6. В зарубежной литературе имеет место быть достаточное развитие литературы, затрагивающей экономическую сферу. Здесь, дело касается не только экономических текстов напрямую, но и влияния самой экономики того или иного государства на литературу и искусство.
  7. Зарубежная литература поднимает в своих произведениях вечные темы, которые определяют основные направления и течения в ней, вследствии чего такая литература является вечно актуальной и не стареет.

Таким образом, все вышеперечисленные характеристики являются основополагающими и отличительными характеристиками зарубежной литературы. Все это делает ее особенной и неповторимой, что нельзя не заметь при детальном и глубоком ее рассмотрении. Зарубежная литература является частью мировой истории и культуры, что объясняет ее высокую ценность как явления.

Значение особенностей зарубежной литературы

Все вышеперечисленные характеристики отличают зарубежную литературу. Какое же значение они занимают в ней самой? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем несколько классических литературных произведений. Таким образом, можно выделить следующее значение характерных особенностей зарубежной литературы:

  • Определение дальнейшего развития зарубежной литературы. Исходя из ее особенностей, можно предположить, какой литература станет в будущем и будут ли они все учтены и сохранены.
  • Исходя из всех вышеперечисленных особенностей можно понять характеристику зарубежный государств в историко-социальном и эмоциональном плане. Это достаточно большое значение для всей мировой культуры и литературы в целом.
  • Характерные особенности зарубежной литературы также имеют огромную историческую ценность. В мировой культуре они по-настоящему являются одним из величайших бриллиантов. Именно благодаря своим особенностям зарубежная литература имеет характерные отличия, которые делают ее неповторимой и уникальной.
  • Особенности зарубежной литературы делают оную самобытной, так как такими особенностями обладает только она. Это подчеркивает ее уникальность, которая и приобрела особенность в процессе развития всей зарубежной литературы.
  • Характерные черты зарубежной литературы имеют большую социальную ценность, ведь по ним читатель может составить психологический портрет героя в то или иное время в любом из зарубежных государств. Таким образом, можно смело сказать, что особенности зарубежной литературы наделяют ее чертами, имеющими историческую, социальную, культурологическую и политическую ценность.

Готовые работы на аналогичную тему

Кто же создавал эти особенности и когда они появились? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно перенестись в эпоху Ренессанса - ведь именно тогда зарубежная литература вышла из-под контроля государства и церкви, стала самостоятельной, а, как следствие, приобрела соответствующие характерные особенности. Так, в эпоху Возрождения формировались литература и искусство, именно тогда закладывались их основные правила и принципы. Это оказало влияние на всю зарубежную литературу в дальнейшем.

К писателям, создававшим данные правила и принципы, относятся: Леонардо да Винчи - известный писатель, художник и изобретатель, Байрон - писатель-романтик, Франсуа Рабле, чьи произведения перевернули всю Европу.

Этот список можно продолжать бесконечно. Все они имели одну общую черту: именно благодаря этим писателям зарубежная литература стала такой, какой она сейчас и является, именно они создавали и закладывали ее основные принципы, определившие впоследствии характерные особенности зарубежной литературы.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно смело прийти к выводу о том, что зарубежная литература обладает такими характерными только для нее чертами, которые имеют в ней очень большое значение. Благодаря этому вся зарубежная литература построена на общих принципах и правилах и имеет свои особенности. Они, в свою очередь, были созданы в тот момент, когда зарубежная литература только начинала формироваться, то есть в эпоху Ренессанса или Возрождения. Данные отличительные характеристики были созданы писателями, которые являлись истинными мастерами литературы. Таким образом, вся зарубежная литература, благодаря своим отличительным характеристикам, является мировым культурным и историческим достоянием.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм.

А) Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

Б) Поздний романтизм

А) Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Основные течения.

В зарубежной литературе 19 века выделяются два основных течения: романтизм и реализм. Так как эти течения развивались почти одновременно, они наложили друг на друга заметный отпечаток. Особенно это относится к литературе 1-й половины 19 века: творчество многих писателей-романтиков (Вальтер Скотт, Гюго, Жорж Санд) имеет целый ряд реалистических особенностей, тогда как творчество писателей-реалистов (Стендаль, Бальзак, Мериме) нередко окрашено романтизмом. Не всегда бывает легко определить, куда следует отнести творчество того или иного писателя — к романтизму или реализму. Только во 2-й половине 19 века романтизм окончательно уступает место реализму.

Романтизм связан французской буржуазной революцией 1789 года, с идеями этой революции. На первых порах романтики приняли революцию восторженно и возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Отсюда характерная для произведений романтиков мечтательность, восторженность. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала надежд, возлагавшихся на нее. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Огромную роль в судьбах людей стали играть деньги, которые, в сущности, поработили их. Для того, кто был богат, открылись все пути, удел бедняков по-прежнему оставался печальным. Началась страшная борьба за деньги, жажда наживы. Все это вызвало у романтиков жестокие разочарования. Они стали искать новых идеалов — одни из них обратились к прошлому, начали идеализировать его, другие, наиболее прогрессивные, устремились в будущее, которое им рисовалось чаще всего туманно и неопределенно. Неудовлетворенность настоящим, ожидание чего-то нового, стремление показать идеальные отношения между людьми, сильные характеры — вот что характерно для писателей-романтиков. Не зная путей, которыми человечество может построить лучшее общество, романтики часто обращались к сказке (Андерсон), горячо интересовались народным творчеством и нередко подражали ему (Лонгфелло, Мицкевич). Лучшие представители романтизма, такие как Байрон, например, призывали к продолжению борьбы, и новой революции.

Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь возможно более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились отразить в своих произведениях характерные для эпохи события. Если романтики изображали героев, наделенных какими-то остро индивидуальными чертами, героев, резко отличавшихся от окружающих людей, то реалисты, наоборот, стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или другой социальной группе. «Реализм предполагает,- писал Ф.Энгельс, — кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах«

Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм 19 века принято называть критическим реализмом.

Б) Поздний романтизм

Те существенные изменения, которые повлекла за собой для Германии, как и для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских и антинаполеоновских войн, внесли новые черты в характер немецкого романтизма. Наряду с дальнейшим развитием романтической традиции, заложенной в деятельности иенских романтиков, важнейшую роль здесь сыграла антинаполеоновская освободительная борьба 1806-1813 гг. Теоретические искания, философско-эстетические проблемы, столь насыщавшие поиски ранних романтиков, отходят теперь на задний план. Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе [54] с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Вместе с тем национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.

Поздние романтики Клеменс Брентано и Ахим фон Арним составили ядро кружка, получившего название Гейдельбергских романтиков. Близки к ним были братья Якоб и Вильгельм Гримм и Й. Эйхендорф.

Еще более весомым был вклад Брентано в развитие немецкой лирики. Его заслуга в этой области заключается в том, что, подхватив начинания штюрмеров, он обогатил немецкую поэзию элементами фольклора. Романтическая реформа немецкого стиха, начало которой положил Брентано, конечно, в значительной мере лишила немецкую лирику широты общественного содержания, направленной философской насыщенности (со временем эти утраты будут восполнены уже в романтической поэзии Гейне). Но взамен этого немецкая поэзия станет проще, демократичнее, доступнее широкому кругу читателей, усилится ее национальная ориентация.

Во многих чертах своей лирики Брентано - типично романтический поэт. В частности, он исключительно субъективен, стихи его носят глубоко личностный характер, что ощущается порой даже там, где сильное звучание получает объективно-повествовательное народное балладное начало. Не случайно почти вся ранняя лирика его - лирика любовная. Но как дисгармоничны общественные отношения, так лишена гармонии и любовь. Вместе с радостью она неизбежно несет в себе и страдания, ласки возлюбленной изменчивы и непостоянны. В целом ряде любовных стихотворений Брентано возникает иррациональная трактовка любви.

По мере того как в своем поэтическом видении мира Брентано все больше отходит от иенцев, он стремится активнее насыщать свою лирику народными мотивами, все шире использует приемы национального немецкого фольклора. Среди стихотворений Брентано, написанных в фольклорной традиции, следует особо отметить "Лорелею" - песню, которую в конце романа "Годви" поет главная героиня Виолетта. Не имея прямого источника в народной поэзии, являясь полностью плодом фантазии Брентано, песня эта тем не менее породила самостоятельную романтическую легенду, органически вписывающуюся в национальную немецкую культуру. Став неким символом романтической лирики, "Лорелея" Брентано создала даже определенную поэтическую традицию в немецком романтизме, но основе которой возник поэтический шедевр европейского романтизма - бессмертная "Лорелея" Гейне.

Влияние Брентано на последующее развитие романтической лирики в Германии связано не только с его личной творческой деятельностью как поэта, но и с собиранием немецких народных песен, которому вместе со своим другом Арнимом он отдал много сил. В сборник народных стихов, песен и баллад "Волшебный рог мальчика" (1806-1808) вошли материалы, относящиеся к XVI-XVIII столетиям, включающие кроме непосредственных источников и некоторые авторские стихотворения ряда известных немецких поэтов той поры, и целый ряд оригинальных стихотворений самого Брентано.

Не будучи плодом строго научной фольклористики, "Волшебный рог мальчика" достиг своей основной цели: он дал читателю широкое представление о высоких эстетических достоинствах общественного сознания немецкого народа. И сделано это было в ту пору, когда вопрос о национальном единстве был для Германии одним из самых актуальных общественно-политических вопросов.

Однако следы определенной предвзятости в подборе песен "Волшебного рога" вполне ощутимы. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, лишь в очень немногих песнях можно обнаружить подобные интонации. Напротив, составители утверждают феодальную мораль и законность: всякого, кто отваживается на протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара. При знакомстве со сборником явно бросается в глаза обилие духовных песен. Песни солдатские, песни с военной тематикой соперничают по своему количеству с духовными песнями, что в какой-то мере отражало и характер исторического положения Германии тех периодов и вместе с тем ее современную военно-политическую ситуацию. Особенно это касается военных песен, в которых явственно звучат патриотические интонации ("Песня битвы). Однако в иных военных песнях идеализируется откровенный военный разбой ("Старый ландскнехт).

В начале своей деятельности к гейдельбергским романтикам были близки Братья Гримм - Якоб (1785-1863) И Вильгельм (1786-1859), внесшие крупнейший вклад в развитие немецкой филологической науки и фольклористики. Плодом их фольклористских изысканий стал сборник "Детские и семейные сказки" в трех томах, издававшийся в 1822 г.


XIX век для русской литературы – время бурных перемен. На этом уроке мы проследим, как протекали литературные процессы в Европе и Америке XIX века. Узнаем, какие факторы влияли на формирование литературных направлений. Поговорим о ведущих авторах зарубежной литературы этого периода.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века"

Сегодня на уроке мы:

– Проследим, как протекали литературные процессы в Европе и Америке девятнадцатого века.

– Узнаем, какие факторы влияли на формирование литературных направлений.

– Поговорим о ведущих авторах зарубежной литературы этого периода.

Изучая русскую литературу XIX века, мы не раз говорили о том, что XIX век для русской литературы – время бурных перемен. Одно направление сменялось другим. Сентиментализм, романтизм, реализм. Полемика в русской критике. Два революционных переворота в русской драматургии. Зарождение символизма. Всё это XIX век. А что же происходило в зарубежной литературе?

Можно сказать, что для европейской литературы XIX век – это последовательное движение от романтизма к реализму. И конечно же, в конце XIX века в зарубежной литературе появляются новые течения.

Эпоха романтизма в европейской и американской литературе была довольно долгой. Романтизм оставался ведущим литературным течением вплоть до середины XIX века. Почему?

Во-первых, мы помним, что в основе философии романтизма лежит идея бунта. Романтический герой – это исключительная личность, которая противопоставлена миру. А первая половина XIX века – это как раз время череды революций и наполеоновских войн. Вспомним, именно Наполеон был главным кумиром романтиков.


Но самым ярким оказался немецкий романтизм. Дело в том, что XIX век – это время образования единого государства Германия. Интерес к национальной истории и культуре, жажда борьбы за свободу, патриотические и гражданские мотивы очень характерны для романтизма. И такие настроения были очень сильны в немецком обществе. Немецкое государство окончательно сформировалось только к началу 70-х годов XIX века.

Американский романтизм был связан с освоением огромных пространств, захватом новых земель, столкновениями с дикими культурами. Разумеется, в обществе был запрос на сильного романтического героя, покорителя новых земель.

Надо сказать, что временем зарождения европейского реализма называют 30-е годы XIX века. Но явного перехода от романтизма к реализму долго не происходило. Зачастую эти разные течения попросту перемешивались.

А чем вообще вызвано появление реализма?


Кроме того, в XIX веке произошла промышленная революция. То, какие перемены она вызвала в обществе, проще всего увидеть на примере Британской империи. В Англии крестьянство исчезло как класс. Города стремительно разрастались. Из деревень люди ехали работать на фабрики и заводы. Пропасть между бедными и богатыми становилась катастрофической. Рабочие поднимали восстания. Рабочие трущобы Лондона в книгах Диккенса производят не менее гнетущее впечатление, чем петербургские трущобы Достоевского.

Остро стояли и вопросы просвещения. Во многих европейских государствах прошли реформы образования. Далеко не всегда их можно было назвать удачными. Эти факторы вызвали интерес к психологии человека, становлению личности, к проблемам духовных и нравственных ценностей. А острота социальных проблем провоцировала слияние публицистического и художественного начал в литературе.

В литературе Соединённых Штатов Америки романтизм оставался ведущим направлением в искусстве практически до последней четверти XIX века. Как и в Германии, этому способствовало формирование государства. В том числе и Гражданская война Севера и Юга. И точно так же, как и в Европе, американский реализм возник на волне бурного развития промышленности и тяжёлых социальных проблем, которые за ним последовали. Социальное неравенство, голод, жестокое подавление рабочих бунтов – всё это общемировые явления.

Можно сказать, что американская литература наследовала традиции европейской. В американской литературе мы тоже видим долгий период главенства романтизма и смешение этих двух традиций. Например, американский писатель Джек Лондон известен своими романтическими произведениями. Но при этом у него есть множество рассказов в духе критического реализма, которые посвящены самым острым социальным проблемам американского общества.

Оноре де Бальзак стремился к типизации и глобальному обобщению. А вот другой знаменитый француз, Эмиль Золя, выбрал для себя другой путь.


Он считал, что важнее всего детально, с максимальной точностью воспроизвести действительность. По мысли Золя, обязанность писателя – собирать материал о жизни в мельчайших подробностях. Никаких идей литература транслировать не должна. Как не должна поучать и воспитывать, делать человека лучше и так далее.

У Эмиля Золя сразу же появились последователи. Но мода на натурализм быстро прошла. С одной стороны, благодаря ей возрос интерес к наблюдениям за психологическими и физиологическими реакциями человека. А с другой стороны, литература без идейного конфликта существовать не может. Зачем нужны подробные описания без цели и смысла?

Ответвлением от натурализма в литературе стал импрессионизм. Как и натуралисты, импрессионисты отрицали идейную сторону искусства. Они старались уйти от обобщения. История и сюжет признавались лишними. Согласно их идеям, художественному произведению не нужно даже быть законченным. Главное запечатлеть сиюминутное впечатление от происходящего. Черты импрессионизма можно видеть в романах Ги де Мопассана и братьев Гонкур.

Но вспомните: и вы, заразу источая,

Вы трупом ляжете гнилым,

Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,

Вы, лучезарный серафим.

Согласно мысли поэта, ценность смерти и разложения в том, что они готовит почву для рождения чего-то нового и прекрасного. И отрицать тёмную сторону человеческой природы и природы бытия бессмысленно. Жизнь и смерть, красота и уродство, свет и тьма находятся в неразрывном единстве.


Бернард Шоу был уверен, что в современной драматургии должен главенствовать идейный конфликт, а не внешний.

Мы уже выяснили, что главным художественным методом в зарубежной литературе второй половины XIX века является реализм. И при этом литературный процесс находится под большим влиянием романтизма. Поэтому, с одной стороны, можно видеть обращение к социальным проблемам, научный подход к искусству и детальное воспроизведение реальности. А с другой стороны, отчётливо прослеживается тяга к мистицизму и внимание к философским проблемам сути мироздания.

Вот как сказал об особенностях искусства XIX века писатель Эмиль Золя:

Читайте также: