Обычное право казахов кратко

Обновлено: 07.07.2024

На современном этапе развития современного казахстанского общества последние десять лет при поддержке Президента Казахстана Н.А. Назарабаева изучение необходимости возобновления древних правовых обычаев и традиций казахского народа и правовые реформы хана Тауке представляют собой разнонаправленную сферу хозяйственной деятельности кочевого общества казахов в дореволюционный период. Основным видом хозяйственной деятельности казахов было животноводство и связанные с ним претензии или спорные отношения в сфере пастбищ, водопоя, споры за землю, споры, подпадающие под гражданско-правовые и уголовные коллизии, а также юридические обычаи, регулировавшие за тысячу лет до образования Казахского ханства и продлившиеся до конца XIX века.

Данная научная статья посвящена изучению юридического быта казахов. В исследуемой теме рассматриваются основные аспекты обычно-правовой системы казахского права. Уникальность казахского обычного права была неписаным правом. Оно построено на ряде основных нормативных институтов и на множестве кратких, легко запоминающихся и в то же время выразительных изречений, содержащих основополагающие материальные и процессуальные правовые нормативы. Правовые нормы казахов, как правило, являются отправным началом для выведения конкретных норм путем логического вычленения, толкования, адекватных конкретным жизненным случаям.

В 1680 году хан Тауке был возведен на трон, внешнее и внутреннее положение казахского общества было крайне тяжелым. Соперничество и разногласия между феодалами усиливались, каждый из казахских султанов стремился отделиться и самостоятельно управлять принадлежавшими ему улусами. Взаимосвязь между жузами прерывается, они все дальше отдаляются друг от друга. Каждый из трех жузов стал независимым, на словах они по-прежнему были подвластны великому казахскому хану, на самом деле каждый единолично правил подвластными владениями. Все это привело к разобщению казахского народа, к трудностям противостоять внешним врагам.

Законодательные нормы обычного права и этические правила казахского народа в период правления хана Тауке — это копившиеся столетиями неписаные законы, уклад жизни казахов нуждался в переработке и принятии новых правовых норм в обществе казахов. В любой стране на законы, обряды и традиции влияют духовное сознание, географическое расположение, экономическое, социальное положение, развитие науки и искусства, духовные верования и менталитет. Вследствие этого возникает правовое мировоззрение, которое призвано защищать интересы общества, сохранять единство народа, соблюдать правопорядок. Это влияет на законодательные функции государства. Такие особенности казахского народа находят выражение в их национальных обычаях и традициях.

Обычаи и традиции в свою очередь оказывают влияние на законотворчество. Обряды и законы древнего казахского народа считались простыми и удобными для общества, и все, независимо от положения и возраста, преклонялись перед ними. За их выполнением следили ханы и старейшины родов, бии. В то время биев никто не избирал. К тому, чтобы стать бием, готовились с малолетства. Для этого им приходилось много заниматься, совершенствоваться. Бии все споры решали справедливо.

Тот, кто не мог прямо, открыто, не боясь ничего, рассуждать, не знал все тонкости обычаев своего народа, не служил во имя единства народа, тот не был настоящим, истинным бием.

1. Закон имущества или имущественные отношения (правила для решения тяжб переселения, земель, воды, скота, имущества).

2. Уголовные законы (убийство, нашествие, кража скота, воровство и меры наказания за это).

3. Военные законы (формирование войска, обязанности аламана, черный казан, стоимость скакуна, мужчины и др.).

4. Дипломатические традиции (красноречие, вежливость и манеры поведения в международных отношениях, манера разговора).

Это было обусловлено их постоянным занятием — скотоводством и кочевкой. А важные законы и этические правила казахского народа, касающиеся воровства, преступлений, общественных взаимоотношений, не отличались от отношения к ним арабов.

Это уникальное обычно-правовое уложение. Оно было создано с объединительной целью, предусматривало более суровые наказания для тех, кто разжигал межродовую рознь, выступал против своих правителей, биев и батыров, занимался воровством и хищением скота, в особенности лошадей, и своими действиями, называемые в народе барымтой, прямо или косвенно, усугублял без того тяжелое и бедственное положение народных масс.

Таким образом, в основе законов Тауке хана лежали нормы казахского обычного права. По своему составу и структуре обычное право казахов не знало деления противоправных действий на гражданские деликты и преступления. В уложении Тауке хана было немало правовых норм, поощряющих коллективизм, общность прав в некоторых областях хозяйственных, внутриаульных и бытовых отношений. Казахское обычное право построено на ряде основных нормативных институтов, по современным представлениям, правовые нормы — это установленные государством, его компетентными органами правила поведения.

Сезонные перекочевки были давней и устоявшейся традицией, закрепленной нормами обычного права. Однако, в связи с джунгарскими нашествиями и вызванной этим увеличением плотности населения на свободных территориях, традиция эта стала периодически нарушаться. Споры из-за обладания пастбищами приобретали широкий и острый характер. Регламентация земельных отношений в новых условиях явилась одной из актуальных задач в казахском обществе.

Тауке хан при содействии Совета биев заново закрепил районы кочевий между отдельными родами. Уложением предусматривалось закрепление определенных пастбищных участков за отдельными предводителями родов. Обширные, лучшие угодья перешли во владение влиятельных и крупных родовых коллективов. Хан сохранил за собой право распоряжаться пастбищным пространством ханства.

За похищение скота предусматривались различные меры наказания — от выплаты аипа (возмещения вреда) в размере трех тогузов (9*3=27) его действительной стоимости до смертной казни. Вводя особо строгие меры за нарушение права собственности на скот, уложение Тауке хана, безусловно, обеспечивает защиту частной собственности, сосредоточенной в руках знати.

Грабеж в казахском обществе носил характер межродовых распри, совершался большими группами людей и переплетался с барымтой, т.е. с самовольным осуществлением потерпевшей стороной права мести над обидчиками. Грабежом, как и барымтой, занимались те, кто располагал достаточной силой и средствами. С целью прекращения грабежа и барымты Тауке хан назначил для каждого рода тамгу — утвержденный Курултаем знак становления символом рода. Каждый владелец собственности имел свой личный знак — метку, которая наносилась на ухо скотине. Если там?а — клеймо означало принадлежность племени, роду, наличие метки означало принадлежность собственности отдельному человеку.

Тауке хан предпринял реформы, усиливающие ханскую власть. Он вел свою политику, опираясь на представителей степной аристократии — биев, батыров. Создал Народный совет и Совет биев, возвысил роль биев в обществе, создал Совет биев, который был исполнительной властью. Ежегодно в одно и то же время проводил собрание трех жузов.

Тауке хан взял власть в свои руки. Проявил себя как дальновидный политик. В его руках были сконцентрированы такие полномочия, как дележ и перераспределение земли, обозначение места кочевья, поборы, судебное дело, вооруженная сила и многие другие. Он постоянно держал под контролем внешнюю ситуацию, совершеннолетних обязал носить с собой пять разновидностей оружия.

Таким образом, опираясь на черную кость (простой народ), Тауке хан во многом был в выигрышном положении, потому что Совет биев установил тесное взаимоотношение между родами, укрепил единство народа. На Народном совете обсуждались волнующие вопросы: кочевка, внутреннее спокойствие и стабильность, защита от внешних врагов и другие проблемы. В итоге Совет биев стал основным советником хана, он решал все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства, т.е. имел огромное политическое значение.

Читайте также: