Обязанности заместителя главного бухгалтера кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, знания, умения, права и ответственность заместителя главного бухгалтера учреждения.

1.2. Должность заместителя главного бухгалтера относится к группе специалистов по финансовой деятельности.

1.3. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимает ____________ учреждения по представлению ___________________.

1.4. Заместитель главного бухгалтера подчиняется непосредственно ___________________.

1.5. На время отсутствия заместителя главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) его права и обязанности временно выполняет _________________, назначенный на замещение приказом руководителя учреждения.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность заместителя главного бухгалтера назначается лицо, имеющее:

2) опыт практической бухгалтерско-финансовой работы _________________________:

– не менее семи лет – при наличии среднего профессионального образования;
– не менее пяти лет – при наличии высшего образования.

2.2. Заместитель главного бухгалтера должен знать:

– законодательство о бухучете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле;
– законодательство в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
– гражданское, таможенное, трудовое, валютное законодательство;
– Общероссийский классификатор управленческой документации в части документов по бухгалтерскому учету учреждений, по учету кассовых операций, по учету труда и его оплаты, материалов, учету основных средств и нематериальных активов, результатов инвентаризации;
– законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
– бюджетное законодательство: ____________________________________________________;
– отраслевое законодательство _____________________________________________________;
– законодательство в сфере проведения государственных закупок (Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д.);
– практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам:
– бухгалтерского учета и денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
– оформления первичных учетных документов;
– экономику, бухучет и управление в ___________________________;
– внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
– нормативные и методические материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухучета и составления отчетности;
– методические документы по финансовому анализу, планированию, составлению __________________________________________;
– порядок составления сводных учетных документов в целях контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни учреждения;
– порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
– современные технологии автоматизированной обработки информации;
– компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета;
– Правила защиты информации;
– Правила трудового распорядка;
– требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

2.3. Заместитель главного бухгалтера должен уметь:

1) пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;

2) принимать к учету первичные документы о фактах хозяйственной жизни учреждения, в том числе:

– составлять (оформлять) первичные учетные документы в бумажной и электронной форме;
– владеть приемами комплексной проверки первичных документов;
– обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив;

3) вести денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировку фактов хозяйственной жизни, в том числе:

– вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;
– применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике учреждения;
– составлять бухгалтерские записи в соответствии с Рабочим планом счетов учреждения;
– исчислять рублевый эквивалент стоимости активов и обязательств, которая выражена в иностранной валюте;

4) оформлять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни, в том числе:

– сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
– готовить различные справки, ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;
– обеспечивать сохранность регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив;
– исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами;

5) составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе:

– разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, составлять график документооборота;
– организовывать процесс восстановления бухучета;
– контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации бухучета;
– оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
– владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период;

6) вести внутренний контроль состояния бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе:

– осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– проверять качество составления регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– составлять отчеты о результатах внутреннего контроля;

7) вести налоговый учет в учреждении, в том числе:

– разрабатывать формы налоговых регистров;
– идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
– проверять качество составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
– исправлять ошибки в налоговом учете, налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;
– обеспечивать сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;
– вести мониторинг законодательства о налогах и сборах;
– анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;

8) планировать доходы и расходы учреждения, анализировать выполнение плановых показателей, в том числе:

– проверять качество аналитической информации, полученной в процессе финансового анализа, обобщать информацию;
– формировать аналитические отчеты и предоставлять их заинтересованным пользователям;
– формировать источники финансирования деятельности учреждения, прогнозировать их структуру;
– составлять _______________________________________ учреждения, вносить в него изменения;
– планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению __________________________________________, контролировать их соблюдение;
– применять результаты финансового анализа учреждения для планирования доходов и расходов учреждения;
– применять методы финансовых вычислений;
– определять общую потребность учреждения в финансовых ресурсах.

3. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

3.1. Заместитель главного бухгалтера ведет бухгалтерский учет операций по начислению и уплате налогов, сборов, в том числе:

– принимает к учету первичные учетные документы о фактах хозяйственной жизни учреждения;
– ведет денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировку фактов хозяйственной жизни;
– оформляет итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

3.2. Заместитель главного бухгалтера составляет и представляет финансовую отчетность учреждения, в том числе:

– составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
– контролирует ведение бухучета и составление отчетности;
– ведет налоговый учет, составляет налоговую отчетность;
– планирует доходы и расходы учреждения, анализирует результат выполнения плановых показателей.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заместитель главного бухгалтера выполняет обязанности:

4.1. В целях принятия к учету первичных документов по учету нефинансовых активов:

– составляет (оформляет), принимает к учету первичные документы;
– выявляет случаи нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов, информирует об этом ___________________;
– проверяет первичные документы в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
– систематизирует первичные документы текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой учреждения;
– составляет на основе первичных документов сводные учетные документы;
– подготавливает первичные документы для передачи в архив;
– делает копии первичных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– обеспечивает данными для проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения в соответствии с учетной политикой.

4.2. В целях денежного измерения объектов бухгалтерского учета и текущей группировки фактов хозяйственной жизни:

– ведет денежное измерение объектов бухгалтерского учета и оформляет соответствующие бухгалтерские записи;
– регистрирует в регистрах бухгалтерского учета данные, содержащиеся в первичных учетных документах;
– отражает в бухгалтерском учете результаты переоценки нефинансовых активов, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств;
– сопоставляет результаты инвентаризации нефинансовых активов с данными регистров бухгалтерского учета и составляет сличительные ведомости.

4.3. В целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

– формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой), статистической отчетности, проводит их счетную и логическую проверку;
– формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
– передает в архив бухгалтерскую (финансовую) отчетность в установленные сроки и обеспечивает ее сохранность до передачи в архив.

4.4. В целях контроля за ведением бухучета и составлением отчетности:

– проверяет обоснованность первичных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей;
– проверяет качество ведения регистров бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и имущества;
– подготавливает и представляет отчеты о состоянии внутреннего контроля в учреждении, организации их хранения и передачи в архив в установленные сроки.

4.5. В целях ведения налогового учета и составления налоговой отчетности:

– рассчитывает налоги, обязанность уплаты которых лежит на учреждении в соответствии с налоговым законодательством;
– составляет налоговую отчетность;
– разрабатывает и ведет налоговые регистры;
– контролирует полноту и своевременность уплаты налогов в учреждении;
– представляет контрольным органам документы бухгалтерского и налогового учета при проведении ревизий и проверок, подготавливает документы о разногласиях по результатам проверок;
– готовит предложения по оптимизации налоговой политики учреждения;
– контролирует соблюдение налоговой политики в учреждении;
– обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды, передает их в архив в установленные сроки.

4.6. В целях планирования доходов и расходов учреждения, анализа выполнения плановых показателей:

– обеспечивает хранение документов по финансовому анализу и планированию;
– планирует доходы и расходы учреждения;
– готовит предложения по составлению ______________________________________ учреждения;
– руководит работой по эффективному управлению средствами учреждения;
– составляет отчеты об исполнении ________________________________________, ведет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
– участвует в разработке плановых затрат на оказание услуг, работ, изготовление продукции.

5.1. Заместитель главного бухгалтера имеет право:

– принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его должностные обязанности;
– вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с его должностными обязанностями;
– в пределах своей компетенции сообщать ___________________ обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;
– запрашивать лично или по поручению ___________________ от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
– привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него должностными обязанностями;
– требовать от руководства учреждения оказывать содействие в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
– принимать управленческие решения по работе бухгалтерии в период отсутствия главного бухгалтера;
– повышать квалификацию.

6.1. Заместитель главного бухгалтера привлекается к ответственности:

– за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
– нарушение правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении;
– причинение учреждению ________________________________________ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей;
– разглашение известных ему персональных данных, сведений, содержащих государственную (коммерческую) тайну;
– невыполнение или ненадлежащее выполнение приказов, распоряжений и поручений _____________________________________________.

6.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, трудовой дисциплины бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим налоговым, бюджетным, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

6.4. За ущерб, нанесенный учреждению, бухгалтер привлекается к материальной ответственности в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

6.5. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности бухгалтер привлекается к дисциплинарной ответственности.

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера служит для формализации рабочих процессов и повышения эффективности работы специалиста. Обязанность работодателя по составлению данного документа не предусмотрена в законодательстве, но в статье 57 ТК упоминается, что в трудовом договоре должна быть зафиксирована трудовая функция работника. Фактически должностная инструкция и является расширенным дополнением к трудовому договору, конкретизируя основные аспекты функции работника.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера

1. Общие положения

  1. Основной задачей заместителя главного бухгалтера является помощь в руководстве бухгалтерией фирмы.
  2. Заместитель главного бухгалтера назначается и освобождается от своей должности приказом руководителя фирмы, по представлению главного бухгалтера.
  3. Заместитель главного бухгалтера обязан соответствовать определенным квалификационным стандартам:
    • успешно законченное профильное высшее образование;
    • опыт работы в бухгалтериях от 5 лет.
  4. Заместитель главного бухгалтера подчиняется главному бухгалтеру фирмы.
  5. На срок отсутствия специалиста (болезнь, командировка и пр.) его обязанности выполняет другой сотрудник бухгалтерии, по представлению главного бухгалтера.
  6. Заместитель главного бухгалтера обязан обладать познаниями в следующих областях:
  7. профильное законодательство, регулирующие ключевые аспекты ведения бухгалтерской отчетности;
  8. отраслевые особенности бухгалтерской отчетности, применительно к фирме-работодателю;
  9. актуальные нормы контролирующих инстанций, в том числе ФНС, регулирующих процедуры сдачи отчетности, в том числе налоговой;
  10. нормы составления первичной отчетности;
  11. учетная политика, которая применяется в фирме;
  12. экономический анализ основных показателей деятельности фирмы;
  13. способы отражения текущих операций;
  14. нормы проверок корректности отражения экономических операций в соответствующих документах;
  15. нормы отражения экономических результатов в квартальной и годовой отчетности;
  16. нормы проведения аудиторских проверок и инвентаризации;
  17. структура фирмы и области её деятельности;
  18. основные контрагенты и партнеры фирмы;
  19. принципы налогового планирования;
  20. нормы корректного списания потерь и отражения просрочек;
  21. отличия РСБУ от МСФО и особенности данных систем отображения отчетности;
  22. принципы делового документооборота;
  23. этические принципы деловой деятельности;
  24. нормы эксплуатации востребованной в бухгалтерии оргтехники, компьютеров и программ.
  25. Заместитель главного бухгалтера руководствуется:
    • актуальными законами и правилами, относящимися к сфере бухгалтерской отчетности;
    • документами фирмы;
    • содержанием данной инструкции.

2. Функции

От заместителя главного бухгалтера на работе требуются следующие функции:

  1. Помощь главному бухгалтеру в руководстве бухгалтерией.
  2. Участие в разработке учётной политики фирмы.
  3. Мониторинг своевременности и корректности налоговых операций.
  4. Отслеживание изменений норм и законов в зоне своей ответственности и информирование руководства по данным изменениям.
  5. Контроль корректности бухгалтерской отчетности.
  6. Участие в проведении аудиторских и инвентаризационных мероприятий.
  7. Участие в сдаче годовой и квартальной отчетности.
  8. Оформление соответствующих документов по работе бухгалтерии.
  9. Контроль за хранением необходимых финансовых документов.
  10. Участие в проведении расчетов с контрагентами, а также в контроле уровня дебиторской и кредиторской задолженности.
  11. Контроль корректности анализа деятельности фирмы.
  12. Участие от лица фирмы в рабочих встречах с внешними агентами.
  13. Замещение главного бухгалтера в случае необходимости.

3. Ответственность

Заместитель главного бухгалтера может нести ответственность в следующих случаях:

  1. За ущерб, который понесла фирма из-за непрофессиональных и несоответствующих действий, — в тех пределах, которые определены в трудовом законодательстве.
  2. За нарушения норм конфиденциальности и хранения данных — в границах, которые определены в правилах фирмы и соответствующем законодательстве.
  3. За совершенные на работе правонарушения — в соответствии с нормами действующего законодательства.

4. Права

Заместитель главного бухгалтера в своей работе имеет следующие права:

  1. Требовать от коллег по фирме информацию, которая требуется в своей работе.
  2. Вносить руководству предложения по совершенствованию процессов в сфере бухгалтерии и финансов.
  3. Ставить подписи на документах в границах своей компетенции.
  4. Участвовать в совещаниях руководителей, где затрагиваются вопросы бухгалтерской отчетности.
  5. Знакомиться с проектами распоряжений руководства в области своей ответственности и вносить предложения по ним.
  6. По поручению руководства фирмы брать на себя обязанности главного бухгалтера в случае производственной необходимости.
  7. По поручению главного бухгалтера представлять фирму в отношениях с партнерами и контролирующими инстанциями.

5. Условия труда

Зачем требуется должностная инструкция заместителю главного бухгалтера

В документе даны четкие формулировки для специалиста по основным аспектам деловых отношений. Так, в нем изложены:

  • требуемые навыки;
  • требования по образованию и опыту работы;
  • должностные обязанности;
  • права и меры ответственности;
  • другие ключевые аспекты.

Всё это помогает сориентировать заместителя главного бухгалтера: что ждет от него руководитель и какова его роль в компании. Руководство компании, в свою очередь, с помощью данной инструкции может упростить процессы контроля над работником и улучшить эффективность его рабочих процессов. Дополнительно документ дает возможность для предотвращения конфликтных ситуаций на работе, а также может использоваться в судебных разбирательствах.

Принципы должностной инструкции

Трудовое законодательство до сих пор не уделяет внимание описанию роли должностной инструкции. В результате работодатели адаптируют документ под свои нужды, придерживаясь, однако, некоторых распространенных стандартов. По этим стандартам типовая инструкция включает следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Функции.
  • Права.
  • Ответственность.

К данным разделам работодатели могут добавлять и дополнительные, которые конкретизируют отдельные аспекты в деятельности специалиста. Наиболее популярны следующие дополнительные части:

  • Условия труда.
  • Должностные связи.
  • Критерии оценки специалиста.
  • Квалификационные требования.

Важно! Для создания или корректировки должностной инструкции можно использовать бухгалтерский профстандарт №103н, утвержденный Минтрудом в начале этого года.

Общие положения

Начальный раздел в инструкции. Он предназначен для перечисления общих принципов положения специалиста в фирме. Стандартными в разделе являются те пункты, где показано, кто заменяет специалиста, кто его принимает на работу и увольняет с неё и тому подобное.

Наиболее важное значение имеют пункты, где перечислены требования к стажу и образованию кандидата на должность, а также даны те навыки, которыми он должен владеть.

Важно! Заместитель главного бухгалтера должен заменять своего руководителя в случае необходимости. Это предъявляет повышенные требования к уровню специалиста. В данном случае можно даже выделить под квалификационные требования отдельный раздел.

Основные функции

В разделе даны основные обязанности заместителя главного бухгалтера. Помимо помощи главному бухгалтеру, в его функции может входить и оперативное управление каким-то направлением бухгалтерии, таким как отчетность по МСФО или налоговое планирование. В таком случае рекомендуется отдельно прописать данные функции.

Ответственность

Раздел отводится под перечисление случаев, когда специалист может быть привлечен к ответственности. Для заместителя главного бухгалтера важно упомянуть ответственность за раскрытие конфиденциальной внутренней информации.

Важно! Меры ответственности описываются в общих чертах, так как конкретно они могут быть определены лишь в ходе соответствующих разбирательств, в том числе и в суде.

Права

Здесь дается типовой список прав, примерно одинаковый у разных специалистов. Для бухгалтера важно подчеркнуть право на получение документов и информации, нужных для ведения отчётности, её сдачи и проверки корректности.

Условия труда

Сюда включаются не только стандартные права, такие как льготы и премии, но и те, которые связаны с особенностями бухгалтерской работы. Так, работодатель может взять обязательство снабжать специалиста отраслевой прессой и доступом к профильным онлайн-ресурсам. Также специалист может быть отправлен в оплачиваемые поездки на отраслевые конференции или семинары по повышению квалификации.

Для вступления инструкции в силу она должна быть согласована с руководителем фирмы и главным бухгалтером. Также в согласовании могут быть задействованы и другие лица (заместитель директора, юрист, начальник кадрового отдела). После этого с содержанием инструкции должен быть ознакомлен сам работник.

Инструкция распечатывается на фирменном бланке. В этом бланке должны содержаться подписи причастных лиц, их расшифровка, наименование самой организации и дата составления. Только после того, как все подписи поставлены, документ считается вступившим в силу.

Содержание

Содержание

Заместитель главного бухгалтера принимается на эту должность по представлению главбуха, которому он в дальнейшем должен подчиняться (см. → должностная инструкция главного бухгалтера (2022)). Руководитель предприятия ставит на заявлении свою рецензию, на основании которой издается соответствующий приказ. Процедура увольнения проводится по такому же принципу. В данной статье мы разберем образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера в 2022 году, какие права и обязанности в нее входят.

Чем должен руководствоваться в своей работе заместитель главного бухгалтера?

Во время выполнения своих профессиональных обязанностей заместитель главного бухгалтера должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: методическими пособиями; законами; постановлениями; уставом компании; внутренними приказами и распоряжениями; правилами внутреннего распорядка; должностной инструкцией и т. д.

Заместитель главного бухгалтера должен досконально знать и уметь применять на практике нормативные материалы по ведению бухгалтерского и налогового учета. Этот специалист обязан знать наизусть план счетов бух. учета, чтобы без затруднений составлять проводки при проведении той или иной хозяйственной операции. Заместитель главного бухгалтера должен самостоятельно заниматься построением документооборота, проводить все виды финансовых операций, внедрять современные методы, позволяющие оптимизировать все трудовые и управленческие процессы.

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера. Общие положения

Перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей заместитель главного бухгалтера должен ознакомиться с должностной инструкцией. После ее изучения он подписывает этот документ, таким образом, засвидетельствовав свое согласие со всеми изложенными пунктами. Должностная инструкция представляет собой документ, форма может разрабатываться каждой компанией индивидуально, так как не утверждена на законодательном уровне.

В этом документе в обязательном порядке должны присутствовать следующие данные: реквизиты организации, дата и место составления, ФИО заместителя главного бухгалтера, списком права и обязанности. В нижней части документа выделено место для подписей должностных лиц, печати компании и даты заверения.

В этот раздел должностной инструкции включены пункты, которые полностью регулируют работу заместителя главного бухгалтера. В частности описывается порядок принятия и увольнения специалиста на эту должность. Подробно описывается список нормативно-правовых документов, которые должен применять в своей работе заместитель. В общем разделе должностной инструкции включен пункт, в котором указано, что должен знать и уметь такой специалист. В последнем пункте рассматривается вопрос ответственности за выполнение своих прямых обязанностей, а также при выполнении функций главного бухгалтера.

Функции и обязанности заместителя главного бухгалтера

Если в компании по каким-то причинам отсутствует главный бухгалтер, то его функции автоматически принимает на себя заместитель:

  • осуществляет контроль за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • следит за движением денежных средств на расчетных счетах и в кассе предприятия;
  • заполняет учетные регистры на основании данных первичного учета;
  • составляет налоговую и финансовую отчетность;
  • собирает и анализирует информацию о работе компании, после чего доносит ее до руководства;
  • оказывает помощь сотрудникам бухгалтерии, контролирует их работу и т. д.

В третьем разделе должностной инструкции обычно рассматриваются вопросы должностных обязанностей заместителя. В полномочия этого специалиста входит сбор и предоставление информации представителям контролирующих органов, аудиторам, инвесторам, касающейся расчетов с дебиторами и кредиторами. Заместитель главного бухгалтера должен принимать активное участие в проведении анализа экономической и хозяйственной деятельности своей компании. При помощи специализированного программного обеспечения и различных накопителей информации формировать, вести и хранить базы данных бухгалтерского учета.

Права, взаимоотношения и ответственность заместителя главного бухгалтера

В заключительных пунктах должностной инструкции рассматриваются вопросы касающиеся прав заместителя главного бухгалтера и его ответственности. Он обязан:

  • ознакамливаться со всеми распорядительными документами, издаваемыми руководителем и другими должностными лицами;
  • вносить на рассмотрение руководству инновационные предложения, которые помогли бы оптимизировать работу бухгалтерии;
  • требовать от должностных лиц, в частности от руководителя, всяческой помощи и содействия при выполнении ними профессиональных обязанностей;
  • привлекать к решению поставленных задач специалистов из других подразделений компании;
  • незамедлительно докладывать главному бухгалтеру обо всех обнаруженных ошибках в работе сотрудников бухгалтерии;
  • принимать действенные меры для стабилизации финансовой ситуации в компании и т. д.

При приеме нового работника на работу его в обязательном порядке знакомят с его должностной инструкцией, а также с правилами трудового распорядка.

Дополнительный раздел должностной инструкции

За ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей, или нарушение должностной инструкции, заместитель главного бухгалтера будет привлечен к ответственности. Наказание ему определяется в соответствии с регламентом Трудового законодательства. Если в действиях заместителя будет выявлен преступный умысел, то его привлекут к административной или уголовной ответственности.

В дополнительном пункте должностной инструкции детально описывается порядок взаимодействия заместителя главного бухгалтера с другими должностными лицами: с директором, руководителями подразделений, работниками бухгалтерии и т. д. Также описывается порядок построения взаимоотношений с контролирующими органами, аудиторскими и аутсорсинговыми компаниями.


Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера определяет его обязанности, права и уровень ответственности. Особенности ее содержания зависят от функций, выполняемых этим специалистом.

В чем состоит назначение должностной инструкции?

При приеме нового сотрудника на работу или переводе на новую должность работника предприятия его необходимо ознакомить с обязанностями, которые он должен будет выполнять в новой для себя должности. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы установить один из главных предметов, ради которых заключается трудовой договор, — трудовую функцию работника.

Этой цели служит документ, называемый должностной инструкцией. По содержанию он оказывается шире простого перечня обязанностей, т. к. обычно включает в себя еще определение места сотрудника в иерархии соответствующего подразделения, перечисление требований к уровню его квалификации, а также определяет права, связанные с исполнением должностных функций, и ответственность.

Законодательно обязанность составления должностной инструкции не устанавливается, но в действительности этот документ нужен как для работодателя, так и для работника. Работодателю он позволяет:

  • четко расписать обязанности, привязанные к определенной должности;
  • снять проблему составления отдельных требований при поиске подходящего кандидата на должность;
  • облегчить процесс знакомства нового сотрудника (или сотрудников) с его должностными функциями.
  • проконтролировать, насколько справляется с работой конкретный человек;
  • привлечь его к ответственности за невыполнение должностных обязанностей.

При этом работодатель заинтересован в максимально полном отражении в инструкции реальных функций, выполняемых работником, поскольку у последнего есть право отказаться от выполнения дополнительной работы и право требовать дополнительную оплату за ту работу, которая не входит в его обязанности.

Всё это при формальной необязательности делает должностную инструкцию весьма важным и нужным документом, к составлению которого следует подходить с особой тщательностью.

Допустимо ли составить одну должностную инструкцию на должность или необходимо делать ее на каждого работника этой должности? Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс, и ответ экперта поможет вам не допустить ошибок в формировании должностных инструкций.

Что представляет собой должность заместителя главного бухгалтера

Должность заместителя главного бухгалтера подразумевает наличие в организации сотрудника, который хотя бы в части вопросов способен заменить временно отсутствующего по каким-либо причинам главного бухгалтера. Чаще всего это вопросы:

  • подписания текущих документов;
  • согласования обычных документов;
  • создания и передачи в смежные подразделения текущей бухгалтерской информации;
  • разрешения неотложных методологических и организационных внутренних ситуаций;
  • подготовки пояснений по неотложным внешним запросам.

Помимо этого, на заместителя главного бухгалтера обычно возлагаются функции контроля за соблюдением сотрудниками бухгалтерии правил учета, установленных учетной политикой, а также та часть текущей учетной работы, которая, как правило, связана с наиболее сложными участками бухгалтерского и налогового учета.

  • высшее или среднее специальное образование;
  • стаж работы не менее пяти лет из последних при наличии высшего образования, а при наличии среднего профессионального образования — не менее семи лет;
  • отсутствие непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Так же, как и главный бухгалтер, его заместитель относится к категории руководителей и поэтому должен отвечать тем требованиям, которые предъявляются к руководителю, способному выполнять функции главного бухгалтера, такими документами, как:

Согласно этим документам специалист, выполняющий работу главного бухгалтера, должен знать:

  • бухгалтерское и налоговое законодательство;
  • гражданское, финансовое и хозяйственное законодательство;
  • трудовое право;
  • кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;
  • статистический и управленческий учет;
  • специфику, технологию, структуру, стратегию и перспективы деятельности организации;
  • правила проведения аудиторских проверок;
  • методы финансового анализа;
  • бухгалтерские и справочно-правовые базы.

В функции заместителя, как правило, не будут входить такие вопросы, как организация работы бухгалтерии и документооборота в части поступления необходимых первичных документов, разработка учетной и налоговой политики, финансовый анализ, но он должен быть в курсе всех организационных и методологических аспектов работы бухгалтерии, чтобы быть способным осуществлять текущий контроль и при необходимости заменять главного бухгалтера.

Варианты функций заместителя

В зависимости от особенностей структуры организации, работником которой является заместитель главного бухгалтера, возможны такие варианты его функций:

  • Организация входит в холдинг, и все главные бухгалтеры компаний, образующих этот холдинг, подчиняются главному бухгалтеру и называются его заместителями. При этом заместитель главного бухгалтера холдинга, по существу, остается главным бухгалтером своей организации и выполняет в полном объеме все его функции.
  • Заместитель главного бухгалтера является сотрудником большой бухгалтерии крупного предприятия. В этом случае он, как уже описывалось выше, будет, выполняя сам часть учетной работы, осуществлять контроль за тем, чтобы бухгалтерия вела свою работу в соответствии с требованиями установленной в организации учетной политики, подписывать часть текущих первичных документов и периодически замещать главного бухгалтера во время его отсутствия. Обязанность замещения для такой ситуации обычно включается в должностные функции заместителя.
  • В небольшой организации с небольшой бухгалтерией заместителем главного бухгалтера может назначаться сотрудник, который практически наравне с главным бухгалтером исполняет его функции в части согласований, подписей, составления отчетности. При этом организационные вопросы, методология и учетная политика остаются прерогативой главного бухгалтера, а учетная работа делится равномерно на всех, включая главбуха.

Таким образом, круг обязанностей заместителя главного бухгалтера в разных организациях может существенно различаться. Поэтому они должны быть четко прописаны в должностной инструкции.

Что нужно включить в должностную инструкцию

По своей структуре должностная инструкция заместителя главного бухгалтера не будет принципиально отличаться от аналогичных документов, составленных для других сотрудников организации. Обычно в нее входят такие разделы:

  • положение сотрудника в структуре организации или подразделения, его подчиненность;
  • требования, предъявляемые к образованию и опыту работы;
  • перечень должностных обязанностей;
  • права, вытекающие из должностных обязанностей;
  • ответственность.

Ключевым разделом в инструкции является перечень должностных обязанностей, поскольку все остальные моменты, за исключением предоставляемых в связи с исполнением обязанностей прав, закреплены в иных документах (законодательных актах или внутренних документах, разработанных самой организацией). А права, отраженные в инструкции, логично вытекают из должностных функций.

Составляя перечень должностных обязанностей, необходимо исходить из реально исполняемых работником функций, отражая их конкретное содержание и не ограничиваясь общими фразами. В противном случае неизбежными окажутся разногласия с сотрудником в отношении понимания возложенных на него обязанностей.

Как составить инструкцию

Должностную инструкцию для заместителя главного бухгалтера так же, как и для любого другого сотрудника бухгалтерии, разрабатывает главный бухгалтер.

Утвержденной законодательно формы у нее нет, поэтому она оформляется в соответствии с теми правилами, которые установлены для внутренних документов, создаваемых в организации. Это может быть разработанная самостоятельно форма или просто бланк с наименованием организации. В любом случае этот документ должен быть утвержден руководителем. Если действующие в организации правила документооборота требуют предварительного согласования текста должностной инструкции с другими подразделениями (например, с юридической службой или отделом кадров), то перед передачей на подпись руководителю, его согласовывают в этих подразделениях.

Под текстом инструкции указываются должность, фамилия и ставится подпись разработчика, а также оставляется место для размещения отметки об ознакомлении работника с документом, предполагающее проставление его подписи и даты ознакомления.

Копию должностной инструкции рекомендуется предоставить работнику.

Итоги

Должностная инструкция, определяющая перечень обязанностей, связанных с конкретной должностью, является крайне важным документом как для работодателя, так и для работника. Включая обязанности в перечень, необходимо отражать их максимально полно и конкретно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: