Обязанности военного водителя кратко

Обновлено: 02.07.2024

ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОГО ВОДИТЕЛЯ:
Водитель отвечает за сбережение закрепленной за ним машины, ее исправность и готовность к использованию. Он обязан:
-твердо знать устройство, технические возможности и правила эксплуатации закрепленной за ним машины;
-уметь управлять закрепленной за ним машиной днем и ночью в различных дорожных условиях в любую погоду;
-содержать машину исправной и в постоянной боевой готовности; добиваться продления срока службы машины;
-знать и точно соблюдать Правила дорожного движения, команды, сигналы регулирования и управления;
-водителю категорически воспрещается передавать управление машиной кому бы то ни было и курить при управлении машиной;
-знать периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, межремонтный ресурс (межремонтный пробег) и срок службы (срок работы) закрепленной за ним машины, шин и аккумуляторных батарей;
-выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также проводить специальную обработку закрепленной за ним машины; --знать сорта и нормы расхода применяемых на закрепленной за ним машине горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, не допускать их перерасхода и добиваться экономии;
-знать причины основных эксплуатационных неисправностей, уметь их обнаруживать и устранять; не допускать поломок машины, докладывать о них командиру и немедленно устранять;
-перед выходом машины из парка проверять техническое состояние машины и вести наблюдение за ней в пути, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных и опознавательных знаков;
-при управлении машиной иметь при себе водительское удостоверение, документ, удостоверяющий личность водителя, и путевой лист; водитель транспортной машины, кроме того, должен иметь талон на право эксплуатации;
-знать и соблюдать нормы загрузки машины, правила посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов в кузове машины;
-своевременно в целости и сохранности доставлять груз в указанное место;
-уметь пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности;
-своевременно оформлять и сдавать в техническую часть или в подразделение путевые листы;

-в полевых условиях безотлучно находиться при машине и не менять её местонахождение без разрешения своего командира, использовать всякую возможность для контрольного осмотра технического обслуживания машины и устранения неисправностей;-внимательно следить за командами и сигналами, быстро и чётко их выполнять. Укрывать и маскировать машину в боевых условиях.
-соблюдать меры безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машины.

Контрольный осмотр автомобиля.

Контрольный осмотр проводится водителем с целью проверки и подготовки машины перед выездом из парка. Водитель обязан проверить:

- внешний вид автомобиля, состояние и крепление левого переднего колеса, рулевых тяг, сошки;

- состояние передней подвески, нет ли подтекания масел и специальных жидкостей;

- состояние двигателя, уровень масла в системе смазки и уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

- состояние и крепление правого переднего колеса;

- состояние и крепление правой двери кабины, зеркала заднего вида, запасного колеса;

- состояние и крепление правых задних колес;

- состояние и крепление левых задних колес;

- состояние и крепление топливных баков и трубопроводов;

- состояние и крепление левой двери кабины, зеркала заднего вида;

- свободный ход педалей сцепления и тормоза;

- работу двигателя, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стекол, показания контрольно – измерительных приборов, заправку горючим;

- угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза;

- наличие, исправность и укладку запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

- автомобиль в движении. О выполнении работ и готовности автомобиля доложить мастеру.

Контрольный осмотр автомобиля в пути.

В пути на привалах и остановках водитель обязан проверить:

Нагрев ступиц колес, тормозные барабаны, картер коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, на ощупь сразу же после остановки автомобиля;




Состояние и крепление рессор и амортизаторов;

Состояние и крепление колес, давление воздуха в шинах;

Нет ли течи масла, топлива, охлаждающей жидкости, воздуха из пневмо системы;

Уровень масла, топлива, охлаждающий жидкости;

Надежность крепления и правильность размещения груза, надежность запоров заднего борта платформы и сцепки прицепа с автомобилем;

Состояние стекол кабины, фар, приборов освещения и сигнал, номеров и опознавательных знаков, при необходимости протереть их.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля проводится на площадке ЕТО водителем по прибытию в парк для поддержания машины в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения.

Осмотреть автомобиль и проверить, нет ли подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, утечек воздуха. При необходимости устранить неисправности. Осмотреть двигатель, при необходимости очистить его от пыли и грязи.

проверить состояние привода рулевого управления , буксирного прибора и шлангов подсоединения тормозной системы прицепа, соединений воздухопроводов воздушного тракта, запоров бортов платформы, колес и шин;

действие приборов освещения, световой сигнализации;

довести до нормы уровень масла в картере двигателя и жидкости в системе охлаждения

слить конденсат из воздушных баллонов тормозной системы — после прибытия автомобиля в парк

При необходимости вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы.

Тактико – технические характеристики автомобилей

Наименование показателей Марка автомобилей
УРАЛ -43206 УРАЛ - 4320-31
Колесная формула 4х4 6х6
Грузоподъемность, кг
Масса в снаряженном состоянии, кг
Полная масса, кг (РММ)
Масса буксируемого прицепа, кг
Модель двигателя ЯМЗ 236М-2 4-х тактный дизель, V-образный, с воспламенением от сжатия ЯМЗ 238М-2 4-х тактный дизель, V-образный, с воспламенением от сжатия
Мощность двигателя (л.с.)
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6 1-5-4-2-6-3-7-8
Рабочий объем двигателя, л 11,15 14,86
Максимальная скорость, км/ч
Габаритные размеры, мм:
длинна
ширина
высота
Глубина водных преград преодолеваемым вброд, м 1,5 1,5
Марка аккумуляторной батареи 6 ст 190 6 ст 190
Применяемое горючее ДЗ, ДЛ ДЗ, ДЛ
Контрольный расход топлива. При скорости 60 км/ч, л/100 км
Дорожный просвет (клиренс), мм
Размеры и обозначение шин 425х85R21 425х85R21
Давление в шинах, кгс/см 2 от 0,5 до 3 (в зависимости от дорожных условий)

Заправочные емкости автомобилей (л)




Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.

Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России , юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.

Водитель в армии: общие сведения

Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.

Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ , а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.

Водитель в армии

Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.

Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.

В их числе следующие:

  • аппаратчик;
  • бульдозерист;
  • водитель автомобиля;
  • водитель аэросаней;
  • водитель дрезины;
  • водитель мототранспортных средств;
  • водитель погрузчика;
  • водитель транспортно-уборочной машины;
  • водитель-экскаваторщик;
  • водитель электро- и автотележки;
  • водитель-испытатель;
  • крановщик (машинист автомобильных кранов);
  • машинист мостового крана технического комплекса;
  • механик-водитель многоосных дизельных автомобилей.

По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).

Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.

Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.

Водитель в армии: срочная служба

Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.

Водитель в армии: контрактная служба

Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E и стаж вождения транспортных средств, относящихся к этим категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

Важно отметить, что с осени 2019 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2020 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.

Критерии отбора военных водителей

Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:

  1. Медицинские. К ним относятся требования, предъявляемые военно-врачебными комиссиями (ВВК) к состоянию здоровья призывников и кандидатов в военнослужащие по контракту.
  2. Профессиональные. Отбор по таким критериям заключается в изучении представленных документов об имеющемся профильном образовании, а также о практическом опыте работы водителем в гражданской сфере.

ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.

Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.

Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.

В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.

Подготовка военного водителя

Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ . Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

Обязанности военного водителя

Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:

  1. Уверенно управлять вверенным ему ТС (транспортным средством) в любое время суток, при любой погоде.
  2. Твердо знать технические возможности ТС и правила его эксплуатации.
  3. Досконально соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  4. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  5. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности.
  6. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  7. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  8. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  9. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  10. Соблюдать общие правила техники безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.

Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.

Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.

Стандартные обязанности механика водителя в армии в целом включают в себя все те, что перечислялись выше в качестве основных обязанностей военного водителя. Следует помнить, что надлежащее исполнение военным механиком-водителем своих должностных обязанностей, кроме непосредственного управления вверенным транспортным средством, включает особое внимание к техническому состоянию вверенной ему боевой или специальной машины. Армейский механик-водитель, как правило, привлекается к участию в периодически проводимых модернизациях вверенной ему техники.

Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.

В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.

Воинские должности для замещения военными водителями

Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:

  • 2 разряд — воинские должности водителя автотранспортного средства (АС);
  • 3 разряд — воинские должности механика-водителя, в том числе пусковых установок ракет, боевых машин, а также старшего водителя;
  • 4 разряд — воинские должности механика-водителя самоходных пусковых установок стратегических ракет, начальника автодрома.

Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:

  • основное общее образование — водитель АС;
  • среднее общее образование — механик-водитель (в т.ч. машины на базе танка), а также старший водитель;
  • среднее профессиональное образование — старший механик-водитель (в том числе самоходной пусковой установки стратегических ракет).

Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:

  1. Аппаратчики.
  2. Бульдозеристы.
  3. Водители АС, автотехники РВСН.
  4. Водители-экскаваторщики.
  5. Водители-электрики специальных машин связи.
  6. Водители-электромеханики автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции (КИПС), в том числе для подразделений ПВО Сухопутных войск.
  7. Крановщики (машинисты автомобильных кранов).
  8. Механики-водители боевых машин пехоты, подразделений охраны, боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
  9. Механики-водители колесных бронетранспортеров, многоосных дизельных автомобилей.
  10. Механики-водители танка (в т.ч. плавающего танка), ТММ (тяжелого механизированного моста).

В качестве отдельных воинских должностей выделены водительские специальности, отнесенные к Воздушно-десантным войскам (ВДВ). Помимо водителей автотранспортных средств, в их числе механики-водители боевой машины десанта, водители-крановщики, трактористы-бульдозеристы. Ко всем из них предъявляются особые, серьезно повышенные требования по здоровью, наличию парашютной подготовки и т.п.

В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.

В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ , как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

-перед выходом машины из парка проверять техническое состояние машины и вести наблюдение за ней в пути, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных и опознавательных знаков;

-при управлении машиной иметь при себе водительское удостоверение, документ, удостоверяющий личность водителя, и путевой лист; водитель транспортной машины, кроме того, должен иметь талон на право эксплуатации;

-знать и соблюдать нормы загрузки машины, правила посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов в кузове машины;

-своевременно в целости и сохранности доставлять груз в указанное место;

-уметь пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности;

-своевременно оформлять и сдавать в техническую часть или в подразделение путевые листы;

-соблюдать меры безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машины.

Водитель транспортного средства

225. Водитель транспортного средства отвечает за постоянную готовность транспортного средства к перевозке личного состава караула. Он подчиняется начальнику караула и его помощнику.

Водитель транспортного средства обязан:

содержать транспортное средство в постоянной готовности к использованию;

доставлять по приказу начальника караула или его помощника по маршруту, указанному в схеме расположения постов, смены караульных и лиц, проверяющих несение службы часовыми;

выполнять команды разводящего при выезде на посты и возвращении с постов.

Водителю запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу, включая лиц, которым он подчинен.

Читайте также: