Обязанности участников дорожного движения кратко

Обновлено: 05.07.2024

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.

4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.

5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:

  • сотрудникам полиции;
  • сотрудникам федеральных органов государственной охраны;
  • сотрудникам ФСБ;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.

Водителю запрещается

Управление ТС в
нетрезвом виде

Действия водителя при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

Выставить знак
аварийной остановки

ДТП без пострадавших

ДТП без пострадавших

При ДТП без пострадавших необходимо выполнить пункты 1, 3 и 4. До прибытия полиции следует тщательно осмотреть место происшествия и повреждения на своем транспортном средстве.

Собранная вами информация может очень пригодиться при оформлении ДТП.

Если в ДТП нет пострадавших и разногласий между его участниками, то допускается вместо вызова ГИБДД самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции с составленной и подписанной обоими участниками схемой ДТП.

Поскольку схема ДТП является доказательством по делу о дорожно-транспортном происшествии, подписывать ее можно, только убедившись, что всё изображенное на схеме соответствует действительности.

Если в ДТП без пострадавших участвует только два ТС, владельцы которых имеют действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия и характера причиненных повреждений, допускается не привлекать сотрудников полиции к оформлению происшествия, а ограничиться заполнением Извещения о ДТП, чтобы страховая компания возместила потерпевшему причиненный вред.

При этом потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенной процедуре оформления максимально возможная сумма возмещения составляет 25 тысяч рублей. Если предварительная оценка причиненного вреда превышает эту сумму, необходимо оформить ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД.

Статья 24. Права и обязанности участников дорожного движения

1. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

2. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

3. Участники дорожного движения имеют право:

свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 - 7 Правил.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

· открывать двери транспортного средства во время его движения.

Обязанности велосипедистов, скутеристов и др.

Памятка велосипедиста

I. Общие положения

Безопасность движения требует, чтобы каждый велосипедист знал, и, пользуясь велосипедом, соблюдал Правила уличного движения. Надо постоянно помнить, что нарушающий Правила движения подвергает опасности себя и окружающих, мешает движению транспорта и пешеходов.

Каковы же требования к велосипедистам, участвующим в уличном движении?

Прежде всего необходимо быть осторожным и внимательным, строго соблюдать все Правила уличного Движения.

Ездить на велосипеде по улицам и проездам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.

Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность тормозов, звонка, а при наступлении темноты — переднего фонаря и отражателя красного цвета или красного фонаря сзади велосипеда.

Запрещено выезжать на улицу без номерного знака, который прикрепляется на задней вилке велосипеда над щитком, а при наличии багажника — на его задней поперечине.

II. Обязанности велосипедиста при движении по улицам города

Ездить на велосипеде по улицам города разрешается только по правой стороне проезжей части, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара

Дорожные сигнальные знаки.

При движении на велосипеде необходимо руководствоваться дорожными сигнальными знаками, сигналами светофора и жестами милиционеров-регулировщиков.

Сигналы светофора и жесты милиционера-регулировщика.

При движении по улицам города велосипедист должен подчиняться сигналам светофора и жестам милиционера-регулировщика.

По первому требованию сотрудника милиции велосипедист обязан остановиться.

Проезжать перекресток в прямом направлении или направо велосипедист имеет право при зеленом сигнале светофора, которому соответствует положение регулировщика, обращенного боком в сторону велосипедиста

Начинать движение через перекресток разрешается при зеленом сигнале светофора или при соответствующем жесте регулировщика

При желтом сигнале светофора или при соответствующем ему положении милиционера-регулировщика начинать движение через перекресток запрещено.

Велосипедист, оказавшийся при этом сигнале за пешеходным переходом перекрестка, должен продолжать движение, освободить перекресток.

Желтый мигающий сигнал разрешает движение пешеходам, велосипедистам и транспорту, но предупреждает о необходимости соблюдать особую осторожность. При таком сигнале велосипедист может продолжать движение, пропустив троллейбусы, трамваи и автомототранспорт.

При красном сигнале светофора или соответствующем ему положении регулировщика, при котором он обращен лицом или спиной к велосипедисту, проезжать через перекресток в прямом направлении запрещается, но можно поворачивать направо.

Всякие левые повороты, как и развороты для движения в обратном направлении, велосипедистам запрещены, даже если они разрешены для другого транспорта. При необходимости повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении нужно сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходной дорожкой. После этого можно продолжать на велосипеде движение в нужном направлении.

III. Велосипедисту запрещается:

а) управлять велосипедом в степени хотя бы легкого опьянения;

б) ездить на велосипеде, не соответствующем росту велосипедиста;

в) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров;

г) держаться при движении на расстоянии более одного метра от тротуара (обочины);

д) ездить по двое и более в ряд или обгонять друг друга;

е) обучаться езде в местах, где имеется движение транспорта и пешеходов;

ж) ездить, не держась за руль руками;

з) при движении держаться за проходящий транспорт или за другого велосипедиста;

и) ездить на одноместном велосипеде вдвоем (за исключением перевозки детей дошкольного возраста на велосипеде, оборудованном специальным сидением и подножками);

к) возить предметы, которые могут помешать управлению велосипедом или создать опасность для окружающих;

л) ездить группой на дистанции менее трех метров друг от друга и далее одного метра от тротуара (обочины).

При допущении нарушений, повлекших за собой тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Аварии, которые происходят по вине скутеристов, действительно часто заканчиваются трагедиями.

Особое внимание обращаем родителей решивших приобрести своему чаду скутер. Приобретая такое транспортное средство, Вы ставите здоровье, а иногда и саму жизнь несовершеннолетнего под угрозу.

Призываем к пониманию сложности и опасности, которые скрыты в дорожном движении, ДТП прогнозируемо, а значит, его можно избежать. Удачи на дорогах!

Автомобильный юрист

Статья 24 ФЗ № 196 от 1995 года устанавливает общие права и обязанности участников дорожного движения. При этом ФЗ № 196 опирается на многие иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Статья 24 ФЗ № 196 основывается на ПДД. Так, пункт 4 статьи гласит, что участники дорожного движения обязаны соблюдать правила, установленные для них данным Федеральным законом и прочими нормативно-правовыми актами. Главный, среди таких актов – Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ в 1993 году (с учетом современных редакций).

Автомобили у светофора

Главная суть 24 статьи ФЗ № 196 заключается во втором пункте, где указано, что все участники дорожного движения в равной степени могут реализовывать свои права и обязанности, но лишь в том случае, если таковые действия не приведут к ущемлению или нарушению прав иных лиц.

Обязанности водителей

Свод положений, регулирующих обязанности водителей транспортных средств прописан в Правилах дорожного движения в разделе № 2. Так, обязанности водителя транспортного средства: заключаются в следующем:

  • Иметь при себе документы, необходимые для управления ТС (водительские права, ПТС, СТС, страховка ОСАГО) и предъявлять их по необходимости сотруднику ГИБДД.
  • Проверять исправность ТС перед выездом на дорогу.
  • Предоставлять свое транспортное средство по требования сотрудников полиции или работников медицинской службы.
  • Использовать жилет со световозвращающими элементами при вынужденной остановке ТС вне населенного пункта после захода солнца.

В случае ДТП водителю запрещается покидать место аварии и самовольно отъезжать на обочину с дороги (за исключением случаев, когда из-за ДТП полностью останавливается движение на дороге). Также в случае ДТП водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать необходимые экстренные службы: скорую и МЧС.

Водителю запрещается управлять ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Обязанности пешеходов

Четвертый раздел ПДД отдельно устанавливает свод обязанностей пешеходов. Так, здесь указаны следующие положения:

  • Пешеходы обязаны двигаться по тротуару, велосипедной дорожке или обочине. Только при отсутствии всех вышеуказанных вещей разрешается движение по краю проезжей части по направлению транспортного потока.
  • При необходимости, допускается передвижение на проезжей части организованных пеших групп. Максимальная ширина одного ряда – 4 человека. Спереди и сзади группы идут сопровождающие, которые несут с собой флажки красного цвета в дневное время, и фонари красного (сзади) и белого (спереди) цвета после захода солнца.
  • При пересечении дороги на нерегулируемом пешеходном переходе изначально необходимо убедиться в безопасности такого перехода.
  • В случае приближения транспортных средств с включенными спецсигналами (звуковой сиреной, а также маячками синего и сине-красного цветов) пешеходы обязаны пропустить такие ТС, прежде чем переходить дорогу.

Безопасность дорожного движения

Пункт 1 статьи 24 ФЗ № 196 сообщает, что безопасность на дороге гарантируется за счет выполнения требования законодательства РФ. Один из самых важных документов в этом отношении – Стратегия безопасности дорожного движения.

ДПС

За весь 2017 год в России было зафиксировано 169 432 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 19 088 человек, и было ранено 215 374 человека. С 2013 года показатель аварийности на дорогах РФ неизменно падает, но остается все еще высоким. В связи с этим 22 января 2020 года премьер-министром РФ был подписан указ о разработке упомянутой Стратегии, суть которой сводится к тому, чтобы к 2024 году уменьшить количество смертности на дорогах до уровня 4 человек на 1 000 жителей РФ. По состоянию на 2017 год уровень смертности составлял 7.5 человек на 1 000 жителей РФ.

Планируется, что уровень аварийности будет снижен благодаря принятию следующих мер:

  • Развитие структуры для велосипедистов.
  • Повышение общего уровня безопасности для пешеходов.
  • Отслеживание водителей, склонных к агрессивному вождению.
  • Ужесточение санкций, применяемых к нарушителям.
  • Развитие общественного транспорта, в том числе и системы водных путей.
  • Сокращение транспортных средств, которые имеют право пользования спецсигналами.

Правила дорожного движения

Как уже указано выше, статья 24 ФЗ № 196 во многих пунктах ссылается на иные законодательные акты в сфере регулирования дорожного движения. Основополагающим Законом в этом отношении являются Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства № 1090 от 1993 года.

Правила регулярно дорабатываются и изменяются, подстраиваясь под современные реалии.

Регулирование дорожного движения

Регулирование дорожного движения выполняется с помощью следующих средств:

  1. Дорожных знаков.
  2. Дорожной разметки.
  3. Дорожного оснащения (бордюры, перила и т. д.).
  4. Светофоров.
  5. Регулировщиков.

Светофоры и дорожные знаки

При этом следует учесть, что требования дорожных знаков преобладают над разметкой. Также, требования регулировщика преобладают над сигналами светофора.

Особенности дорожного движения

В Российской Федерации установлены следующие особенности ПДД:

  • Максимальная скорость транспортных средств по умолчанию (без наличия дополнительных знаков): в черте города – 60 км/ч, вне населенного пункта – 90 км/ч.
  • Транспортные средства должны двигаться по правой стороне дороги.
  • На обозначенном переходе у пешеходов есть приоритет. Водитель должен пропустить пешехода, а не наоборот.
  • Сотрудники ГИБДД имеют право остановить любое ТС и водитель по требованию инспектора должен показать ему необходимые документы.

В то же время есть и исключения. Например, в Великобритании установлено левостороннее движение.

Ответственность за нарушение ПДД

За нарушение правил дорожного движения предусмотрена административная ответственность. Конкретный вид наказания определяется 12 главой КоАП РФ. Если нарушение ПДД повлекло тяжелые последствия (например, смерть человека), может быть применена уголовная ответственность.

Согласно КоАП РФ административные санкции за нарушение правил дорожного движения в разных случаях могут быть применены к следующим причастным лицам:

  1. Пешеходам.
  2. Велосипедистам.
  3. Водителям.
  4. Должностным лицам, ответственным за допуск ТС к эксплуатации.
  5. Юридическим лицам, которым принадлежат транспортные средства.

Читайте также: