Объясните смысл названия произведения кавказский пленник л н толстого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этот рассказ очень актуален для современной России. Дело в том, что на Кавказе подобные пленники не являются единичным случаем и в настоящее время. Подобные явления проходили и в последней кавказской войне. И даже поведение героев практически не различается. И каждый борется за освобождение как может. Но проблема не в том, что один по фамилии Жилин крепкий и сильный человек и надеется только на себя. А другой и фамилию Костылин, имеет соответственную и надеется как говорится на костыли. Но самое страшное то, что прошло много времени, но в нашей стране к солдатам относятся наплевательски и не ценят их жизни и честь. И страна не выручает своих солдат. Так что история повторяется и наши солдаты могут надеяться только на себя.

В рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" описывается история двух офицеров, которые попали в плен к татарам. Это происходит на Кавказе, но почему офицеров двое, а "кавказский пленник" — один? Рассказ строится на противопоставлении двух героев: один из них, Жилин — сильный человек, оптимист, борется за своё место под солнцем, готовит побег — именно ему симпатизирует автор. Второй, Костылин — полная противоположность положительного Жилина, его образ вводится в произведение только для того, чтобы на контрасте подчеркнуть положительные качества Жилина, который является главным героем. Толстой называет произведение "Кавказский пленник", так как это рассказ о Жилине.

­ Пример сочинения 1

Почему же Толстой назвал так своё произведение, очевидно, что существовало несколько причин для этого.

Есть мнение, что названием писатель хотел как бы ответить А. С. Пушкину на его поэму ”Кавказский пленник”, где поэтом воспевается романтический Кавказ, а в рассказе Л.Н. Толстого мы видим жизнь гор совсем не приукрашенной, а наоборот, изображается непростое существование в плену, суровые нравы горцев.

Также названием писатель говорил о том, что действие происходит в и на самом деле в горах Кавказа, ведь пленник находится в плену в горном ауле.

Писатель называет рассказ "Кавказский пленник", потому что подчёркивает, что видит здесь всего одного героя – офицера Жилина, который и в плену остаётся верен своему Отечеству, не хочет смиряться с пленом, а всеми силами стремится к побегу. Он всё делает для того, чтобы побег был удачным: запасает лепёшек, выбирает удобное время, разведывает местность, как может. Он и в самом деле был там пленником, который рвётся на свободу. Своим названием автор говорит нам, что второй офицер совсем его не интересует, так как он смирился со своей участью и хочет лишь, чтобы его выкупили.

В конце концов пленник Жилин бежит и из последних сил добирается до своих, а другой так и остаётся в плену, поэтому герой в этом произведении и в самом деле только один.

Л. Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л. Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Это происходит на Кавказе, но почему офицеров двое, а "кавказский пленник" — один? Рассказ строится на противопоставлении двух героев: один из них, Жилин — сильный человек, оптимист, борется за своё место под солнцем, готовит побег — именно ему симпатизирует автор. Второй, Костылин — полная противоположность положительного Жилина, его образ вводится в произведение только для того, чтобы на контрасте подчеркнуть положительные качества Жилина, который является главным героем. Толстой называет произведение "Кавказский пленник", так как это рассказ о Жилине.

Главная мысль рассказа "Кавказский пленник"-это то, что никогда нельзя терять надежду, веру в себя, чувство достоинства и гордость, оставаясь человеком в любой ситуации. Жить свободным-это желание любого человека, уважение к другим, как и самоуважение-это благородные качества. Жилин сохранил эти качества в плену, он один рвался к свободе, а не ждал своего освобождения за деньги. Поэтому один пленник, главный герой рассказа Жилин, а безвольный Костылин потерял веру, он не пленник, так как смирился со своим положением, он лишь жертва обстоятельств, согласная с произошедшим. Поэтому Толстой и назвал рассказ "Кавказский пленник",так как пленником был один Жилин, а второй заложник своей беспринципности.

Казалось бы, у Костылина больше шансов спастись из плена, чем у бедного Жилина. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.


Пример сочинения 3

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Смысл в этом произведение в том что у Костылина и Жилина совсем разные судьбы.Один то есть Жилин не здавался, а Костылин сдался уже с самого сначала. Смысл в том что сдаваться не надо при любой ситуатции.

Кавказский - потому, что действие рассказа разворачивается в горах Кавказа.

Пленник - взятие в плен русских офицеров Костылина и Жилина вроде бы должно было отразиться во множественном числе названия (пленники), но дело в том, что автор видит офицером только Жилина, а трусость Костылина не вызывает сочувствия у Льва Николаевича, поэтому в единственном числе и название.

Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно - он сумел полюбить тех, кто пленил его, несмотря на горечь душевную от положения раба, а так же обозначивает свое отрицательное отношение к Костылину, который своей апатией мог погубить не только себя, но и Жилина, несмотря на храбрость и отвагу последнего.

В стихотворении Некрасова "Железная дорога" автор описывает с какими усилиями простого народа строилась железная дорога в далеком прошлом. И как потом эти заслуги и жертвы простого народа приписывались исключительно начальникам, графам и князьям, которые из кабинетов руководили строительством железной дороги, не зная ни мороза, ни голода.

Это описание каторжного труда учит нас тому, что в прошлом жизнь простого человека не стоила ни гроша в глазах тех, кто имел реальную власть. Они не останавливались ни перед какими жертвами, чтобы только построить железную дорогу,чтобы отрапортовать о своих заслугах.

Настоящие же герои всегда оставались забытыми, хотя именно на их костях и была построена железная дорога.
Удачи

Жил на кухне самовар,он был большой и пузатый. Если его покиданные чашки и чайники ссорились он их всегда мерил!! У вилок и ложек с ножами был главарь полковник! А у тарелок и сковородок большая кастрюля повариха! В один прекрасный день было собрание главорей.кастрюля,самовар и половник встретились у главной плиты! Так как самовар был старший он и начал! Говорит самовар: ЗАВТРА ВАЖНЫЙ БАНКЕТ И ВСЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЗБОРЕ а то как всегда паловник разгильдяй потеряет чайных ложек а кастрюля не уследит за тарелками. Тогда кастрюля говорит:а почему все время командуешь ты?! Я тоже умная половник тоже говорит:да и я!! Я буду отвечать за банкет.. Тогда началась драка! Хорошо успела прийти повар и их разнять и объяснила что вся посуда очень важна! От малюсенькой ложечки до огромного самовара! И не кто не вправе командовать!даже повар!

Егодня у нас будет контрольная по математике, и я решил не ходить в школу.

Родители давно ушли на рабооту, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устал, уже конец четверти, меня замучили дела! "Могу я хоть один день отдохнуть? -спррашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: - Конечно! "

Это был божественный день. Я пересмотрел все телепередачи, объелся вареньем, собрал модель самолета, хранившегося со дня рождения, потом сел за уроки. Неожиданно зазвонил телефон. Я взял трубку. Звонила наша классная руководительница, она спросила, почему меня не было в школе. Голосом отца я ответил, что сын болен, у него высокая температура.

Анна Юрьевна забеспокоилась о моем здоровье, спросила, не надо ли чем помочь. Я поблагодарил ее за забооту и ответил, что ничего не нужно. Потом она попращалась и спросила, с кем разговаривала? И я, не подумав, ответил:
-С моим папой!

Читайте также: