Объяснить изначальную консервативную направленность социологической теории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

БиографияКонта и егоучение

Обэнциклопедическомзаконе илииерархии наук,а так же обастрономиии примененииее к образованию

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIXвека.Общество мучительно переходилоот средневековогосословно-монархическогоустройствакновымформам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественныепотребностистали позитивный стиль мышления и разумно-рациональныйобраздеятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначефиксировалосьв структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные

тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактнымифилософскимиконцепциями,соднойстороны,и естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе,

которая бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в область социального познания начали вторгаться не только строгие научные методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм, структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследования, что определялось соответствующим уровнем развития естествознания. И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения

социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле социологии и специфике ее познавательных средств.

Консервативное направление XIX в. было неоднородно. Внутри него существовало несколько течений, различающихся по теоретическому обоснованию своих доктрин, практическим выводам и т. д. Однако, при всём своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей:

1). провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма;

2). признание незыблемости самодержавной власти в России (как проявления универсального мирового порядка, освящённого религией), допускающее возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;

4). признание несовершенства природы человека, преодолеть которое можно только находясь в лоне церкви и подчиняясь власти монарха;

6). сохранение единой и неделимой Российской империи;

7). настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учёта специфики российской экономики, доминирования в ней аграрного сектора.

Методические указания одобрены на заседании кафедры (протокол № 1/2007 от 30 августа 2007 г.) и могут быть рекомендованы студентам I и III курсов всех специальностей.

Зав. кафедрой, д. и. н., профессор /Панина Н.В./

Консервативное направление XIX в. было неоднородно. Внутри него существовало несколько течений, различающихся по теоретическому обоснованию своих доктрин, практическим выводам и т. д. Однако, при всём своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей:

1). провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма;

2). признание незыблемости самодержавной власти в России (как проявления универсального мирового порядка, освящённого религией), допускающее возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;




4). признание несовершенства природы человека, преодолеть которое можно только находясь в лоне церкви и подчиняясь власти монарха;

6). сохранение единой и неделимой Российской империи;

7). настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учёта специфики российской экономики, доминирования в ней аграрного сектора.

Методические указания одобрены на заседании кафедры (протокол № 1/2007 от 30 августа 2007 г.) и могут быть рекомендованы студентам I и III курсов всех специальностей.

Можно сказать, что зарождение и начальное развитие самой науки социологии произошло в период великих потрясений, которые повлекли за собой не только масштабные изменения, но и резкий рост разнообразных девиаций. Цепь политических революций, начавшаяся с Французской 1789 г. и растянувшаяся на весь XIX в.; промышленный переворот, охвативший многие западные страны, в основном в XIX и начале XX в., массовые урбомиграции, развитие конкурентного капитализма с его миллионными жертвами; формирование радикальных политических движений, ратующих за свержение капитализма; подъем феминистского движения; стремительная урбомиграция и многие другие общественные явления способствовали формированию социологических теорий, пытавшихся найти объективные объяснения происходящим событиям, в том числе и девиантным. Над анализом последних работали целые научные школы, среди которых были такие крупные как марксистская и Чикагская.

Популярность социологического направления можно также объяснить разнообразием общественной жизни. Действительно в его рамках существует большое количество концепций, каждая из которых по-своему объясняет девиацию, используя тот или иной социальный фактор. Что не удивительно – ведь вслед за развитием общества изменяются и девиации (например, развитие информационных технологий способствовало появлению преступлений, связанных с проникновением в чужие компьютерные сети).

В современной социологической науке существует достаточно много классификаций социологических школ и концепций объяснения девиантного поведения. Например, очень интересная классификация объяснений преступности принадлежит Р. Коллинзу, которые делит их на консервативные, либеральные и радикальные[56]. К консервативному направлению объяснения преступности ученый относит биологические концепции. Основная идея консервативных взглядов на преступления, по Коллинзу, заключается в том, что преступники – это плохие люди и единственный способ борьбы с ними – наказание (чем крупнее преступление, тем жестче должно быть наказание).

Коллинз приводит примеры жестоких казней в Европе на протяжении XVII и XVIII вв., когда людей вешали за кражу куска хлеба, и делает вывод, что жестокие наказания не сработали: преступления продолжали удерживаться на высоких уровнях на протяжении сотен лет, несмотря на все эти увечья и повешения.

Либеральные объяснения направлены на изучение того, чтобы понять: почему кто-то вступает в преступную жизнь, и что нужно сделать, чтобы помочь ему оттуда выйти? Некоторые либеральные теории ищут причины девиантности в нарушениях процесса социализации, другие находят их в плохом окружении будущих преступников, третьи – в неравных возможностях для вертикальной мобильности. Коллинз отмечает, что развитие либеральных концепций положило начало реформирования пенитенциарных учреждений: в них устранялись жестокие наказания, обеспечивались рекреационные и образовательные возможности.

Существует более сильная версия радикального подхода к объяснению преступности - сам закон создает преступления. И здесь Коллинз приводит пример с наркотиками: приобретение наркотиков не было преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие их приобретение в правонарушение. Аналогичный эффект имело и объявление вне закона азартных игр.

Для нас однако имеет больший интерес описанная Коллинзом в рамках радикального направления теория конфликта, которая рассматривает преступления как результат борьбы между людьми в стратифицированном обществе (особенно ее экономической разновидности). Ученый нашел весьма оригинальный способ проверить ее объективность на практике, проанализировав уровень преступности в Советском Союзе. В результате проведенного исследования Коллинз пришел к выводу, что преступность в социалистических обществах продолжает существовать, более того они создают новые ее виды, например, осуществление частного бизнеса или коррупция.

В итоге своего анализа трех наиболее общих направлений в объяснении преступности Коллинз провозглашает, что преступность – это нормальная и даже необходимая черта всех обществ.

Можно сказать, что Кетле был первым, кто заявил о социальном контексте преступности, ее обусловленности социальной средой и ее относительной независимости от желания отдельных людей. В противовес абстрактно-философскому постулированию глобальных общечеловеческих законов, им было предложено понимание социального закона как устойчивых соотношений между социальными показателями. Например, на основе зафиксированных им постоянных корреляций между видами преступлений, полом, возрастом, социальным происхождением и местом жительства преступников он делал вывод, согласно которому преступное поведение части людей – объективный закон общественной жизни. Центральная тема работы Кетле заключалась в доказательстве подчиненности человеческих действий определенным законам. Так, он приходит к выводам о влиянии на совершение преступлений возраста людей, их пола, профессии, образования, климата, времен года и пр.

Его стремление анализировать общественные явления с точки зрения социального закона можно объяснить тем, что Кетле пришел к социологии не от философии, а от математики. Благодаря своим знаниям он разработал ряд методик сбора статистической информации, долгое время использовавшихся не только в статистике, но и социологии, обосновал основные математические методы обработки социальной информации, в т.ч. основанные на теории вероятности. Кетле доказал, что социология может использовать свои собственные научные методы (основным из которых является статистический метод), а не только заимствовать их из естественных наук, как считал Конт.

Основные идеи А. Кетле, которые в той или иной степени разделяют и развивают все представители социологического направления, сводятся к следующему[63]:

· преступность порождена обществом;

· она развивается по определенным законам под воздействием социальных и иных объективных факторов;

· ей присуща статистическая устойчивость;

· повлиять на преступность (с целью сокращения) можно только путем изменения (улучшения) социальных условий.

Кетле считал, что преступность можно сокращать, исправляя людей при помощи изменения общественных учреждений, привычек, состояния просвещения и вообще всего того, что влияет на их образ жизни.

Теория аномии

Первая серьезная попытка объяснить причины отклоняющегося поведения с помощью социологической теории была предпринята известным французским социологом Э. Дюркгеймом. Его теория аномии по своему содержанию принадлежит к функционалистскому направлению, которое рассматривает девиантное поведение как результат структурных сбоев и отсутствия в обществе морального регулирования. В своих работах функционалисты пытались найти ответ на вопрос: выполняет ли девиация свои собственные социетальные функции?

Дюркгейм приходит к выводу о негативных аспектах из­менений, к которым привели политические революции, промышленный переворот, масштабные урбомиграции, развитие конкурентного капитализма. Более всего ученый был потрясен последовавшими после Французской революции в 1789 г. беспорядком и хао­сом, поэтому его дальнейшая научная и политическая деятельность была прямо связана с анализом причин и поиском противоядия от беспорядков. Действительно последовавший после промышленной революции рост промышленных предприятий потребовал большого количества рабочих рук, что вы­звало масштабные миграции людей из деревни в город. Но адаптация к го­родской жизни проходила с серьезными затруднениями, кроме того разрастание городов повлекло за собой бесчисленные проблемы: перенаселенность, загрязнение окружающей среды, шум и т.д[64]. Переход к индустриальному труду разъединил семьи и ослабил традиции, веками управлявшие жизнью людей, связи людей становятся все более обезличенными и профессиональными.

Анализируя современное ему общество, Дюркгейм приходит к выводу, что в нем разрушаются старые традиционные нормы и стандарты, в то время как новые не успевают укрепиться в обществе. Аномии (от греческого anomos – беззаконный, необузданный, лишенный умеренности) наблюдается в тех случаях, когда отсутствуют ясные правила, которые управляли бы поведением людей в той или иной сфере общественной жизни. Социолог считал, что в таких условиях люди чувствуют себя брошенными, незащищенными и дезориентированными, в подобной ситуации люди теряют почву под ногами. Несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни общества, отдельных групп, личности, причем изменения могут касаться как самих норм, так и реакции индивидов на них. Во время кризисов жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Именно аномией он объяснял такую девиацию как самоубийство, продемонстрировав в качестве доказательства рост суицидов во время неожиданных экономических спадов.

Таким образом, аномия возникает следствие неполноты перехода общества от механической солидарности к органической, когда старые институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы. Социальные и экономические нововведения, которых становится сейчас все больше - как результат прогрессирующего разделения труда, - появляются на свет, не получив морального оправдания и моральной опоры в коллективном сознании.

§ эгоистическое самоубийство (характеризуется низкой степенью интеграции индивида в обществе);

§ аномическое самоубийство (в обществе отсутствует социальная регуляция);

§ альтруистическое самоубийство (характеризуется максимальной интегрированностью индивида, например, летчики, направляющие свои горящие самолеты на вражескую армию);

§ фаталистические убийства (угнетение человека излишней регуляцией со стороны общества)

Наибольший интерес у Э.Дюркгейма вызывает второй тип - аномический, выявляемый с помощью статистических корреляций между частотой самоубийств и фазами экономического цикла (их рост приходится на переходные периоды развития общества).

Хотя теория аномии Дюркгейма подверглась критике (в основном за использование только официальной статистики и пренебрежение психологическими мотивами самоубийства), его работа по-прежнему считается классической и фундаментальной. Современных исследователей привлекает прежде всего тезис Дюркгейма, что даже такой индивидуальный поступок как самоубийство, необходимо рассматривать в социальной контексте, а следовательно с помощью социологического анализа. Точка зрения Дюркгейма о порождении отклоняющегося поведения социальной дезорганизацией сегодня является общепринятой.

Так, Н. Смелзер приводит следующие примеры ее применения в девиантологии XX в.[69] В своем классическом исследовании Шоу и Маккэй в 1942 г. установили, что официальный уровень правонаруше­ний среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюда­ется высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять. Противоре­чивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Разработанные Дюркгеймом методы установления соотношений между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) М. Хальбваксом и активно применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор.

Многое из творческого наследия Дюркгейма, в частности введенная им в научный оборот категория аномии, было использовано Р. Мертоном, создателем теории напряжения, в которой источник преступлений оказался в самой структуре американского общества.

§ Конформность: люди принимают как культурные цели, так и институционализированные средства их достижения. При этом, чем больше стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления.

§ Инновация: люди акцентируют социально одобренную цель, но используют незаконные или околозаконные средства, чтобы ее достичь. Еще Т. Веблен отмечал, что в каждом конкретном случае нелегко, а порой и совершенно невозможно отличить торговлю, достойную похвалы, от непростительного преступления.

§ Ритуализм: люди ведут себя в соответствии с общепринятыми стандартами, но не верят в общезначимые ценности, т.е. придерживаются социальных норм ради самих социальных норм.

§ Мятеж: люди, как и случае ретризма, отвергают существующие ценности и принятые средства их достижения, но стремятся их заменить новыми, т.е. видоизменять социальную структуру (например, революционеры).

Теория социального напряжения Мертона в значительной мере способствовала пониманию истинных причин высокого уровня преступности в современном обществе. По мнению Бергеров, она оказалась весьма продуктивной в том смысле, что он предложил использовать дюркгеймовское понятие аномии и одновременно – социально-классовый анализ[74]. За предложением Мертона последовал ряд эмпирических исследований. Так, Р. Клауорд и Л. Оулин, к творчеству которых мы еще вернемся, интерпретировали правонарушение как следствие безуспешности усилий по достижении целей общества (в особенности денег и власти) легитимными средствами. Другой американский социолог Д. Гоулднер считает, что человека задевает не только невозможность реализовать эти ценности, но и все то, что можно и должно сделать для успешной их реализации; существует болезнь успешной реализации. Когда человек преследует высокоценные для себя цели и убеждается в их недостижимости, это оказывает настолько сильное воздействие, что человек полностью отказывается от этих целей[75].

Сред основных идей теории дифференцированной ассоциации можно отметить следующие:

§ преступному поведению учатся, а не наследуют;

§ преступное поведение ничем принципиально не отличается от других форм человеческой деятельности,

§ преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения; § в основном обучение проходит в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями; § чем чаще и продолжительнее бывают контакты, тем более интенсивно человек усваивает девиантное поведение;§ индивид становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;§ чем индивид моложе, тем с большей готовностью он усваивает навязанные другими образцы поведения.

Теория дифференцированной ассоциации, на наш взгляд, наиболее применима к анализу девиантного поведения несовершеннолетних. Так предпринятое нами в г. Ярославле в 2006 г. исследование несовершеннолетних преступников показало, что в отличие от своих сверстников из контрольной группы, они тесно общались с людьми более старшего возраста (как, правило, 35-45 лет), чье поведение не отличалось законопослушностью.

Как заметил Э. Гидденс, теория дифференцированной ассоциации противостоит мнению, согласно которому преступники отличаются от других людей своими психологическими особенностями: Сатерленд считает, что криминальной деятельности люди научаются совершенно также, как и законопослушному поведению, и что она направлена на те же самые потребности и ценности.

Другое дело, отмечает Я.И. Гилинский, что она, как и любая другая теория, не могла ответить на ряд вопросов: почему люди имеют те связи, которые у них есть? От чего вообще зависит проис­хождение преступности и девиантности и др.?

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Читайте также: