Обвинительная речь чацкого кратко

Обновлено: 05.07.2024

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
А.С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:

Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве.

Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:

Остер, умен, красноречив.
Чацкого рекомендует Фамусов:

. он малый с головой
И славно пишет, переводит.

Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто. ” он гневно выступает против угнетателей:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

Герой разочарован: он ехал сюда, чтобы жениться на своей возлюбленной, Софье Фамусовой, и чтобы встретиться с её отцом, который его воспитал.

Но, приехав, они не находит ни одной близкой души. Чацкий словно прозрел: Софья влюблена в Молчалина, он не ожидал, что дама его сердца будет способна полюбить такого жалкого и низкого человека. Кроме того, герой понимает, что все в этом зале, на балу, ненавидят его за то, что он не такой, как все они: без чинов и званий, ни перед кем не унижается, чтобы стать богатым и знаменитым, образованный, открытый к переменам. Он всех пугает, всё от него сторонятся.

Для героя это удар. Он ждал, что вот наконец женится, ждёт от Софьи заступничества, когда все подозревают его в сумасшествии, надеется, что Фамусов будет уважать его за то, какой он мудрый, как он мыслит. А в итоге все от него открещиваются.

Роль монолога в произведении

  • Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава влиятельного семейства.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, потенциальный жених для дочери Фамусова.
  • Александр Андреевич Чацкий, сын сослуживца и друга Фамусова, воспитывавшийся в его доме.

Фамусов Скалозуб и Чацкий

Чацкий является героев-резонёром, носителем авторского сознания и мировидения. В своей речи, полной нравоучительного и обличительного пафоса, Чацкий делится авторскими представлениями о необходимости перемен в России и обличает существующий строй.

Обличение фамусовского общества

Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?

Обличение фамусовского общества

Борьба с крепостничеством

Чацкий разговаривает

  • В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
  • Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
  • Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.

Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.

Судьба молодого поколения

Чацкий задаётся вопросом

Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?

Данный монолог перекликается с событиями пьесы. Так, брат Скалозуба, уехавший жить в деревню и читающий книги, кажется полковнику помешанным чудаком, подобный ярлык приклеен и к племяннику Тугоуховой князю Фёдору, занимающемуся химией и ботаникой.

Поклонение мундиру

Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в невольном слушателе Чацкого полковнике Скалозубе.

Сюжетные и идейные параллели

Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.

Монолог Фамусова

В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.

Речь главного героя — идейно-эмоциональный стержень произведения, на который нанизывается группа острых по значению и пора не находящих разрешения вопросов. Если перевести каждую часть монолога на более высокий, абстрактный уровень, то в монологе героя проявляется несогласие с консервативной Москвой практически во всех сферах жизни.

  • общественно-политическая ситуация в стране;
  • национально-патриотическая позиция граждан;
  • нравственно-психологическое состояние молодёжи;
  • духовное и философское развитие нации.

Монолог Чацкого

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Монолог "А судьи кто?" - взрыв Чацкого на реплики Фамусова.
"Позвольте батюшка.
Вот-с Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом. " ,
" Не я один, все также осуждают".
. А судьи кто?

Но монолог Чацкого шире, чем ответная развернутая реплика собеседникам:
это обличительная речь, направленная не столько против Фамусова и Скалозуба, сколько против всего фамусовского общества, и автору этот монолог необходим для того, чтобы показать полную несовместимость Чацкого не с отдельными лицами этого мира, а со всем консервативным обществом.

“Не суди да несудим будешь”-гласит древняя народная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии “Горе от ума”. Будучи беспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей. Задавая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос такового ответа не имеет, по определению.

Чацкий осуждает нравы, царившие в московской дворянской среде; стремление к богатству и карьере, чинопочитание, связи, казнокрадство, взяточничество и особенно крепостное право(амуры и зефиры все распроданы по одиночке).Он защищает право личности на независимость суждений и свободный выбор жизненного пути.

Читайте также: