Община в средневековье это кратко

Обновлено: 06.07.2024

На конец V II - на начало V III в. завершилось объединений богатых и знатных людей варварского и римского обществ. Они превратились в мощный слой землевладельцев. Среди этих землевладельцев было немало представителей верхушки церкви, а также богатых членов германских родов. Именно эти крупные землевладельцы и стали основой для формирования господствующего прослойки общества, на который опиралась королевская власть.

По Верденскому разделении сплоченных и прочной частью бывшей империи Карла Великого было Западно-Франкское королевство - будущая Франция, как ее стали называть с Х - ХI ст.

Столицей нового государства стал Париж, расположенный на р Сене. Власти последних Каролингов воздержалась здесь дольше, до конца Х ст. Она , Однако, ослабевала, и они теряли контроль свои ми Володин ниями . Ускорили руину внешняя опасность. С конца V III в. Страны Европы стали подвергаться нападения норманнов, которые кораблями пересекали море и грабили прибрежные страны, нагоняя ужас на население. К этому добавились опустошительные набеги арабов и венгров, в IX в. осилилися в Паннонии.

Представители местной власти обязывали крупных землевладельцев в случае опасности появляться со своими отрядами для отражения нападения. Одновременно др Ибни землевладельцы сами стали искать спасения от н абиг ов и переходить под защиту сильных покровителей. Таких людей называли вассалами. За предоставление защиты они составляли клятву верности своему покровителю - сеньору (Лат. senior - старший ) и обязывались служить ему, прибывая вооруженными по его требованию.

Чтобы иметь в своем Распоряжение отряд тяжеловооруженных всадников (рыцарей), крупный землевладелец мог часть своей земли раздать воинам за службу, которые, в свою очередь, если позволял размер владения, могли передать его на службу своим вассалам. Таким образом выстраивались отношения между сенйорамы и вассалами, которые напоминали лестницу или пирамиду. На вершине этой лестницы (пирамиды) был король, который считался вассалом Бога. Некоторые короли были вассалами папы римского. Историки такой порядок называют "Феодальной лестнице" или "Феодальной иерархия".

Когда приступы норманнов участившихся Карл II Лысый 847 р. обязал"Каждую в ильну человека выбрать себе сеньора ". Права сеньора над своими вассалами приравнивалась к власти короля над своими п идданимы. А еще через 30 лет был признан наследственность бенефициив и графских титулов. Теперь бенефиции превратились в наследственные владения - феоды. Слово "феод", от которого происходят "феодал", "феодализм", означает "Земельное владение", предоставленное (подаренное) хозяином - сеньором своему вассалу ( п идвладний человеку), который за это должен был служить хозяину. Владение феодом, подобно бенефиция, требовало службы, преимущественно военной. Обладателей феодов стали называть феодалами. Каждый феодал имел большую власть, а последние Каролинги были бессильными: они не имели ни авторитета среди феодалов, ни войска для борьбы против внешних врагов . Начали образовываться графства, напоминавшие маленькие королевства. Пора феодальной раздробленности. Король уже был лишь "первым среди р ивних ". Постепенно такой порядок распространился на все страны Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

В средние века слова "феодал" и "феодальное общество" не использовались. Их придумали позже, в Х V II-Х V III ст .. Поначалу они имели бранное значение, для обозначения отсталого общественного строя и тех людей которые его защищали. В исторической науке эти слова стали использоваться еще позже, но набили широкого применения.

2 . Три состояния с ередньовичн ого обществ а

По Х - ХIII вв. в Западной Европе окончательно сформировались основные состояния средневекового общества. Каждая из этих соц иально групп имела свои взгляды, образ жизни, занимала определенное положение. Общественная структура е др изнялася как от существовавших в германцев, славян и других европейских народов, так и от той, что была в Древнем Риме, на руинах которого возникли государства средневековой Европы.

Образованные люди средневековья еще тогда п идмитилы, что общество делится на разные социальные группы со своими правами и обязанностями. Средневековое общество не знало равенства в правах и обязанности ` связях. Наибольшее распространение получила теория о разделение общества на три сословия: "молящихся" (Священники и монахи), "воюющих" (рыцари), "работающих" (крестьяне, ремесленники и др.). Соц иально статус наследовался от отца к сыну.

По мнению средневековых мудрецов, каждое состояние имел свои важные обязанности и был необходимым для других. Они не могли существовать друг без друга. Так, духовенство п иклувалося о душе, рыцари защищали страну, а крестьяне всех кормили.

Епископ Адальберона Лански о трех состояния (XI в.)

Первый состояние - воины, защитники церкви и народа, вс их без исключения, как сильных, так и слабых? Второе состояние - крестьяне; эти несчастные люди имеют то лишь ценой тяжелого труда. Всем - деньгами, одеждой, продовольствием - обеспечивают они весь мир. Ни свободный человек не смог бы прожить без крестьян? Крестьянин кормит хозяина, который утверждает, что это он кормит крестьянина … Т ак дом Божий (общество) делится на три части: одни молятся, другие воюют, еще какие работают. Три? части не страдают от своей обособленности: услуги, предоставленные одной из них, создают условия для работы двух других; соответственно каждая часть п иклуеться о целом. Так этот тройственный союз остается единым, благодаря чему господствует закон, а люди наслаждаются миром.

1. Чем епископ Адальберт объяснял такое разделение общества?

2. Что было положено в основу такого деления общества?

3. Что, по мнению епископа, обеспечивало единство общества?

4. Какие отличия такая структура общества имела от римского или германского?

Предложенная средневековыми мудрецами система деления общества и их взаимоотношений не выдержала испытания временем. Реалии жизнь выяснили, что общество делится не на три слоя, каждый слой делится на более мелкие группы, которые имели свои права, привилегии и обязанности. С появлением городов и увеличением их роли в жизни средневековой Европы система отношений между социальными группами еще более усложнилась. Большое влияние на разделение общества на социальные слои стали производить земельные владения и деньги. Все те, кто имел богатства и статус в обществе стали относиться к аристократии. Так с появляется сельская, городская аристократия. Каждый, кто считал себя аристократом стремился еще и доказать давность своего рода, его могущество.

Говоря о месте женщины в обществе английского историка Р. Марджори образно утверждал: "В средние века женщина постоянно балансировала между сточной ямой и пьедесталом ".

3. Духовенство

В упомянутой схеме деления общества на три состояния на первом месте стояли монахи и священ ики. Их главной задачей было п иклуватися о спасении христианских душ. Это занятие в воображении людей того времени было важнее любые и земные дела.

Средневековое общество на протяжении веков оставалось бедным. Голод был частым гостем . И в се же, не считаясь с затратами ресурсов, сил и времени, европейцы строили огромные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину - десятую часть урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные владения. Более того, общество отдавало церкви наиболее способных и образованных сыновей, которые посвящали жизнь служению Богу. Первый состояние было единственным, который пополнялся вихидцямы с р изних состояний общества. Почти вс и известные ученые и мыслители, как и значительная часть писателей и поэтов, художников, музыкантов, принадлежали к духовенству.

Для борьбы против своих врагов церковь использовала отлучения и интердикт. Для средневекового человека отлучение от церквибыло страшной карой. Фактически это означало потерю всех прав члена общества. Человек не имел возможности участвовать в христианских обрядах , занимать любые должности, никто не имел права ей помогать, ее могли даже убить. Если церковь считала, что в непослушанием виноваты не только отдельные люди, она могла отлучить целые деревни, города или даже страны. Такое отлучение называлось интердикт.

В городах и странах , Отлученных от церкви, закрывались храмы, запрещалось осуществлять христианские обряды - крещение, венчание, похороны и под. К таким стран церковь впоследствии начала организовывать вооруженные экспедиции - крестовые походы.

Церковь была огромной политической, экономической и духовной силой. Опираясь на это, римские папы в Х - ХIII ст. повели борьбу за объединение всего христианского св иту под своим верховенством. Постепенно церковь стала крупнейшим землевладельцем в Европе, а жизнь верхушки церкви ни чем не отличалась от светских феодалов. Духовенство стало уже не ограничиваться в своей деятельности только церковной службой и молитвами. Они осуществляли правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, обучали в школах и университетах, финансировали королевские мероприятия. Для многих молитва стала лишь второстепенным занятием.

4. Феодалы. Замки

Всех крупных землевладельцев, живших благодаря труду зависимых крестьян, принято называется т и феодалами. Они составляли 2 - 5% населения, пос идаючы господствующее положение в обществе. Между феодалами, как уже упоминалось, сложилась своеобразная система отношений, получившая название вассалитет. Между сеньором и вассалом существовала своеобразная устное соглашение: вассал обязывался преданно служить хозяину, а тот, взамен обещал вассалу поддержку и защиту. Этот догу р заключался при свидетелях и считался незыблемым.

Если вассал нарушал догу р , Он должен был сломать над своей председателем ветку и разбрасывать ее вокруг. Вассалы нуждались как феод в , Так и сильных, знатных защитника в , а могущество сеньора зависела от количества преданных и боеспособных вассалов. Богатство - земли и деньги - сами по себе еще ничего не решали. В феодальном обществе они потребовались для раздачи вассалам.

Здесь следует Нагада ты, что система вассалитета (зависимости) напоминала лестницу или п ирамиду, вершиной которой был король. Прямыми вассалами короля зачастую были герцоги, вассалами герцогов - маркизы, вассалами маркизов - графы, далее бароны и рыцари. Рыцарей обычно в походах сопровождали оруженосца і- юноши с рыцарских семей, которые еще не получили этого звания. Хотя считалось, что король является сеньором для вс их, однако во Франции существовало правило: "Вассал моего вассала - не м й вассал ". То есть король не должен был вмешиваться в отношения между герцогами и маркизами и т. д.

Но такая четкая система усложнялась, если, например, некий граф получал дополнительный феод от самого короля или от другого графа. Дело так запутывалась, что вообще было трудно понять, кто чей вассал. Такие путаницы приводили к многочисленным столкновений между вассалами, сеньорами и вассалами. Победа была на стороне сильнейшего. Такие м ижусобици наиболее негативно отражались на крестьянах, которые становились объектами грабежей и насилия.

В IX - XI вв. стр имки нападения арабов, венгров, норманнов привели к появлению в Европе новых видов оборонительных сооружений - замков. Замок был одновременно и крепостью, и жилищем феодала.

В настоящий день во Франции сохранилось 4969 замков, большинство из них в разрушенном виде. По известным в настоящее время письменными источниками и находками археологов известно о существовании еще 4788 средневековых замков, уже навсегда исчезли.

Замки строились преимущественно на холме, который возвышается в над местностью. Окруженный рвом с водой, с высокими ст инами и башнями в несколько рядов, замок был достаточно надежным фортификационным сооружением. Даже несколько сотен его защитников довольно успешно сдерживали осаду многотысячного войска.

Над всеми постройками замка возвышалась главная башня - донжон. Она была предназначена как для жизни феодала, так и для обороны. Ее п идвалы приспосабливали для хранения припасов. Также там часто выкапывали колодец либо устраивались в ` тюрьмы . Верхние этажи были залами, где жил феодал со своей семьей и слугами. Важным элементом башни был тайный ход, позволял хозяину в случае необходимости уйти в безопасное место. Сама башня могла обороняться самостоятельно даже тогда, когда другие укрепления замка захватил враг.

Вместе с замками в Европе появились и трудно вооруженные профессиональные воины - рыцари. Они были главными действующими лицами вс их войн эпохи средневековья. Рыцарь был не просто наездником, а самостоятельной боевой единицей. Был одет у кольчугу - рубашку из скрепленных между собой металлических колец. Впоследствии ее заменили кованые латы, защищавшие рыцаря с ног до головы. Кроме того, воин прикрывался в бою щитом, на котором была изображена герб - опознавательный знак его рода и девиз - Краткое выражение, объясняющим сми ст герба. Вооружение рыцаря состояло из длинного тяжелое копье и меч ( р идше боевого топора или палки). Боевой конь всадника тоже снаряжался доспехами. Итак, рыцарь на коне становился свое р адной подвижной крепостью. Все это вооружение стоило дорого, равнялось стоимости от 20 до 45 коре в .

Основной целью рыцарей в бою было не убить противника, а, выбив его из седла, разоружить и взять в плен . За знатного пленника можно было получить значительный выкуп. Победитель покрывал себя славой, а это было самым важным. Через то у войнах Х - ХIII вв. армии были немногочисленными, а потери среди рыцарей - незначительными.

Славу непобедимого воина можно было получить на войне или п ид время рыцарских турниров- Военных соревнований в силе и ловкости. Их устраивали короли или знатные феодалы. На колокольне ры с 'Съезжались как те, кто желал принять участие, так и те, кто хотел увидеть зрелище. Эти соревнования длились по несколько дней.

Первого день участники демонстрировали ловкость и силу. На следующий день устраивались поединки со специальной турнирной оружием между п Ишим рыцарями или всадниками. Иногда, когда соперники решали выяснить какую нерешенную между ним спор, оружие было настоящим. В таких поединках случались и жертвы. На трет й день вели бой уже группами, чаще - 50 на 50. Участники объявляли, что борются за приверженность прекрасных дам, на которую п осле боя они могли рассчитывать. Победитель получал славу и признание, почетные призы, а также лошадей и оружие побежденных. Поскольку остаться без оружия и коня считалось позором, победитель возвращал их побежденным за выкуп.

Постепенно турниры потеряли тренировочную цель и превратились в аристократические праздники .

Чтобы стать рыцарем, следовало пройти спец иально процедуру посвящения. Старший сын, который наследовал отцовский феод, не п идлягав деления, в молодости был оруженосцем, обучаясь верховой езды и техники владение оружием. Достигнув 18 лет, он один или вместе с другими будущими рыцарями проводил ночь у молитвах. Следующий день сеньор при многих св идках вручал меч и шпоры. Посвящен в рыцари давал клятву верности, обязывался защищать вдов, сирот и тех, кто служит Богу. В р изних странах обряд имел свои особенности, сначала он был простым, впоследствии усложнялся. В конце XI ст. к этому обряду присоединилась и церковь.

Рел игийний обряд посвящения в рыцари (XI в.)

Сначала епископ благословляет флаг (Рыцаря). Молитва: Боже вечный и всемогущий … О святи небесным благословением этот флаг, готов к бою, чтобы он был сильным борьбе против неверных и мятежных народов, и чтобы за твоего покровительства он навевал ужас на врагов народа христианского .

Соединены рыцарем копье и флаг епископ освящает святой водой. Далее он благословляет меч: "Позволь благословить этот меч на поясе раба твоего, чтоб он мог охранять и защищать церковь, вдов, сирот и вс их служителей Богу, против жестокости врага, и чтобы он внушал ужас на всех тех, кто выступил против него.

1. Кто объявлялся главными врагами рыцаря и церкви?

2. З какой целью церковь проводила обряд посвящения рыцарей?

5. Крестьяне и сеньория. Хозяйство крестьянина

Крестьянство было многочисленной слоем средневекового общества . Оно низкий положение в социальной структуре феодального общества, но важен и необходим. Крестьяне находились вне феодальной иерархии, они были не вассалами, а подданными. Если в древнем мире труд презирали как недостойное свободного гражданина, то по средневековья тружеников уважали. Церковь освящала физический труд - "Добывания хлеба насущного в поте лица своего ". Но это касалось только крестьян, которых тем самым сдерживали от соц иально выступлений. Господствующие слои общества к физическому труду относились пренебрежительно. Хоть оно кормило все слои, жизнь его была нелегкой.

Жизнь в средневековой Европе было наполнено опасности и крестьянину приходилось искать защиты у могущественного сеньора. В обмен сеньор присваивал право на землю крестьянина и заставлял его в идбуваты повинности: платить оброк или отрабатывать барщину. Барщины о ю назывались все дармовые работы крестьян в хозяйстве сеньора. Они обрабатывали барские поля, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Оброк - часть продуктов крестьянского хозяйства (зерно, скот, птица и т.п.), которую обязан был крестьянин платить своему сеньору. Оброк мог быть и в денежной форме.

Общинники забирали на воспитание детей, оставшихся сиротами. Крестьяне вместе помогали погорельцам восстанавливать жильё после пожаров, обрабатывали господское поле или расчищали новое, вместе пользовались рекой, покосом, лесными угодьями.

Община помогала вдовам, одиноким старикам, содержала приходского священника. Общинное собрание определяло, чем засеивать поля, решало споры между крестьянами и противостояло сеньору, если тот хотел ввести новые повинности или увеличить старые.

Одним словом, это была защита и опора каждого крестьянина, и без неё он не представлял себе жизни. Взамен нужно было подчиняться всем решениям общины и честно трудиться на её благо.

Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан.

Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно — рожью, ячменём или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями — сенокосом, пастбищем, лесом. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании. Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь. Община содержала местного священника и поддерживала порядок в округе.

Деревенские будни

Деревенские будни. Миниатюра начала XVI в.

Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.

Многих интересует, что представляло собой средневековое общество и те люди, которым довелось жить в то время. Какую роль в истории они сыграли? Принято считать эти века чем-то отсталым и нецивилизованным, а для кого-то они полны романтики и утонченной экзотики.

Что такое средневековое общество

  • Что такое средневековое общество
  • Что такое средневековье
  • Что такое средний класс

Читайте также: