Общий строй римской семьи отношения родства у римлян сородичи агнаты и когнаты кратко

Обновлено: 08.07.2024

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови – когнатское родство.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Римская семья образовывалась посредством брака.

17 Понятие и формы брака, условия его заключения и прекращения

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака; 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки – 12 лет); 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке; 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.).

18 Личные и имущественные отношения супругов

Отн-я м\у супругами зависили от вида брака. При закл-и с властью мужа она становилась полностью зависима, первонач-но он мог ее даже убить,, все им-во жены, кот было и будет поступает к мужу, оно не возвращалось даже после прекращения брака. Жена – наследница мужа = с детьми, а тж наследница всех его агнатов. Бесправие жены смягчалось обычаями в соотв с кот муж не д б наказывать жену без учета мнения совета, в кот входили когнаты, честь которой удостаивался муж переходила и на жену. При браке без власти мужа сохранялось определенное рав-во в семье, жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том же месте где живет муж. Последствия измены жены были тяжелее чем для мужа, однако она оставалась подвластна своему отцу или лицом своего права, если была таковым до брака. Им-во супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо согласие жены даже на управление. Жена вправе вступить с мужем в любую сделку, однако запрещено м\у супругами дарение для обеспечения их самост-сти. Все приобретения жены во время брака поступали в ее собст-сть, муж обязан защищать и охранять жену, а она почитать мужа. Приданное – часть им-ва, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения матер-х затруднений семейной жизни. Муж не имел права распоряжаться недвижимостью внесенной в кач-ве приданного.

19 Правовые отношения родителей и детей. Глава семьи и подвластные

Фактом рождения или актом воли. В древние времена для установления отцовской власти над детьми рожденными в семье требовалось соблюдение всех условий: 1.ребенок должен родиться от жен в браке с отцом сем-ва или с к-л муж из его сем-ва, 2.отец сем-ва д б признать ребенка, рожденного в рамках дома, членом своей семьи. Ребенок вне брака как и ребенок не признанный м б отвергнут и обречен на гибель. З-ны 12 таблиц: самим фактом рожд-я без спец признания становились все здоровые мальчики и первородные дочери. По воле отца сем-ва в состав семьи м б включены лица рожденные вне состава семьи, усыновление или легитимация. Усыновление чужого ребенка чаще происходило в Др.Риме, рим бездетные гр-не усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Для усынов-я (адопция) мальчика требовалась тройная, а для удочерения одна фиктивная манципация, затем усыновитель и прежний отец д б явиться в магистратуру и в фиктивном процессе добиться реш-я о присоединении к семье. В клас и постклас периоды процедура урегулирована лучше: усыновитель д б старше усыновленного не меньше 18 лет, адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью составленным соотв гос органом. Возможна потеря всех связей с прежним сем-вом (адрогация –ритуальная форма) или не терял прав в прежнем, приобретая все права в новом.

Прекращение: естественной или гражд-й смертью отца сем-ва или с эмансипацией детей, добившихся высокого положения на общ-ной службе, или же при недостойном поведении отца. Физ смерть отца погашает власть над лицами в первой степени родства, а отдален родственники меняли отца сем-ва. При утрате полной или средней или миним провосп-ти главы сем-ва. Наиб частым случаем – манципация, или освоб-е от отцовской власти по воле главы семьи. Форма манципации была тройная фиктивная прдажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. При недостойном поведении отца (выбросил своего ребенка, сводничал в отн-и своей дочери или заключил инцестуозный брак. Эмансипация наступала если дети становились жрецами.

20 Узаконение и усыновление

Узаконение. Patria potestas (власть отца) предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путём узаконения, legitimatio. Однако, легитимация возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении детей, рождённых от конкубината. Постепенно сложилось 3 способа легитимации:

На правовом положении граждан в римском праве очень ска­зывалось, в частности, семейное положение лица. Что составляет содержание семейного права? Семья образуется в результате брака. Поэтому семейное право изучает институт бра­ка и гражданско-правовые отношения между супругами. Если суп­руги имеют детей, возникает второй круг семейно-правовых отно­шений — отношения между родителями и детьми. Наконец, в рим­ском праве к этому присоединяется третий круг: институт усыновления, опека и попечительство.

В римском праве регулирование семейно-брачных отношений осуществлялось только в отношении квиритов (полноправных римских граждан, свободных от рождения). Только они могли вступать в брак по цивильному праву.

В Древнем Риме имело место два вида родственных отношений: агнаты и когнаты.

Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домо­владыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Первоначально родство определялось подчинением главе семьи. Все лица, кто имел одного и того же pafertamilias считались родственниками, и получили название агнатов. Агнатами могли быть как кровные родственники, так и посторонние лица, например, приемыши.

Таким образом, familia по агнатсокому родству состоит из всех лиц, а также неодушевленных предметов в отношении которых распространяется власть домовладыки. А власть paterfamilias называлась manus (кулак).

В древнейший период paterfamilias располагал значительными правами в отношении подвластных:

- право оставить жизнь либо лишить жизни подвластных членов семьи;

- право отказа от новорожденного;

- право продажи в рабство;

- право телесных наказаний;

- решает вопросы расторжения брака женатыми сыновьями;

- вправе изгнать из дома любого члена семьи.

Власть домовладыки прекращалась либо в результате смерти либо по его воле. Не освобождает от подчинения отцовской власти никакой возраст подвластных и даже занятие должности магистрата. После смерти домовладыки статус paterfamilias переходил его сыновьям. То есть они становились самостоятельными лицами.

С перерождением патриархаль­ной семьи все большее значение приобретало когнатское, кровное родство.

Когнаты – это только кровные родственники. В настоящее время юридически значимым является только кровное – когнатское родство.

Следует отметить, что многие родственники являются одновременно и аг­натами, и когнатами;например, подвластные дети. Но если взять эманципированных детей (т. е. освобожденных из-под отеческой вла­сти) и усыновленных, то окажется, что эманципированные дети являются когнатами, но не принадлежат к числу агнатов; а усынов­ленные, наоборот, агнаты, но не когнаты.

Для современного наследственного права (да и в некоторых других случаях) сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Линия родства быва­ет прямая и боковая. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого. Если прямую линию родственни­ков брать от младшего поколения к старшему (данное лицо — его родители — бабка и т. д.), то перед нами — прямая восходя­щая линия. Если, наоборот, идти от старых к молодым (дед и баб­ка — их дети, — дети детей, или внуки — дети внуков или прав­нуки и т. д.), то это — прямая нисходящая линия. Боковая же линия родства охватывает нескольких лиц происходящих не одно от другого, а от общего родо­начальника.Если этот общий родоначальник — отец, это — род­ственники в первой боковой линии. Это — братья и сестры, дядя и племянник. Если они все происходят от общих родителей, это — братья и сестры полно­родные(но не полнокровные). Если, скажем, мужчина состоит пос­ледовательно в двух браках и от каждого из них были дети, братья и сестры, происхождение от одного и того же отца, но от разных матерей (одни — от первой жены, другие — от второй), то они на­зываются братьями и сестрами единокровными. Если, наоборот, бра­тья и сестры происходят от одной матери, но одни из них рождены ею в первом браке, другие — во втором, такие братья и сестры име­нуются единоутробными. Внутри линий близость родства определяется степенью. Степень родства определяется числом рождений, связывающих их между собой (на­пример, дед и внук – родственники второй степени, дядя и племянник — родственники третьей степени, дво­юродные брат и сестра — четвертой степени). Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве.Состояние свойства в некоторых случаях было препят­ствием к заключению брака.



На правовом положении граждан в римском праве очень ска­зывалось, в частности, семейное положение лица. Что составляет содержание семейного права? Семья образуется в результате брака. Поэтому семейное право изучает институт бра­ка и гражданско-правовые отношения между супругами. Если суп­руги имеют детей, возникает второй круг семейно-правовых отно­шений — отношения между родителями и детьми. Наконец, в рим­ском праве к этому присоединяется третий круг: институт усыновления, опека и попечительство.

В римском праве регулирование семейно-брачных отношений осуществлялось только в отношении квиритов (полноправных римских граждан, свободных от рождения). Только они могли вступать в брак по цивильному праву.

В Древнем Риме имело место два вида родственных отношений: агнаты и когнаты.

Агнатская семья — это союз лиц, подчиненных общей семейной власти домо­владыки, paterfamilias независимо от кровного родства. Первоначально родство определялось подчинением главе семьи. Все лица, кто имел одного и того же pafertamilias считались родственниками, и получили название агнатов. Агнатами могли быть как кровные родственники, так и посторонние лица, например, приемыши.

Таким образом, familia по агнатсокому родству состоит из всех лиц, а также неодушевленных предметов в отношении которых распространяется власть домовладыки. А власть paterfamilias называлась manus (кулак).

В древнейший период paterfamilias располагал значительными правами в отношении подвластных:

- право оставить жизнь либо лишить жизни подвластных членов семьи;

- право отказа от новорожденного;

- право продажи в рабство;

- право телесных наказаний;

- решает вопросы расторжения брака женатыми сыновьями;

- вправе изгнать из дома любого члена семьи.

Власть домовладыки прекращалась либо в результате смерти либо по его воле. Не освобождает от подчинения отцовской власти никакой возраст подвластных и даже занятие должности магистрата. После смерти домовладыки статус paterfamilias переходил его сыновьям. То есть они становились самостоятельными лицами.

С перерождением патриархаль­ной семьи все большее значение приобретало когнатское, кровное родство.

Когнаты – это только кровные родственники. В настоящее время юридически значимым является только кровное – когнатское родство.

Следует отметить, что многие родственники являются одновременно и аг­натами, и когнатами;например, подвластные дети. Но если взять эманципированных детей (т. е. освобожденных из-под отеческой вла­сти) и усыновленных, то окажется, что эманципированные дети являются когнатами, но не принадлежат к числу агнатов; а усынов­ленные, наоборот, агнаты, но не когнаты.

Для современного наследственного права (да и в некоторых других случаях) сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Линия родства быва­ет прямая и боковая. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого. Если прямую линию родственни­ков брать от младшего поколения к старшему (данное лицо — его родители — бабка и т. д.), то перед нами — прямая восходя­щая линия. Если, наоборот, идти от старых к молодым (дед и баб­ка — их дети, — дети детей, или внуки — дети внуков или прав­нуки и т. д.), то это — прямая нисходящая линия. Боковая же линия родства охватывает нескольких лиц происходящих не одно от другого, а от общего родо­начальника.Если этот общий родоначальник — отец, это — род­ственники в первой боковой линии. Это — братья и сестры, дядя и племянник. Если они все происходят от общих родителей, это — братья и сестры полно­родные(но не полнокровные). Если, скажем, мужчина состоит пос­ледовательно в двух браках и от каждого из них были дети, братья и сестры, происхождение от одного и того же отца, но от разных матерей (одни — от первой жены, другие — от второй), то они на­зываются братьями и сестрами единокровными. Если, наоборот, бра­тья и сестры происходят от одной матери, но одни из них рождены ею в первом браке, другие — во втором, такие братья и сестры име­нуются единоутробными. Внутри линий близость родства определяется степенью. Степень родства определяется числом рождений, связывающих их между собой (на­пример, дед и внук – родственники второй степени, дядя и племянник — родственники третьей степени, дво­юродные брат и сестра — четвертой степени). Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве.Состояние свойства в некоторых случаях было препят­ствием к заключению брака.

Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства.

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;

— патриархальная семья (familia) сменила консорциум;

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной

Общий вывод

Общий вывод Нет ничего бесплоднее и в научном отношении неуместнее, как отвлеченно-схоластическое, помимо истории и действительной жизни народов, решение вопроса: справедлива или несправедлива, необходима или не необходима смертная казнь. Подобный способ решения этого

14. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

14. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети,

6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство

6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство Понятие семьи в СК РФ не закреплено. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой

40. Свободные и рабы в Римской республике

40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.Свободные в Риме распадались на две

42. Кризис Римской республики и реформа Гракхов

42. Кризис Римской республики и реформа Гракхов Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса

I. Общий раздел

§ 25. Общий ход производства

§ 25. Общий ход производства Производство и в формулярном процессе сохраняет свое разделение на две стадии — jus и judicium. В этом состоит обычный порядок — ordo judiciorum privatorum, почему и самый этот процесс, как ординарный, противополагается всякому административно — судебному

§ 65. Общий ход ее образования

§ 65. Общий ход ее образования Несложная и строго формальная система старого цивильного права должна была, разумеется, оказаться недостаточной, когда около половины республики экономическая жизнь Рима начала под влиянием развивающегося оборота существенно изменяться.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominica potestas - над вещами, рабами; manus mariti - над женой; patria potestas - над детьми;

mancipium - над кабальными.

Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии.

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

В римском праве различались два вида родства:

Агнатическое родство

Когнатическое родство

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

  1. родственники по прямой или боковой линии (дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
  2. брачные и внебрачные родственники;
  3. полнородные (от одних и тех же предков) или полуродные (от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

  • консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
  • патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
  • когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Читайте также: