Общество и цивилизация кратко

Обновлено: 05.07.2024

Соотношений понятий культура, цивилизация и общество

Культура – это система изменений природных объектов, которые происходят под воздействием человека и отличаются от тех изменений, которые вызываются естественными причинами.

Интерес к проблемам цивилизации обусловлен также и тем, что Россия переживает переломный исторический период формирования новых типов взаимоотношений, определяющих идеалы будущего.

Все эти и многие описанные в различных источниках проблемы связаны с феноменами цивилизации, культуры и общества, которые воспринимаются по-разному. Проблема соотношения цивилизации и культуры достаточна многогранна. Сложность ее заключается в том, что эти понятия имеют множество значений.

Обычно культуру рассматривают как часть общества наравне с политикой и производством.

Э.Б. Тайлор и другие исследователи, близкие к нему реализуют деятельностный подход к пониманию культуры. Согласно их трактовке, культура есть совокупность приемов и способов, продуктов человеческой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность, достоинства и недостатки цивилизационного подхода

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

К достоинствами данного подхода можно отнести:

Слабые стороны заключаются в:

Гражданское общество и культура

Впервые соотношение культуры и цивилизации было обозначено в эпоху Возрождения, когда культура связывалась с индивидуально – личностным творческим человеческим потенциалом, а цивилизация, в свою очередь, с историческим процессом развития гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей.

В эпоху просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское жизненное обустройство, поэтому культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга.

Понимание культуры как земного самодеятельного процесса в противоположность к средневековой трактовке как заданного человек вероисповедания начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия, существующего в разные времена.

При этом общество создает условия для социального развития человека как личности. Личность является носителем той или иной части культуры и конкретного общества. Развитие потребностей и интересов личности может стимулировать изменение ценностей и культуры, при этом они подвергаются реформированию и замене.

Таким образом, культура является:

  • способом человеческой деятельности;
  • единством объективированной и субъектной предметности;
  • принципом связи общественного человека с предметом его деятельности.

Многим кажется, что человек всегда был таким разумным, как сейчас и мог также масштабно создавать свою культуру (вторую природу) как сейчас.

Цивилизация

Однако миллионы лет люди жили в дикости и не имели цивилизации в отличие от наших современников. Сегодня мы узнаем, что такое цивилизация, какими признаками она обладает и сколько ее видов принято выделять в науке.

Цивилизация — это.

Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.

Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.

Существуют иные подходы к определению цивилизации:

  1. Это взаимосвязь исторического процесса и суммы духовных и материально-технических результатов деятельности, созданных в ходе его развития (человеческая цивилизация);
  2. Это общественный формат изменения материи, обеспечивающий ее саморазвитие посредством взаимодействия с окружающей средой (человеческая цивилизация относительно всего космоса);
  3. Это общество, которое локализовано во времени и пространстве, являющееся совокупностью социальной, политической, экономической и других подсистем.

Мир

В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.

Письменность

Западная и восточная цивилизации

В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.

Как писал Р.Киплинг:

Запад есть запад, восток есть восток
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.

Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.

В соответствии с принципами демократии (что это?) человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.

Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.

Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.

В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Сейчас появляется все больше групп населения, которые умышленно отказываются от благ цивилизации, называя большинство достижений злом и отходом от истоков. На мой взгляд, это очень узколобое мышление.

Если наука изобрела вредный пластик, это еще не значит, что нужно отказаться от вакцины, гигиены и других здравых вещей. Во всем нужен баланс без крайностей, а еще не помешает поднять уровень культуры.

Все эти характеристики цивилизаций из разряда астрологических прогнозов, особенно, что касается восточной цивилизации, которая якобы живёт в гармонии с природой, хотя по уровню всяких загрязнений в окружающую среду восток впереди планеты всей.

Иван: с западной еще сложнее. Ее и цивилизацией назвать трудно, ибо агрессия Запада, проявляемая на протяжении столетий, никак не вяжется с этим гуманистическим понятием.

Восточная цивилизация — это слишком общее понятие, неужели кто-то думает, что менталитет русского человека ближе к менталитету китайца, а не француза или англичанина.

Если взять шкалу Кардашева, то наша цивилизация находится на самом низшем уровне развития, можно сказать, мы ещё первобытные люди.

Несмотря на все достижения человечества, думаю, мы сильно переоцениваем свое влияние на планету. Кроме того, проблемы с экологией вполне решаемы, было бы желание.

Думаю, что цивилизация началась с того момента, как человек обрёл разум и неважно, что люди тогда жили в пещерах, всё равно это была цивилизация, пусть и примитивная.

Ключевое различие - общество против цивилизации

Общество и цивилизация - два общих слова, которые мы часто используем, но знаете ли вы, в чем разница между обществом и цивилизацией? Общество - это совокупность людей, живущих вместе согласно единым традициям, законам или порядкам. Цивилизация - это продвинутая стадия социального развития и организации человека. В этом разница между обществом и цивилизацией.

Что означает общество?

Общество - это совокупность людей, живущих вместе согласно единым законам или приказам. Давайте посмотрим на некоторые определения этого слова, чтобы лучше понять его.

Как видно из этих определений, люди в обществе разделяют традиции, ценности и законы. Они также часто находятся на одной географической территории и подчиняются доминирующим культурным ожиданиям и одной и той же политической власти. Общество также характеризуется социальными отношениями между людьми внутри общества.

Что означает цивилизация?

Согласно этим определениям, цивилизацию можно назвать особым хорошо организованным и развитым обществом. Также важно отметить, что цивилизация состоит как из общества, так и из культуры.

В чем разница между обществом и цивилизацией?

Определение:

Общество это совокупность людей, живущих вместе в более или менее упорядоченном сообществе.

Цивилизация это этап человеческого социального развития и организации, который считается наиболее продвинутым.

  • Цивилизация иногда может относиться к определенному хорошо организованному и развитому обществу.

Культура:

Общество может состоять из людей, принадлежащих к разным культурам.

В изучении истории человечества исследователи придерживаются цивилизационного подхода, то есть принимают цивилизацию за основную структурную единицу процесса развития общества. При выделении типов цивилизации они придерживаются различных критериев – конфессионального, экономического, социально-политического, географического. Что такое цивилизация и какие типы цивилизации сформировались за всю историю человечества – об этом пойдет речь далее в статье.


Понятие

  • С. Хантингтон – как культурную общность высшего ранга. Автор выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, православно-славянскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую и африканскую.
  • О. Шпенглер – как заключительный этап развития любой культуры, характеризующийся перевесом материальных интересов над духовными.
  • П. Сорокин – как социокультурную суперсистему с присущей ей политической, экономической, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
  • Ф. Энгельс и Л. Морган – как более высокую ступень развития общества, пришедшую на смену дикости и варварству.
  • А. Тойнби – как систему ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи.
  • Э. Литтре – как совокупность свойств, принадлежащих некоему обществу, расположенному на определенной территории в определенный момент истории.

В одних определениях понятия культуры и цивилизации тождественны, в других – противопоставлены, в третьих цивилизация представлена как специфическое культурное образование. Чаще всего цивилизацией называют целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень развития материальных и духовных сил общества и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники и искусства. Первые цивилизации возникли с появлением:

  • государства и права;
  • классового разделения общества;
  • торговли;
  • института частной собственности;
  • городов;
  • письменности;
  • монументальных сооружений;
  • зачатков науки и искусства.


Главная функция цивилизации заключается в обеспечении все более свободных форм совместного бытия людей. Степень цивилизованности или отсталости общества определяется степенью свободы личности во всех сферах жизни и деятельности.

Классификация

Тип цивилизации – понятие, используемое для крупного членения исторического процесса и позволяющее обозначить специфические особенности, присущие многим обществам. В основе типологии цивилизаций положены критерии:

  • географическая среда обитания;
  • уровень развития производительных сил;
  • социальная организация;
  • религия;
  • близость языка;
  • общность бытовой и духовной культуры;
  • политическая индивидуальность.

Принятие за основу природно-географического фактора порождает деление цивилизаций на:

  • речные – древнеегипетская, шумерская;
  • приморские – финикийская, греческая, римская;
  • нагорные – хеттская, андская, мексиканская;
  • архипелагического типа – минойская, эллинская, дальневосточная;
  • континентальные – китайская, индская, славянская;
  • лесная – майя.

Выделение религии в качестве первоосновы подразделяет цивилизации на:

  • христианский мир;
  • исламский мир;
  • индуистско-буддистский мир Южной Азии;
  • конфуцианско-буддистский мир Дальнего Востока.

С позиции исторического развития цивилизации делят на:

  • традиционное общество аграрного типа, в котором социокультурная регуляция основана на традициях;
  • индустриальное общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формировании целостных наций-государств, общности языка и культуры;
  • постиндустриальное общество – социальная формация, возникшая в процессе эволюции и преобразования индустриального общества, характеризующаяся активным использованием принципиально новых технологий, достижений научно-технической революции, гуманитарным подходом в решении конфликтов, социальных проблем;
  • информационное общество – стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни.


По масштабу, территориальному охвату различают цивилизации:

  • Локальные – самостоятельные, самодостаточные цивилизации отдельного региона, характеризующиеся уникальными особенностями социально-экономического и культурного развития (египетская, эллинская, китайская, западно- или восточнохристианская, исламская).
  • Линейно-стадиальные (мировые) – крупные этапы в развитии общества, имеющие общие для всего человечества черты развития в этот период. Таковыми являются эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени.

На основе общности экономико-политического развития, ментальности, культурных взаимосвязей выделяют 3 типа цивилизационного развития:

  1. Непрогрессивный – природные сообщества, цель и смысл существования которых заключены в сохранении равновесия между человеком и природой. Жизнь в них движется по кругу, восходящее развитие отсутствует.
  2. Циклический– восточная цивилизация, для которой характерен традиционализм, отсутствие ценности личности, медленный темп изменений, общественная собственность, регулирующая роль религии.
  3. Прогрессивный– западная цивилизация, основными ценностями которой является рационализм, практицизм, расчетливость. Характерные черты: быстрое развитие научно-технического и экономического прогресса, признание личности высшей ценностью общества, приоритет закона и права, демократическая форма государственного управления.

Любой тип цивилизации проходит эволюционные фазы развития. У каждой из них есть определенный срок жизни, в течение которого они формируются, развиваются, достигают расцвета, дряхлеют и угасают.

Заключение

Современное общество идет по пути создания универсальной мировой цивилизации. Процесс глобализации объединяет народы земли в единую общность, идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Страны Востока, выбирая своей целью индустриальное развитие, стремятся сохранить свои фундаментальные ценности, а страны Запада обращаются к этим ценностям в поисках духовного смысла существования.

1. Цивилизационный подход в изучении истории человечества.

3. Признаки цивилизации:

  • появление государства и права;
  • классовое разделение общества;
  • возникновение городов;
  • развитие торговли;
  • появление письменности;
  • постройка монументальных сооружений;
  • зарождение науки и искусства.

4. Критерии классификации цивилизаций. Типология на основе различных признаков:

Читайте также: