Общество это кратко в истории
Обновлено: 05.07.2024
Исходя из разных ступеней Социума, относительно определения признаков и критерий общества, существуют разные точки зрения.
Согласно одной из них, людей объединяют в общество идентичность духовной жизни, одинаковое понимание сущности ценностей.
Согласно другой точке зрения, общество — это объединение, которое:
Сторонники третьей точки зрения считают, что основу человеческой жизни составляет материальное производство.
Самодостаточность общества
Самодостаточность общества — это наличие условий, обеспечивающих существование и саморазвитие общества.
Общество — это совокупность организационных форм и уровней совместной деятельности людей. В рамках этой деятельности удовлетворяются потребности людей, организованных в общество. Точнее сказать, общество — это самодостаточность, где воспроизводится все необходимое для жизни людей. Эту самодостаточность можно чётче представить, если сравнить её с политической партией как общественной организацией. Так, в Китайской Народной Республике количество членов правящей партии давно перевалило за 100 миллионов. Следовательно, эта партия существует в обществе. Однако племя первобытных людей, не превышающее по своей численности тысячи человек, тоже является полноценным обществом. Дело в том, что этнос — исторически первая самодостаточная форма. Члены этноса создавали все необходимые условия для жизни благодаря совместному существованию.
Самоорганизация общества
Самоорганизация является определяющим признаком гражданского общества.
Эволюция общества
Социум и общество
Социум и общество — это взаимосвязанные понятия: общество есть организационная форма Социума.
В состав Социума входит все, начиная от индивидуумов до общин различных уровней. К числу последних относятся социальные группы, этносы, государства и вообще человечество. Расы тоже можно представить как явление Социума. Следовательно, Социум, в отличие от принадлежности людей к природе или зависимости от неё, включает все остальные их качества. Поэтому не все, что относится к Социуму, называется обществом. Однако любое общество относится к Социуму.
О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.
Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. [1] .
У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.
Содержание
Парадигмы интерпретации общества
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
- насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
- каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
- как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);
- как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
Признаки общества (по Эдварду Шилзу)
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у общества есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.
Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
Закрытое и открытое общество
Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]
Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]
Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]
- Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
- Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.
Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации [7] [8] . Современное общество организовано исключительно на капитале, что даёт ему право называться капиталистическим.
Общество в литературе и кино
О́БЩЕСТВО, различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью. Это понятие часто применяется по отношению к более или менее значительным множествам людей, соединённых в нац.-гос. образования и проживающих на определённой, чётко ограниченной территории (напр., российское О., франц. О., брит. О.). Однако в широком социологич. смысле это понятие распространяется на самые разные формы совместной жизни людей, в т. ч. такие, как группа социальная , социальная сеть, классы социальные , церковь, община , сообщество, содружество, организация, ассоциация, союз, коллектив, компания, корпорация, товарищество, секта, банда, толпа и т. д. Оно включает в себя и совсем небольшие социальные образования, напр. малые группы (диады и триады, состоящие из двух или трёх индивидов, нуклеарные семьи и т. п.), и большие, в т. ч. глобальные, общества, достигающие масштабов великих цивилизаций, империй, больших нац. государств и их союзов, вплоть до мирового общества.
Общество, или социум — это сформировавшаяся в ходе исторического развития человечества относительно устойчивая интегрированная система социальных структур, функций и связей, в которой реализуются формы объединения людей, сложившиеся в процессе их взаимодействия. Общество выступает как особая ступень развития человечества и представляет собой надприродную сферу человеческого бытия, обусловленную коллективной деятельностью (см. Деятельность) человека и его взаимодействием с другими людьми. Поскольку общество создано и развивается в процессе совместной деятельности людей, постольку его существование поддерживается ею. Совокупность общественных отношений, порождаемых совместной деятельностью людей, формирует устойчивые социальные образования, обеспечивающие целостность общества: социальные структуры и регулирующие их социальные институты. Целостность общества не означает его однородности — напротив, общество как система состоит из множества взаимодействующих элементов, в качестве которых могут выступать социальные объекты разного уровня, от малых групп индивидов до крупных социальных общностей. Развитие общества во времени и пространстве формирует историю. Последняя возможна благодаря социокультурной преемственности поколений людей, реализуемой с помощью надбиологических механизмов накопления и передачи опыта, культуры (см. Культура), информации, устойчивые формы которых конституируются в социальные институты. Происходящие в истории изменения включают развитие и смену различных типов общества и его социальных институтов, развитие культуры и развитие самого человека. В этом смысле эволюция общества может быть рассмотрена как негэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации человеческого бытия.
Осознание отношений, составляющих отличие гражданского общество от государства, стало первым шагом к пониманию того, что именно общество есть то образование, в котором вид Homo sapiens обретает свои человеческие качества, а государство есть лишь часть общества, один из его социальных институтов. Эта идея постепенно проникала и в философию, и в общественные науки.
Объяснение природы общества (и, соответственно, общественной природы человека) на протяжении истории социально-философской мысли оставалось центральной проблемой всех теорий общества; то или иное её решение определяет во многом и трактовку отдельных типов общественной деятельности, в том числе индивидуальных действий. Принципиальным для понимания общества является решение вопросов о том, существуют ли специфические объективные законы развития общества или нет; возможно ли распространять на общество те или иные законы природы; следует ли исходить из понимания общества как целостной системы (холизм) или из индивидов (психологизм) и вообще является ли общество целостным образованием или же просто совокупностью индивидов; какая теория общества более адекватна — монистическая или плюралистическая, признающая взаимодействие и влияние равноправных факторов; что является отличительным признаком общества — социальные отношения (коммуникации) или культура; существует ли единство и общая направленность исторического процесса или он распадается на множество самостоятельных культур и цивилизаций; происходит ли развитие общества или лишь социальные изменения; какое влияние на общество оказывают новые технологии, глобальные проблемы, наконец, сам человек, его сознание и самосознание и так далее.
Общество – это чрезвычайно сложный организм, который не стоит на месте. Он изменяется, одни институты рождаются, другие – перестают существовать. Таким образом, общественный организм живет. Именно поэтому социологи, историки и философы во все времена обращали внимание на характер исторического развития общества.
Понятие развития общества
Историческое развитие – это сложный, многосторонний и многозначительный процесс, который длится достаточно долго и включает в себя компоненты из экономики, политики, права, а также элементы нравственного и интеллектуального развития. Эти части в результате составляют единую целостность, пронизывая многие общественные институты: правовые нормы отражаются на нравственности, экономические на ценностях и т.д.
Тип общества – это система определенных структурных единиц – социальных общностей, групп, институтов и т.д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных норм, ценностей, идеалов.
Человеческий фактор в развитии
Сложность определения содержания истории, путей и проблем исторического познания заключается в том, что во всех его сферах присутствует человек – главное действующее лицо исторического процесса. Она выступает исторической личностью и творцом истории, а также как исследователь всего исторического рассвета.
Человеческий фактор вносит в познавательный процесс много вопросов субъективного характера, основанные, в первую очередь, на духовности, соответствующем профессионализме каждого лица, на уровне и возможности интеллекта. Роль человека в истории определяющая уже только потому, что история, исторический процесс не могут быть без человека – его создателя. Человек и природа, человек и общество, человек и люди – такие связи, такое сочетание комплекса проблем трудно поддается осмыслению, изучению, исследованию.
Типы обществ и их развитие
![Прогресс]()
Множество ученых вводили свою классификацию обществ, а с ней, определяли их движение на линии времени. Приведем несколько примеров.
Концепция Г. Спенсера: общества простые и сложные. Со временем в обществе растет вариативность социальных связей, появляются новые институты, одним словом, происходит дифференциация. Так по Спенсеру мировая история – это движение от простых обществ к сложным.
Концепция Ф. Тенниса: общины и общества. Ранняя стадия развития общества – это община. Количество участников небольшое, часто ими движет совместное проживание, отсутствует четкое право и закон. В обществе же главное – это рациональный обмен, взаимная выгода. Чтобы упростить социальную коммуникацию в обществе действует обязательный для всех закон.
Концепция К. Поппера: общества закрытые и открытые. Большинство древних обществ имели очень слабую социальную мобильность: если родился в определенной группе, то к ней будешь принадлежать и ты, и твои дети. Яркий пример – касты в древней Индии. Обычно такие общества статичны, закрыты от внешних контактов, слабо восприимчивы к достижениям науки. Со временем мобильность усиливается, появляются сословия, а затем классы. Образование, успешная карьера, знакомства дают возможность подниматься по социальной лестнице. Открытые общества более динамичны, в них развиваются институты демократии, гарантируется частная собственность и свобода самой личности.
Концепция И. Валлерстайна: исторические системы. Для этого ученого центральное место занимает то, какая система доминирует в мире. Каждая такая система имеет заданный набор экономических, политических, социальных институтов. Они, в свою очередь, через социализацию формируют соответствующих личностей. Когда система не справляется с новыми вызовами начинается ее трансформация и рождение новой системы. И. Валлерстайн приводит несколько таких систем: североамериканская (доевропейская), Римская империя, капиталистическая. По мнению ученого, сегодня наблюдается кризис капитализма, а значит, возможна новая серьезная трансформация.
Различные подходы к историческому развитию
Однако более сложные концепции были разработаны К. Марксом и А. Тойнби. Их концепции оказали намного большее влияние на научное и политическое развитие, чем вышеперечисленные. К. Маркс ввел формационную теорию развитие общества, а Тойнби – цивилизационную.
Этапы развития общества по К. Марксу
Для основателя марксизма ключевым было право собственности на средства производства и характер производственных отношений. Главная движущая сила изменений – классовые противоречия.
Именно поэтому он выделяет следующие стадии развития:
Культурологический подход
Авторы этой концепции не считаются сторонниками европоцентристские однолинейной схемы общественного прогресса, а признавали существование большого количества культур и цивилизаций.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию, среди них египетская, эллинская, западная, православная христианская (в России) и другие.
Эволюционные типы обществ
Сегодня большинство социологов, футурологов и философов используют эволюционные типы обществ, которые, однако, возникли вследствие производственных революций.
В 18 веке в Англии изобрели паровую машину, которую начали использовать на производстве и на транспорте. Начался промышленный переворот. Заводы и фабрики задавали тон жизни в стране и городе. Дневной уклад стал зависим от времени: появилось расписание, транспорт стал его соблюдать, на заводах начали работать женщины, а детей приходилось отдавать в государственные и частные школы и детские сады, начала сокращаться рождаемость.
Таким образом, сегодня выделяют 4 стадии развития общества:
- Простейшие общества.
- Аграрные общества.
- Индустриальные.
- Постиндустриальные.
Современные тенденции развития
Сегодня философы и социологи говорят о двух главных тенденциях: глобализации и сбору данных обо всем. Сегодня уже нет десятков цивилизаций, о которых писал Тойнби. Сегодня мир – это фактически одна цивилизация. Сегодня молодежь в Европе, России и США больше похоже между собой, чем на старшее поколение в своей стране. Создание огромных баз данных разгружает человеческую память, она становится кратковременной. Вместе с тем, чтобы находить нужную информацию, которой нет в памяти, нужны умения работы с базами данных.
Читайте также: