Общественный прогресс и глобальные проблемы современности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы.

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются:

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими;

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования;

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

Современные концепции прогресса

Три концепции общественного прогресса:

3) концепция общественного круговорота.

На этапе железного века люди проводят дни в трудах, заботах, печали, всюду царит зло.

В период феодализма господствующая религиозная идеология отвергала возможность осуществления человеческих желаний в земной жизни, была проникнута сожалением о безвозвратно утерянном рае, надеждами на будущею миссию-спасителя. Данный пессимизм связан был с эсхатологическим учением о конце мира.

И. Кант видел внутреннее основание этапов истории в движении к нравственной автономии личности. Его ученик Фихте говорил, что человеческий род на пути к цели своей земной жизни проходит 5 этапов, различающихся уровнем самосознания индивидов, фиксированного в степени развития человеческого разума:

1) инстинкт разума,

2) господство авторитета разума,

3) освобождение от господства авторитета разума,

5) искусство разума.

Последние три эпохи, в отличие от первых двух, когда разум еще слеп, характеризовались как эпохи зрячего господства разума.

1) восточный мир,

3) христианско-германский мир.

Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философский воззрений:

Концепции общественного круговорота опираются на учение итальянского философа Д. Вико, утверждавшего, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи:

Эти эпохи аналогичны периодам жизни человека: детству, юности, зрелости, после чего прогресс развития увядает и уступает место новому круговороту. Представителями концепции общественного круговорота были О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби.

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Этот термин стал употребляться в литературе в конце 60-х гг. 20 века и, в буквальном смысле, он означает пространственно-планетарное измерение данных проблем, в отличие от регионального и локального измерения.

И.Т. Фролов дал следующее определение глобальных проблем:

1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;

2) экологическая проблема;

7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;

8) преодоление экономического отставания;

9) проблема человеческого здоровья;

10) проблема НТР.

Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:

1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;

2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);

3) необходимо новое глобальное, холистическое мышление и новая методология;

В предыдущих темах неоднократно звучала мысль о сложности, многогранности процесса развития и той значительной роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в нем стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности, с которыми сталкивается природа и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время, именно о них принято говорить как о глобальных проблемах современности. К ним относятся такие как экологические, войны и мира, демографические, болезней, преступности и некоторые другие.

Остановим внимание на названных и, в первую очередь, на экологической проблеме, в силу тех причин, что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру. В ней выделяются:

1. Геосфера - поверхность Земли, как необитаемая, так и пригодная для жизни человека.

2. Биосфера - совокупность живых организмов на поверхности, в недрах и атмосфере нашей планеты.

3. Космосфера - околоземное космическое пространство, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримое время и являющаяся объектом интенсивных научных исследований.

С целью их разгадки, все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на естественную и искусственную среды обитания.

В естественную оказались включенными гео-, био- и космосфе-ры. Она обладает очень большим диаметром, и в нее концентрически вложена искусственная среда обитания, включающая в себя техносферу. В едином их центре находится сам человек, а следовательно, и ноосфера. Радиус естественной среды обитания постоянно расширяется за счет неосвоенной человеком живой природы , а также ноосферы. И, конечно, же воздействие, которому подвергается естественная среда обитания, не может не вызывать у нас опасения за жизнь на Земле, и, в первую очередь, самого человека. Ведь он является биологическим существом, а следовательно, не может жить вне природы.

Переживания за будущее нашей цивилизации сделали искусственную и естественную среды обитания объектом исследований многих ученых и, в частности, выдающегося представителя русской науки В.И.Вернадского (1863-1945 гг.). Его, в первую очередь, интересовали процессы, протекающие в биосфере и ноосфере. Среди идей, высказанных им и представляющих для темы нашего обсуждения наибольший интерес, стало утверждение о том, что ноосфера не является самостоятельным образованием, а последним из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории Земли. Процесс этот как раз и происходит в настоящее время.

Своеобразным продолжением мифических представлений наших древних предков о ней как о живом существе стали заявления некоторых современных ученых о необходимости восприятия биосферы как сложного организма, функционирующего разумно и по определенным законам, а поэтому способного достаточно активно влиять на многие из процессов, протекающих на нашей планете.

Одна и другая точки зрения, несмотря на их оригинальность, вне всякого сомнения, несут в себе большой заряд оптимизма и веру в способность РАЗУМА преодолеть глобальные проблемы современности и, в частности, экологическую.

Благодаря выше рассмотренным подходам, удается совсем по иному взглянуть на взаимодействие искусственной и естественной сред обитания как на части одного целого, а не неприемлющие друг друга. Но, справедливости ради, следует отметить, что на экологическую проблему существуют и другие точки зрения. В них открыто выражается тревога по тому поводу, что развитие техносферы, какими бы оно благами не оборачивалось для человека, должно иметь пределы, за которыми гибель природы может оказаться неизбежной. Опасения подобного рода, конечно, имеют под собой достаточно прочное основание. Гений человека, его разум, стремление к самовыражению и свободе творчества позволили за сравнительно короткий исторический отрезок времени пройти нелегкий путь от младшего, и чаще бесполезного, партнера до возжелавшего стать господином над всеми. Но насколько основательны эти претензии?

- в отсутствии доказательств несовершенства природы по отношению к деятельности людей,

- в опасности нарушения хрупкого равновесия, еще имеющегося в природе в результате экологического производства,

- в вероятности более быстрого приспособления к искусственной среде обитания организмов, опасных для жизни человека: вирусов, бактерий и др.

- в отсутствии способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического производства. Другая точка зрения может быть оценена как более взвешенная, ибо исходит из осознания необходимости

- сохранения и поддержания существующей среды обитания,

- признания неизбежности научно-технического прогресса, но стремления развивать его в направлении совершенства ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально сохраняющих природу.

К достоинствам такого подхода относится осознание современными исследователями негативных последствий развития техносферы и для самого человека, которые могут принять даже необратимый характер. Все чаще они проявляются в изменениях наследственности, мутациях, постоянных перегрузках его организма и психики. Ведь изменение жизни, которое происходит у людей в растуших городах, рост ее темпов сопровождаются:

- стрессом, т.е. чрезвычайным возбуждением нервной системы человека,

Наблюдения над человеком, подвергающимся активному негативному воздействию техносферы, зафиксировали снижение у него слуха, падение работоспособности, снижение умственной активности, заболевание нервной системы и пр.

Но существует ли наиболее оптимальные варианты гармонизации выработки механизма сосуществования естественной и искусственной сред обитания? По мнению В.И.Вернадского и его последователей, человечеству следует объединить свои усилия в следующих направлениях:'

1. Заселения людьми всей планеты, которое продолжается с возрастающей интенсивностью.

2. Резкого преобразования средств связи и обмена информацией ме&ду разными странами, что также происходит в мире благодаря радио, телевидению.

3. Усиления политических контактов между государствами.

4. Преобладания геологического воздействия человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. И это также имеет место. Например, количество горных пород, извлекаемых из недр Земли, в 2 раза превышает средний объем лав и пепла, выносимых на ее поверхность вулканами. И если число природных материалов, образованных на нашей планете, не превышает 3,5 тысяч, то людьми ежегодно создаются десятки тысяч их синтетических видов.

5. Расширения границ биосферы за счет выхода человечества в космос, что с возрастающей интенсивностью и происходит в последние десятилетия.

6. Открытия новых источников энергии. Их число также растет за счет использования ядерной, солнечной, ветровой, термальных источников и т.д.

7. Равенства людей всех рас и религий.

8. Увеличения роли народных масс в решении вопросов внутренней и внешней политики.

9. Обеспечения свободы научной мысли и научного творчества от давления религиозных, философских и политических настроений и создания в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли, для реализации которых человечеству предстоит еще приложить немало усилий.

10. Подъема благосостояния населения, создания реальных возможностей для того, чтобы не допустить недоедание, голод, нищету и ослабление влияния болезней.

11. Разумного преобразования первичной природы Земли с целью приспособления ее к удовлетворению все возрастающих материальных, эстетических и духовных потребностей численно увеличивающегося населения.

12. Исключения войн из жизни общества. Это условие В.И.Вернадский считает чрезвычайно важным для создания и обеспечения существования ноосферы.

Почти все из названных условий постепенно выполняются, но с разной степенью эффективности. Синтез этих процессов, протекающих в направлении гармонизации человеческого сообщества и природы , получил название коэволюции. С нею связывается взаимное приспособление друг к другу человека и природы, а биосферы - к человеку и к техносфере. Но эти процессы протекают очень сложно, и Неоднозначно характеризуются специалистами. В частности, серьезные опасения у них вызывают проблемы, которые могут возникнуть с развитием биологических и информационных технологий.

Таким образом, экологическая проблема является очень актуальной для всех живых существ и организмов, населяющих нашу планету. Границы ее очень широки и выходят далеко за рамки ее самой, в чем не трудно убедиться при анализе выше описанных двенадцати условий сохранения биосферы Земли, названных В.И. Вернадским.

Обратимся, хотя бы, к проблемам войны и мира. Известно, что на протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

Таким образом, и в современной международной обстановке реальностью является продолжающаяся гонка вооружений, сопровождающаяся невосполнимыми, колоссальными затратами трудовых, материальных, природных ресурсов, интеллекта научной и технической элиты общества. Следовательно, продолжают сохранять актуальность проблемы утилизации ядерных отходов, а здравоохранение, образование, культура во всех странах продолжают испытывать недостаток денежных средств.

Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

- площадью почв, пригодных для земледелия,

- сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

- увеличивающимся темпом роста городов,

- предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

- непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии , Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

- значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

- качество медицинского обслуживания,

- структуру питания и его культуру,

- систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

В странах же с низким уровнем жизни этим проблемам уделяется менее пристальное внимание. Но с другой стороны, именно в государствах с развитой индустрией велик процент бесплодия среди мужчин и женщин, а в экономически слабых - высока смертность среди детей и непродолжительна жизнь взрослых.

Каким же образом предполагается разрешение проблемы народонаселения и связанных с нею - продовольственной и болезней? Современными учеными по этому поводу высказывается целый ряд точек зрения, среди которых следует выделить:

- разработку международных программ помощи народам, испытывающим продовольственные проблемы или страдающим от массовых эпидемий;

- оказание помощи слаборазвитым государствам в их экономическом развитии со стороны мирового сообщества;

- разработку гуманных способов и технологий регулирования рождения потомства;

- пропаганду и внедрение в жизнь высокой культуры семейно-брачных отношений.

Небезынтересен и взгляд на эту проблему со стороны исследователей, воспринимающих биосферу Земли как целостный живой организм, очень активно реагирующий на влияние на его жизнедеятельность человека. Они, в частности, утверждают, что биосфера обладает множеством еще непознанных нами способностей и, в частности, регулирования численности человечества, которая не перешагнет кризисной черты в 12 миллиардов. В качестве таких называют стихийные бедствия, а также болезни, поражающие людей и ранее неизвестные науке.

Таким образом, учеными обращается внимание на необходимость более осторожного и взвешенного отношения со стороны человека к миру, его окружающему, ибо конфликт с ним может отторгнуть людей от себя, уничтожив их.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, авторы считают необходимым обратить внимание читателей еще на одну, очень актуальную как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Негативные последствия организованной преступности заключаются:

- в угрозе жизни и безопасности больших масс людей,

- подрыве экономики государств,

- подрыве здоровья людей в результате употребления наркотиков и ведения нездорового образа жизни,

- в растлении малолетних,

- в образовании криминальных политических режимов и т.д.

Успешное преодоление этого зла возможно только при объединении усилий правительств и правоохранительных органов всего мирового сообщества, обязанного осознать, что такое явление как преступность не имеет границ и, в первую очередь, поражает наиболее дееспособную часть населения, выводит из государственного обращения массу денежных средств и материальных ресурсов.

В завершении рассмотрения вопроса можно сделать вывод о том, что с глобальными проблемами современности связывают именно те из их большого ряда, так хорошо известных каждому из нас в повседневной жизни, которые приняли общечеловеческий характер, стали не только результатом преобразующей деятельности людей, но и еще не познанных нами космических процессов.

Название глобальных эти проблемы получили еще и потому, что требуют всеобщих усилий для их преодоления. Они же распространяются на сферу политических, экономических, духовных отношений между народами.

Таким образом, чем активнее человечество сконцентрирует свои усилия в направлении успешного разрешения глобальных проблем современности, тем с большим основанием оно будет иметь возможность с оптимизмом рассуждать об обозримом и отдаленном будущем, с большей степенью вероятности строить прогнозы на них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Общественный прогресс – это поступательное развитие общества от менее сложных и менее совершенных к более сложным и совершенным его состояниям. Общественно – экономические формации – ступени общественного прогресса. Каждая последующая формация стоит на более высокой ступени общественного прогресса, чем предыдущая. Так как развиваются и становятся более мощными производительные силы, усложняется техника, совершенствуются трудовые навыки людей, обладающих это техникой, - возникают новые формы общественного разделения труда, более сложными и разнообразными становятся формы общественной и совместной трудовой деятельности. Расширяются познавательные возможности и способности человека, накапливается интеллектуальны потенциал общества, развиваются наука и искусство, углубляются и совершенствуются нравственные регуляторы человеческого поведения. Общество всесторонне развивается, идёт по пути прогресса.

Некоторые философы , историки, социологи рассматривали общество как бесконечное повторение одних и тех же процессов.

В действительности же развитие общество происходит не по прямой линии и не по кругу, а как бы по спирали: каждый виток воспроизводит прежние ступени, но на новом, более высоком уровне.

Критерий общ прогресса – 1.уровень развития производительных сил в обществе 2. Характер общественных и прежде всего производственных отношений 3. Показатель степени свободы личности, возможности расцвета её творческих способностей, самореализации, самоотверждения.

Важнейшими характеристиками общественного прогресса являются также поступательность, цикличность, необратимость развития.

2. демографическая проблема, проявляющаяся в угрозе демографического взрыва. В слаборазвитых странах он связан с безудержным ростом населения, часто оказывающимся неуправляемым. В экономически развитых странах, напротив, наблюдается падение рождаемости, что может отразиться на смене поколений, привести к значительному постарению общества. 3. Решение проблем культуры, спасение её от варварства, вандализма, подмены подлинных ценностей культуры различными подделками, калечащими человека, порождающими его бездуховость, культ насилия и т.д. 4.большую озабоченность вызывают проблемы, связанные с отрицательным последствиями современной научно – технической революции. Один из наиболее актуальных вопросов – о том, как использовать достижения научно – техн прогресса на благо общества и личности. 5. Проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Сохранение мира, цивилизованное урегулирование региональных конфликтов , новое политическое мышление, ориентирующееся на доверие, понимание и уважение между народами и гос-ми, - все это должно способствовать сохранению мира на нашей планете. 6. Борьба с наркоманией , СПИДом и др.

Решение глобальных проблем современности возможно лишь на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей: добра справедливости красоты. И прежде всего высшей ценностью явл человек. Поэтому проблемой, концентрирующей в себе все другие глобальные проблемы современной эпохи, явл-ся создание таких условий(природных и социальных), которые бы обеспечивали возможность гармоничного развития человека, его достойный образ жизни.

Прогресс – есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс, т.е. переход от высшего к низшему называется регресс. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему. Основой общественного прогресса является способ производства материальных благ, включающих производственные силы и производственные отношения. Существует 3 основных концепции общественного прогресса: Пессимистическая, оптимистическая, концепция общественного круговорота.

Фихте говорил, что на пути к цели человеческой жизни человеческий род проходит 5 эпох, различающихся уровнем самосознания индивида: Эпоха инстинкта разума, эпоха господства авторитета разума, эпоха освобождения от господства авторитета разума, эпоха науки разума, эпоха искусства разума. Основы научной типизации исторического прогресса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди, во-вторых – вместе с тем в ней осуществляется некая объективная логика. В философии и истории Гегель рассматривал развитие общества на диалектическом соотношении прогресса и регресса, которое представлял как единство и борьбу противоположностей. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь по Гегелю есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Каждый народ проходит стадию своего детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому носителю более высокого принципа. Он выделил 3 фазы мировой истории: восточный мир, грекоримский мир, христианско-германский. Последний провозгласил вершиной мирового прогресса, т.к. в нем человек явно обладает свободой. Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философских воззрений. Он выделял 3 основных стадии общественного развития: божественную, метафизическую, позитивную (научную).

Концепции исторического круговорота опираются на учение итальянского философа Дж. Вико. Он утверждал, что каждый народ, развиваясь проходит 3 эпохи, аналогичные периодом жизни человека: божественную, героическую, человеческую. После чего процесс развития увядает, длет по нисходящей, уступает место новому круговороту.

П. Сорокин сравнивает историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно , но каждый раз в новой аранжировке. Английский социолог и историк А.Тойнби приходит к выводу, что история общества – есть история замкнутых цивилизаций, которая возникла развиваясь и исчезая, не оказывая друг на друга существенного влияния. Современные пессимистические концепции утверждают неизбежную гибель цивилизации и связывают это учение с экологической катастрофой, проблемой исчерпаемости земных ресурсов, демографическим взрывом и негативными последствиями НТР. Сторонники современной оптимистической концепции признают прогресс и считают, что задачи поступательного развития общества могут быть решены с помощью НТР. Термин глобальные проблемы стал употребляться в литературе в конце 60 годов XX в. В буквальном смысле он означал пространственно планетарное измерение в отличие от регионального и локального. Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, имеют общечеловеческий характер, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие как всего мира так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены и требуют для своего решения международного сотрудничества всех стран. В соответствии с этими критерии к ним относятся проблемы: войны и мира, экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая и т.д.

Постепенный переход к более совершенному, высшему, лучшему, называется прогрессом. Противоположное понятие - это регресс, что означает упадок, движение вниз.

2. Другие же (и таких мыслителей большинство), что происходит постепенный прогресс:

а) Некоторые считают, что прогресс циклический, с повторяемостью определенных этапов (Платон, Аристотель).

б) Кто-то видит прогресс в виде беспрерывных изменений в разуме человеческого рода (А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе).

3. А третьи, что прогресс - это изменение мировых событий, большее овладение природой и производством (Г.Гегель, К.Маркс).

В 19-20 веках наступило ускорение прогресса, но вместе с этим пришел и пессимистический взгляд на прогресс, например, как на возможный конец истории в виде глобальной катастрофы.

problema-obschestvennogo-progressa-kratko

Видение прогресса зависит от времени, в котором живет мыслитель. Ведь прогресс - это не всегда путь усеянный цветами, скорее это приливы и отливы, смена хаоса и порядка, ситуация, когда всё улучшается или приходит к резкому ухудшению, часто в формате революций и даже войн.

Если смотреть на прогресс в рамках государства, то все может выглядеть еще сложнее, ведь какие-то части единого механизма не развиваются одновременно: какие-то улучшаются быстрее, а какие-то медленнее. Или даже так: какие-то части прогрессируют, а какие-то наоборот регрессируют. Например, развитие техники и технологий зачастую ведет к разрушению среды обитания. Открытия в науке могут приводить к разработке более серьезного оружия.

От прогресса страдает и сам человек, так как увеличивается количество информации, количество людей вокруг, видов технологий, что ведет к стрессам и болезням. И т.д.

В связи с этим, критерии прогресса трудно установить. Нет единого показателя, который бы указал на прогресс. Господствующим мнением считается, что общественный прогресс = развитие производительности техники и человека. Действительно, улучшаются технологии, упрощается овладение силами природы.

Другой вариант - это посмотреть на меру свободы и выделить её, как критерий социального прогресса. Свобода - это степень гарантированной индивидуальной свободы человека, что означает возможность раскрытия им своих человеческих качеств.

Похоже, что это две стороны одной медали и развитие условий жизни влечет развитие человечности: морали, творчества, разума.

Читайте также: