Общественный контроль рб административное право кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общественный контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т. е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Правовую основу его осуществления закладывают нормы Конституции РФ: ст.

32 наделяет граждан правом участия в управлении делами государства, что предполагает и наличие контрольных полномочий общественности за деятельностью органов управления.

Согласно нормам этого Федерального закона основное предназначение Общественной палаты РФ - обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления в следующих целях: 1) учет потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики; 2) осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными формами ее работы являются пленарные заседания Общественной палаты (проводятся не реже двух раз в год), заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Одним из направлений контрольной деятельности Общественной палаты выступает контроль за деятельностью органов исполнительной власти, который реализуется путем создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и могут приниматься в форме

заключений, предложений и обращений. Заключения по результатам экспертизы проектов правовых актов подлежат рассмотрению органами власти, их издавшими.

Общественная палата ежегодно подготавливает и публикует в периодическом издании Общественной палаты доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

Вопросы и задания для самоконтроля:

Какова сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении?

Перечислите способы обеспечения законности в государственном управлении.

Дайте понятие государственного контроля в управлении.

Перечислите основания классификации видов государственного контроля.

Охарактеризуйте роль прокурорского надзора в государственном управлении.

Дайте понятие административного надзора.

Перечислите иные виды контроля над деятельностью органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Ниже приводятся тексты этих документов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 9 июня 2006 г. № 122-З
О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности(фрагмент)

Статья 6. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок после официального опубликования настоящего Закона:
определить основания и порядок осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления республиканскими и местными общественными объединениями (далее – общественные объединения) контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности*, а также порядок участия общественных объединений в работе таких органов и учреждений.
______________________________
*Исправительные учреждения открытого типа, арестные дома, исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов внутренних дел.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий

1. Инструкция о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее – Инструкция) определяет порядок образования Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее – Республиканская комиссия), порядок образования областных, Минской городской общественных наблюдательных комиссий при управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее – областные, Минская городская комиссия), порядок организации их деятельности, порядок взаимодействия Республиканской комиссии с областными, Минской городской комиссиями.
2. Республиканская комиссия образуется в составе от 3 до 11 человек. Персональный состав Республиканской комиссии утверждается приказом Министра юстиции Республики Беларусь.
Информация о составе Республиканской комиссии направляется Министерством юстиции Республики Беларусь в Министерство внутренних дел Республики Беларусь и публикуется в средствах массовой информации.
3. Областная, Минская городская комиссии образуются в составе от 3 до 11 человек. Персональный состав областной, Минской городской комиссий утверждается приказом начальника управления юстиции соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета.
Информация о составе областной, Минской городской комиссий направляется управлением юстиции областного, Минского городского исполнительных комитетов в управление внутренних дел соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета и публикуется в средствах массовой информации.
4. Республиканская комиссия, областная, Минская городская комиссии (далее – комиссии) осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства и настоящей Инструкцией.
Комиссии сами определяют направления своей деятельности в соответствии с возложенными на них законодательством полномочиями.
5. Комиссию возглавляет председатель, избираемый комиссией из числа ее членов по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь (председатель Республиканской комиссии) или с управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (председатели соответствующих областных, Минской городской комиссий).
Подготовка материалов к рассмотрению комиссией, ведение делопроизводства возлагаются на секретаря комиссии, избираемого комиссией из числа ее членов по предложению председателя комиссии.
Председатель и секретарь комиссии избираются открытым голосованием простым большинством голосов.
6. Председатель обеспечивает подготовку заседания комиссии либо поручает обеспечение подготовки членам комиссии.
Председатель комиссии определяет время и место проведения заседания комиссии, а также повестку заседания.
7. Председатель комиссии определяет периодичность заседаний комиссии исходя из реальной необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
8. В работе комиссии могут принимать участие представители заинтересованных государственных органов с правом совещательного голоса.
9. Комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель комиссии.
10. Ход заседания комиссии, а также принятые комиссией решения оформляются протоколом, к которому могут прилагаться предложения, заключения комиссии, носящие рекомендательный характер.
Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии.
11. Протокол заседания Республиканской комиссии направляется вместе с приложениями Министерству юстиции Республики Беларусь и Министерству внутренних дел Республики Беларусь.
Протокол заседания областной, Минской городской комиссий вместе с приложениями направляется в управление юстиции и управление внутренних дел соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета и при необходимости в Республиканскую комиссию.
12. На заседании комиссии может выноситься на обсуждение любой вопрос, относящийся к компетенции общественных наблюдательных комиссий.
13. Члены комиссии обязаны выполнять решения комиссии и поручения председателя комиссии по вопросам деятельности комиссии в соответствии с компетенцией комиссии, определенной законодательством.
14. Для осуществления полномочий, предоставленных комиссиям, Министерство юстиции Республики Беларусь, управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов оказывают содействие в организации заседаний соответствующих комиссий.
15. Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет организационное обеспечение деятельности Республиканской комиссии, предоставляет ей помещение для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывает методическую помощь.
16. Управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов осуществляют организационное обеспечение деятельности соответствующих областных, Минской городской комиссий, предоставляют им помещения для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывают методическую помощь.
17. В пределах полномочий, предоставленных общественным наблюдательным комиссиям, областные, Минская городская комиссии осуществляют взаимодействие с Республиканской комиссией.
18. При необходимости решения вопросов на республиканском уровне решения, принимаемые на заседаниях областных, Минской городской комиссий, направляются в Республиканскую комиссию для обсуждения на ее заседаниях.
19. В случае необходимости Республиканская комиссия принимает решение о направлении предложений, заключений областных, Минской городской комиссий в Министерство юстиции Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
О принятом решении Республиканская комиссия сообщает областным, Минской городской комиссиям

Личный лист кандидата в члены комиссии. Приложение к постановлению Министерства юстиции
Республики Беларусь 15.12.2006 № 85

Место для
фотографической
карточки

кандидата от _________________________________________________________________
(наименование общественного объединения)
в члены ______________________________________________________________________
(наименование общественной наблюдательной комиссии)
1. Фамилия ___________________________________________________________________
имя _______________________ отчество __________________________________________
_____________________________________________________________________________
(если изменял(а) фамилию, имя или отчество, то указать их)
2. Число, месяц и год рождения _________________________________________________
3. Место рождения ____________________________________________________________
4. Гражданство _______________________________________________________________
5. Образование _______________________________________________________________
6. Адрес постоянного места жительства __________________________________________
телефон _________________________
7. Место работы, должность ____________________________________________________
телефон _________________________
8. Реквизиты документа, удостоверяющего личность:
наименование документа __________________________________ № __________________
серия ____________________ кем выдан __________________________________________
дата выдачи __________________________________________________________________
9. Кандидатура члена комиссии выдвинута решением высшего органа ________________
(наименование
_____________________________________________________________________________
высшего органа общественного объединения, дата проведения, номер протокола)
10. Подтверждаю, что в отношении меня _________________________________________
(фамилия, инициалы)
не имеется неснятой или непогашенной судимости, а также решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным.
________________________
(дата заполнения)
_______________________
(подпись)

Осуществление контрольно-надзорной функции в Республике Беларусь связано, в первую очередь, с правоохранительной формой управления. Важнейшими функциями правоохранительной формы управления являются:

- охрана существующего порядка управления;

- обеспечение законного режима функционирования органов управления и должностных лиц;

- предотвращение сбоев в системе управления;

Для правоохранительной формы управления также характерно:

- обеспечение защиты прав и свобод субъектов права;

- рассмотрение возникающих в области управления правовых споров;

- применение мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам;

- использование особых принудительных средств и методов воздействия.

Более того, контроль можно охарактеризовать и как:

1 специфический вид управленческой деятельности;

2 источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений;

3 систему проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с
целью подтверждения правомерности его деятельности;

4 механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений;

5 систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров [4, с. 374];

Как можно заметить, контроль является довольно сложным, многообразным и многоплановым явлением, наиболее широкое применение которого характерно в сфере государственного управления. Необходимо пояснить, почему. Как мы уже упоминали, Республика Беларусь стремится быть правовым государством, а одним из фундаментальных положений правового государства является законность в сфере государственного управления. Невозможно вообразить, какой возникнет коллапс и

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

вседозволенность, какие масштабы примет коррупция и незаконное воздействие на субъектов права, при отсутствии необходимого контроля в сфере исполнительной власти. Именно поэтому наиболее широко применяется контроль за носителями исполнительной власти, которые своей ненадлежащей распорядительностью могут не просто нарушить законность, но и причинить значительный ущерб общественности, допустить нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Сущность контроля в сфере государственного управления заключается в том, что уполномоченные на то субъекты законодательной, исполнительной, а также судебной власти, используя специальные организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. И если таковые будут обнаружены, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины [4, с. 374].

Таким образом, важнейшими критериями оценки действий проверяемых органов и должностных лиц служат нарушения законности и государственной дисциплины, а также целесообразность и обоснованность совершаемых ими действий.

К важнейшим целям контроля можно отнести:

- соблюдение органами исполнительной власти и должностными лицами, задействованными в данной сфере, законодательства;

- поддержание стабильного функционирования государственного аппарата;

- совершенствование эффективности государственного регулирования;

- поддержание целесообразного и экономного расходования средств;

- выявление нарушений законности и государственной дисциплины, немедленное их устранение, привлечение виновных к ответственности, принятие мер по предотвращению нарушений в дальнейшем и так далее.

Следует отметить также, что весьма важным назначением контроля является передача достоверной и объективной информации о дисциплине в сфере государственного управления, что не может не способствовать ее укреплению и совершенствованию.

Теперь перейдем к основополагающим принципам контроля. Отметим, что контроль базируется как на конституционных, так и на специальных принципах. К конституционным принципам можно отнести такие фундаментальные начала, как:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- демократизм, или народовластие;

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

- равенство перед законом и судом и другие [1].

Более подробно нас интересуют специальные принципы контроля. К ним относятся:

- действенность, или результативность;

- своевременность, или оперативность;

- постоянство и систематичность [4, с. 375].

Разберем каждый из специальных принципов в более подробном ключе.

Принцип экономичности контроля подразумевает под собой минимализацию затрат и расходов на осуществление контрольной деятельности.

Принцип объективности контроля является, пожалуй, наиболее важным специальным принципом, фундаментальным, основным устоем. Объективная оценка реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами в сфере государственного управления способствует поддержанию стабильного функционирования государственного аппарата, стимулирует данных субъектов соблюдать законодательство. В то же время, если контрольная деятельность будет осуществлена необъективно, предвзято, исходя из определенных предпочтений и так далее, результаты, естественно, послужат лишь ухудшению и дистабелизации работы государственных органов и должностных лиц в сфере исполнительной власти. Подводя итог данному специальному принципу, отметим, что контрольная деятельность обязана осуществляться беспристрастно.

Принцип действенности, или результативности контроля, заключается в получении конечного итога, результата реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами в сфере государственного управления, выявленного в ходе проведения контрольных мероприятий. Отметим, что ни в коем случае нельзя предполагать, что принцип результативности контроля подразумевает под конечным итогом, выявленным в ходе осуществления контрольной деятельности, исключительно негативный, неправомерный результат работы уполномоченных субъектов в сфере исполнительной власти. Конечный результат может являться как положительным, так и отрицательным.

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

Обратим внимание на функции контроля, то есть на основные направления его деятельности, а именно:

- функцию превенции (превентивно-воспитательную);

- функцию правоохраны [4, с. 376].

Выявив обнаруженные отклонения в деятельности соответствующих органов, субъекты контроля воздействуют на объект контроля путем коррекции определенных действий, приведших к отклонениям, нарушениям в функционировании данных органов, способствуют устранению препятствий на пути оптимальной работы данных органов. Немаловажным является тот факт, что коррективы могут быть внесены также и в соответствующие акты, в которых в ходе осуществления контрольных мероприятий были выявлены недочеты.

Функция превенции направлена, прежде всего, на предупреждение совершения нарушений, на выявление совокупности причин и условий, которые могут являться основанием совершения нарушения, их устранение, а также предотвращение совершения нарушений в дальнейшем. Объективно рассуждая, можно прийти к выводу, что сам факт наличия института контроля уже является весьма мощным предупредительным, предохраняющим от совершения правонарушений средством. Таким образом отметим, что функция превенции является одной из важнейших, если не первостепенной, функций в сфере контрольной деятельности.

Правоохранительная, иначе регулирующая, функция контроля также является невероятно важным направлением его деятельности. Охарактеризуем данную функцию и выделим ее основные черты. Правоохранительная функция выступает как:

- средство обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления;

- средство пресечения неправомерных действий государственных органов и должностных лиц;

- средство привлечения данных нарушителей к юридической ответственности.

В целом, мы разобрали основополагающие функции – основные направления деятельности контроля. Теперь кратко охарактеризуем и перечислим основные методы контроля.

Методы контроля – это совокупность юридических приемов, способов, средств, при помощи которых он осуществляется. Выбор данных приемов, способов и средств диктуется совокупностью определенных факторов, таких,

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

как обстоятельства (условия), в которых проводится контрольное мероприятие, цели, которые преследует контрольная деятельность, субъекты, непосредственно реализующие данную деятельность, и так далее. В качестве примеров приведем следующие методы контроля:

- ревизии, или проверки;

- дача согласия, или согласование;

- выдача ордера на жилье;

- совершение нотариальных действий;

- осмотр, досмотр и так далее [4, с. 376–377].

Как мы уже выяснили, контроль является сложным, многогранным и многофункциональным явлением, соответственно можно выделить некоторое количество оснований (критериев) классификации контрольной деятельности.

Начнем с рассмотрения классификации контроля в зависимости от связей субъектов контроля с государством. В соответствие с данной классификацией, контроль подразделяется на:

Государственный контроль осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами, должностными лицами. Государственный контроль в Республике Беларусь реализуется:

- Президентом Республики Беларусь;

- органами законодательной (представительной) власти Республики Беларусь;

- органами исполнительной власти Республики Беларусь;

- судебной властью Республики Беларусь;

- соответствующими надзорными органами государственного управления (государственные инспекции, Прокуратура Республики Беларусь).

Общественный контроль осуществляется различными общественными объединениями, как правило общественными организациями и политическими партиями. В то же время, субъектами общественного контроля могут также выступать граждане Республики Беларусь. Они вправе по своему усмотрению оценивать деятельность того или иного органа государственного управления, любого должностного лица и служащего с позиций ее законности и эффективности. Граждане не вправе осуществлять проверки этой деятельности, однако могут использовать доступные им методы контроля, получения

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

Также можем смоделировать ситуацию: гражданин N, работающий на предприятии с имеющимся финансированием из республиканского бюджета, замечает в действиях своего начальника определенные нарушения, влекущие негативные последствия для данного предприятия. В этом случае, гражданин N имеет полное право уведомить соответствующих субъектов контрольной деятельности, а те, в свою очередь, проанализировав полученную информацию, примут решение о необходимости проведения контрольных мероприятий.

По критерию соподчиненности субъекта и объекта можно выделить:

Основные характеристики внутрисистемного контроля, разграничивающие его с внесистемным контролем, заключаются в осуществлении данного вида контроля исключительно в системе исполнительной власти, а также в осуществлении контроля специальными уполномоченными субъектами исполнительной власти.

Внесистемный контроль, соответственно, осуществляется уполномоченными субъектами, но уже находящимися вне системы исполнительной власти, то есть органами законодательной власти, судебной власти, Прокуратуры Республики Беларусь и так далее.

По критерию масштаба распространения контроль подразделяется на:

Всеобъемлющий контроль реализуется уполномоченными субъектами в отношении абсолютно всей деятельности объекта контроля. Для того, чтобы пояснить более конкретно, смоделируем ситуацию: организация Q, осуществляющая оказание платных услуг в сфере физической культуры и спорта, является подотчетной Министерству спорта и туризма. Министерство, таким образом, имеет право проводить контрольные мероприятия (к примеру, ревизии финансово-хозяйственной деятельности) по любым направлениям деятельности подконтрольной организации.

Ограниченный контроль реализуется уполномоченными субъектами не по всем направлениям деятельности контролируемого объекта, но только по конкретному, одному направлению. Как пример вопросов, в связи с которыми могут проводится контрольные мероприятия, можно привести:

- вопросы трудовой, финансовой, спортивной дисциплины;

- вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан.

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

Таким образом, ограниченный контроль реализуется вышестоящими государственными органами и должностными лицами по отношению к нижестоящим и затрагивает единственную конкретную сферу деятельности подконтрольного объекта.

Перейдем к наиболее масштабной классификации, в основе которой лежит деление по характеру деятельности. В соответствие с данной классификацией, выделяют следующие виды контроля:

- а также административный надзор [4, с. 378].

Дадим краткую характеристику каждому из вышеперечисленных видов контроля.

Общий контроль осуществляется органами общей компетенции, то есть органами в сфере государственного управления, права и обязанности которых относятся к руководству на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер общественной жизни.

Характеристики ведомственного контроля:

- по своей сути является отраслевым контролем;

- осуществляется уполномоченными субъектами, входящими в одну определенную отрасль;

- осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим;

- присутствуют элементы иерархичности, соподчиненности;

- цель ведомственного контроля – обеспечение исполнения задач, стоящих перед каждым отдельным органом государственного управления, организацией.

Характеристика надведомственного контроля:

- специальный, функциональный контроль, касающийся, в основном, какого-либо определенного, конкретного вопроса, функции, либо стороны деятельности контролируемого объекта;

- цель надведомственного контроля заключается в реализации единообразного подхода в решении определенного вопроса, в выполнении некой функции всеми органами, к которым она относится.

Касательно внутреннего контроля, следует отметить, что он зачастую реализуется в рамках какой-либо организации, предприятия, структурного звена и так далее, а также может осуществляться непосредственно начальником в отношении подчиненных – в пределах какого-либо предприятия, учреждения.

Перейдем к финальному критерию классификации контрольной деятельности, а именно в зависимости от стадии, на которой находится деятельность контролируемого объекта. В соответствии с ней выделяют следующие виды контроля:

1 Понятие, сущность и цели контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь

- последующий контроль [4, с. 378].

Важнейшей, ключевой характеристикой предварительного контроля является его превентивный, предупредительный характер. Такой вид контроля обусловлен необходимостью не допустить отклонений от предписанного, заданного, установленного, избежать ненужного согласования, обращения в вышестоящие органы за разъяснениями при решении тех или иных вопросов подконтрольными. Он осуществляется в начальной стадии, на первом этапе совершения действий, поступков. Как актуальный пример предварительного контроля можно привести действия сотрудников метрополитена, проверяющих объемные, большие сумки у пассажиров во избежание негативных последствий. Предварительный контроль не является окончательным, после него может следовать текущий контроль или последующий контроль.

Текущий контроль проводится именно в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий. Целью текущего контроля является определение правильности совершения оперативной повседневной деятельности. В качестве примера приведем проверку исполнения предписаний санитарных инспекторов, вынесенных по результатам предварительной проверки. Отметим, что предварительный контроль проводится не в обязательном порядке, а текущий – проводится всегда.

Последующийконтроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения. Последующий контроль обусловлен конечными результатами.

Таким образом, подведем итог: мы дали обобщенную характеристику понятию контроля в Республике Беларусь. Как мы уже убедились, контроль является весьма сложным, многовекторным и многофункциональным явлением, имеющим свои функции, методы и цели деятельности. Также мы проанализировали некоторое количество наиболее популярных классификаций контрольной деятельности. В заключение, подтвердим: контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).

Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

• подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;

• подается в письменной форме;

• подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;

• направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;

• рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;

• поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;

Читайте также: