Общественный контроль это кратко

Обновлено: 12.06.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 11 часов назад

Важнейшей задачей любого демократического государства является обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав невозможно без эффективно функционирующей системы контроля государственного аппарата со стороны общества.

Новое направление в развитии общественно-государственного сотрудничества – внедрение механизмов общественного контроля.

Общественный контроль предполагает достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Особое значение общественный контроль приобретает в условиях формирования гражданского общества, функционирующего правового, социального и демократического государства.

Легализация основ общественного контроля в Российской Федерации осуществлена посредством принятия 21 июля 2014 г. Федерального закона № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

Под общественным контролем понимается механизм, позволяющий обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

Объектами общественного контроля являются:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации;
  • иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия.

К Субъектам общественного контроля относятся:

  • общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;
  • общественные советы при исполнительных, законодательных и представительных органах субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований.

Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать государственным или муниципальным органам совершать какие-либо действия. Однако можно обратить внимание власти на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения.

Законодательством закреплено 5 основных форм общественного контроля:

  • общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
  • общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов и организаций;
  • общественная экспертиза – анализ и оценка актов, решений, документов и других материалов, действий или бездействия органов и организаций на основании специальных знаний и (или) опыта специалистов;
  • общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц, организаций, представителей граждан и общественных объединений;
  • общественные (публичные) слушания – собрание граждан по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, государственных и муниципальных закупок и в других случаях.

Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах и многократно.

Распоряжением Губернатора края от 17.02.2015 № 43-р была создана рабочая группа по подготовке законопроекта края"Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае", в состав которой вошли представители общественности (члены и председатели общественных советов при органах исполнительной власти, Общественной палаты края), органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, Законодательной Думы края, юстиции, Прокуратуры края.

Данный законопроект проходил широкое обсуждение на различных площадках: на заседаниях общественных советов при исполнительных органах власти и при органах местного самоуправления, в городских округах и муниципальных районах края, органах исполнительной власти края, размещался в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

22 сентября 2015 года Законодательной Думой Хабаровского края принят краевой закон №110 "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае".

Исполнение федерального и регионального законодательства позволит повысить не только эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления, но и развить их взаимодействие с институтами гражданского общества, поднять уровень доверия граждан к деятельности органов, предупредить принятие и реализацию ими решений, противоречащих общественным интересам, защитить права и свободы гражданина.

Общественным контроль – это деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также общественная проверка, анализ и общественная оценка издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Субъекты общественного контроля:

- Общественная палата Российской Федерации;

- общественные палаты субъектов Российской Федерации;

- общественные палаты (советы) муниципальных образований;

- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

- общественные наблюдательные комиссии;

- группы общественного контроля;

- иные организационные структуры общественного контроля,

Цели общественного контроля:

- обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

- обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

- общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защитыправ и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Задачи общественного контроля:

- формирование и развитие гражданского правосознания;

- повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

- содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

- реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

- обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Субъекты общественного контроля вправе:

- осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

- выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;

- запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

- посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

- подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;

- в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;

- обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:

- соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

- соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;

- не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

- соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;

- обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:
Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:
• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Общественный контроль

1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

2. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основная задача любого демократического государства – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего "работодателя" – общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

Общественный контроль в США и западноевропейских странах представляет достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Они обеспечиваются путем принятия государством специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроля со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах. Также существенную роль играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. Иногда к инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят выборы и референдумы. При этом само словосочетание "общественный контроль" на Западе практически не употребляется.


Кто сможет осуществлять общественный контроль

На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В законопроекте под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Законопроект содержит перечень субъектов общественного контроля:

2) общественные советы (палаты);

3) средства массовой информации;

· Общественная палата РФ;

· общественные палаты субъектов РФ;

· общественные палаты (советы) муниципальных образований;

· общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ.

При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

· общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);

· наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);

· общественные инспекции и группы общественного контроля (могут работать совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);

· иные организационные структуры общественного контроля.

Граждане получат возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов. Профсоюз также вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, а также быть организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.


Полномочия субъектов общественного контроля

Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия. Однако можно обратить внимание государства на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения. Общественный контроль возможен, прежде всего, тогда, когда власть этого хочет или как минимум, не препятствует работе соответствующих институтов. Тем не менее, несмотря на "добровольность" данного института, законопроектом для субъектов общественного контроля все-таки предусмотрен ряд норм, которые не должны позволить органам и организациям уклоняться от взаимодействия с субъектами общественного контроля.




Так, субъекты общественного контроля смогут обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций. Также они будут вправе запрашивать у органов и организаций необходимую информацию и посещать их в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.

Помимо этого, они вправе подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы и организации. Последние должны будут рассмотреть его и дать обоснованный ответ в установленный законодательством срок (30 дней). Также субъекты общественного контроля вправе передать итоговый документ в СМИ. Материалы, полученные в ходе общественного контроля, могут быть направлены Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры.

В свою очередь, на органы и организации планируется возложить ряд обязанностей при взаимодействии с субъектами общественного контроля. В частности, в случаях, предусмотренных федеральным или региональным законодательством – они будут обязаны учитывать содержащиеся в итоговых документах предложения, рекомендации и выводы, в том числе, при оценке эффективности подведомственных им органов и организаций, принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.

Наряду с этим, некоторые формы общественного контроля (например, общественная экспертиза проектов нормативных актов) в перспективе могут стать обязательными для проведения.


Формы общественного контроля

Законопроект предусматривает открытый перечень форм, в которых может осуществляться общественный контроль. Обозначим те, которые прямо указаны в законе:

· общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;

· общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;

· общественная экспертиза– оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;

· общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;

· общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.

Общественная экспертиза, общественные слушания и общественный контроль позволяют на стадии принятия законов и исполнения законов и нормативных актов находить действия, противоречащие общественным интересам, в том числе интересам рядового гражданина и требовать их корректировки".

Основная задача любого демократического государства – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего "работодателя" – общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

Общественный контроль в США и западноевропейских странах представляет достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Они обеспечиваются путем принятия государством специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроля со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах. Также существенную роль играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. Иногда к инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят выборы и референдумы. При этом само словосочетание "общественный контроль" на Западе практически не употребляется.


Кто сможет осуществлять общественный контроль

На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В законопроекте под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Законопроект содержит перечень субъектов общественного контроля:

2) общественные советы (палаты);

3) средства массовой информации;

· Общественная палата РФ;

· общественные палаты субъектов РФ;

· общественные палаты (советы) муниципальных образований;

· общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ.

При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

· общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);

· наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);

· общественные инспекции и группы общественного контроля (могут работать совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);

· иные организационные структуры общественного контроля.

Граждане получат возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов. Профсоюз также вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, а также быть организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.


Полномочия субъектов общественного контроля

Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия. Однако можно обратить внимание государства на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения. Общественный контроль возможен, прежде всего, тогда, когда власть этого хочет или как минимум, не препятствует работе соответствующих институтов. Тем не менее, несмотря на "добровольность" данного института, законопроектом для субъектов общественного контроля все-таки предусмотрен ряд норм, которые не должны позволить органам и организациям уклоняться от взаимодействия с субъектами общественного контроля.

Так, субъекты общественного контроля смогут обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций. Также они будут вправе запрашивать у органов и организаций необходимую информацию и посещать их в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.

Помимо этого, они вправе подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы и организации. Последние должны будут рассмотреть его и дать обоснованный ответ в установленный законодательством срок (30 дней). Также субъекты общественного контроля вправе передать итоговый документ в СМИ. Материалы, полученные в ходе общественного контроля, могут быть направлены Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры.

В свою очередь, на органы и организации планируется возложить ряд обязанностей при взаимодействии с субъектами общественного контроля. В частности, в случаях, предусмотренных федеральным или региональным законодательством – они будут обязаны учитывать содержащиеся в итоговых документах предложения, рекомендации и выводы, в том числе, при оценке эффективности подведомственных им органов и организаций, принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.

Наряду с этим, некоторые формы общественного контроля (например, общественная экспертиза проектов нормативных актов) в перспективе могут стать обязательными для проведения.


Формы общественного контроля

Законопроект предусматривает открытый перечень форм, в которых может осуществляться общественный контроль. Обозначим те, которые прямо указаны в законе:

· общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;

· общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;

· общественная экспертиза– оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;

· общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;

· общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.

Общественная экспертиза, общественные слушания и общественный контроль позволяют на стадии принятия законов и исполнения законов и нормативных актов находить действия, противоречащие общественным интересам, в том числе интересам рядового гражданина и требовать их корректировки".

Читайте также: