Общественные отношения в киевской руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Становление русской государственности в IX - начале ХII вв

1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства…………………с. 5

2. Особенности социального строя Древней Руси.

2.1 Социальная структура Древней Руси ………………………………………с. 8

3. Политическая организация Древнерусского государства…………………..с. 9

4. Основные итоги развития Восточнославянского государства……………. с.10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Между классами, нациями, разнообразными группами людей существуют различные связи и отношения — общественные отношения — характерные черты общества.

В соответствии с важнейшими видами человеческой деятельности в обществе можно выделить четыре сферы общественной жизни. [2]

Экономическая сфера включает в себя сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя многообразные группы, наличествующие в обществе и отношения между ними, классы и классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя политику, государство, право, связь между ними, отношения людей по поводу власти.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы — взаимосвязаны и представляют целостность, имеющую определенный облик.

Киевская Русь стала одним из крупнейших государств европейского Средневековья в IX-XII вв.

Под государством [1] обычно понимают механизм политической власти:

1) на определенной территории;

2) с определенной системой органов и структурой правления (авторитарное или демократическое).

3) с необходимым действием законов

4) с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.)

5) формированием органов принуждения (дружина - функции: внешняя -защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) - подавление сопротивления внутри государства).

Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X в.

Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Северную и Южную Русь.

Киевская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Европы — ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. [7]

Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом, началось формирование единой территориальной общности - Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Классики отечественной историографии - Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева. [ 3]

1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX - НАЧАЛЕ ХП ВВ.

1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:

1. Пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы).

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. [ 5]

I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X - первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI - начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший "стод" в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей.

Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов.

К IX—Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.

В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его сосредоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах.

Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

Развитая торговля была невозможной без денежного обращения. Сначала использовались иностранные монеты. Однако уже при князе Владимире Святославовиче началась чеканка собственных денег — серебреников и златников. [10]

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников. [ 4]

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения. [6]

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления. [ 2]

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие.

4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

В процессе развития от племенного строя к государству социально-политическая структура восточных славян прошла три основных периода :

1) межплеменные объединения - VIII-IX вв.;

2) появление государства как политического объединения автономных племенных княжений, князья которых были подчинены киевскому князю, - конец IX - первая половина X в.;

3) формирование государства - вторая половина X в. [3]

Главные признаки появления государства:

а) публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей с аппаратом княжеского административно-судебного управления при постепенном снижении роли веча;

б) территориальное деление не по племенам, а по волостям с городами и погостами, заменой родоплеменных отношений на территориальные;

в) фиксированная податная система и начало поземельного обложения в виде оброка.

Идеологическое оформление эти социально-политические процессы получили в принятии христианства как государственной религии.

Экономически и политически господствующим был класс землевладельцев-феодалов, но свободное крестьянство сохранялось.

Киевская Русь характеризуется как огромный межплеменной суперсоюз с центром в Киеве, который в XI-XII вв. распадается на независимые города-государства, окруженные многочисленными сельскими общинами.

Основой политической жизни была непосредственная демократия, выражавшаяся в прямом участии населения в городских народных собраниях (вечах). [ 8]

Таким образом, Древняя Русь дала первые образцы российской демократии, сохранявшиеся до нашествия монголов.

Базовой структурой древнерусской цивилизации выступала территориальная община в различных формах (от городской до сельской).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе, не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.

Основой экономики являлось феодальное землевладение. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Основные социальные группы этого периода: [10]

1) высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

2) средний класс - купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

3) духовенство

Русское духовенство делилось на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы).

4) низшие классы- беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.

Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

Свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились закупы - люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Иванов В. Русь изначальная. М.: Просвещение, 2005г. – 318с.

История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/И. В. Волкова, М. М. Горинов, А. А. Горский и др.; под ред. М.Н.Зуева. М., 2009

История России: Учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.,2001

Кириллов В. В., Кулагина Г. М. История Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 2010

Котляр В.А. Всемирная история. M.: Наука, 2003г. – 485с.

Новиков И. В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до смутного времени. М., 2012

Петрухин В.Я. К предыстории Древнерусского города. С-Пб.: 2003г. – 322с.

Рычков В.М. Формирование территории Киевской земли. Киев, 2006г. – 261с.

Если общественные отношения докиевского периода нашей истории нам приходилось восстанавливать по материалам частью археологическим, частью письменным не русского происхождения и прибегать к русским письменным источникам лишь с тем, что-бы найти в них следы далекого прошлого, то общество Киевского периода может быть нами изучено по письменным источникам, рожденным самим Киевским государством. Здесь у нас не только больше уверенности в точности наших выводов, но и самые выводы значительно разностороннее и полнее.



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Экономика и общественные отношения

Экономика и общественные отношения Дальнейшее накопление научных знаний и практического опыта, длительные периоды политической стабильности, укрепление внутренних и внешних торговых связей способствовали расцвету экономики. В земледелии это выразилось в

Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках.

Международные отношения Киевской Руси в XI—XIII веках. Со второй половины XI века Киевское государство, «подобно другим государствам аналогичного происхождения, распадается на уделы, разделяется и подразделяется между потомками завоевателей, разрывается на части

Общественные отношения

Общественные отношения Об общественном строе Египта времен Раннего царства судить сложно. Источники свидетельствуют о большом царском хозяйстве, которое тщательно управлялось и выпускало разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при I и II династиях

Общественные отношения в Аккаде

Общественные отношения в Аккаде В период господства государства Аккада постепенно углублялся процесс распада коллективной земельной собственности сельских общин.Об этом процессе свидетельствует уже упомянутая выше надпись царя Маништусу на диоритовом обелиске. В

Общественные отношения

Общественные отношения Укреплению экономической мощи государства способствовали развитие сельскохозяйственной и ирригационной техники, усиленная обработка высоких полей, а также металлургии и расцвет ремесла.Однако в это время опять начала усиливаться социальная

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Преобладание Спарты в греческом мире после ее победы над Афинами оказалось недолговечным, как недолговечным было и установленное спартанцами в греческих городах аристократическое правление. Вовлеченные в войну против

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ Последние полвека республики были временем бурного роста ростовщического капитала и числа финансистов и банкиров. Со многими из них мы знакомимся по письмам Цицерона. Свой счет у банкира имел тогда каждый состоятельный римлянин, и

Общественные отношения у хурритов

Общественные отношения у хурритов До нас дошло несколько тысяч частных и официальных документов из укрепленного поселения Нузу (современное городище Иогран-Тепе), которое находилось на территории современного населенного пункта Киркука. И хотя нам почти ничего не

Общественные отношения

Общественные отношения Теперь, после отыскания ключа к разгадке более 3 тысяч кносских и пилосских табличек линейного письма Б, становится возможным уяснить общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.Глиняные таблички с начертанными

Общественные отношения

Общественные отношения Информация о первобытнообщинном строе Индии сохранилась в мифах, легендах, преданиях, собранных в древнеиндийских религиозных источниках и в эпосе на индоевропейском языке — санскрите. Эти мифы слагались во II тысячелетии до н. э., хотя сохранили

Общественные отношения в государстве Шан (Инь)

Общественные отношения

Общественные отношения Обнаруженный при раскопках царский дворец в Самарии, который был построен Омри и впоследствии расширен его сыном, является свидетельством богатства знати. Об этом же говорят и найденные в городе многочисленные резные пластины из слоновой кости,

Общественные отношения

Общественные отношения Мы имеем еще мало сведений о социальном устройстве Урартского царства. Очевидно лишь то, что родоплеменные пережитки в нем были сильные. Власть находилась у представителей царского рода, а также военной и служилой знати, которая по своему

Общественный и государственный строй в Киевской Руси

Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, оформившееся в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Киевскую Русь можно считать единым государством, так как оно имело верховного правителя — киевского князя. В его руках были сосредоточены все ветви власти:

  • законодательная;
  • военная;
  • судебная;
  • исполнительная.

В своих решениях князь опирался на совет, включавший его приближенных и представителей верхушки дружины.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

По форме правления и государственного устройства Киевская Русь была монархией. Монарх выступал олицетворением преемственности традиций и единства нации, был наделен независимостью и юридическим иммунитетом, единолично мог решать внутренние и внешние вопросы.

Общественный строй состоял из:

  1. Верхов, включавших князей и бояр, а также из дружинников.
  2. Смердов — закабаленных сельских жителей.
  3. Зависимого населения — закупов, рядовичей.
  4. Горожан, особое положение среди которых занимали купцы и ремесленники.
  5. Челяди — полностью бесправных людей.

После введения христианства в конце X века отдельную когорту образовали религиозные деятели. Церковь начала присваивать землю, получать десятину с князей и иного населения.

Процесс формирования сословного общества

Процесс трансформации родоплеменного строя в территориальный ознаменовался разделением всего населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, отличающаяся от остальных особым положением, обладанием определенными обязанностями и правами.

В древнерусском государстве выделялось две основных группы: зависимое и свободное население.

Зависимое население

Эта группа была представлена:

  1. Рядовичами — людьми, заключившими договор с землевладельцем на временное пользование землей в обмен на службу.
  2. Закупами — смердами, взявшими долг у землевладельца и находившимися в зависимости от феодала до отработки долга.
  3. Холопами — рабами землевладельцев.

Стать холопом можно было, попав в плен, родившись в холопской семье, продав себя в холопы самостоятельно или не справившись с выплатой долга.

Несмотря на то, что холоп, по сути, являлся собственностью феодала, за свои проступки и правонарушения он отвечал самостоятельно: землевладелец не нес за него никакой ответственности.

Свободное население

Верхушкой свободного населения был князь и его дружина, особенностью которой являлось деление на:

  1. Младшую дружину, выполнявшую при дворе свои функции, но не допускавшуюся в совет по гражданским делам.
  2. Старшую дружину, представители которой принимали участие в княжеском совете, решении административных и военных вопросов

В целом дружина служила наемным войском с хорошей боевой подготовкой. За верную службу князь одаривал дружинников военными трофеями, дарами, а также хорошо платил.

В XI веке произошло слияние знати и наиболее влиятельных дружинников, в результате чего образовалось новое сословие — боярство. Его представители принимали участие в советах, занимали руководящие должности, освобождались от уплаты налогов.

При том, что боярство передавалось исключительно по наследству, вступить в сословие могли и простые граждане — отличившиеся в политической или хозяйственной деятельности.

Отдельную категорию свободного населения составляли церковные служители. В XI-XII веках духовенство разделилось на:

  1. Белое, включавшее дьяконов, священников и пономарей.
  2. Черное, представленное проживавшими в монастырях монахами.

Известно, что монахи сыграли важную роль в развитии культуры, образования. Многие монастыри служили центрами художественного ремесла, литературы.

Средний слой свободного населения состоял из горожан: торговцев, ремесленников.

Низший был образован смердами, владевшими землей и скотом, при необходимости подлежащими призыву в войско.

Источник права в Древней Руси

Главным источником права послужил старый правовой обычай. Впервые он сформировался в условиях родоплеменных отношений. Позже, получив поддержку государства, трансформировался в обычное право.

Моментом перехода правового обычая в право считается тот период, когда государство начинает принуждать своих граждан к исполнению утвержденных норм и правил.

Обычное право многое унаследовало от правового обычая:

  • круговую поруку;
  • кровную месть;
  • умыкание невесты;
  • заключение договоров в устной форме;
  • наследование в рамках одной семьи.

Однако уже к XI веку многие догмы были пересмотрены и видоизменены. К примеру, кровная месть была запрещена и на законодательном уровне была заменена денежным штрафом.

Как осуществлялось управление государством

Помимо князя и состоявшего из его приближенных совета, в управлении государством участвовало вече — масштабное народное собрание, созывавшееся для решения глобальных вопросов.

Центральное управление характеризовалось наличием дворцово-вотчинной системы: хозяйство великого князя вели разного рода прислужники:

  • дворецкие;
  • горничные;
  • хозяйственники;
  • огородники;
  • конюхи.

На местах была внедрена более простая система. Каждым уделом руководил местный князь. Ему в помощь от центрального управления направлялись волостели и наместники, кормившиеся за счет проживавшего в уделе народа.

Судебные функции исполнял лично Киевский князь и назначенные им должностные лица: вирники, мечники. Кроме того, в XI веке уже существовала система церковного суда.

Князья уделов были наделены правом самостоятельного суда над людьми, находившимися у них в прямой зависимости, проживавших на их территории. Для осуществления правосудия по мелким вопросам не приходилось обращаться к верховной власти.

Социально-экономические отношения в обществе

Господствующей системой производственных отношений в экономике Древней Руси являлся феодализм. Однако в летописных источниках можно найти признаки существования первобытно-патриархального и рабовладельческого строя.

Поскольку главным средством производства оставалась земля, наиболее выгодное положение занимали обладающие ею группы населения. Чаще всего формой организации такого владения выступали княжеские или боярские вотчины, а также крестьянские общины, наравне с другими платившие дань великому князю.

Важной характеристикой феодализма Киевской Руси являлась значительная роль государственного сектора в экономической системе страны. Этим он отличался от классической версии, присущей большинству западноевропейских держав.

Общественный строй древнерусского государства

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

Социально-экономические отношения в древней Руси.

Билет №1

Образование древнерусского государства. Общественный строй и социально-экономические отношения древнерусского государства.

Образование партий социалистической ориентации: РСДРП и эсеры, их программные установки и тактика.




Общественный строй древнерусского государства

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

Социально-экономические отношения в древней Руси.

Помощь студентам

Как и по многим другим проблемам, связанным с историей Древней Руси, среди историков нет единодушия в определении характера социально-экономического строя. В рамках советской исторической школы, начиная с М. Н. Покровского, сложилось представление о древнерусском обществе как феодальном. При этом в процессе разработки проблемы, связанной с возникновением и развитием феодализма в Древней Руси, с конца 30-х гг. общепризнанными стали взгляды Б. Д. Грекова.

Оборотной стороной процесса становления вотчинного землевладения являлось возникновение новой категории населения – зависимого крестьянства, живущего и работающего на земле, принадлежащей уже не им, а вотчиннику. По мнению Б. Д. Грекова, в IX в. крупная частная собственность на землю уже доминировала.

Анализ социально-экономических отношений в Киевской Руси, проводившийся в дальнейшем, показал наличие здесь феодального землевладения. При этом, однако, подверглось корректировке время его возникновения. Ряд исследователей (Л. В. Данилова, В. Л. Янин, А. Л. Шапиро) пришли к выводу о том, что феодальное землевладение появляется значительно позднее. Первоначально в XI в. возникает княжеский домен, представлявший собой комплекс земель, принадлежавших непосредственно главе государства, главе династии.

Что же касается земельных владений, принадлежащих боярам, воеводам, посадникам и старшим дружинникам, то они начинают появляться только со второй половины XI в. Таким образом, выходило, что феодальная собственность в форме крупной вотчины возникала лишь на поздней стадии развития киевского общества. Исходя из этого, киевское общество историки этого направления стали характеризовать как раннефеодальное.

Некоторые исследователи (Л. В. Черепнин, Я. Н. Щапов, О. М. Рапов,
Ю. А. Кизилов), соглашаясь с концепцией развития в Киевской Руси феодализма, отмечали, что формирование феодальных отношений в начальный период Руси шло путем возникновения верховной государственной собственности на землю.

Суть этой позиции – в признании государства (князя) верховным собственником всей подвластной территории, а даней и кормлений – первичной формой ренты, уплачиваемой общинниками за пользование государственной землей. В процессе развития феодальной собственности Л. В. Черепнин выделял два этапа. На первом из них (X – первая половина XI в.) преобладает верховная собственность на землю государства, на втором (вторая половина XI – XII вв.) – растет и ширится вотчинная собственность.

В целом, Фроянов полагает, что Киевская Русь в IX – XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период он характеризует как дофеодальный. Дань, которая собиралась с местного населения, рассматривается им не как особый вид феодальной ренты, а в значительной степени как военная контрибуция, выплачиваемая Киеву покоренными племенами.

Основным населением страны являлись свободные общинники – людины или люди (поэтому сбор дани с крестьян-общинников назывался полюдьем). Источники свидетельствуют о том, что они объединялись в сельскую общину – вервь. Последняя обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения – смерды. Среди историков нет единства в оценке положения этой категории населения. Так, в частности, Б.А. Рыбаков считает, что смерды – это лишь часть крестьянского населения, подчиненная непосредственно князю.

Раб не имел права выступать на суде свидетелем. За его убийство хозяин не нес ответственности. Существовали два вида рабства – полное и неполное. Источниками первого из них являлись плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю тиуном, ключником и т.д.

По С. Ф. Платонову, закупы являются зависимыми, в отличие от смердов, крестьянами, по Б. А. Рыбакову, – это временно несвободные люди, попавшие в долговую зависимость за купу (ссуду). А. А. Зимин родословную закупа возводил к холопству. Он считал, что закупы – это холопы в прошлом.

Довольно большой группой населения Древней Руси были ремесленники. О сравнительно широком развитии ремесла свидетельствует наличие в городах свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

Другую группу населения составляли купцы. Уже русско-византийский договор 944 г. позволяет утверждать о существовании самостоятельной купеческой профессии. Значительная часть купечества являлась мелкими торговцами. Наиболее богатые купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

В истории древнерусского общества нередко случались различного рода социальные конфликты. Советские историки, исходя из представлений о становлении феодальных отношений и формировании классов в Древней Руси, все социальные движения, конфликты этого периода рассматривали как проявление классовой борьбы.

Иная трактовка социальных конфликтов в Древней Руси, получившая в последние годы широкое признание среди исследователей, содержится в работах И. Я. Фроянова. Этот историк, отрицающий феодальные отношения в древнерусском обществе и полагающий, что процесс общественного расслоения еще не достиг стадии раскола на классы, отвергает возможность классовой антифеодальной борьбы в Киевской Руси. Характеризуя народные движения, он отмечает, что это борьба предклассовая.

Особенность социально-политической борьбы в Древней Руси, по мнению И. Я. Фроянова, состояла в том, что она охватывала свободное население, хотя и являвшееся неоднородным в имущественном и социальном положении, но представлявшее относительно единую массу и не разделенное еще на феодальные классы.

Читайте также: