Общественное и политическое сознание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Политическое сознание — это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на основе чего они занимают ту или иную политическую позицию.

Политическое сознание является непременным спутником функционирования и развития любой политической системы, поскольку любая политическая система строится осознанными действиями членов общества, исходя именно из реалий и целей преобладающего у них политического сознания.

Политическое сознание занимает особое место среди всех других форм общественного сознания, поскольку в нем отражены коренные интересы классов, социальных слоев и групп. Именно политическое сознание оказывает решающее воздействие на процессы политической борьбы за власть, потому что классы, социальные слои и группы общества примыкают к той политической силе, чья программа наиболее полно соответствует содержанию их политического сознания.

Поскольку политическое сознание формируется исходя из жизненно важных интересов классов, социальных слоев и групп, то оно пронизывает и все другие формы общественного сознания, отражающие социальные процессы общества, в которые погружены субъекты политического сознания. Поэтому политическое сознание тесно взаимодействует с религией, моралью, экономикой, правом, наукой, национальным сознанием и т. д. Таким образом, в политическом сознании отражаются все стороны взаимоотношений классов, социальных слоев и групп в политической системе общества и в системе государственной власти.

Система государственной власти, её теоретические принципы и её практическое устройство — является главной проблемой политического сознания, поскольку именно в вопросах устройства и практического функционирования государственной власти сталкиваются политические интересы различных классов, социальных слоев и групп.

В результате столкновения политических интересов в государстве постоянно происходит политическая борьба, которая реализуется в различных формах: борьба партий за места в парламенте, парламентские дискуссии, экономические требования, забастовки, массовые акции, насильственные государственные перевороты, социальные революции и т. д.

Таким образом, политическое сознание общества содержит не только теоретическую составляющую (убеждения, идеи, цели, планы и т. д.), но и практическую составляющую (методы конкретного экономического воздействия, способы проведения актов неповиновения, переворотов, массовых акций, различные теории и стратегии политических выступлений, союзов, маневров и т. д.).

Обе эти составляющие включены в различные УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:

1. Обыденный уровень. Возникает стихийно из повседневного жизненного опыта членов общества.

Политическое сознание этого уровня одновременно и нестабильно, и статично. Нестабильно, поскольку конкретные обстоятельства повседневной жизни всё время меняются, а вслед за этим у людей соответственно меняются эмоции и оценки существующего положения дел, что постоянно уводит политическое сознание то в одну, то в другую сторону.

Но, с другой стороны, политическое сознание данного уровня во многом статично, поскольку оно во многом же определяется стереотипами мышления, традициями быта, малым диапазоном насущных повседневных задач и стабильными в своей основе экономическими и политическими интересами того или иного класса, общественного слоя или группы.

На этом уровне сознания нет долгосрочных прогнозов ситуаций или масштабных теоретических осмыслений политической системы. Носителями обыденного политического сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях.

2. Теоретический уровень, идеология. ИДЕОЛОГИЯ — это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека.

Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается устойчивая теоретическая систематизация политических взглядов.

Идеология призвана выработать обоснованную политическую программу и активно воздействовать на общественное сознание. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни.

Наиболее тесно связано с политическим сознанием ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп.

Правосознание — это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.

Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительной степени на рациональных основаниях социальной полезности и на нравственных устоях социальной справедливости.

Таким образом, правовое сознание занимает промежуточно-связующее положение между политическим сознанием, нравственностью и рациональными задачами правильной организации общества.

Если политическое сознание является делом личного выбора членов общества, как в части его содержания, так и вообще в части самого его наличия или отсутствия у отдельного индивида, то правовое сознание является необходимостью, так как любой член общества обязан иметь четкие знания о праве, чтобы соблюдать его.

политическое сознание есть положительное явление культуры индивида, а правовое сознание — необходимое.

Правовое сознание подразделяется на ТРИ УРОВНЯ:

1. Обыденное правосознание, содержащее необходимые в повседневной жизни знания правовых норм и правовых ограничений.

Характеризуется значительным присутствием в нём эмоциональных и нравственных оценок существующих в обществе законов.

2. Профессиональное правосознание, содержащее знания практического применения норм и законов тех лиц, чья профессиональная деятельность располагается в сфере правоприменения.

3. Теоретическое правосознание, содержащее результаты и процессы научного исследования права с точки зрения его политического содержания и соответствия задачам рационального общественного устройства.

Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА.

Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и беззаконию.

Право — это юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства. Таким образом, соблюдение права является основой политико-правовой культуры демократического общества, ибо соблюдение правовых норм обязательно для всех и обеспечивается государственной властью.

Основная задача права — регулировать общественные отношения с помощью правовых норм. Правовые нормы не допускают отклонений от предписаний закона в различных общественных отношениях, а за их нарушение предусмотрена гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность. Данная ответственность является демократическим по характеру явлением, поскольку в демократическом обществе законодательно закреплены основные права человека, такие, как право на жизнь, свободу вероисповедания, работу, отдых, личную и политическую свободу и т. д.

Рост политико-правовой культуры общества в последней трети XX века вызвал к жизни новый тип государства, отличительные признаки, которого позволяют характеризовать его как правовое государство, то есть как огосударствленную политическую систему, в которой на первом месте стоит право, а на втором — государство.

Правовое государство отличается от неправового государства содержанием и качеством законов. Законы в правовом государстве должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими, как естественные права человека, которыми он обладает от природы, так и конституционные права людей.

В создании правового государства большую роль призваны сыграть политическое и правовое сознания общества, основанные на принципах демократии.

ИДЕОЛОГИЯ — совокупность идей, теорий и взглядов, формирующих систему духовных ценностей человека.

ПОЛИТИКА — деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА — столкновения политических сил.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

ПРАВО — юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства.

ПРАВОСОЗНАНИЕ — система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Характеристика процесса становления и развития общественного сознания проясняет многие его особенности, которые появились при определенных условиях бытия людей, а затем и проявились в различных формах общественной деятельности. Вне

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

Специфика религии как формы общественного сознания

Специфика религии как формы общественного сознания На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовидной формы общественного сознания выступает религия. Уже по Фейербаху корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях

115. Роль и перспективы информационных процессов в современном обществе

43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности

43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности Нравственность — это понятие, которое является синонимом морали. Мораль — это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных

44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе

44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.Основным

[12. Формы общественного сознания]

[12. Формы общественного сознания] Влияние разделения труда на науку.Роль репрессии в государстве, праве, морали и т.д.В законе буржуа должны дать себе всеобщее выражение именно потому, что они господствуют как класс.Естествознание и история.Не существует истории политики,

ПРАВОВАЯ СФЕРА

ПРАВОВАЯ СФЕРА С возникновением общества в нормативном аспекте возникает особый феномен - правовая или юридическая сфера. Эту сферу образует множество людей, групп, организаций, учреждений и т.п., специальным делом которых являются правовые нормы (юридические законы) и

ПРАВОВАЯ СФЕРА

ПРАВОВАЯ СФЕРА На основе фундаментального права западнизма развились и достигли колоссального размера государственное и частное право. Разумеется, между этими частями нет полной гармонии. Тем не менее государственное право в принципе не должно выходить за рамки

4.6. Правовая культура как механизм воспроизводства правовой реальности

4.6. Правовая культура как механизм воспроизводства правовой реальности Понятие правовой культуры не может принципиально отличаться от своего родового понятия - культуры как таковой. Однако по поводу того, что же такое культура, существует множество точек зрения. Одни

3. Правовая теория

3. Правовая теория Теория права. Наряду с философией права в мире научных дисциплин, сложившихся в связи с общенаучной разработкой правовых проблем, самостоятельное и исклю­чительно важное место занимает общая теория права (еще одной сферой общетеоретических правовых

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Печально, но это факт человеческой истории – религия была главным источником конфликтов. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, нарушают покой общества в результате религиозного фанатизма и ненависти. Неудивительно,

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании мира и общественного бытия, на основе которого они возникают людей объективного в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание может также испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни общества. Полит. созн. - это система знаний и оценок, благодаря кот. происходит сознание политики субъектами, в виде индивидов, групп, классов, общностей. Полит. созн. в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству. Политические интересы объективны и затрагивают каждого человека. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Т.о., в зависимости от политических интересов находится не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-практическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, и зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с др., его выводы не всегда справедливы. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи).

Стр-ра: 1)политические теории;2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику;3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий;4) конкретные политические программы. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами).

Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними. Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии.




Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право - это более устойчивая ее часть. Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном и неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции. В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития. Правовая психология включает чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание.

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании мира и общественного бытия, на основе которого они возникают людей объективного в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание может также испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни общества. Полит. созн. - это система знаний и оценок, благодаря кот. происходит сознание политики субъектами, в виде индивидов, групп, классов, общностей. Полит. созн. в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству. Политические интересы объективны и затрагивают каждого человека. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Т.о., в зависимости от политических интересов находится не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-практическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, и зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с др., его выводы не всегда справедливы. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи).

Стр-ра: 1)политические теории;2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику;3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий;4) конкретные политические программы. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами).

Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними. Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии.

Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право - это более устойчивая ее часть. Правосознание включает в себя взгляды, представления о правомерном и неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции. В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития. Правовая психология включает чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание.


Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание — это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политические установки и выводы

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:


Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.


Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.


Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.


Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.


Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.

Структура политического сознания

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Общество

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Читайте также: