Общественное движение после декабристов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Николай I мечтал вытравить все ростки вольномыслия в русском обществе. Однако трудно было запретить людям думать, сближаться на почве схожих настроений и мнений. После разгрома декабристов центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, редакции газет и журналов. На первых порах оно носило характер отвлеченных философских исканий. Новое поколение русской интеллигенции имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало учителей, которыми должны были стать, но не стали декабристы. Поэтому из философских посылок не всегда делались надлежащие выводы, а за ошибки приходилось дорого платить.

Осенью 1826 г . его перевели на службу в Петербург. Он ехал вместе с французом Воше, который возвращался в северную столицу, проводив в Сибирь княгиню Е.И. Трубецкую, жену декабриста, добровольно уехавшую к своему мужу. Полиция, с крайним подозрением относившаяся ко всему, что касалось декабристов, при въезде в Петербург арестовала обоих. Трехдневное пребывание в холодном, сыром и грязном помещении нанесло Веневитинову глубокую душевную травму и подорвало здоровье, и без того слабое. Он скучал в Петербурге, рвался в Москву. С собой Веневитинов взял заветное кольцо, которое собирался надеть либо в день свадьбы, либо в день смерти. В начале марта 1827 г . он возвращался с бала легко одетым и простудился. Когда его состояние стало совсем безнадежным, кто-то из близких надел ему на палец это кольцо.

Тем временем в общественной жизни Москвы назревали важные события. В 1829 г . в Московский университет поступили два студента — В.Г. Белинский и А.И. Герцен.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) родился в Свеаборге (Финляндия) в семье флотского врача, а детство провел в г. Чембаре Пензенской губернии. Дед его, деревенский священник, был праведник и аскет, неутомимый проповедник. Его дух как бы перевоплотился в Белинском, человеке искреннем и прямодушном, вечном искателе и правдолюбце.

Бакунин и Белинский поняли фихтеанство в его радикальном политическом звучании. Они очень сблизились в те годы. Белинский ездил на отдых в имение Бакунина и был безнадежно влюблен в сестру своего друга. Под влиянием

Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.

Еще в кружке Станкевича Белинский начал чувствовать неудовлетворенность философией Фихте, умозрительной и отвлеченной от действительности. Бакунин, который, как правило, опережал Белинского в философских исканиях, заговорил о Гегеле. Вскоре и Белинский стал гегельянцем. Гегель вернул его к проблемам реального мира.

Вскоре Герцен подружился со своим дальним родственником Колей (Николаем Платоновичем) Огаревым. Они как бы дополняли друг друга — добрый, мягкий, мечтательный Огарев и непоседливый, увлекающийся Герцен. Однажды, на пороге юности (Огареву было 15 лет, а Герцену 16), они взошли на Воробьевы горы и, обратив свои взоры в сторону Москвы, с ее монастырями, дворцами и золотыми маковками церквей, поклялись в вечной дружбе и неизменном решении отдать свою жизнь борьбе за свободу.

В университете вокруг Герцена сложился кружок единомышленников. Они обсуждали события во Франции, где в 1830 г . произошла революция, зачитывались произведениями французских социалистов, иногда устраивали веселые вечеринки. Взгляды Герцена в то время были еще неустоявшиеся, стихийно оппозиционные.

Славянофилы (наиболее яркие представители: А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков) отстаивали самобытность исторического развития России, которая по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, за применение наёмного труда в сельском хозяйстве и промышленности, свободу выражения общественного мнения. Предлагали возродить Земский собор. Они идеализировали допетровскую Русь, отрицательно оценивали реформы Петра I, полагая, что он нарушил самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии.

Западники (Т.Грановский, СМ. Соловьёв, Б. Чичерин, К. Кавелин) отстаивали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они были сторонниками конституционной монархии. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

(2-ая пол. 20 - 50-е гг. XIX в.)

Славянофилы (наиболее яркие представители: А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков) отстаивали самобытность исторического развития России, которая по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, за применение наёмного труда в сельском хозяйстве и промышленности, свободу выражения общественного мнения. Предлагали возродить Земский собор. Они идеализировали допетровскую Русь, отрицательно оценивали реформы Петра I, полагая, что он нарушил самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии.




Западники (Т.Грановский, СМ. Соловьёв, Б. Чичерин, К. Кавелин) отстаивали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они были сторонниками конституционной монархии. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. 14 декабря 1825г. -? 2. Дайте краткую характеристику Николаю I 3. Для чего.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. 14 декабря 1825г. -? 2. Дайте краткую характеристику Николаю I 3. Для чего.

4. Россия и Центральная Азия Задание: подготовьте 4 вопроса о внешней политик.

4. Россия и Центральная Азия Задание: подготовьте 4 вопроса о внешней политике России в Центральной Азии. Запишите их в тетрадь.

План Особенности общественного движение в 30 - 50-е гг. XIX в. Консервативно.

Особенности общественного движения в 30 - 50-е гг. XIX в. Жёсткий контроль вл.

Особенности общественного движения в 30 - 50-е гг. XIX в. Жёсткий контроль власти за общественным движением Разрыв между обществом и властью Разнообразные направления в общественном движении Консервативное Либеральное Революционное

3. Либеральное движение – это движение за проведение реформ Общественное движ.

3. Либеральное движение – это движение за проведение реформ Общественное движениеСлавянофилы Западники ПредставителиБратья Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.В. Самарин, братья Аксаковы, И.Д. КошелевТ.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин Основные идеи и взглядыОсобый путь России, отличающийся от Запада Крестьянская община и православие – опора государства Критика преобразований Петра I Созыв Земского собора, отмена крепостного праваРоссия и Запад нераздельное целое Россия будет проходить тот же путь, что и Европа Отмена крепостного права

4. Кружки в 20 - 30-е гг. XIX в. Д.В. Веневитинов Центр общественного движени.

4. Кружки в 20 - 30-е гг. XIX в. Д.В. Веневитинов Центр общественного движения - студенческие кружки 20-е гг.- кружки: Веневитинова, братьев Критских в Московском университете 1833 г. - кружок Станкевича. Активные члены кружка: Белинский, Бакунин. Н.В. Станкевич В.Г. Белинский М.А. Бакунин 1831 г. - кружок Сунгурова. Готовили план вооружённого восстания 1834 г. - разгромлен кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва

5. Революционное движение в России Революционное движение – это движение за и.

1. Назовите особенности общественного движения 30-50 гг. В России? 2. Консерв.

3. Общественное движение в 40-е гг. 40 –е гг. – Белинский основывает кружок в.

А.И. Герцен Н.П. Огарев 30-е гг. XIX в. – кружок Герцена. изучали труды Сен-.

М.В. Буташевич -Петрашевский 1849 г. – кружок Буташевича- Петрашевского Ф.М.

Какие идеи высказывали представители общественного движения? Назовите наиболе.

Какие идеи высказывали представители общественного движения? Назовите наиболее ярких представителей общественного движения

Вспомним ранее пройденное. Вспомните кружки и тайные общества, которые существовали в первой четверти XIX в. Как они назывались? Кто в них входил?

Кружок Д. В. Веневитинова. Николай I думал вытравить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно было запретить людям думать, обмениваться мыслями, сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, редакции газет и журналов. На первых порах оно носило характер отвлеченных философских исканий. Новое поколение русской интеллигенции имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало учителей, которыми должны были стать, но не стали декабристы. Поэтому из философских посылок не всегда делались надлежащие выводы, а за ошибки приходилось дорого платить.

Немецкий философ привлекал Веневитинова особой поэтичностью своего взгляда на мир, любовью к природе и поэзии. Шеллинг был близок к одухотворению и обожествлению природы.

Д. В. Веневитинов

Осенью 1826 г. Веневитинова перевели на службу в Петербург. Он ехал вместе с французом Воше, который возвращался в северную столицу, проводив в Сибирь княгиню Е. И. Трубецкую, жену декабриста, добровольно уехавшую к своему мужу. Полиция, с крайним подозрением относившаяся ко всему, что касалось декабристов, при въезде в город арестовала обоих. Трехдневное пребывание в холодном, сыром и грязном помещении нанесло Веневитинову глубокую душевную травму и подорвало здоровье, и без того слабое. Юноша скучал на новом месте, рвался в Москву. Он взял с собой в Петербург заветное кольцо, которое собирался надеть либо в день свадьбы, либо в день смерти. В начале марта 1827 г. он возвращался с бала легко одетым и простудился. Когда он стал совсем плох, кто-то из близких надел ему на палец кольцо. Обрученный со смертью, Веневитинов скончался в тот же день, в возрасте 22 лет.

В общественной жизни Москвы назревали важные перемены. В 1829 г. в Московский университет поступили два студента, пока еще незнакомые друг с другом, — В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

В. Г. Белинский и кружок Н. В. Станкевича. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в Свеаборге (Финляндия) в семье флотского врача, а детство провел в г. Чембаре Пензенской губернии. Дед его, деревенский священник, был праведник и аскет, неутомимый проповедник. Его дух как бы воплотился в Белинском, человеке искреннем и прямодушном, постоянном искателе и правдолюбце.

В. Г. Белинский

В действительности это было незрелое произведение, наполненное длинными и трескучими монологами главного героя. Правда, Белинский разделял далеко не все его высказывания, особенно насчет религии. В пьесе был другой персонаж, более благоразумный, который и говорил как бы от имени автора. Но его рассуждения звучали слабее пламенных речей Калинина, и профессора-цензоры пришли в ужас, решив, что пьесу написал настоящий якобинец. Белинскому грозили каторгой и солдатчиной, так что впечатлительный юноша слег в больницу. Начались постоянные придирки, а в 1832 г. начальство нашло, наконец, предлог для исключения Белинского из университета.

После этого Белинский жил случайными литературными заработками, давал уроки в дворянских семьях. Одним из его учеников был Костя Кавелин, прилежный и одаренный юноша.

В 1833 г. Белинский вошел в кружок, объединившийся вокруг молодого философа и поэта Н. В. Станкевича.

Кружок посещали историк Т. Н. Грановский, литератор и публицист К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди.

Члены кружка увлекались философией Шеллинга. Он привлекал русскую молодежь не только своей любовью к природе и поэзии. Шеллинг был враг произвола, откуда бы он ни исходил — от правительства или от революционеров. В обществе, считал он, должен утвердиться правовой строй. Всякие перемены должны вводиться не раньше, чем они назреют, чем их поймет и воспримет народ. Ибо нацию скрепляют не только и не столько политические установления, сколько народное сознание, общие представления о богах и героях.

Н. В. Станкевич

Фихте доказывал, что народ имеет право на революцию, на насильственное изменение существующего строя, если он им недоволен. Под влиянием идей Фихте в кружке Станкевича стало укрепляться резко отрицательное отношение к российским порядкам. Белинский и Бакунин очень сблизились в те годы. Белинский ездил на отдых в имение Бакунина и был безнадежно влюблен в его сестру.

М. А. Бакунин

Но Белинский и его друзья продолжали свои философские искания. Учение Фихте, как и учение Шеллинга, вскоре перестало их удовлетворять. Ни тот ни другой не создали всеобщей философской системы, которая охватывала бы все мироздание, включая и человеческое общество. В новейшей философии такую систему создал только Гегель. О нем и заговорил Бакунин, который, как правило, опережал Белинского в философских исканиях. Вскоре и Белинский стал гегельянцем.

Молодые годы А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Александр Иванович Герцен родился в 1812 г. в семье богатого помещика. С детства он зачитывался книгами из отцовской библиотеки, где хранились произведения французских писателей и философов-просветителей.

А. И. Герцен

Герцен подружился со своим дальним родственником Колей (Николаем Платоновичем) Огаревым. Они как бы дополняли друг друга — добрый, мягкий, мечтательный Огарев и непоседливый, увлекающийся Герцен. Однажды, на пороге юности (Огареву было 15 лет, а Герцену 16), они взошли на Воробьевы горы и, обратив свои взоры в сторону Москвы, с ее монастырями, дворцами и золотыми маковками церквей, поклялись в вечной дружбе и неизменном решении отдать свою жизнь борьбе за свободу.

В университете вокруг Герцена сложился кружок единомышленников. Они обсуждали события во Франции (в 1830 г. там произошла революция), зачитывались произведениями французских социалистов, а иногда устраивали веселые вечеринки. Взгляды Герцена в то время были еще неустоявшиеся, стихийно оппозиционные.

Н. П. Огарев

Вопросы и задания

1. Какие особенности имело общественное движение в 20—30-е гг.? 2. Расскажите о философских исканиях Белинского. Как они были связаны с действительностью? 3. Подумайте, в чем состояла ошибка Белинского в истолковании гегелевской формулы. 4. Как вы считаете, почему Герцен не повторил ошибку Белинского?

Эпоха Александра 1 характеризуется потрясениями как внешними так и внутренними. В это время началось развитие движений и тайных сообществ, которые привели Россию к восстанию декабристов 1825 года. Тайное общественное движение при Александре 1 это небольшие организации, действующие втайне от власти, придерживающиеся либеральных взглядов. Для них было важно не столько реформировать Россию, сколько осуществить свержение самодержавия.

Общественное движение при Александре 1

Причины зарождения тайных обществ

Отправной точкой в деятельности тайных организаций Российской Империи при императоре Александре 1 стала война с наполеоновской Францией 1812 года. Именно после нее началось формирование общественных организаций. Причины их появления:

  1. Поход армии на Запад, на Париж. Русская армия гнала Наполеона до Франции. за это время многие офицеры успели увидеть мир без крепостного права. Эти же офицеры не увидели главного - западный мир без крепостного права строился на колониях. Благосостояние стран росло только из-за колоний.
  2. Элита Российской Империи выступала против Александра 1, прямо и косвенно поддерживая тайные общества. Причины негативного отношения к императору: Тильзитский мир и сближение с Наполеоном, а также отказ от либеральных реформ.
  3. Развитие общественной идеологии прогресса. В России активно продвигались идеи демократического развития страны, с частичным или полным отказом от монархии.
  4. Нерешительность правительства в реформах. Александр 1 после 1812 года окончательно ушел от идей либерализма, проводя реформы консервативно и очень осторожно. Поэтому были недовольные, которые полагали, что изменения должны быть более быстрые и более массовые. Примечательно, что в целом цели тайных организаций (на начальном этапе) и правительства совпадали.

Это 4 главные причины зарождения тайных обществ в Российской Империи. Ключевой момент здесь следующий (об этом как правило не пишут в учебниках) - активный подъем этих движений начался с новой волной либерализма, которая обрушилась на Россию после событий 1812 года. Это была вторая волна, а первая пришлась еще на правление Екатерины Второй.

Тайные общества эпохи Александра 1

Тайные общества, действующие в России 19 века (1816-1825) интересны тем, что они, как правило, существовали недолго, но постоянно трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Лидеры обществ при этом не менялись. Обратите внимание на таблицу ниже, где видно, что фамилии лидеров остаются неизменными. Меняются только названия.

Союз спасения

  1. Отмена крепостничества и наделение землей крестьян. Разногласий не было.
  2. Ограничение самодержавия. Были разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение.

Достижение поставленных целей требовало массовости. Союз спасения состоял всего из 30 человек, поэтому в 1818 году он прекратил существование, модернизировавшись в более массовую форму.

Союз благоденствия

Союз благоденствия

Союз был ликвидирован в связи с разногласиям лидеров о дальнейшем развитии, поскольку император окончательно отказался от проведения реформ. Поэтому текущая деятельность дальше была невозможна. Вторая причина распада Союза намного серьезнее - в Испании, Португалии и Италии в 1820 году начались революции, которые привели к государственным переворотам, в результате которого эти страны приняли довольно либеральную Конституцию. Это заставило общественные организации России вновь задуматься о свержении или об ограничении монархии.

Северное и Южное общества декабристов

В 1821 году в общественных организация случился перелом, в результате которого было образовано 2 новые организации, с разными целями и задачами:

Реакция императора

Уже в 1825 году, когда император узнал о готовящемся заговоре и, что в него вовлечена армия, начались массовые аресты. Это не помешало тайным общества провести восстание в центре Петербурга, на Сенатской площади. Главная причина возможности выступления декабристов была в том, что их лидера Пестеля, Александр 1 не арестовал. Это было сделано через 3 дня после смерти правителя.

К чему привела деятельность обществ

Общественные организации при Александре 1 были едины. Конечно, тайные общества Юга и Севера имели различные взгляды на развитие России, их объединяла единая миссия - подготовка населения к восстанию декабристов. Восстание на Сенатской площади стало первым серьезным и организованным выступлением против власти. декабристы не добились успеха, но они показали, что тайные общества в России работают эффективно. Поэтому следующие императоры делали многое для борьбы с ними, но в той или иной форме они продолжали существовать, что в частности и привело к 1917 году.

Читайте также: