Общественно политические взгляды казахских просветителей 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

До Октябрьской революции 1917 казахский народ находился в состоянии культурной отсталости. В этих условиях вплоть до появления письм. лит-ры думы и чаяния трудящегося народа, его мечты о свободе, стремление познать тайны окружающего мира находили выражение в устном творчестве. Господствующей в патриархально-феодальном Казахстане была религ. идеология, представлявшая собой соединение ислама и шаманства. Шаманство у казахов ". смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской. " . Присоединение Казахстана к России ликвидировало вековую замкнутость натурального х-ва казахов, способствовало экономич. и культурному развитию края, подъему антифеодального просветительского движения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования РК.doc

Изучение существующих порядков Абаем и его критическое отношение к ним, сочетались в его произведениях с предложениями об изменении существующего положения дел. Чтобы избежать вражды и произвола в степи, он предлагал в волостные правители назначать лиц, получивших российское образование, а если таковых нет, то производить назначение по усмотрению уездного начальства и военного губернатора. Это, по его мнению, стимулировало бы получение образования и выводило бы волостных правителей из-под влияния и прихоти местной знати.

Абай предлагал также отказатьс я от краткосрочного избрания биев, замечая, что не каждый способен быть бием. "Не всякому под силу вершить правосудие. Чтобы держать совет, как говорится, на "вершине Культобе", необходимо знать своды законов, доставшиеся нам от предков, – "светлый путь" Касым-хана, "ветхий путь" Есим-хана, "семь канонов" Аз Тауке-хана. Но и они устарели со временем, требуют изменений и непогрешимых вершителей, коих в народе мало, а то и вовсе нет". Абай предлагал от каждой волости избрать по три бия из числа "образованных и толковых", при этом "не определяя срока их пребывания на посту, и смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидных делах". Он полагал, что надо так устроить систему формирования судов, чтобы закрепить на должностях судей образованных, подготовленных и честных судей, оградив их от притязаний на эти должности корыстных и малокомпетентных конкурентов. Он полагал, также что не следует заваливать этих судей мелкими делами и делами, которые могут разрешиться третейскими судами, считая, что споры сначала должны разрешаться третейским судом, и лишь не найдя же удовлетворения в нем, спорящие должны иметь право обратиться к одному из трех избранных постоянных судей. Абай выступал против затягивания рассмотрения дел в судах.

При всем том, Абай как глубоко верующий человек признавал, что человеческий суд, каким бы совершенным он ни был, не сопоставим с высшим судом Бога. В наделении Богом человека способностью держать ответ на Страшном суде, по Абаю, проявилась "справедливость и любовь к человеку" Бога.

В философии права Абай самобытен, но при этом стихийно принадлежит к традиции синтеза права и нравственности, которая прослеживается в истории правовой мысли и проявляется, например, во взглядах Конфуция в Древнем Китае, в учении И. Канта в Германии за полвека до Абая. Разнообразные проявления этой тенденции объединены тем, что право понимается как явление значительно более широкое, чем законодательство. Для Абая в структуре права, кроме законодательства и даже, прежде всего, ведущими элементами являются обычное право и нравственность, представления о справедливости. При этом Абай, скорее сторонник динамичного соединения, сплава обычного права и законодательства, но на основе обычного права. Такая комбинация и пропорции сочетания форм права, по его убеждению, видимо, были наиболее приемлемыми для казахского общества конца XIX – начала ХХ веков. И еще один момент. Для всей традиции в правовой мысли, к которой принадлежал и Абай, важное значение имел ориентир на нравственное усовершенствование, воспитание и развитие человека, в том числе путем просвещения и образования. Такая позиция органично была связана с просветительской направленностью творчества и деятельности Абая.

Абай Кунанбаев своей критикой межродовых и феодальных раздоров в степи, сыграл выдающуюся роль в осознании этих недостатков, в формировании критического отношения к ним, в пропаганде прогрессивных для своего времени мировоззрения и политико-правовых идей. Симпатии Абая к институтам родовой демократии отражали интересы, представления о справедливом строе широких слоев казахского общества. "Не случайно антифеодальные и антиколониальные движения казахских крестьян конца XVIII и первой половины XIX веков, – писал А.Н. Таукелев, – проходят под лозунгом борьбы за утверждение родовой демократии, против произвола ханов, султанов, а также против колонизаторской политики разрушения родоплеменного деления казахского общества".

Пропагандируя достижения русской культуры и литературы, призывая к изучению русского языка, развитию европейского образования, Абай был далек от идеализации всего, что связано с Россией, критически относился к русским чиновникам, преследовавшим нередко свои корыстные интересы. "По цензурным соображениям он не высказывает своих взглядов о царизме, о реакционной колониальной политике. Зато едко высмеивал лакеев царизма в степи, ставленников колониальной администрации из казахов – волостных правителей и старших, тех, кто готов "… продать отца, мать, всех родных и близких первому русскому чиновнику, который похлопает его по плечу" или "дарит ему халат и медаль".

В то же время в геополитическом и историко- культурном плане Абай видел единство исторических судеб России и Казахстана, по мере сил содействовал стратегической исторической тенденции сближения этих стран и народов.

В советское время в некоторых исследованиях не всегда корректно подчеркивалась критика Абаем религии, поскольку он критиковал нередко встречавшихся ему неграмотных мулл, бездумное отправление религиозных обрядов как самоцель, но не выступал против Бога (Аллаха), не отвергал религии в целом, был глубоко и искренне верующим человеком. При этом он оставался критически и философски мыслящим, в том числе в религиозной сфере, в сфере ислама. В этом отношении он был довольно близок к Л.Н. Толстому, весьма критически настроенному против церкви и духовенства и пытавшемуся по-своему осмыслить основы христианства.

О необходимости совершенствования в вере и личном усовершенствовании верующего Абай говорит в "Слове двенадцатом". Он признает, благим делом обучение других слову божьему. Но замечает, что нельзя забывать два непременных условия: "Прежде всего, он должен утвердиться в своей вере, во-вторых, пусть слишком не довольствуется тем, что знает, а постоянно совершенствуется. Если кто, не завершив учебу, оставляет ее, тот лишает себя божьего благословения, от его наставлений прока не жди. Что толку, если, обернув голову чалмой, строго соблюдая посты, совершая моления, он напускает на себя благообразие, но не знает, в каких местах требует повторения или в каком месте может прервать тот или иной намаз?

Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим – без бережливости и внимания не удержать в душе иман – веру".

Признавая, что все, в конечном счете, произведено Создателем, Абай считал, что и от человека зависит многое. "Разумный человек должен знать, – учил Абая, – долг верующего – творить добро. Правое дело не может бояться испытания разумом. Если не дать свободу разуму, то как быть с истиной: "Да познает меня обладающий разумом"? Если существует в нашей религии изъян, то как запретить разумному думать о нем? На чем бы основывалась религия, не будь разума? Чего стоит добро, творимое без веры? Нет, ты должен понять и поверить в то, что добро и зло созданы Богом, но не он творит их; Бог создал богатство и бедность, но не он сделал людей богатыми и бедными; Бог создал болезни, но не он заставляет людей страдать от них. Иначе, все – тлен".

О неоднозначности и сложности позиции Абая по отношению к некоторым течениям ислама свидетельствуют и не так давно опубликованные архивные материалы. В апреле 1903 г. в зимовке Абая, в трех юртах, принадлежавших самому Абаю и двум его сыновьям был неожиданно произведен обыск. В секретном рапорте Семипалатинского уездного начальника от 27 апреля 1903 г. на имя военного губернатора Семипалатинской области сообщалось, что в числе корреспонденции, было найдено во время обыска письмо из Кокчетава, адресованное неизвестным лицом Ибрагиму Кунанбаеву "с просьбой побудить киргиз Семипалатинского уезда присоединиться к ходатайству таковых же Акмолинской области перед Правительством, об учреждении особого для киргиз магометанского духовного собрания". Это письмо было обнаружено при последующем обыске волостного управителя, которому, как будто бы сын Абая отдал это письмо "на цигарки", а сам он получил его два дня до этого от отца (Абая), у которого оно хранилось два месяца и было получено от неизвестного лица. В секретном рапорте эта версия подвергалась сомнению, и высказывалось предположение, что письмо было передано управителю в надежде, что того не будут обыскивать.

Касаясь вопросов будущего развития общества, Абай признавал, что по мере его эволюции могут изменяться и фундаментальные его основы, в том числе и каноны религии. Будущие формы жизни, ее принципы определят те, кто будет тогда жить в соответствии с разумом и верой. Но Абай был уверен, как были уверены, в свое время, например, Аристотель, аль-Фараби и Ш.Л. Монтескье, что должна существовать гармония и выражающая ее мера всему, в том числе и хорошему. "Все на свете имеет свою меру, – говорил он. – …Все, что сверх меры – есть зло".

Абай не был утопистом. Осознавая последующую эволюцию общества и ее прогрессивную в целом направленность, он был далек и от идеализации будущего. "Или все-таки наступят светлые дни, когда люди забудут воровство, обман, злословие, вражду и устремятся к знаниям, обучатся ремеслу, начнут добывать богатства честным, достойным путем, – писал он, и, отвечая на свой вопрос, признавал, – Вряд ли наступят такие дни".

Своим творчеством и деятельностью Абай предвосхитил многие идеи и позиции, с которыми выступили и которых придерживались несколько позже представители блестящей группы либеральной интеллигенции Казахстана – лидеры партии "Алаш", во многом принявшие от великих просветителей предшествующего периода историческую эстафету пробуждения национального самосознания и просвещения народа, дальнейшего развития национальной политической и правовой культуры.

Ключевые слова:


1. Общественно-политические взгляды Шокана Уалиханова. Одним из признанных казахских просветителей был Шокан Шынгысулы Уалиханов. В детском возрасте в формировании его мировоззрения и общественно-политических взглядов большую роль сыграли акыны, шешены и сказители, а также ссыльные декабристы, нередко гостившие в доме родителей. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес не только к науке, литературе и искусству, но и к западным демократическим ценностям. С ранних лет Шокан проявлял любовь к национальной поэзии и фольклору. В Омском кадетском корпусе он, совершенствуя свои знания в области восточных языков, также читал русскую и зарубежную художественную литературу. В годы учебы подружился с Г.Н. Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым, общественным и политическим деятелем. Уалиханов близко познакомился с прогрессивно настроенными представителями русской демократической интеллигенции. Так, Шокан прекрасно знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта-петрашевца С.Ф. Дурова, тесная дружба связывала его с ссыльнымписателем Ф.М. Достоевским.


Шокан Уалиханов

В 1860 году в Санкт-Петербурге Шокана Уалиханова принял русский император Александр II. На встрече, воспользовавшись ситуацией, ученый обратился к нему с просьбой о более гуманном отношении царских чиновников к его народу, что свидетельствует о его истинной любви к своим соотечественникам.

Вспомните
Какие реформы царской власти были проведены в первой половине ХІХ века?

2. Общественные взгляды Ибрая Алтынсарина. Значительная роль в общественно-политической жизни Казахстана принадлежит выдающемуся педагогу, писателю, фольклористу, этнографу и общественному деятелю Ибраю Алтынсарину. Он свободно владел русским, арабским, татарским языками и фарси. Активно занимался самообразованием: изучал произведения классиков мировой литературы, знакомился с сочинениями известных русских демократов Н.Г. Чернышевского, А.М. Добролюбова, А.И. Герцена. После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он успел убедиться в насущной необходимости просвещения народа. Деятельность Ибрая встретила противодействие со стороны консервативной части общества. Его даже начали обвинять в вероотступничестве.

В 1869 году И. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление на должность делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и судьи. По долгу службы часто бывал в аулах, близко знал насущные проблемы народа, участвовал в выборах волостных управителей и аульных старшин и пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные представители местной знати подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и министру внутренних дел. Но ввиду глубокой порядочности, безупречной честности и незапятнанной репутации Алтынсарина всегда оправдывали. В своих выступлениях он подвергал критике колониальную земельную политику царского правительства, активно противодействовал произволу царских чиновников.

3. Общественные взгляды Абая Кунанбаева. Абай Кунанбаев был не только выдающимся мыслителем, просветителем, поэтом и основоположником казахской письменной литературы, но и активным общественным деятелем, пытавшимся улучшить жизнь своего народа.

Детство и юность поэта совпали со временем военного продвижения царских войск по Южному Казахстану. Он стал свидетелем укрепления позиций Российской империи в окружных приказах и введения административных реформ. Будучи волостным управителем и бием, пытался решать спорные дела справедливо и честно, чем снискал глубокое уважение со стороны простого народа. Однако постепенно Абай пришел к мысли, что таким образом проблемы общества не решить, и выступал за доступность знаний и образования для народа.

Чокан Валиханов (1835- 1865 гг.) Чокан Валиханов – основоположник казахской просветительской демократической идеологии, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.

Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий.

Ч. Валиханов по образу своих мыслей был глубоко убежденным атеистом, решительно отвергающим религию, все и всякие религиозные догматы, культы и учреждения. Причем это был атеизм просветительского толка, поскольку корни религии, по его мнению, лежат не в материальных условиях жизни общества, а, главным образом, в невежестве людей. Поэтому проблему религии Ч. Валиханов связывал с задачей преодоления невежества масс, с распространением знаний во всем обществе.

Исключительно ценными являются высказывания казахского мыслителя о том, что конечной целью каждого человека и человечества в целом является улучшение их материального благосостояния. Только постоянное стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей членов общества является, по Валиханову, побудительным мотивом для движения вперед по пути прогресса.

Таким образом, общественно-политические взгляды казахского просветителя пронизаны духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия.

Как и Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения, полагая, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение. При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. В свою очередь невежество не может ничего дать, кроме застоя.

Ы. Алтынсарину как просветителю присущи культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ыбрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе его заслуг помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения.

Но Ы. Алтынсарин – не только педагог-просветитель. Он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы.

По своим политическим убеждениям Ы. Алтынсарин, несомненно, был демократом, сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что в его русском окружении данная идея была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества.

Существенным элементом мировоззрения Ы. Алтынсарина является трактовка им ислама, представленная им в составленном учебнике по исламу. Ыбрай Алтынсарин стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все его творчество пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.

Следуя принципу историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ы. Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могло идти без создания собственной печати и книгоиздания. Вместе с тем блага цивилизации несли для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности, принудительную оседлость кочевников и изъятие лучших пахотных и пастбищных земель.

Абай Кунанбаев (1845-1904гг.)Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Абай критиковал порядки, царившие в степи, противоречащие, по его мнению, как установлениям Аллаха, так и человечности.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа

49.

.Просвещение и наука в XIX в. Деятельность Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина.

XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.

Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.

1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.

В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.

Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей 1учились в Санкт-Петербургском университете, Военно- медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе содержались на средства частных лиц. В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.

Читайте также: