Общественно политические идеалы просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.

идеалы эпохи Просвещения Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах

Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и ' недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических

Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т. д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл "просвещения" (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспошадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.

Характерные особенности Просвещения:

рационализм как общая вера в разум;

антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии. Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. "Кандид", "Орлеанская дева", его статьи в "Философском словаре", "Энциклопедии" получили широкое распространение во всей Европе.

На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778), автор знаменитого произведения "Общественный договор", которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Автор нашумевшей в свое время книги "Человек-машина" Жюльен Офрэ де Ламетри (1709-1751) является представителем французского Просвещения XVIII в. Ламетри утверждает, что материальный мир "существует сам по себе", что у него не было начала и не будет конца. Субстанция у него одна - материальная, и источник движения находится в ней самой. Материализм Ламетри сложился под влияниеем атомистического материализма Эпикура, материалистического учения Спинозы и сенсуализма Локка. Ламетри доказывал несостоятельность декартовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит за дачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек - такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности1.

Наиболее последовательным выразителем философских учений] французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789). Его произведение "Система природы" получило название "кодекса материализма и атеизма XVIII в.". Он написал яркие атеистические памфлеты: "Разоблаченное христианство", "Религия и здравый смысл", "Карманный богословский словарь" и др. Его "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного", содержала изложение таких важнейших онтологических проблем, как проблемы материи, природы, движения, пространства, времени, причинности, случайности, необходимости и др. Для него именно природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу. Природа - причина движения, которое характеризуется автором как необходимое следствие существования природы.

Дени Дидро (1713-1784) в своих работах: "Философские принципы материи и движения", "Мысли об объяснении природы", "Письмо о слепых в назидание зрячим", "Сон Д'Аламбера", выступая против субъективного идеализма, дает свое понимание важнейших онтологических проблем. Все, что существует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Как видим, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мнению, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма). Однако он различает "чувствительность инертную" и "чувствительность деятельную". Последняя проявляется лишь в определенным образом организованной материи1.

Попытка решения вопроса о взаимодействии между социальной средой и личностью является одной из бесспорных заслуг французского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его социально-философские взгляды. Гельвеций в работе "О человеке" пишет: "Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть". Человек "есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится". Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности. Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности. Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными, суеверными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между "царством" природы - растительным, животным миром - и человеком, господствовавший в естествознании.

Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг., на ту роль, которую сыграли мыслители в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя. Они страстно писали о необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспотизма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В "Декларации прав человека и гражданина" идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.

Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердер (1744-1803) в своем важнейшем сочинении "Идеи к философии истории человечества" рассматривает проблему общественного и исторического прогресса. Для него прогресс - это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предшествующим и направлено на достижение высшего состояния - гуманности. Определяющее значение имеет культура, считает философ, которая одновременно и стимулирует развитие общества, и предстает результатом этого развития. Исторический прогресс - это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный прогресс - это развитие общества на конкретном этапе его существования, а также различных элементов культуры: науки, ремесла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подводя некоторые итоги изучения данного периода, отметим, что просвещение - это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора – подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но если власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Система философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

- в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

- в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

- в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

- в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ХУШ-Х1Х вв. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце XIX в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

§2. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.




§3. Механистический материализм



Читайте также: