Общественно политическая жизнь в россии в первой половине xix века кратко

Обновлено: 06.07.2024

В первой половине девятнадцатого века началась особая эпоха в истории общественного движения России. Во время Заграничного похода русской армии (1813-1814 гг) офицеры посетили множество европейских стран, познакомились с европейской системой и порядками, которые произвели на них сильное впечатление. Вернувшись домой, русские солдаты всё более стали осознавать несовершенство российской системы: крепостное право, самодержавие, набиравшие обороты контрреформы, необразованность населения и прочее. Всё это побуждало дворян искать способы воздействия на власть, а также решения назревших проблем. Так, постепенно одно за другим стали возникать тайные общества.

История общества декабристов

Сравнительная характеристика программ декабристов - Конституции Н.М. Муравьева и "Русской правды" П.И. Пестеля

1. Отмена крепостного права.

2. Отмена сословий.

3. Ликвидация самодержавия, введение Конституции.

4. Ликвидация рекрутчины.

Обе программы по содержанию были буржуазными, утопическими и либеральными (провозглашали буржуазные свободы, парламентаризм, свободу предпринимательства). Всё это программа европейской буржуазии. В России не было класса буржуазии. 90% населения - крестьяне с традиционным бытом.

В Российской империи только начался промышленный переворот, следствием завершения которого является юридическая консолидация буржуазии. Даже в случае победы декабристов в России не было класса, кроме дворян, способного прийти к управлению.

К 1823 года оба общества пришли к консенсусу в тактике. Было решено организовать военное восстание под руководством тайных обществ.

Различия в программах


В 1823 году с приходом К. Рылеева, якобинца, от руководства был отстранен Н.М. Муравьев. Члены общества северян, подобно южным, стали склоняться к военному восстанию с целью свержения самодержавия.

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади

17 декабря - последнее совещание К.Ф. Рылеева. Был избран диктатор - руководитель восстания Сергей Трубецкой. Члены общества решили вывести гвардейцев на Сенатскую площадь, оказать давление на Сенат и армию, чтобы те не присягали Николаю I, пока тот не зачитает Манифест, составленный декабристами. Если откажется, то С. Трубецкой должен был убить Николая I.

Планы спутал один из участников обсуждения восстания Я.И. Ростовцев - противник военного восстания. О восстании стало известно императору.

14декабря в 6 часов утра Сенат присягнул Императору. В 11 часов декабристы А.А., Н.А. и М.А. Бестужевы вывели лейб-гвардии Московского полка. Восставшие построились каре. В это же время все улицы заняли правительственные войска.

Декабристы заняли выжидательную позицию. С. Трубецкой на площадь не явился. Только к 13 часам был избран новый диктатор - Е.П. Оболенский.

Николай I пытался предотвратить кровопролитие. Уговаривали восставших и митрополит Серафим, и великий князь Михаил Павлович и, наконец, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года. Ряды гвардейцев дрогнули, и тогда Петр Каховский выстрелил в М.А. Милорадовича. После этого Николай I отдал приказ расстрелять гвардейские полки картечью.

Историческое значение восстания декабристов

1. Декабристы положили начало русскому освободительному движению против крепостного права и самодержавия, указали царскому правительству на социальные язвы в российском обществе.

2. Декабристы ошибались, но они показали пример бескорыстного служения обществу. Не все декабристы были революционерами. Многие из них выступали за Просвещение, ликвидацию сословий, крепостного права, улучшение жизни народных масс.

1. Пытались перенести на русскую почву политическое устройство европейских буржуазных государств, что является не только утопией, но и несёт в себе разрушительную силу.

2. Пытались провести в России революцию французского образца - цареубийство, установление Директории, кровавого режима террора.

Восстание декабристов на Украине

3 января1826 года недалеко от Трилесов полк был расстрелян.

Общественные движения в России в тридцатых-пятидесятых годах XIX века

Особенности общественных движений:

1) Большое влияние восстания декабристов и расправа над декабристами летом 1826 года.

2) Возникновение большого числа философских кружков и групп, основным вопросом в которых был "По какому пути будет развиваться Россия: по западному (капиталистическому, Конституция, парламентаризм) или самобытному, русскому?"

3) Возникновение революционных демократических социалистических идеологий. Революционная, буржуазная идеология, привнесённая с Запада, не нашла в России почвы. Она "была расстреляна" на Сенатской площади 14декабря1825 года.

Кружки 30-40-х годов

1. Кружок выпускника Московского университета Н.В. Станкевича. Философско-просветительский кружок. На квартире Н.В. Станкевича можно было встретить весь цвет московской интеллигенции: литераторов-братьев Аксаковых (идеологи славянофильства, Т.Н. Грановского, историка-медиевиста, отца западников, В.П. Боткин (писатель, публицист, западник).

Кружок посещали А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский - будущие революционные демократы; молодой М.А. Бакунин - будущий социалист-анархист.

Частыми гостями были И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Большой путь в политику начал в кружке публицист, книгоиздатель, будущий государственный деятель М.Н. Катков (от западничества до главы консерваторов).

2. Кружок В.Г. Белинского - Литературное общество 11 нумера.

В.Г. Белинский - сын военного врача, разночинец. В 1828 году поступил в Московский университет, где проучился только один год. Был исключён за драму "Дмитрий Калинин", в которой призвал к ликвидации крепостничества, критиковал самодержавие.

После исключения сотрудничал в журналах (сначала в "Телескопе Н.И. Надеждина), позднее переехал в Петербург, где возглавил критический отдел "Отечественных записок" и "Современник", стал широко известен благодаря своему письму Н.В. Гоголю, в котором дал резкую критику молодёжи, впавший в пессимизм из-за Николаевской реакции (написано в июле 1847 года).

Белинский поначалу был левым западником, затем увлекся социалистическими идеями, после он выдвинул лозунги:

1. Россия минует капитализм.

2. Сельская община - готовая ячейка социализма.

3. Народная революция.

3. Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва.

А.И. Герцен - из дворян (1812-1870), "Искандер". В 1826 году в 14 лет Саша Герцен и Коля Огарёв дали "аннибалову клятву" - отомстить за казненных декабристов. Своей клятве они были верны всю жизнь.

В 1829 году поступили в Московский университет, где создали кружок Герцена и Огарёва. В кружке читали запрещённые стихи А.С. Пушкина, К. Рылеева, распространяли запрещённые цензурой книги, в результате чего были сосланы. В ссылке они увлеклись литературной деятельностью. А.И. Герцен написал "Сорока-воровка", "Кто виноват?" - критика крепостничества. В конце жизни написал роман "Былое и Думы".

После окончания ссылки уехал в Лондон, где при помощи польских "военных друзей" основал Вольную русскую типографию (1853 год) и приступил к изданию альманаха "Полярная звезда" (на обложке силуэты пяти казненных декабристов). В первых номерах он напечатал послание Пушкина в Сибирь, ответ Е.П. Оболенского, письмо Н.В. Гоголя.

Кроме альманаха, Герцен издавал газету "Колокол" (1857 год) под девизом - "Буди живых". Герцен призывал к народной революции. При Вольной типографии сложилась сеть, связывающая Россию и Лондон. Органом связи с русскими стала газета "Голоса из России". В Лондоне сложился штаб подготовки русской крестьянской революции. Герцен же стал "отцом" русского крестьянского социализма.

4. Кружок Петрашевцев.

Большую известность во второй половине сороковых годов 19 века получили литературные пятницы М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849). Кружок был раскрыт в 1849 году. Петрашевцев обвинили в подготовке революции, но, всё же, по большей части, это был просветительский кружок.

Интересно, что петрашевцы предлагали объединение славян в федерацию славянских республик. По делу петрашевцев прошли М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский.

Оформление идеологии западников и славянофилов

Славянофилы - сторонники самобытного развития России. Идеологами этой теории были, главным образом, писатели и философы (А. С. Хомяков, И.В. и В.П. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, крупный общественный деятель Ю.Ф. Самарин). Славянофилы также находились в оппозиции к самодержавию: требовали ограничения царской власти земскими представительными учреждениями, выступали против крепостного права.

"Отцом" западников считают историка Т.Н. Грановского. Крупнейшими представителями западников были публицист В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Т.В. Анненков, историк С.М. Соловьев и юрист, идеолог реформ шестидесятых-семидесятых годов К.Д. Кавелин.

Заключение

Несмотря на то что декабристы были далеки от народа и обречены на поражение, именно они, по мнению В.И. Ленина, положили начало русскому революционному движению.

В первой половине XIX в. в России, как и во всем мире, обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Однако если в ряде стран она закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела предотвратить крушение существовавшего экономического и социально-политического строя.

Российская общественная мысль была тесно связана с западноевропейской и в то же время отличалась от нее. В Западной Европе создавались теории, с экономических и морально-этических позиций доказывавшие историческую неизбежность и прогрессивность утвердившегося капиталистического строя, велись поиски путей его совершенствования, разрабатывались учения, ведущие к его разрушению. В России сложилась совершенно иная ситуация. В ней все еще сохранялись самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий.

Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны, и все они яростно отстаивали свои программы и убеждения.

В наиболее передовых странах Западной Европы существовали более благоприятные условия для развития общественного движения: парламенты, политические организации и партии, возможность открыто высказывать свои идеи в периодической печати. В России не было выборных представительных органов и свободы печати, всякая партийность была под запретом. Поэтому в первой половине XIX в. в России не сложились еще четкие идейно и организационно оформленные общественно-политические направления. Сторонники разных политических концепций часто действовали в рамках одной организации или течения, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны.

Представители радикального направления оказались более активными. Они первыми выступили с программой преобразования России. Пытаясь осуществить ее, они подняли восстание, но потерпели поражение. Как и в случае с М. М. Сперанским, предлагавшим создать представительные учреждения, практически не затрагивавшие основ самодержавия и крепостничества, консерватизм вновь одержал победу. Россия должна была пережить потрясение от поражения в Крымской войне, чтобы правительство приступило к социально-политическим преобразованиям.

Причины подъема общественного движения. Основная причина — растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители высшей администрации (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, характерного для XVII—XVIII вв. Однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя.

Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне.

Александр II. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

Александр даровал амнистию девяти тысячам заключённых, в том числе и декабристам, которые возвратились из Сибири

Реформы, проведённые Александром II в 1860 1870 годах - одно из главных явлений в истории нашего государства. Они способствовали росту производительных сил России, гражданского самопознания, улучшению жизни, распространению просвещения.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения – это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Упадок дворянства и демократизация общества - это первое последствие реформ 60-х гг. XIX века. Следующим последствием реформ было изменение сознания людей в пользу радикальной политики. Преобразования государственного и общественного строя, предпринятые императором Александром II, не были направлены на изменение в России образа правления. За появлением новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители, не последовало реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к управлению государством.

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъём в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В. Г. Белинский писал о 1812г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", которые были "результатом этой эпохи".

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. А. И. Герцен писал, что декабристы "пробудили душу у нового поколения". Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно-интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., "Донесение следственной комиссии") декабризм объявлялся "заразой, привнесенной извне", а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над "гниющим" Западом стала одной из составных частей теории официальной народности.

В социально-экономической жизни страны во второй четверти ХIХ в. все более определенно обозначились процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического, уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т. е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры "богопознания и христианского учения" и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги "О должностях человека и гражданина", из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. "Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей", - писал в докладе царю в 1824 г. А. С. Шишков, бывший тогда министром народного просвещения. В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.




На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъём в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В. Г. Белинский писал о 1812г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", которые были "результатом этой эпохи".

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. А. И. Герцен писал, что декабристы "пробудили душу у нового поколения". Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно-интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., "Донесение следственной комиссии") декабризм объявлялся "заразой, привнесенной извне", а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над "гниющим" Западом стала одной из составных частей теории официальной народности.

В социально-экономической жизни страны во второй четверти ХIХ в. все более определенно обозначились процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического, уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т. е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры "богопознания и христианского учения" и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги "О должностях человека и гражданина", из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. "Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей", - писал в докладе царю в 1824 г. А. С. Шишков, бывший тогда министром народного просвещения. В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.

В первой четверти XIX века в России не появились ещё идеологически оформленные общественно-политические течения. Приверженцы разного рода политических систем зачастую развивали свою деятельность в пределах одного общества, в конфликтах борясь за своё мнение о судьбе России. Тем не менее, представители радикального течения оказались более активными. Они раньше всех обнародовали свой план изменений экономической и социально-политической системы страны. Стремясь провести его, они подняли бунт против царского режима и крепостного права.

Революция в России в 1825 году стоит в одном ряду с иными европейскими мятежами, которые носили буржуазный характер. Тем не менее, в общественной деятельности России была своя особенность. Она проявлялась в том, что в России на самом деле не было буржуазии способной защищать свои интересы и демократические реформы. Народ в большинстве своём был груб, дремуч, неграмотен и невежественен. В связи с этим революционные взгляды, сознание неизбежности модернизации России возникали в начале XIX века только у сознательной части аристократии, пошедшей против интересов своего класса. Число повстанцев было очень небольшим – по большому счёту, представители благородной аристократии и престижного офицерского корпуса.

Зарубежная кампания русской армии 1813-1814 годов дала им возможность увидеть социально-политические развитие в Европе после Французской революции конца XVIII века, подарила им новые ощущения, новые мысли и актуальный житейский опыт.

Они чувствовали большое значение времени, в которое им выпало жить и действовать, когда, согласно их взглядам, определялось будущее России. Им было свойственно чувство своего соучастия в творении истории, что и было главной причиной их деятельности. Они возникли на исторической арене во времена больших военно-политических переворотов: наполеоновские войны, мятежи в разных государствах Европы, национально-освободительные движения в Греции и Латинской Америке.

Готовые работы на аналогичную тему

Русское общество 30-50-х годов XIX века

Идеологическая жизнь в стране второй четверти XIX века проходила в непростых для передовых людей политических условиях после подавления мятежа декабристов.

Возрождение идеологической жизни русского общества произошло на рубеже 30-40-х годов XIX века. К этим годам уже появились такие направления русской общественно-политической жизни, как охранительно-консервативное, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое движения.

Идейные течения, возникшие в эти годы:

  • славянофильство;
  • западничество;
  • демократическое направление общественной мысли.

Духовная жизнь России в первой половине XIX века

Наиболее заметных результатов в первой половине XIX века Россия достигла в сфере науки и главным образом культуры. Эта половина века подарила России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, в конце концов, коллективную работу группы талантливейших художников, архитекторов и строителей – старый Петербург.

Изменения в духовной жизни России в первой половине XIX затронули следующие сферы:

Читайте также: