Общественно политическая мысль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общественное движение развивалось в условиях жесткого правления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. В этих условиях представители различных направлений не име­ли возможности реализовать свои идеи на практике. Отсут­ствие возможности свободной общественной деятельности вело к тому, что основной формой стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.

Консервативное направление в идейном отношении офор­милось раньше других течений общественной мысли. Его наи­более значительными представителями были М.П. Погодин, С.П. Шевырев, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Действительную на­родность представители этого направления видели в привер­женности православию и самодержавию, характерной для рус­ского народа.

Либеральными течениями в общественной мысли стали сла­вянофильство и западничество.Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 40-х гг. XIX в. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомя­ков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской исто­рии, славянофилы главной движущей силой считали не само­державие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Славянофилы считали, что Петр I насильственны­ми методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития Рос­сии, законсервировало крепостничество и породило соци­альные конфликты. Славянофилы говорили, что крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив общину и патри­архальный уклад жизни; при этом речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной тех­ники, железных дорог и промышленности.

Особенностями революционной демократии как идейного течения было совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы ми­рового исторического развития), славянофильства (идеали­зация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливо­сти — социализма. Метод достижения цели — радикальные реформы или массовая революция.

15. Реформы и контрреформы II-ой половины XIX века. Особенности российского варианта модернизации капитализма.

Александр II

Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины, которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспределяли.

Земская реформа 1 января 1864 года — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года.

Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность.

Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

Городская реформа 1870 года — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер.

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

Военная реформа Александра II — комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.

Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.

В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

Александр III

Внутренняя политика

После некоторого периода колебаний, 29 апреля 1881 года Александром III был подписан Манифест о незыблемости самодержавия, который возвестил об отходе от прежнего либерального курса.

Во второй половине 1880-х годов были введены ограничения в области суда присяжных, в городах введен городской суд, в котором судьи назначались правительством. Восстановлена цензура в печати, отмененная в эпоху либеральных реформ, большого размаха достигли цензурные репрессии.

Были ликвидированы те зачатки крестьянского и городского самоуправления, введение которых преследовала земская и городская реформа 1860-х годов. В 1889 году для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 года было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882—1884 г. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду.

Начало 1880-х годов ознаменовалось, впрочем, рядом важных позитивных мероприятий, призванных устранить недостатки предшествующего царствования и облегчить положение народных масс. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского поземельного банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати, налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних и ночной работы подростков и женщин было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского отвечало несомненной назревшей потребности; учреждённая в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.

В 1882—1884 годах были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства — закон о дворянских выморочных имуществах, организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в виде учреждения дворянского земельного банка, вместо проектированного министром финансов всесословного поземельного банка.

Городовое положение 1892 года заменило прежнюю систему трёхклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам, но в то же время ограничило количество гласных и усилило зависимость городского самоуправления от администрации. В области суда закон 1885 года поколебал принцип несменяемости судей, закон 1887 года ограничил судебную гласность, закон 1889 года сузил круг действий суда присяжных.

На национальных окраинах активно проводилась политика русификации.

В сфере конфессиональной политики определяющим было влияние обер-прокурора Победоносцева, который, опираясь на поддержку своих начинаний императором, стремился к усилению православной религиозности в обществе: оживилась деятельность православных миссий внутри Империи и за границей, возросло число церковных периодических изданий, тиражи духовной литературы; стимулировалось учреждение церковных братств, восстанавливались закрытые в прежние царствование приходы, шло интенсивное строительство новых храмов и основание новых монастырей.

МЫСЛЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (political thought) - система идей, взглядов, представлений, нашедшая свое теоретическое выражение и обоснование в политологии - науке о политике и кратологии - науке о власти. Политическая мысль формирует знания людей о политической деятельности, политическом сознании и формах политических отношений, о природе, сущности и функциях власти, о структуре политических систем и их элементов: государства, партий, политических режимов, о внутренней и внешней политике, об истории политических учений и т.д. История насчитывает большое число выдающихся политических мыслителей: Платон, Аристотель, Цицерон, Локк, Гоббс, Макиавелли, Монтескье, Вольтер, Маркс, Вебер, Чичерин Б.Н., Ленин В.П., Рузвельт, Черчилль и др.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч . В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова . 1996 .

Смотреть что такое "МЫСЛЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ" в других словарях:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан тич. социаньно политич. мысли, когда политика была… … Философская энциклопедия

политическая наука — ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА совокупность научных дисциплин, изучающих политику. Представляет собой часть политического знания, которое включает в себя политическую мысль, повседневное знание политики и политической жизни, а также… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — (political science) Изучение государства, управления и политической жизни. Мысль о том, что изучение политической жизни должно быть научным , вызывала споры на протяжении столетий. Предметом споров была природа политического познания, но… … Политология. Словарь.

Политическая экономия — Политическая экономия, политэкономия одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Содержание 1 Этимология термина … Википедия

Политическая экономия — (предмет и определение науки, место ее среди прочих наук, задачи и методы, исторический очерк экономических школ). Предметом П. экономии как науки является хозяйственная деятельность человека, т. е. целесообразная деятельность, направленная на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политическая экономия — (предмет и определение науки, место ее среди прочих наук, задачи и методы, исторический очерк экономических школ). Предметом П. экономии как науки является хозяйственная деятельность человека, т. е. целесообразная деятельность, направленная на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рабочая мысль — Специализация: политический журнал Периодичность: непериодический Язык: русский Адрес редакции: Санкт Петербург Страна … Википедия

ГРЕЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — (Greek political thought) Политические проблемы обсуждаются во многих произведениях поэтов и мыслителей доклассической Греции – от размышлений Гомера о царском сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и законодателя… … Политология. Словарь.

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

Гипермаркет знаний>>История >>История 7 класс>> Общественно-политическая мысль, идеология и культура

Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке

Сложные процессы социальной, экономической, политической жизни XX века, требующие теоретического осмысления, обусловили рост значимости общественных наук. В то же время реакция людей, в том числе и политических лидеров, на вызовы времени нередко определялась не оценкой ситуации, перспектив ее изменения, а представлениями о добре и зле, больше формирующихся под влиянием искусства, чем научных теорий. Это было в значительной мере связано с тем, что научное осмысление происходящих в мире процессов нередко отставало от потребностей времени, запросов практиков.

§ 31. Общественно-политическая мысль, идеология и культура

В XIX веке в основе научных представлений лежали материалистические и, в значительной мере, механистические воззрения. Их символом стали взгляды французского астронома и математика П. Лапласа (1749—1827), считавшего, что все можно подсчитать, взвесить и измерить. Атомы считались неделимыми и неразрушимыми кирпичиками мироздания. Вселенная, казалось, подчиняется классическим ньютоновским законам движения, сохранения энергии.

С созданием учения К. Маркса и Ф. Энгельса материализм распространился и на сферу общественных, гуманитарных наук. Формационная теория, предполагающая, что закономерностью является поступательное развитие человечества, предлагающая критерии прогресса, объяснение действий политических партий, их лидеров глубинными, экономическими интересами, к началу XX века приобрела большую популярность.

Основатели этой теории допускали, что политика не всегда механически отражает экономические интересы, видели между политикой и экономикой сложную диалектическую связь. Тем не менее, самостоятельное значение факторов общественной жизни, не связанных с экономикой и не вытекающих из нее, было недооценено. Религиозные, этнические, общенациональные интересы, исторические, культурные традиции, различные аспекты взаимодействия людей с меняющейся средой их обитания (то есть цивилизационные факторы общественного развития), а также личные мотивы поведения людей, в том числе и лидеров, особенности социальной психологии различных слоев населения в марксизме считались второстепенными. Между тем в определенных ситуациях они могут играть решающую роль. Соответственно, общественное, вообще историческое развитие оказывается многовариантным, лишенным всякой предопределенности.

В XX веке естественные науки с накоплением эмпирического, фактического знания преодолели наследие вульгарного материализма. Его крушение было обусловлено открытием радиоактивности, теории относительности А. Эйнштейна, изучением процессов, идущих на уровне микромира. Аналогичным образом, накопление фактических данных о социальных, общественно-политических процессах, сравнение путей развития народов, живущих на разных континентах, в разных условиях, содействовали углублению знаний об обществе и человеке.

Кризис вульгарно-материалистических и, в целом, оптимистических взглядов на общество проявился в начале века. Поведение избирателей на выборах, реакция лидеров на текущие события, политика государств на международной арене чаще всего не соответствовали тому, что марксистская, материалистическая теория считала логичным, вытекающим из их объективных интересов. В то же время в среде творческой элиты усиливались настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия.

Эти настроения отразили те новые реальности, которыми ознаменовалось наступление нового века. Успехи естественных наук разрушили упрощенные, вульгарно-материалистические представления о простоте мира. Развитие индустрии, рост городов с их обезличенными промышленными пейзажами, стандартизация образа жизни, быта и потребления порождали представление о неестественности, искусственности происходящих перемен. Обострение социальных проблем, к решению которых общество было не готово, движения социального протеста, митинги, манифестации, связанные с возникновением массовых партий и профсоюзов, одновременно и пугали, и восхищали творческую интеллигенцию. Ощущая, что прежний мир, с четкими социальными перегородками, уходит в прошлое, она стремилась осознать, что идет ему на смену.

Немецкий социолог и историк М. Вебер (1864—1920) рассматривал социальную структуру как многомерную систему. Он предлагал учитывать не только место групп людей в системе отношений собственности, но и социальный статус личности — ее положение в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Взгляды М. Вебера предполагают, что социальное поведение людей в большей мере является продуктом действия господствующей в обществе системы ценностей, культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности, оправдывающей или осуждающей социальное неравенство, способной влиять на характер распределения наград и поощрений.

Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз (стадий) цивилизационного развития (Дж. Гэлбрайт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлеридр.) — от примитивной до аграрной, индустриальной, постиндустриальной (информационной).

Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм и мотиваций производственной деятельности. Не преодолевая в полной мере детерминизма в понимании прогресса, он придавал намного большее значение, чем марксизм, историко-культурным, политическим особенностям и традициям отдельных цивилизаций, социальному статусу личности.

Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в инструмент всевластия бюрократии был изучен американскими экономистами Йозефом Шумпетером и Милтоном Фридманом. Их идеи взяли на вооружение неоконсервативные политики США и Великобритании в 1980-е гг., использовались некоторыми латиноамериканскими диктатурами при осуществлении модернизации экономики.

Исследование закономерностей индивидуального и группового социального поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. В значительной мере был преодолен разрыв между исследованием человека и крупных социальных общностей, политических систем. Выводы ученых начала века, разработавших теорию правящих элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), в XX веке были пополнены большим фактическим материалом о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Это значительно раздвинуло горизонты знаний о закономерностях развития политических систем (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Арон, Г. Алмонд, К. Дойч), функционировании демократии (Р. Даль, М. Дюверже, Дж. Сартори и др.).

Для изучения социального поведения людей большое значение имели исследования в области индивидуальной и групповой психологии, мотивации поведения людей. Так, по мнению австрийского психиатра, эмигрировавшего в Англию 3. Фрейда (1856—1939), поведение человека в значительной мере определяется неосознаваемыми им мотивами, которые лежат в основе большинства психических расстройств, порождаемых конфликтом между неосознанными стремлениями и внутренними ограничениями на их реализацию, такими, как совесть, честь, достоинство.

По мнению Юнга, в основе мышления, воображения личности лежат некие первичные образы — архетипы, одинаковые у всех людей и сформировавшиеся в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражали себя в мифологии, религии, магии, искусстве, призванных компенсировать отдаление человека от природы.

Основой этой концепции было убеждение: если большая часть населения удовлетворена материальными условиями жизни, избиратели перестают интересоваться идеями, предлагаемыми политическими партиями.

Социально-экономические программы, предложения о реформировании общества, особенно если они опираются на научные выкладки, для избирателей слишком сложны и скучны. Предвыборные кампании все чаще стали сводиться к обсуждению личных достоинств и недостатков кандидатов, злоупотреблений и коррупции в лагере политических оппонентов.

Большая роль в реидеологизации общества, обновлении духовных ценностей принадлежала искусству, художественному творчеству, литературе, театру и кино.

Вопросы и задания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: