Общественная атмосфера и ее отражение в романе отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.

ВложениеРазмер
prilozhenie_no_9_razrabotka_uroka_po_literature.doc 96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Тип пособия: методическая разработка урока

г. Николаевск-на-Амуре, 2012г.

Обсуждено на заседании методической комиссии гуманитарного цикла

Тип пособия: методическая разработка урока

Автор: Иштуганова Алена Олеговна, преподаватель литературы

Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.

г. Николаевск–на–Амуре, ул. Попова – 24

Отражение в романе общественно-политической

борьбы 60-х годов XIX века .

Тип урока : изучение новой темы

Педтехнология : элементы информационной технологии, проблемного обучения, развивающей технологии, технологии дифференцированного обучения.

  • Словесные (беседа, рассказ, письменный ответ, рассуждения)
  • Наглядные (слайды, иллюстрации, схема)
  • Практические (тесты, карточки-задания, составление конспекта)
  • Поисковые (определение путей решения проблемы, рефлексия: личное отношение к вопросу).

Учебно-методическое оснащение урока :

( запись основных положений ).

  • Анализ первичного восприятия содержания романа (беседа, тестирование, карточки-задания).
  • Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы
  1. Обобщение изученного материала (составление блок-схемы)
  2. Итог урока (рефлексия учащихся, оценивание)
  3. Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова

III. Изучение новой темы

Иван Сергеевич Тургенев родился в г.Орле, детство провел в имении матери – Спасском-Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. С 1828 года обучался в частных пансионах Москвы, затем продолжил обучение в университете. Окончив в 1836 году университет, Тургенев продолжает образование за границей. В 1841 году возвращается на родину и поступает на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она много счастья принесла писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.

21 февраля 1852 года скончался Гоголь. Тургенев, потрясенный этой утратой, написал некролог и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. Это послужило поводом для ареста Тургенева и последующей ссылки в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Ссылка длилась до 1853 года, но полицейский надзор за ним и после этого не был прекращен.

  1. Анализ первичного восприятия содержания романа

Проверим, насколько внимательно вы прочитали и поняли произведение.

  • Пересказ (краткий пересказ, используя иллюстрации)
  1. Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы, отражение ее в романе

В 1855 году умер царь Николай I …

Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – в 1856 году:

- Первым сборником стихотворений Н.А.Некрасова.

В атмосфере 60-х годов четко определились три основные общественные группы: консерваторы, либералы и революционные демократы.

КОНСЕРВАТОРЫ (крупные помещики-крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки.

ЛИБЕРАЛЫ (люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) выступали против крепостного права, мечтали о свободах, но…постепенных, исходящих от самой власти, а главное – без каких-либо бунтов, волнений революций.

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ (разночинцы, дети мелких чиновников, канцелярских служащих, сельского духовенства, мелких торговцев) выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством, становились на путь активной борьбы, выступали против гнета и насилия, против консерваторов и либералов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Идейное лицо героев романа отчетливее всего выступает в спорах. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым составляет основу композиции. В этих спорах затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития страны; о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя; о материализме и либерализме; о значении науки и искусства; наконец, о народе.

Особое место занимают портреты героев, которые помогают понять духовную сущность.

Итог: Если описание портрета Базарова вырисовывает человека, близкого к народу, то в облике П.П.Кирсанова предстает образ надменного аристократа.

- В чем можем отметить общность взглядов?

- В каких вопросах наблюдаем четкое расхождение взглядов?

Самостоятельная работа ( расставьте цифры от 1 до 3 в порядке значимости )

- Распределите жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости для героев романа (по вашему мнению). Укажите свои приоритеты.

Итог: Т ургенев показал, что, впадая в деспотизм односторонности, обе партии провоцируют катастрофу. Этот вывод не потерял своей актуальности и в наши дни.

IV. Обобщение изученного материала:

  • Противоречия между демократами и либералами (социальная проблема)
  • Вечный конфликт поколений (нравственная проблема)

1. Оценивание работы на уроке

2. Рефлексивные вопросы:

  • Что на уроке было трудным?
  • Что в изученном материале, для вас самое главное?
  • Были моменты недовольства собой?
  • Что на уроке было легким?
  • Чем был интересен урок?
  1. Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова.

Рост крестьянских выступлений против помещиков:

1831 - 1840 -е годы – 143

1841 – 1850 -е годы – 351

1851 – 1860 -е годы – 591

Расправы крестьян над помещиками:

1858 г. – 14 убийств

1859 г. – 16 убийств

1860 г. – 21 убийство

Из сводок III (жандармского) отделения

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

История любви Павла Петровича к княгине Р.(гл. 7).

На русский народ

Распределите жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости (по-вашему мнению)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Главное в нём- это его правдивость.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступим к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Всмотритесь в это портрет (репродукция с портрета Тургенева художника Бондаря): писатель изображён в своём обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым). Всё это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелёгкой внутренней борьбе писателя за истину.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

- Чем запомнились эти произведения? О чем они?

По словам Полибия (ок. 201 —120 до н. э.) и других древних историков, карфагенский полководец Аннибал (или Ганнибал 247—183 до н. э.) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, который превратил Карфаген в свою колонию. И клятву свою Аннибал сдержал.

Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться…

Это была моя аннибаловская клятва

(И. С. Тургенев, Литературные и житейские воспоминания. Вместо вступления).

-Да, действительно, творчество Тургенева подчинено одной мысли: народ достоин лучшего, он должен быть свободен.

2. Просмотр видео о жизни творчестве Тургенева+тест.

3. Запись в тетради основных этапов жизни писателя.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя представление об исторической обстановке. Действие в романе начинается 20 мая 1859 года и завершается зимой 1860г.

Пристальный интерес писателя к человек 660-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, он нигилист (Нигилист – это человек, который ставит под сомнение (или отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности; не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;

Объективной нравственности не существует;

Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.)

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерная особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками.

Во второй половине XIX века перед Россией вновь встает проблема модернизации страны, а значит, необходимости срочных преобразований. Происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” появляется произведение, где мы видим попытку отразить происходящие процессы как бы со стороны, с точки зрения безличного наблюдателя. Это роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
В произведении автор показывает основные направления российской мысли своего времени. Причем в романе как бы собраны представители различных течений, и отношения между ними отражают основные аспекты борьбы в обществе.
Произведение построено на нескольких конфликтах, и дин из них — конфликт идеологий двух слоев общества, старого и нового: дворянства и разночинцев. Первая встреча типичного дворянина старой закалки с сыном лекаря Евгением Базаровым с первого же момента выявляет резкие различия в их образе жизни и мыслей. Кирсанов-старший — англоман, не позволяющий себе отступить от своих раз и навсегда устаревших правил, самоуверенный и принципиальный. Его выхоленные белые руки, на которые Тургенев обращает особое внимание, не допускают и возможности такого “проявления либерализма”, как физический труд. Такую же подтянутость, вышколенность и традиционность Павел Петрович проявляет и в своих убеждениях: “Мы, люди старого порядка. полагаем, что без принсипов. шагу ступить, дохнуть нельзя”. Он тоже, как бы в подражание молодежи, высказывает претензии на следование новым веянием века (пепельница в форме лаптя на столе). Эта деталь — напоминание о том, что идеи представителей консервативного дворянства тоже не стояли на месте в своем развитии: в лозунге “православие, самодержавие, народность” последний аспект тоже был претензией на свободу мыслей. Но средства его осуществления явно не были новыми для России, как не ново было презрение Павла Петровича к мужику, всячески подчеркиваемое поднесением к носу надушенного платка при разговоре и т. д.
Евгений Базаров — представитель противоположного лагеря радикально настроенных нигилистов. Весь его внешний вид, манера говорить и вести себя указывают на особый образ мыслей. Базаров во всем противоположен Павлу Петровичу: длинные волосы, свободного покроя одежда, загрубелые руки, краткая, отрывистая речь (впрочем, точные и объемные по содержанию фразы в некоторые моменты присущи и Кирсанову). Первая неприязнь этих двух людей при встрече, жаркие споры, сопровождаемые язвительным озлоблением отставного военного и неоправданной самоуверенностью молодого ученого, дуэль — все это проявления непримиримой борьбы консервативного и радикального направлений, перенесенной Тургеневым на межличностные отношения. Их взгляды на жизнь полярно противоположны, совершенно различны мнения как по вопросам, наиболее важным для России того периода (необходимость деятельности или возможность пассивности, отношение к науке и религии, к приятию зарубежного опыта развития), так и незначительным в общественном масштабе, но важной для каждой личности в отдельности (принципиальность, убеждения, честь, любовь и пр.). Но в своем противоречии друг другу эти два течения похожи, как похожи Базаров и Кирсанов-старший. Оба с сознанием собственного превосходства смотрят на окружающих, не признают возражений и несогласия со своими теориями, презирают (правда, по разным причинам) крестьянский люд. Оба они одинаково принципиальны, ведь в своем отрицании принципов (“Нигилист — это человек, который. не принимает ни принципа на веру. ”) Базаров проявляет консервативную закостенелость мысли не меньше, чем его противник. К тому же и Евгений, и Павел Петрович необычайно религиозны, но у них разные религии, что и приводит к их спору, а затем и к дуэли. Изобразив эту особенность характеров героев, Тургенев как бы предсказывает религиозную направленность многих общественных течений в России, т. е. процесс замены объекта верования на другой при сохранении привычки русских людей к обожествлению и преклонению (нечаевщина, богостроительство и т. д.). И совершенно бесполезная, ни к чему не приведшая дуэль Кирсанова и молодого нигилиста подчеркивает бессмысленность всей борьбы между этими течениями, а финал произведения указывает на несостоятельность всей теории нигилизма, невозможность жизни без ориентиров и убеждений для человека. Но в произведении отражены не только эти два враждующих между собой направления, в образах отца и сына Кирсановых можно видеть старого и молодого представителей либерального дворянства. В их изображении ясно видно отношение Тургенева ко всем либералам. Гордый своим “свободным” образом мыслей, Николай Петрович вызывает лишь усмешку, когда начинает рассуждать о преобразованиях в своих имениях: по сути, они вовсе не являются либеральными и никак не облегчают участь крестьян. А восторженность и увлекаемость Аркадия напоминает об оторванности от реальности и от народа современной автору либеральной интеллигенции. Отмечает Тургенев и растерянность Кирсанова-младшего перед практическими и хозяйственными проблемами, столь характерную для “преобразователей” того времени: “. нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить?”
В современном Тургеневу обществе появляется и такой слой людей, которые, следуя за модой, проповедуют идеи то одного, то другого направления, не вникая в смысл и не понимая сути. В “Отцах и детях” это — Ситников и Кукшина. Эти два образа — яркая пародия на горе-либералов и социалистов, не имеющих приличного образования, не принимаемых и не одобряемых Тургеневым. Но в их диалогах также можно отличить отражение (пускай пародийное) основных направлений мысли: славянофилы и западники (“Вы славянофил!”), последователи Прудона и Фурье. Обсуждается проблема эмансипации женщин, причем автор явно не благоволит этому течению, показывая крайние его проявления. Тургенев отмечает основных личностей, интересующих в то время общество: Жорж Санд, Либих (причем сильно заметна разница в отношении к последнему недалекой Кукшиной: “Но не все еще готово.
Нужно еще Либиха почитать”, — и Базарова: “Но куда нам до Либиха!”) и пр.
Автор “Отцов и детей”, по сути, не принадлежал ни одному течению, описываемому в романе. Этим объясняется ироническое изображение различных общественных движений. Тургенев не показывает, какое из них более полезно для России, более прогрессивно или справедливо. Он не является пропагандистом своих идей, он лишь намечает основные настроения в обществе, подчеркивая их недостатки: непонимание нигилистами сути своей теории, как это было у Базарова, растерянность и внутренние противоречия либерального дворянства, закостенелость консерватизма. Характерна и явная, нескрываемая насмешка Тургенева над зачатками феминизма. Объективной, бесстрастной картины общества, как предлагалось сначала, не получилось. Но характер эпохи, основные противоречия, накал страстей среди мыслящих людей отражен достаточно полно и подробно, причем автор не только изобразил современные ему события, но и во многом предсказал основные представления мысли на 10—20 лет вперед.

Сегодня мы приступим к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы - Ивана Сергеевича Тургенева. Всмотритесь в это портрет (репродукция с портрета Тургенева художника Бондаря): писатель изображён в своём обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым). Всё это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелёгкой внутренней борьбе писателя за истину.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

- Чем запомнились эти произведения? О чем они?

По словам Полибия (ок. 201 -120 до н. э.) и других древних историков, карфагенский полководец Аннибал (или Ганнибал 247-183 до н. э.) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, который превратил Карфаген в свою колонию. И клятву свою Аннибал сдержал.

Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца - с чем поклялся никогда не примиряться…

Это была моя аннибаловская клятва

(И. С. Тургенев, Литературные и житейские воспоминания. Вместо вступления).

-Да, действительно, творчество Тургенева подчинено одной мысли: народ достоин лучшего, он должен быть свободен.

2. Просмотр видео о жизни творчестве Тургенева+тест.

3. Запись в тетради основных этапов жизни писателя.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя представление об исторической обстановке. Действие в романе начинается 20 мая 1859 года и завершается зимой 1860г.

Пристальный интерес писателя к человек 660-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино - Никольское - дом родителей. Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;

Объективной нравственности не существует;

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерная особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками.

Читайте также: