Общение в сфере средств массовой информации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации – печати, радио, кино, телевидения, видео. К новейшим СМИ относятся компьютерные сети, в частности, такая как Интернет, а в настоящее время к ним примыкает и мобильный телефон.

Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентаций, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роли печати, радио, Интернета и теле­видения как субъектов СКД определяются тем, что, во-первых, они выступают в роли проводников культуры, открывая всему человечеству доступ к ценностям культуры, а, во-вторых, в них самостоятельно создаются такие ценности (художественные фильмы и спектакли, различные жанры передач, например, КВН, ток-шоу, всевозможные игры и т.д.). Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, интенсивность, влиятельность, еще больше усиливают эти роли.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя.

Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и общении, дискуссионной постановке вопросов. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты), хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы) Недостатки: трудности доставки в отдаленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа.

Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляемость рынка видеопродукции, формирование пассивного восприятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.

Все большей популярностью и распространенностью пользуется Интернет, объединяющий в себе и усиливающий возможности всех СМИ. Его особенностью является оперативность обратной связи, когда пользователь может тут же высказать свое мнение и получить ответ. Недаром и периодика, и телевизионные каналы сейчас обязательно имеют свои сайты в Интернете.

В социально-культурной деятельности СМИ представлены все функции. Если выстраивать их по степени значимости, то на первом месте будет развивающая, затем информационно-просветительная, рекреационная, культуротворческая, коммуникативная. В разных СМИ и в разных жанрах эта структура функций может меняться. Так, в Интернете резко усиливается значение коммуникативной функции, на канале МТВ - рекреативная, причем, с развлекательным уклоном, в литературных журналах - культуротворческая и т.д.

В досуговой сфере СМИ выступают:

1. как предоставляющие самостоятельные досуговые занятия, причем, просмотр телепередач у большинства населения является основным досуговым занятием;

2. как создатели новых культурных ценностей - от досуговых моделей для различных групп населения и кончая телесериалами;

3. как поставщики образцов для деятельности других субъектов СКД. например, КВН, "Что, где, когда" как развивающе-развлекательная форма перешли в СКД клубов, школ, вузов и т.д.

4. Как поставщики материалов для других досуговых занятий, например, подготовку социально-культурных программ, пуб­лицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информаци­онных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информа­ции.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

Название работы: СМИ в структуре общения

Предметная область: Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Описание: Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения. В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место. Как отмечает Б.Парыгин известные современному обществу средства массовых ко.

Дата добавления: 2013-06-15

Размер файла: 82.5 KB

Работу скачали: 14 чел.

Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения.

В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место.

Как отмечал известный французский социолог Б. Вуайен, группа может в крайнем случае обойтись без обмена материальными богатствами, но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общности. Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией, которую они выполняют в обществе: функцией организации и поддержания социальной информационной связи между индивидами в обществе и между различными элементами общественной структуры.

СМИ в широком смысле являются эффективным инструментом человеческого общения, информационного обмена и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Своей масштабностью эти средства отличаются от обычных способов непосредственного общения лицом к лицу.

Реализация специфических функций массовых коммуникаций осуществляется не сама собой, автоматически, безотносительно к тому, как воспринимает человек — читатель, слушатель и зритель —воздействующую на него социальную информацию. В связи с этим несомненный интерес представляют предпринимаемые за последнее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе попытки осмыслить сам психологический механизм восприятия и переработки информации индивидом.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира, но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Однако, по мнению отечественных социальных психологов, ни проблема психологических последствий массовых коммуникаций, ни тем более проблема внутреннего конфликта личности не могут быть объяснены с

подобных позиций. Как подчеркивает Б.Парыгин, в процессе восприятия и переработки информации идущей по каналам массовых коммуникаций, человек может испытывать в ряде случаев известную психическую напряженнность. Тем не менее из этого вовсе не следует неизбежность драматического конфликта. Задача СМИ как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию такой ценностной ориентации, которая бы обусловливала оптимальную активизацию личности, а это вело бы к изменению ее отношения к окружающему миру. Но это связано и с внутренним миром самого индивида, который ищет дополнительную информацию, чтобы сделать новые выводы и обобщения и привести в соответствие свою понятийную структуру. В этом ему и оказывают помощь средства массовых коммуникаций.

Средства массовых коммуникаций как фактор изменений в структуре общения. Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Они стали настоящей индустрией, осуществляющей сбор, обработку и выдачу социальной информации, а также ее интерпретацию.

Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать тех объективных противоречивых тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

Как справедливо говорит Б.Парыгин, с одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения (дружеские, соседские) стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее составляющими одно целое общество. Все более поглощая свободное время индивида, они уменьшают непосредственные людские контакты.

В начале XX века горожанин тратил на общение 70% своего свободного времени. Сейчас резко сократилось число посещений друзей, приемов гостей, посещения ресторанов, кафе, в некоторых странах стала менее активной деятельность союзов и ассоциаций. Люди все больше и больше становятся домоседами.

Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов. Но сказывается ли это отрицательно на социальном воспитании личности, зависит от конечных целей, которыми определяется работа средств массовых коммуникаций.

Дело в том, что область восприятия индивидом массовой информации — это область, где поразительно переплетаются, смыкаются сферы непосредственного и опосредованного общения. Точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живет, и не учитывать этого нельзя. Но сами эти вкусы группы определяются и формируются средствами массовых коммуникаций.

Разнообразные факты и знания, получаемые человеком, могут ему помочь углубить и расширить представления о мире, о других людях, а тем самым знание о себе, понимание им своего места в обществе. Но это происходит в том случае, если индивид обладает определенными взглядами, если у него есть прочные убеждения, с точки зрения которых он воспринимает идущую к нему информацию. Но если этого нет, то информация из орудия знания и воспитания может легко превратиться в орудие манипуляции.

Если средства массовых коммуникаций выдают факты и не приучают личность задумываться над причинно-следственной связью этих фактов, над пониманием их природы, то они легко могут создать малосведущую личность. Такой личностью можно легко манипулировать. Так, по словам французского критика А. Дилижана, всего за один вечер передача способна убедить миллионы граждан в том, что такое-то учреждение плохо, а такое-то хорошо. Несколько репортажей, к примеру, могут убедить подавляющее большинство в необходимости национализации; несколько других репортажей без труда убедят их в обратном.

Следует заметить, однако, что социально активную личность трудно так быстро заставить поверить в совершенно противоположные точки зрения. И тем не менее средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Не случайно, поэтому сейчас ставится вопрос о ближайших и отдаленных психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций.

Действительно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что воздействие таких средств обладает большой санкционирующей силой, способной активизировать механизмы социально-психологического подражания и заражения, моды и увлечения, что уже само по себе открывает известный простор для стандартизации мыслей и чувств, потребностей и массового потребителя информации.

Тема 9: Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения

Место СМИ в информационном процессе. Средства массовых коммуникаций и теория когнитивного диссонанса. Влияние СМИ на изменения в структуре общения. Социальное значение СМИ, возможность манипулирования. Интернет как новый канал коммуникации, особенности группового общения в Интернет.

Место СМИ в информационном процессе.

В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место.

Как отмечал известный французский социолог Б. Вуайен, группа может в крайнем случае обойтись без обмена материальными богатствами, но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общности. Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией, которую они выполняют в обществе: функцией организации и поддержания социальной информационной связи между индивидами в обществе и между различными элементами общественной структуры.

СМИ в широком смысле являются эффективным инструментом человеческого общения, информационного обмена и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Своей масштабностью эти средства отличаются от обычных способов непосредственного общения лицом к лицу.

Реализация специфических функций массовых коммуникаций осуществляется не сама собой, автоматически, безотносительно к тому, как воспринимает человек — читатель, слушатель и зритель —воздействующую на него социальную информацию. В связи с этим несомненный интерес представляют предпринимаемые за последнее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе попытки осмыслить сам психологический механизм восприятия и переработки информации индивидом.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира, но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Однако, по мнению отечественных социальных психологов, ни проблема психологических последствий массовых коммуникаций, ни тем более проблема внутреннего конфликта личности не могут быть объяснены с

подобных позиций. Как подчеркивает Б.Парыгин [1], в процессе восприятия и переработки информации идущей по каналам массовых коммуникаций, человек может испытывать в ряде случаев известную психическую напряженнность. Тем не менее из этого вовсе не следует неизбежность драматического конфликта. Задача СМИ как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию такой ценностной ориентации, которая бы обусловливала оптимальную активизацию личности, а это вело бы к изменению ее отношения к окружающему миру. Но это связано и с внутренним миром самого индивида, который ищет дополнительную информацию, чтобы сделать новые выводы и обобщения и привести в соответствие свою понятийную структуру. В этом ему и оказывают помощь средства массовых коммуникаций.

Влияние СМИ на изменения в структуре общения. Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Они стали настоящей индустрией, осуществляющей сбор, обработку и выдачу социальной информации, а также ее интерпретацию.

Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать тех объективных противоречивых тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

Как справедливо говорит Б.Парыгин [1], с одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения (дружеские, соседские) стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее составляющими одно целое общество. Все более поглощая свободное время индивида, они уменьшают непосредственные людские контакты.

В начале XX века горожанин тратил на общение 70% своего свободного времени. Сейчас резко сократилось число посещений друзей, приемов гостей, посещения ресторанов, кафе, в некоторых странах стала менее активной деятельность союзов и ассоциаций. Люди все больше и больше становятся домоседами.

Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов. Но сказывается ли это отрицательно на социальном воспитании личности, зависит от конечных целей, которыми определяется работа средств массовых коммуникаций.

Дело в том, что область восприятия индивидом массовой информации — это область, где поразительно переплетаются, смыкаются сферы непосредственного и опосредованного общения. Точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живет, и не учитывать этого нельзя. Но сами эти вкусы группы определяются и формируются средствами массовых коммуникаций.

Разнообразные факты и знания, получаемые человеком, могут ему помочь углубить и расширить представления о мире, о других людях, а тем самым знание о себе, понимание им своего места в обществе. Но это происходит в том случае, если индивид обладает определенными взглядами, если у него есть прочные убеждения, с точки зрения которых он воспринимает идущую к нему информацию. Но если этого нет, то информация из орудия знания и воспитания может легко превратиться в орудие манипуляции.

Если средства массовых коммуникаций выдают факты и не приучают личность задумываться над причинно-следственной связью этих фактов, над пониманием их природы, то они легко могут создать малосведущую личность. Такой личностью можно легко манипулировать. Так, по словам французского критика А. Дилижана, всего за один вечер передача способна убедить миллионы граждан в том, что такое-то учреждение плохо, а такое-то хорошо. Несколько репортажей, к примеру, могут убедить подавляющее большинство в необходимости национализации; несколько других репортажей без труда убедят их в обратном.

Следует заметить, однако, что социально активную личность трудно так быстро заставить поверить в совершенно противоположные точки зрения. И тем не менее средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Не случайно, поэтому сейчас ставится вопрос о ближайших и отдаленных психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций. Действительно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что воздействие таких средств обладает большой санкционирующей силой, способной активизировать механизмы социально-психологического подражания и заражения, моды и увлечения, что уже само по себе открывает известный простор для стандартизации мыслей и чувств, потребностей и массового потребителя информации.

Интернет как новый канал коммуникации, особенности группового общения в интернет. Как известно, все коммуникационные каналы делятся на две большие группы: естественные (невербальные и вербальные) и искусственные (документальные и электронные). Интернет принадлежит к разряду искусственных электронных каналов коммуникации [9].

Появление искусственных каналов коммуникации, постоянное увеличение их количества и усложнение технических способов передачи информации, а также падение роли естественных каналов можно считать зафиксированными историческими тенденциями. Основной причиной возникновения искусственных каналов коммуникации является растущая потребность людей в общении в условиях дифференцирующегося общества. Простейшая ситуация, требующая использования искусственного коммуникационного канала, связана с территориальной удаленностью участников коммуникационного процесса друг от друга. В условиях информационного общества наибольшее значение имеет не расстояние, а сложность и объем передаваемой информации (чертежи, графики, программы, мультимедиа и т. п.).

В Интернете представлены все три известных человечеству вида коммуникации: межличностная, групповая и массовая. Именно в интеграции различных видов коммуникации заключается эксклюзивное преимущество Интернета перед другими искусственными каналами коммуникации. Последние (телевидение, радио, пресса) ориентируются в основном на общение с массовыми аудиториями.

Межличностное общение считается одной из первых форм коммуникации, доступной по компьютерной сети. На заре развития сетевых технологий в 1972 г., когда в первую сеть ARPAnet было объединено всего 23 компьютера, поначалу была написана и опробована программа для обмена электронной почтой. С тех пор электронная почта твердо удерживает лидерство по сравнению с другими сервисами Интернета. Так, по статистике 2000 г. в США, где услугами глобальной компьютерной сети пользовалось 56% взрослого населения, наиболее популярной была именно электронная почта— ей пользовалось 9 из 10 человек, выходящих в Интернет.

Групповое общение в Интернете имеет столько потенциальных возможностей, что, возможно, является наиболее перспективным полем исследования. Дело в том, что Интернет стал удобным местом встреч для различных групп по интересам, профессиональных сообществ, потребительских ассоциаций и т. п. Интернет-сообщества возникают вокруг определенных электронных ресурсов и эксплуатируют естественное стремление людей к общению с единомышленниками.

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации – печати, радио, кино, телевидения, видео. К новейшим СМИ относятся компьютерные сети, в частности, такая как Интернет, а в настоящее время к ним примыкает и мобильный телефон.

Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентаций, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роли печати, радио, Интернета и теле­видения как субъектов СКД определяются тем, что, во-первых, они выступают в роли проводников культуры, открывая всему человечеству доступ к ценностям культуры, а, во-вторых, в них самостоятельно создаются такие ценности (художественные фильмы и спектакли, различные жанры передач, например, КВН, ток-шоу, всевозможные игры и т.д.). Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, интенсивность, влиятельность, еще больше усиливают эти роли.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя.

Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и общении, дискуссионной постановке вопросов. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты), хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы) Недостатки: трудности доставки в отдаленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа.

Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляемость рынка видеопродукции, формирование пассивного восприятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.

Все большей популярностью и распространенностью пользуется Интернет, объединяющий в себе и усиливающий возможности всех СМИ. Его особенностью является оперативность обратной связи, когда пользователь может тут же высказать свое мнение и получить ответ. Недаром и периодика, и телевизионные каналы сейчас обязательно имеют свои сайты в Интернете.

В социально-культурной деятельности СМИ представлены все функции. Если выстраивать их по степени значимости, то на первом месте будет развивающая, затем информационно-просветительная, рекреационная, культуротворческая, коммуникативная. В разных СМИ и в разных жанрах эта структура функций может меняться. Так, в Интернете резко усиливается значение коммуникативной функции, на канале МТВ - рекреативная, причем, с развлекательным уклоном, в литературных журналах - культуротворческая и т.д.

В досуговой сфере СМИ выступают:

1. как предоставляющие самостоятельные досуговые занятия, причем, просмотр телепередач у большинства населения является основным досуговым занятием;

2. как создатели новых культурных ценностей - от досуговых моделей для различных групп населения и кончая телесериалами;

3. как поставщики образцов для деятельности других субъектов СКД. например, КВН, "Что, где, когда" как развивающе-развлекательная форма перешли в СКД клубов, школ, вузов и т.д.

4. Как поставщики материалов для других досуговых занятий, например, подготовку социально-культурных программ, пуб­лицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информаци­онных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информа­ции.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

Коммуникация является важнейшим условием существования и организации общества, поэтому для социологии важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки деятельности людей. Речь идёт о социальной коммуникации – социально обусловленном процессе передачи и восприятии информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях — между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества или между обществами. Поэтому выделяют следующие типы социальной коммуникации:

§ по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

§ по способу трансляции — вербальную и невербальную.

Учёные считают, что становление современного информационного общества (общество, в котором главную роль играют наука, знание и информация) стало результатом нескольких коммуникационных революций, которые изменили не только способы обработки и передачи информации, но и систему ценностей, уклад жизни людей, способ производства. Революции в истории социальной коммуникации были связаны с появлением письменности, книгопечатания, электронных устройств.

Периодизация исторического процесса, по мнению канадского философа М. Маклюэна, выглядит следующим образом: первой была эпоха человека слушающего – племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации. Изобретение алфавита, а потом и книгопечатания создало человека смотрящего, который жил во вторую эпоху – эпоху индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью. Третью (современную) эпоху представляет человек слушающий и смотрящий – индивид, который существует в условиях электронной (аудиовизуальной) коммуникации.

Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес американский учёный Г. Лассуэлл. Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

§ 5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Процесс социальной коммуникации может исследоваться на разных уровнях: на микроуровне имеется возможность исследовать межличностную и групповую коммуникацию; на макроуровне коммуникативный процесс анализируется в сфере социальных институтов – семьи, религии, культуры, образования, экономики и др. Здесь речь идёт о массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

2) социальной значимостью информации;

3) массовостью аудитории;

4) многоканальностью с возможностью выбора способа коммуникации.

Средства массовой коммуникации иначе называют медиа (от лат. media – средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе

· распознать предвзятость, дезинформацию и ложь;

· заметить, что местами история умышленно недосказана;

· сделать осознанный выбор и принять решение;

Вопросы и задания для учащихся:

Таблица. Медиадневник

· Какие каналы и почему используются в общении с ровесниками?

· Какие каналы и почему используются в общении с учителями?

· Какие каналы необходимо использовать в обращении к организациям, учреждениям?

Домашнее задание для учащихся:

Написать текст для новостного выпуска о каком-либо событии (школьная газета, сайт, пост в социальных сетях).

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Читайте также: