Общение в сестринском деле кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Функции общения в сестринском деле:

2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.

Уровни общения:

1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);

2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);

3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

(каналы общения, способы коммуникации)

Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Различают 2 вида общения:

  • терапевтическое, эффективное;
  • нетерапевтическое, не эффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

Цели терапевтического общения:

· Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом,главная цель общения в сестринском деле- помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтические средства общения:

· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).

· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).

· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).

В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):

· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Нетерапевтические средства общения:

· избирательное или невнимательное выслушивание,

· стойкое и испуганное молчание,

· критика, насмешка, угроза.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.


ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Устное общение может быть эффективным, если:

* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Вопросы бывают следующих видов:

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.

ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Письменное общение может быть эффективным, если:

· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

· включать в записку всю необходимую информацию;

· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);

· выбирать простые и понятные слова;

· точно указывать время;

· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Функции общения в сестринском деле:

2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.

Уровни общения:

1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);

2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);

3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

(каналы общения, способы коммуникации)

Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Различают 2 вида общения:

  • терапевтическое, эффективное;
  • нетерапевтическое, не эффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

Цели терапевтического общения:

· Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом,главная цель общения в сестринском деле- помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтические средства общения:

· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).

· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).

· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).

В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):

· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Нетерапевтические средства общения:

· избирательное или невнимательное выслушивание,

· стойкое и испуганное молчание,

· критика, насмешка, угроза.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.


ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Устное общение может быть эффективным, если:

* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Вопросы бывают следующих видов:

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.

ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Письменное общение может быть эффективным, если:

· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

· включать в записку всю необходимую информацию;

· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);

· выбирать простые и понятные слова;

· точно указывать время;

· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Техника общения в сестринском деле

Элементы эффективного общения в сестринском деле

Способы коммуникации в сестринском деле


Виды коммуникации и общения в сестринском деле


Зоны комфорта в общении в сестринском деле

Специалисты сестринского дела свидетельствуют, что мастерство проведения оценки состояния пациента базируется на многих навыках бессловесного (невербального) общения, в частности на прикосновении. Прикосновение часто действительно успокаивает людей при сильных душевных страданиях. Однако нужно быть очень внимательным в отношении физических контактов, поскольку в некоторых культурах прикосновения и близкие контакты с посторонними людьми могут быть неприемлемы. Медсестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта.
У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя. Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей. Так, у большей части людей размер личной зоны 0,45-1,2 м. Как правило, комфортное общение возможно на расстоянии 1 м. Обычно это расстояние регулируется нормами культуры. В то же время при выполнении тех или иных процедур медицинская сестра вторгается не только в личную, но и в интимную (16-45 см) и сверхинтимную (0-15 см) зону. Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него.
Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние.
Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

Уверенная манера общения

Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела

Теоретические основы сестринского дела : учебник / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. 2010г.

Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией , выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Типы и уровни общения

Типы общения:

  1. Деловое – содержание и средства определяются интересами дела.
  2. Ролевое - содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению.
  3. Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

Уровни общения:

  1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.
  2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.
  3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.

Функции общения

Стили общения

  1. Авторитарный.
  2. Уступки.
  3. Компромисса.
  4. Сотрудничества.
  5. Избегания.

Элементы эффективного общения

Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)

Психологические типы собеседников

Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение.

1. Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово . Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д..

Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.

2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить собеседника во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.

Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.

3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.

Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.

4. Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.

Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.

5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.

Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимания к самому себе.

6. Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Изучаемые вопросы:

Понятие общение, общение в сестринском деле.

Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.

Средства общения: вербальные, невербальные.

Условия эффективного общения с пациентом. Коммуникативные барьеры в общении. Трудности при передаче информации.

Общение (коммуникация) - это все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого человека.

Общение в СД - это обмен информацией и эмоциями между медицинской сестрой и пациентом.

Уровни общения:

- внутриличностный (внутренний диалог) мысленное общение человека с самим собой;

- межличностный между двумя и более людьми;

- общественный между большими группами людей.

Функции общения:

- экспрессивная (эмоциональная) - пациенты ждут от любого медицинского работника эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла;

- регулятивная - в процессе общения м/с воздействует на сознание и

поведение пациента, используя их жизненные ценности, интересы. М/с

также испытывает влияние своих пациентов.

Типы общения:

- словесный (вербальный) - процесс передачи информации от одной

личности к другой посредством речи;

- бессловесный (невербальный) - общение с использованием жестов, мимики, поз, вместо слов.

Средства общения:

невербальные:

визуальные - движения, жесты, позы, мимика, положение тела в пространстве по отношению к пациенту;

тактильные - связаны с прикосновением;

ольфакторые - связаны с запахом;

акустические интонация, тембр голоса.

Зоны комфорта:

- интимная менее 40 см.

- социальная от 1 до 4м.

- общественная более 4-6 м

- личная от 45 см до 1,2 м.

Факторы, способствующие или препятствующие общению:

Тишина, конфиденциальность, адекватное освещение, отопление, вентиляция, поза.

Стили общения:

5 элементов эффективного общения:

1. отправитель – кто посылает информацию;

Виды общения:

- эффективное - благоприятно воздействует на пациента.

Беседу с пациентом нужно начинать с представления, поздороваться.

Следует смотреть пациенту в лицо, одобрительно кивать, использовать положительную интонацию, говорить внятно, доходчиво, неторопливо,

поощрять вопросы вашего пациента, внимательно слушать, проявлять сочувствие, искренний интерес, быть естественным.

С 15 лет с пациентом нужно обращаться на Вы, называть полное имя.

С 25 и старше называть по имени отчеству.

Говорить следует на языке пациента, уметь слушать, устанавливать доверительные отношения.

- неэффективное - не нужно раздражаться, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос, не всегда можно ожидать идеальное выполнение, данных вами указаний, не нагружайте больного слишком большой ответственностью, не требуйте точной идентификации медицинского персонала, названий предметов, лекарств. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к вам, не ругайтесь, не спорьте с больным, говорите с пациентом конкретно, не показывайте чувств, если сильно расстроены, не повышайте голоса.

Коммуникативные барьеры

Фонетический барьер возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь - скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов.

Смысловой барьер связан с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга.

Барьер логического непонимания - логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему
манере аргументирования

Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

Психологические барьеры:

• недоверие к собеседнику;
• незаинтересованность в предмете разговора;
• погруженность в другие дела;
• убежденность в собственной правоте; предубеждение;
• неуверенность в себе;
• самоуверенность;
• стремление настоять на своем;
• неумение слушать;
• неумение выражать свои мысли;
• привычка перебивать собеседника.

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Общение — одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Элементы эффективного общения

Общение в сестринском деле

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.

Уровни общения

Внутриличностное общение — мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит

Межличностное общение — общение между двумя или более людьми. Общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений, например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента.

Общественное общение — общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Элементы эффективного общения

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:

Каналы общения:

Письменное общение может быть эффективным, если:

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:

Типы общения

Выделяют два типа общения: словесный (вербальный) тип общения и бессловесный (невербальный) тип общения.

Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное).

Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения.

Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.

Вербальное общение может быть эффективным, если:

  1. говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;
  2. не злоупотреблять специальной терминологией;
  3. выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;
  4. правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;
  5. следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;
  6. убедиться в том, что вас поняли;
  7. юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.

Виды общения с пациентом

Терапевтическое общение — это общение, которое благоприятно воздействует на психику пациента и положительно сказывается на его лечении. Нетерапевтическое общение — это слова и все компоненты невербального общения, которые отрицательно влияют на настроение больного, тем самым, усугубляя его состояние здоровья.

Терапевтическое общение

Терапевтическое общение основывается на вселении надежды и уверенности в улучшении состояния, доброжелательном гуманном отношении к человеку, внимание к его проблемам. Особенно в нем ну даются старики и дети: — не оставляйте их одних — успокаивайте и ободряйте. Старайтесь узнать все о человеке, важно узнать его как личность, и эта личность должна быть Вам интересна.

В первые дни как можно больше общайтесь с пациентом, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит или будет происходить. Называйте человека по имени и отчеству с первого дня знакомства, всегда интересуйтесь его самочувствием.

Задача и цель терапевтического общения помочь людям в адаптации к изменившимся условиям жизни из-за какого-либо заболевания. Будьте внимательны и к окружающей обстановке пациентов: следить за чистотой и порядком в палатах входит в обязанности медицинской сестры. Капающая вода из крана, не плотно закрывающиеся окна, скрип двери может досаждать пациентам.

Почаще спрашивайте, не надо ли чего больному, подойдите, поправьте подушку или укройте одеялом. Ваша забота обязательно вызовет положительные эмоции у пациента, что не замедлит сказаться на лечении.

Никогда не торопитесь, планируйте рабочее время, чтобы внимательно отнестись к каждому пациенту. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

Тщательно следите за невербальными средствами выражения: их несоответствие произносимым словам оказывает сильное воздействие на слушателя. Не сердитесь на пациентов, помните, что отрицательные эмоции заразительны и быстро распространяются на окружающих.

Как нельзя себя вести:

  • Не будьте грубым с пациентом
  • Будьте внимательны с пациентом
  • Проявляйте деликатность по отношению к пациенту
  • Не давайте необдуманных обещаний

Знакомство с пациентом

Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка. Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение:

Читайте также: