Общение детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлены материалы исследования дошкольников со зрительной депривацией, раскрываются вопросы специфики межличностного взаимодействия и общения детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями со взрослыми и сверстниками.

Проблемой, интенсивно развивающейся в психологической науке и практике последнее десятилетие, является проблема психологии обучения людей возможности познавать друг друга, иметь потенциал развития межкультурного взаимодействия, межличностного познания. Постепенно знания о феноменологии, закономерностях и механизмах межличностного познания все расширяются. Многочисленные факты показывают, что отношения проявляются и формируются, как правило, в активном межличностном взаимодействии или общении строятся на отношениях, которые существуют среди собеседников, имеют достаточно характерные показатели этого процесса. Межличностное общение – процесс общения педагога обучающегося или воспитанника с целью формирования всесторонне развитой личности. Обозначенная цель может решаться в нескольких взаимосвязанных плоскостях: образовательной, социальной и дидактической. Взаимодействие, сотрудничество – это начальный этап очеловечивания, первые зачатки формирования межкультурной, межличностной, человеческой жизни в социуме. Межличностное взаимодействие и, в частности, межкультурное общение играют важную роль в развитии межчеловеческих контактов на уровне речевых и неречевых форм общения, это процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе коммуникативного взаимодействия; сопряжённое системами взаимных воздействий. О значении межличностного общения для психического развития детей известно не только психологам, но и всем взрослым, имеющим дело с детьми [2].

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие взаимодействия со сверстниками, то есть умения общаться с себе равными детьми и взрослыми. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития не только речевой стороны, но в том числе и интеллектуальной сферы [3].

Особенно роль межличностного общения возрастает для детей дошкольного возраста, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы коммуникации и социализации ребенка. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и, соответственно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей является главной причиной трудностей взаимодействия, возникающих у детей дошкольного возраста со сверстниками [4].

Таким образом общение – это коммуникативная деятельность, обладающая и характеризуемая по нескольким параметрам. В качестве параметров выступают время, место, содержание потребности, ведущие мотивы, средства общения, которые осуществляют коммуникацию ребенка с окружающими людьми. Коммуникативная деятельность или взаимодействия со сверстниками на основе общения являются одной из наиболее важных и главных проблем, которая вбирает в себя целый ряд качеств и свойств, а также имеет сложный механизм формирования и постепенную систему перехода от более простого вида к более сложному. Навыки общения формируются у ребенка во взаимодействии с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности. Несформированность навыков общения может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития общения не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие осуществляется в следующей последовательности: предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрирующем с большей остротой их многие личностные и коммуникативные особенности, душевное состояние, фантазийные способности. Первоначально игры носят познавательно-занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка с нарушением зрения в проработке образов героев, требуется достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей. Система этюдов и упражнений направлены на: – конкретизацию знаний и представлений детей с нарушениями зрения о вербальных и невербальных средствах выразительности; – координацию двигательных и речевых актов; – привитие дошкольникам навыков социально приемлемого поведения. Для пробных игр подбирается доступный для восприятия детей с нарушениями зрения игровой материал, яркие сюжеты, но небольшие по количеству персонажей и объему действий, и используются понятные и близкие детям способы решения поставленных в них проблем. Организация коррекционно-развивающего воздействия предполагает использование специфических театральных кукол.

Таким образом, в каждой конкретной игре-пробе ребенок с нарушенным зрением в доступной и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает опыт коллективного творчества.

Слепые и слабовидящие дети обладают тем же спектром чувств и эмоций, что и их зрячие ровесники. Тем не менее, плохое зрение оказывает большую роль в развитии ребёнка, и игнорирование этой проблемы может привести к трагическому исходу, когда развитие ребёнка будет во многом отставать от развития остальных детей. По этой причине следует рассмотреть, как различные нарушения зрения оказывают влияние на психику ребёнка и как с ними справляться.

Главное о нарушениях зрения.

Международная классификация нарушений зрения основывает оценку зрения из двух факторов: поля и остроты зрения.

Близорукость, дальнозоркость является прогрессирующими заболеваниями, в то время как катаракта — не прогрессирующим. Поэтому, если ребёнок болен близорукостью или дальнозоркостью, необходимо регулярно посещать врача, чтобы следить за изменением зрения.

Косоглазие — одно из наиболее распространенных нарушений глазодвигательного аппарата у детей, как и аккомодация, на простом языке называемая “глазной спазм”. Может быть как врождённый, так и вызванным вследствие травм. При нарушениях зрения происходит адаптивное использование других рецепторов: слуха, осязания.

Изменение поведения при нарушениях зрения

При близорукости в поведении ребёнка можно отметить следующее:

  • Рассеянность
  • Плохая осанка
  • Раздражительность из-за частых головных болей

Зрительное восприятие детей с нарушениями зрения не отмечено сильными отклонениями от восприятия здоровых, так как восприятие все так же представляет собой совокупность всех способов восприятия, как слух и осязание. Однако восприятие слабовидящих детей выражено некоторой неординарностью, связанной с особенностью среды развития их личности.

Трудности в обучении слабовидящих детей

Труднее всего таким детям даётся изучение картин, в частности сюжетных. Ограниченность восприятия затруднена, формирование структуры мозга идёт медленнее, чем у здоровых сверстников. В плане поведения, наиболее трудным становится время, когда ребёнок полностью осознает свою неполноценность по сравнению со своими сверстниками. Кто-то может не хотеть с ним играть, дружить, встречаться из-за его дефекта, и это будет очень сильно огорчать его. Суммируя это с тем, что он сильно ограничен в выборе будущей профессии, его поведение может доходить до депрессивного.

У ребёнка, имевшего зрение ранее и утратившего его сравнительно недавно, низкая самооценка и депрессивные эпизоды скорее всего будет основным составляющим его поведения. Дети с нарушением зрения сильнее зависимы от общества и социума, поэтому следует поддерживать адекватные условия социальной среды ребёнка для его нормального развития. Специализированное обучение является ключевой части для нормального обучения детей с нарушениями зрения.

Эстетическое восприятие

Чувство прекрасного у таких детей также осложнено из-за нарушения зрительного восприятия произведений искусства. Незрячие дети вовсе лишены целого спектра чувств, завязанного на зрительном восприятии прекрасного. Но они по-прежнему способны чувствовать эстетические чувства по отношению к музыке, поэзии, архитектуре. Стоит уделять внимание культурному воспитанию ребёнка, особенно с нарушениями зрения, ведь это оказывает немаловажное влияние на формирование личности и психики ребенка.

Что делать с незрячим или слабовидящим ребенком?

Прежде всего, регулярное посещение окулиста является обязательным для раннего выявления заболевания и наблюдение за его возможным прогрессом. Если ребёнок будет носить очки, то очки надо приобретать по рецепту от врача и ни в коем случае не покупать просто так в магазине. В обратном случае ношение очков, не соответствующих всем требованиям, может привести к еще большему ухудшению зрения.

Глазные заболевания можно лечить хирургическим путем. Это рискованно, но в некоторых случаях необходимо для избежания полной слепоты у ребёнка. Если ребенок рожден слепым или с очень слабым зрением, необходимо уделять особенное внимание его воспитанию и адаптации в обществе, так как его положение в социуме, школа или дом, будет очень уязвимо.

Воспитание незрячего или слабовидящего ребёнка сильно отличается от воспитания здорового. Поэтому надо быть готовым к такой ответственности, готовым к тому, что воспитание и развития такого ребенка потребует много ресурсов и сил. Но при всем этом, не забывать напоминать ребёнку, что его любят таким, какой он есть.

  • у этих детей наиболее типичными являются
    системные недоразвития речи,
    разнообразные по своей структуре,
    и их значительно больше, чем у их зрячих сверстников.
    • Это непонимание смысловой стороны слова,
      которое не соотносится с чувственным образом предмета,
    • использование слов,
      усвоенных на чисто вербальной основе,
    • эхолалии,
    • отсутствие развернутых высказываний
      из-за недостатка зрительных впечатлений.

    • нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и
    • неудовлетворительные условия речевого общения.

    Компенсаторная функция речи при глубоких нарушениях зрения

    • включаясь
      • в чувственное и опосредованное
        познание окружающего мира,
      • в процессы становления личности.
      • в чувственном познании, поскольку речь, слово
        • уточняет,
        • корригирует,
        • направляет протекание процессов
          чувственного познания,
        • позволяет более полно и точно
          воспринимать предметный мир
          в ощущениях и представлениях, снимая
          • и фрагментарность,
          • и искаженность.

          Коррекция отсутствия соответствия между словом и образом

          Экспрессивная сторона речи слепых и слабовидящих детей

          • в слабом использовании неязыковых средств общения:
            • мимики,
            • пантомимики,
              поскольку
              нарушения зрения
              • затрудняют восприятие
                выразительных движений и
              • делают невозможным подражание
                • действиям и
                • выразительным средствам,
                  используемым зрячими.

                Представлены данные эмпирического исследования самооценки, личностных качеств, отношений со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением. Сравнительный анализ результатов, полученных в исследовании, показывает наличие специфических особенностей личностного и социального развития дошкольников, обусловленных сенсорным нарушением. Они более низко оценивают отношение к себе сверстников, менее общительны в детской группе, но в то же время проявляют стремление к доминированию. Матери демонстрируют большее принятие своих детей, однако препятствуют самостоятельной включенности ребенка в социальную жизнь, проявляя достаточно высокую степень контроля. Выявленные связи отражают особую значимость родительского отношения матери при формировании самооценки детей с нарушением зрения по сравнению с дошкольниками, имеющими нормальное зрение.


                1. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 39–47.

                2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / под ред. ТА. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

                3. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 23–27.

                4. Клопота Е.А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 35–42.

                5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И.Селиверстова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 219–242.

                7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 1997. – 124 с.

                8. Сумарокова И.Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 33–44.

                Научный интерес к изучению детей с нарушениями зрения возникает еще в начале двадцатого века, в это время происходит пересмотр взглядов на развитие личности аномального ребенка. Важность данного вопроса сохраняется и на современном этапе. Анализ исследований показывает, что глубокие нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека. В эту систему включаются представления ребенка о себе самом, отношение к своему дефекту, к жизненным целям и ценностям и др. Авторами отмечается специфика и большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей по сравнению со зрячими детьми в отражении своей личности, отношений с миром вещей, людей и обществом. Особое место занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в дошкольном возрасте; переживание своего физического несовершенства в подростковом возрасте; осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наличие недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл (Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский, А.М. Жихарев, А.Г. Литвак, В.П. Гудонис и др.).

                Дети с нарушением зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов [1]. Л.С. Выготский отмечал, что дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. Основные и наиболее тяжелые последствия слепоты лишь косвенно связаны с органическим дефектом и являются в первую очередь следствием нарушений социальных отношений [2].

                Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок, имеющий нарушения зрения, влияют на процесс формирования его личности. Отечественные исследователи подчеркивают ведущее значение социальных факторов в компенсации и коррекции дефектов психического развития (Л.И. Солнцева, И.Г. Сумарокова, С.М. Хорош и др.). Среди таких факторов важнейшая роль принадлежит семье, в которой происходит первичная социализация ребенка и получение первых навыков социального взаимодействия. Авторами подчеркивалась значимость родительских отношений на процессы развития личности незрячего ребенка и необходимость психолого-педагогической работы с семьей [5; 7; 8].

                С целью изучения особенностей личности и характера взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением было проведено исследование, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста с нарушенным зрением (слепые дети не вошли в выборку), без патологии зрения и их матери.

                Анализ полученных результатов позволил выявить следующее. Дети с нарушенным и нормальным зрением имеют некоторые различия в самооценке и других личностных и межличностных характеристиках, изучаемых в рамках данного исследования (табл. 1).

                Значимые различия показателей личностных характеристик старших дошкольников с нарушенным и нормальным зрением

                Читайте также: