Общенаучная методология кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНАУЧНАЯ — к ней относятся попытки разработать универсальные принципы, средства и формы научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, а с широким кругом наук, оставаясь все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общего мировоззренческого уровня.

Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности — общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Выполнение любого исследования предполагает использование целого комплекса методов, которые могут быть пригодными в любой ситуации (стандартными) и узкоспециализированными (применяться при конкретных условиях). Сегодня мы рассмотрим первую категорию инструментов исследования – общенаучные.

Выполнение любого исследования предполагает использование целого комплекса методов, которые могут быть пригодными в любой ситуации (стандартными) и узкоспециализированными (применяться при конкретных условиях). Сегодня мы рассмотрим первую категорию инструментов исследования – общенаучные.

Понятие общенаучных методов исследования

В системе научного познания принято выделить три основные категории методов: всеобщие (то есть применимые повсеместно), общенаучные (пригодные в любом исследовании, науке) конкретно-научные (частные, которые возможно использовать в конкретной ситуации).

Под общенаучными методами познания принято считать те приемы и инструменты, которые можно использовать при выполнении любого НИР независимо от его принадлежности к научной области и пр. Они считаются стандартными и позволяют оценить ситуацию, как с теоретической (научной), так и практической (прикладной) точки зрения.

С помощью таких схем исследователи оценивают происходящие явления и тенденции, проводят сравнительный анализ и выявляются достоинства, недостатки, сходства и отличия.

Виды научных методов исследования

Виды научных методов исследования

Данная категория приемов обладает следующими чертами:

  • Для их применения достаточно владеть банальными качествами и навыками сравнительного анализа;
  • Они доступны для каждого и не требуют наличия особых познаний и навыков. Для их реализации достаточно прочитать определение и понять его суть: что делать и как изучать;
  • Общенаучные методы применимы в любой научной области и считаются общедоступными, самыми простыми и понятными независимо от уровня подготовки исследователя;
  • Никаких ограничений в части и применения нет. Общенаучный подход эффективен как в отношении одного конкретного объекта, так и в отношении целой группы испытуемых;
  • Способны содействовать и обеспечивать достижение намеченного результата, но при этом доля риска не исключена;
  • Простота в применении, которая обеспечивает получение конечного результата в более короткие сроки, нежели задействование инновационного или сложного механизма, на изучение и внедрение которого потребуются дополнительные силы и временные затраты;
  • Общенаучные приемы не зависят от специфики объекта или отрасли, типа изучаемой проблемы, глубины погружения. Они позволяют получить общие представления или выделить особенности.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В основе всех общенаучных методов лежат 4 категории: система, структура, элемент и функция. Это значит, что каждый из них может применяться совместно с другими инструментами, помогает четко структурировать материал и анализировать его, выделяя отдельные элементы или общности, изучая их поведение, и функции с достигаемыми результатами.

Особенность общенаучных методов заключается в том, что их можно обосновать или перепроверить любым удобным способом: с научной точки зрения, с практической, с помощью современных технологий и пр.

Виды общенаучных методов исследования

Общенаучная методология – это не 1 или 2 определенных инструмента или стандартные схемы. К данной категории относят три большие классификации приемов, с помощью которых исследователь может изучать выбранную тему на любом уровне: от реферата до докторской диссертации.

Первая группа общенаучных методов – общелогические. Наименование говорит само за себя – все инструменты требуют подключения логического мышления и критического мышления. К данной категории относят следующие подвиды:

Использование анализа как общенаучного подхода предполагает: изучение объекта или явления в целом, а затем с разбивкой на составные части с констатацией функции каждого составного элемента (как им пользоваться. Его роль в жизни объекта, возможности замены и пр.).

Анализ и синтез используются совместно: сначала изучается объект в целом, затем расчленяется на составные структуры, а позже определяется эффективность частного и совместного применения элементов, их роль в жизни исследуемого процесса и пр. Указанные приемы основаны на мышлении и логике, могут быть задействованы в теоретическом и практическом ракурсе

  • Аналогия. Данный общенаучный инструмент основывается на некотором сходстве нескольких предметов или элементов. В данном случае нет конкретики, все основывается лишь на умозаключении автора, его предположении, что одно правило будет действовать в отношении двух схожих элементов или предметов. Притом основанием для такого предположения будет именно их сходство (та самая аналогия).

Метод аналогии может подтолкнуть автора НИР к новым догадкам, переосмыслению старых понятий и правил, созданию инновационных гипотез или выводов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обобщение чаще всего используется при формулировании выводов, подведении итогов по проделанной работе. Притом нередко благодаря данному приему происходит разработка научного аппарата и констатация научных категорий и понятий.

  • Индукция. Миссия данного приема – перенести частный вывод на общую. Схему, в отношении целой группы подобных явлений. Реализация инструмента возможна лишь посредством логики и критического мышления. Фактически здесь происходит изучение частного процесса, а затем полученные выводы распространяются на общие (более широкие) группы, получение общего результата.

В основе индукционного метода лежат три основных инструмента: эксперимент, исследование и опыт. На их основе происходит получение определённых фактов и констатация причинно-следственных связей.

  • Дедукция. Эта схема обратна вышерассмотренной: сначала автору НИР необходимо изучить общее явление или процесс, а затем полученный результат перенести в частное русло. То есть, если правило действует на всю систему в целом, то оно будет также действовать на отдельный составной элемент вне системы. Согласитесь, что такой подход вполне справедлив и логичен!

Как правило, последние два метода работают во взаимосвязи.

Все описанные приемы позволяют автору НИР собрать начальную доказательную азу и установит как общую картину дел, так и связь отдельных компонентов, сформулировать аргументированные выводы.

Какие методы исследования относят к эмпирической группе?

Какие методы исследования относят к эмпирической группе?

Основополагающими представителями эмпирической категории являются:

  • Наблюдение – изучение или восприятие процессов со стороны. Сам процесс наблюдения строится на базе целеполагания, избирательности и систематичности.

Проведение наблюдения не требует тщательного планирования. Главное – вовремя (оперативно) фиксировать получаемые результаты с учетом намеченной цели НИР.

  • Описание. Данный прием предполагает разъяснение установленных тенденций, явлений словесно с констатацией сходств, различий или иных свойств на базе научных познаний. Здесь применимы общие схемы разъяснения ситуации: сравнение, измерение и пр.
  • Эксперимент, предполагающий изучение объекта в рамках конкретных условий под контролем исследователя, его личного участия и пр. В составе эксперимента может быть вышеописанный метод наблюдения. Также важно отметить, что эксперимент проводится неоднократно (для перепроверки полученных результатов, определения степени достоверности итогов и пр.). Рассматриваемый прием – это идеализированный опыт, проходящий через три стадии: планирование, реализация и контроль, интерпретация.

Эмпирические приемы основаны на личном участии исследователя в сборе и обработке материалов. Здесь важна именно практическая составляющая, позволяющая оценить объект в действительности. Данные схемы успешно применяются в естественнонаучной, психологической, медицинской отрасли.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третья группа общенаучных методов – методы теоретического познания. Данная классификация основана сугубо на теории и предположениях автора НИР, иногда включающей в себя некоторые фантазии и воображения с обязательным логическим обоснованием.

Методы теоретического познания

Методы теоретического познания

Указанные схемы действуют строго при наличии соответствующей научной основы и теоретической базы: конкретных терминов, канонов, аксиом и пр. Они призваны обосновать простейшие гипотезы или разъяснить возможности применения отдельных инструментов.

Четвертая группа методов общенаучного характера – методы систематизации. Миссия этих схем заключается в грамотном распределении информации по определены признакам и формулировании определенных выводов, выработке отдельных суждений и гипотез. В числе наиболее популярных инструментов этого плана выступают классификация (перераспределение данных по основаниям, признакам), типология – распределение объектов по существенному признаку, таксономия – построение иерархии в рамках изучаемых тенденций и объектов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сфера применения общенаучных методов в НИР студентов

Общенаучные приемы и инструменты используются при написании всех видов студенческих работ, начиная с первого и заканчивая выпускным курсом. С их помощью авторам удается разобраться в теме, диагностировать проблему, изучить ее и выработать оптимальное решение. Но на старших курсах общенаучные приемы используются при подготовке теоретической главы и в начале анализа, при планировании мероприятий по оптимизации применяют частные или узкоспециализированные схемы.

Сфера и способы применения общенаучных методов в исследовании

Сфера и способы применения общенаучных методов в исследовании

При выполнении теоретической главы могут чаще всего авторы НИР используют общелогические приемы: индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез и пр.

Подготовка и интерпретация результатов аналитической главы происходит посредством использования эмпирических, логических и теоретических данных. Эмпирические схемы позволяют собрать ма4ксимум информации об объекте, логические – сделать промежуточные или общие выводы, выявить очевидные тенденции, а теоретические — разъяснить итоги аналитической мысли с научной точки зрения, обосновать и конкретизировать проблему, определить возможности объекта.

Рекомендательная глава научно-исследовательских студенческих работ основывается на методах эмпирического познаний (апробация, прогнозирование), систематизации данных и логических инструментов.

Подведение общих итогов по проделанной работе производится преимущественно на базе обще логических приемов с учетом всей ранее собранной и полученной информации.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: общенаучные методы применяются студентам и исследователями не по одиночке, а в комплексе. Комбинированный подход позволяет получить не просто надежные и достоверные сведения, но и грамотно построить траекторию научного пути и решить проблему эффективно, с учетом имеющихся возможностей.

Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.

Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

  • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
  • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

  • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
  • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
  • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
  • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Понятие социологической методологии

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

Читайте также: