Общее и индивидуальное в психике человека кратко
Обновлено: 08.07.2024
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
830.7 1 3
' Огжл абонемента пбсдужжиип Cacrop . ___,-------------
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. 7
1. Психология как наука. 7
1.1. Задачи и место психологии в системе наук. 9
1.2. Отрасли психологии. 10
1.3. Методы психологии. 14
2. Понятие психики. 16
2.1. Психика и организм. 28
2.2. Психика, поведение и деятельность. 38
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ. 47
1. Краткий экскурс в историю психологии. 47
2. Фрейдизм, психоанализ. 69
3. Бихевиоризм. 70
3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера. 72
3.2. Теория социального научения. 74
4. Когнитивный подход в психологии. 78
4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли). 81
5. Гуманистические теории личности. 86
5.1. Феноменологический подход Роджерса. 90
5.2. Теория личности Г.Тома. 97
6. Аналитическая психология К. Юнга. 98
6.1. Коллективное бессознательное и архетипы. 103
7. Трансперсональная психология. 111
7.1. Трансперсональный подход к человеку
Станислава Грофа. 113
8. Психогенетический подход Ч. Тойча. 127
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. 136
1. Ощущения и восприятия. 136
1.1. Восприятие. 143
1.2. Внимание. 157
2. Закономерности памяти. 164
2.1. Расстройства памяти. 173
3.1. Развитие мышления в персоногенезе. 179
3.2. Понятие и представление. 189
3.3. Способы активизации мышления. 195
3.4. Расстройства мышления. 196
Основы психологии Ц
4. Воображение. 203
4.1. Виды воображения. 205
5.1. Виды речевой деятельности и их особенности..212
6. Интеллект. 214
6.1. Оценка интеллекта. 219
6.2. Креативность, или творческая одаренность. 222
6.3. Коррреляция между креативностью и инди-
дуальными характеристиками. 226
Глава 4. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. 229
1. Сознание как высшая ступень развития психики. 229
2. Самосознание. 236
2.1. Нарушения самосознания. 239
3. Взаимодействие сознания и подсознания. 240
4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 243
4.1. Теории эмоций. 246
4.2. Стресс и фрустрация. 250
4.3. Физиологические механизмы стресса. 252
5. Воля как характеристика сознания. 255
5.1. Структура волевого действия. 257
6. Состояния сознания. 260
6.1. Нарушения сознания. 270
Глава 5. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ
ЧЕЛОВЕКА, ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 274
1.Индивидуальность и личность. 274
1.1. Свобода воли. 280
1.2. Общее и индивидуальное. 280
1.3. Психологическая структура личности. 282
2. Способности как проявление индивидуального
3. Типология темперамента. 287
3.1. Типы темперамента и их психологическая
3.2. Роль темперамента в деятельности. 292
4. Конституционные типологии. 295
5. Диспозиционное направление и факторный анализ
5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—
6. Типологический подход. 309
7. Характер, акцентуации характера и неврозы. 311
7.1. Акцентуации характера. 317
7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. 319
8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. 329
9. Типологии характера. 332
9.1. Классификация А. Ф. Лазурского. 332
9.2. Типология социальных характеров Фромма. 334
9.3. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь). 341
9.4. Типология манипулятивных типов харак-
тера (Э. Шостром). 343
9.5. Типологические модели индивидуальных
9.6. Типологическая модель К. Юнга. 354
9.7. Типология психосоциотипов. 358
9.8. Сенсорная типология. 362
9.9. Психогеометрическая типология. 365
9.10.Клинические типологии личности. 367
ностному росту. 372
9.13.Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. 378
10. Мотивация. 384
11.Психические состояния. 397
11.1.Агрессивность и агрессивное поведение. 400
Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ. 412
1.Психология общения. 412
1.1. Функции и структура общения. 412
1.2. Трансактный анализ общения. 417
1.3. Вербальные и невербальные средства общения. 419
1.4. Общение как восприятие людьми друг друга___423
1.5. Синтоническая модель общения. 429
1.6. Виды и техники слушания. 440
2. Психология взаимодействия людей. Межличностные
2.1. Межличностные отношения и взаимодействия. 450
2.2. Взаимодействие в группе. 462
2.3. Взаимодействие людей в неорганизованных
2.4. Личность и группа: проблема лидерства и
Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА..496
1.Предмет педагогической психологии и предмет
педагогики. 496
1.1. Целеполагание в педагогике и педагогиче-
ские принципы. 504
1.2. Основные понятия дидактики. 508
2. Психологические особенности обучения. 513
2.1. Стратегии формирования новых знаний и
2.2. Стратегия экстериоризации. 524
2.3. Психологические факторы, влияющие на
процесс обучения. 526
Основы психологии 6
3. Структура педагогической деятельности. 537
3.1. Методологическая структура педагогической деятельности. 537
3.2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 539
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:
· биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
· социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
· психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского,
А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,
В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.
Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:
· биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,
· социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
· психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.)не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского,
А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,
В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.
Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.
Содержание
Введение . 3
Психология личности
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6
1.2 Теории личности………………………………………………………11
2. Общее и индивидуальное в психики человека
2.1 Общее и индивидуальное…………………………………………….13
2.2 Психологическая структура личности………………………………17
Заключение . ……………………18
Список использованных источников . ……………………….19
Вложенные файлы: 1 файл
психология.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Факультет заочного обучения
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6
2. Общее и индивидуальное в психики человека
2.1 Общее и индивидуальное…………………… ……………………….13
2.2 Психологическая структура личности………………………………17
Список использованных источников . ……………………….19
Задачи психологии на современном этапе качественно отличаются от ее прежних задач. И это понятно, поскольку, с одной стороны, под влиянием новых общественных условий значительно преобразовалась сама личность, а с другой — развивались и обогащались психологические представления о личности, ее возможностях и роли в современных условиях.
Острой и сложной проблема психологии управления является вопрос о том, как естественно объединить линию индивидуального и общественного развития личности. Смысл поставленной таким образом задачи заключается в том, что человек, развиваясь как в высшей степени индивидуально- своеобразное существо, одновременно должен обладать значительной мерой психологической общности с другим человеком, с другими членами общества. Не будь этой общности, человек не смог бы нормально жить и трудиться, не говоря уже о том, что он был бы резко ограничен в своем развитии.
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.
Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
1.2 Теории личности в психологии
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
- Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
В теория личности А.Адлера постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.
В теория личности Г.С.Салливена решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности. Это и ставится целью психотерапии.
В теория личности Э.Фромма постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
В данном разделе рассматриваются индивидуально-психологические качества личности: темперамент, характер, воля, способности и эмоции.
Темперамент
В литературе по психологии нередко приводится такой пример: четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор, оннастойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдет в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно и направился в буфет. Четвертый же посетовал, что ему вечно не везет, и уехал домой.
Во II в. до н.э. Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 до н.э.), древнеримский анатом и врач, предположил, что между соотношениями жидкостей в организме человека иего особенностями поведения и психологическими свойствами есть определенная связь. Представителями античной медицины было выделено четыре типа темперамента, каждый из которых характеризовался преобладанием какой-либо жидкости. Преобладание крови (от лат. sanquis — кровь) — было названо сангвиническим темпераментом; смесь с преобладанием слизи (флегмы) (от греч. слова phleqma — флегма) —флегматическим темпераментом; с преобладанием желчи (от греч. chole — желчь) — холерическим и с преобладанием черной желчи (от греч. слов melaina chole — черная желчь) — меланхолическим темпераментом. В наше время четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик — рассматриваются как основные.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849—1936) обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы: силу — слабость; уравновешенность — неуравновешенность; подвижность — инертность, И. П. Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных, соответствующих четырем классическим темпераментам, названия которых исторически сохранилось.
О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. С точки зрения психолога Вольфа Соломоновича Мерлина (1892—1982) этими свойствами являются следующие.
3. Активность. О ней можно судить по тому, с какой энергией, настойчивостью человек сам воздействует на окружающую среду и преодолевает при этом внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей. Это свойство помогает сделать профессиональную карьеру и добиться успеха.
4. Соотношение реактивности и активности. Это свойство определяет, от чего зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних причин (настроение, так захотелось, случайные события) или от сознательно поставленных целей, убеждений.
5. Темп реакций. Данное свойство характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, находчивость ума и т.д.).
7. Пластичность и ригидность. Они проявляются в том, насколько человек легко и быстро приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ригидность).
Очень важно помнить, что нет лучших или худших темпераментов. На базе любого темперамента можно воспитать в себе определенные черты личности и разумно использовать их в конкретной деятельности. Среди выдающихся, великих людей встречаются представители всех четырех типов темперамента. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.
Вы уже знаете, что одинаковая ситуация, одинаковое воздействие на людей с разными типами темперамента вызывает разную реакцию. Например, критическое замечание в адрес холерика вызывает раздражение, сангвиника подталкивает к активным действиям, меланхолика выбивает из колеи, а флегматика оставляет равнодушным.
Давайте рассмотрим психологические характеристики типов темпераментов.
Холериками были Петр I (1672—1725) и А. С. Пушкин (1799-1837).
Сангвинический тип темперамента (сангвиник). Является сильным, уравновешенным и активным типом темперамента. Сангвиник жизнерадостен, в работе продуктивен (но лишь при условии множества интересных дел), энергичен и бодр. Способен выполнять ответственные поручения и склонен к решению тактических задач.
Сангвиник любит строить планы, но в силу своего непостоянства быстро их меняет; он увлекается всем, что ему приятно. Часто может обещать, но не держит своего слова и, кроме того, проявляет легкомыслие, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, переоценивает себя и свои возможности.
Поэтому при общении с сангвиником необходимы требовательность и контроль за выполнением порученного дела. Лучше всего у сангвиника получается работа, требующая применения активности, организаторских и коммуникативных способностей и связанная с разнообразными впечатлениями.
Наполеон (1769-1821) и А.И.Герцен (1812-1870) обладали сангвиническим типом темперамента.
Меланхолический тип темперамента (меланхолик). Меланхолик — это человек со слабым типом нервной деятельности, для которого характерно быстрое падение работоспособности и потребность в длительном отдыхе. В привычной обстановке он работает продуктивно и чувствует себя уверенно, выполняя при этом все предписанные инструкции.
Меланхолик неэнергичен, ненастойчив и необщителен; новая обстановка и новые люди вводят его в смущение, он теряется. Кроме того, меланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода; застенчивый и робкий, он часто проявляет тревожность и неловкость. Незначительный повод может у меланхолика вызвать обиду и слезы; он очень нуждается в сочувствии и поддержке окружающих. Обладает тихим голосом и замедленной речью.
Меланхолик отзывчив, постоянен в дружбе, настроен на сопереживание и верен чувству долга. А также отличается мягкостью, тактичностью, чуткостью и отзывчивостью. По отношению к меланхолику нельзя допускать резкость. Замечание делать только наедине и в мягкой форме. Рекомендуется поручать им однообразную работу и поддерживать их авторитет в коллективе.
Меланхоликами были П.И.Чайковский (1840— 1893) и Н.В.Гоголь (1809-1852).
Флегматический тип темперамента (флегматик). Является сильным, уравновешенным и пассивным типом темперамента. Флегматик работоспособен, отличается деловитостью и вдумчивостью; это настойчивый и упорный работник, не склонный к частой смене деятельности и не любящий мелких поручений.
Флегматику нравится находиться в кругу старых знакомых и в привычной обстановке, так как он с трудом меняет свои привычки.Он всегда спокоен, невозмутим, его трудно рассмешить или опечалить, его чувства и настроение отличаются постоянством. При неприятностях флегматик остается спокойным; говорит мало, обладает бедной мимикой и невыразительными движениями. Как правило, он ненаходчив и с трудом переключает внимание.
Флегматический тип темперамента имели: И. А. Крылов (1769 — 1844) и М.И.Кутузов (1745-1813).
Описанные типы темпераментов не являются реальными портретами, поскольку ни один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа. Однако учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно предсказать особенности его реагирования в определенной ситуации. Кроме того, темперамент накладывает отпечаток на способы общения и определяет способности человека к различным видам деятельности. Моральные качества личности не зависят от темперамента и могут компенсировать проявление его отрицательных черт.
Вопросы для повторения:
1. Что такое темперамент? Какие бывают типы темперамента?
Читайте также: