Общая психокоррекция осипова кратко

Обновлено: 02.07.2024

ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ . М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ . 4

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА . 4

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ . 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ . 9

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ . 13

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ . 16

§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ . 20

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 23

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ . 23

§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА . 28

§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА . 32

§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ . 38

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 41

Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 47

Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 56

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ . 56

§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА . 62

§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА . 67

§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА . 74

Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ . 76

§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА . 76

Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА . 81

Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ . 87

Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ . 87

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА . 87

§ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ . 89

§ 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ . 103

§ 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ . 108

Глава 2. АРТТЕРАПИЯ . 111

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА . 111

§ 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ . 116

§ 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ . 122

§ 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ . 127

§ 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК . 131

§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ . 136

§ 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ . 137

§ 8. КУКЛОТЕРАПИЯ . 140

Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА . 142

Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ . 147

§ 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ . 147

§ 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ . 153

§ 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156

§ 4. "ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД . 159

§ 5. МЕТОД МОРИТА . 160

§ 7. ИМАГО-МЕТОД . 165

Глава 5. ПСИХОДРАМА . 167

§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА . 167

§ 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ . 172

§ 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ . 177

Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ . 182

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ . 182

§ 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ . 182

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185

Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ . 194

§ 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ . 194

§ 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ . 206

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА . 211

§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ . 219

Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП . 227

§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ . 227

§ 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ . 253

§ 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ . 267

§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ . 272

§ 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ . 279

Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ . 286

Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295

Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ . 295

§ 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ . 295

§ 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302

Моим родителям, Осипову Анатолию

Ивановичу и Осиповой

Майе Степановне, посвящаю

Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности. В различных областях социальной практики и в процессе подготовки психологов нельзя обойтись без психокоррекционной работы, поэтому и возникла потребность в подготовке соответствующего учебного пособия.

Назначение учебного пособия по основам психокоррекционной работы заключается в следующем:

во-первых, оно предназначено для овладения студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий;

во-вторых, оно является как бы руководством для прикладников: практикующих психологов, школьных психологов, социальных работников и др., выступающим в качестве справочника.

Автор учебного пособия старалась представить не фрагментарные знания, а целостное системное представление о психокоррекционной работе.

Материалы, освещающие основные теоретические подходы к психокоррекционной практике, раскрываются по следующей схеме:

1. Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода.

2. Цели коррекции.

3. Позиция психолога.

4. Позиция клиента.

5. Основные техники, используемые в рамках данного подхода.

Этой книгой мы планируем открыть серию - "Практическая психокоррекция". Первая книга этой серии носит

научно-практический характер, вслед за ней планируется выпустить книги, посвященные возрастным аспектам психокоррекционной работы, особенностям работы в различных ситуациях и особенностям коррекционной работы в различных учреждениях (образовательных, медицинских, ведомственных и т.д.).

Для того чтобы практический психолог мог наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, ему необходимо уметь пополнять свои личностные ресурсы, углублять и расширять свои представления о сущности психокоррекдионной работы.

Книга, которую мы предлагаем психологам, социальным работникам, всем тем, кто оказывает психологическую помощь, призвана дать минимум знаний по основам психокоррекции, который помог бы специалистам решать разнообразные практические задачи.

Раздел I . ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

п с и х о т е р а п е в т - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" (Рзуспоіегару) является

международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия".

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция" состоит в следующем: психотерапия

- это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин "коррекция" буквально означает "исправление".

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

· Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

· Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

· В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

· Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

· В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

· Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном

развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

8 Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

§ 1. психологическая коррекция и ее виды: Общая психокоррекция, Осипова Алла Анатольевна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Впервые читателю предлагается пособие, дающее целостное системное представление о психокоррекционной работе психолога. Автор анализирует основные модели психокоррекции, рассматривает ее виды, цели и задачи.

§ 1. психологическая коррекция и ее виды

Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной— до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа,

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию;

— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

— в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

— в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

— смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

6. По продолжительности:

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция— это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы-Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.

Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.

Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.

Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Общая психокоррекция

Общая психокоррекция

Комментарии, рецензии и отзывы

§ 1. психологическая коррекция и ее виды: Общая психокоррекция, Осипова Алла Анатольевна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Впервые читателю предлагается пособие, дающее целостное системное представление о психокоррекционной работе психолога. Автор анализирует основные модели психокоррекции, рассматривает ее виды, цели и задачи.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности. В различных областях социальной практики и в процессе подготовки психологов нельзя обойтись без психокоррекционной работы, поэтому и возникла потребность в подготовке соответствующего учебного пособия.

Назначение учебного пособия по основам психокоррекционной работы заключается в следующем:

во-первых, оно предназначено для овладения студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий;

во-вторых, оно является как бы руководством для прикладников: практикующих психологов, школьных психологов, социальных работников и др., выступающим в качестве справочника.

Автор учебного пособия старалась представить не фрагментарные знания, а целостное системное представление о психокоррекционной работе.

Материалы, освещающие основные теоретические подходы к психокоррекционной практике, раскрываются по следующей схеме:

1. Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода.

2. Цели коррекции.

3. Позиция психолога.

4. Позиция клиента.

5. Основные техники, используемые в рамках данного подхода.

Этой книгой мы планируем открыть серию - "Практическая психокоррекция". Первая книга этой серии носит

научно-практический характер, вслед за ней планируется выпустить книги, посвященные возрастным аспектам психокоррекционной работы, особенностям работы в различных ситуациях и особенностям коррекционной работы в различных учреждениях (образовательных, медицинских, ведомственных и т.д.).

Для того чтобы практический психолог мог наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, ему необходимо уметь пополнять свои личностные ресурсы, углублять и расширять свои представления о сущности психокоррекдионной работы.

Книга, которую мы предлагаем психологам, социальным работникам, всем тем, кто оказывает психологическую помощь, призвана дать минимум знаний по основам психокоррекции, который помог бы специалистам решать разнообразные практические задачи.


ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ . 4

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА . 4

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ . 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ . 9

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ . 13

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ . 16

§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ . 20

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 23

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ . 23

§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА . 28

§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА . 32

§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ . 38

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 41

Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 47

Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ . 56

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ . 56

§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА . 62

§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА . 67

§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА . 74

Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ . 76

§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА . 76

Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА .


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Читайте также: