Общая интеллигентность человека смысл словосочетания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

В чем смысл колобка?

"Колобок" это русская народная сказка. Она предназначена для детей младшего возраста. Смысл "Колобка" в том, что не нужно торопить события. Колобок был личностью своенравной. Он укатился от бабушки и дедушки, что в последствие привело к самым печальным для него последствиям. Так что, данная сказка . Читать далее

Зачем люди ходят на митинги?

У меня такое ощущение, что они туда ходят от нечего делать. Им просто нечем занять свободное время и они таким образом проводят его "с пользой". Прийти, покричать не думая, это каждый может. Например, сейчас выходят молодые люди на митинги в связи с военной операцией. А кто-то подумал из них, что . Читать далее

Есть отличная поговорка "цыплят по осени считают". О ней часто говорят еще в школе. Когда речь идет о том, что нужно подводить итоги. Не все люди понимают и вникают в суть этой поговорки. Порой с ней приходится столкнуться во взрослой жизни. Правильно сказать, что цыплят по осени считают все люди . Читать далее

Почему говорят, что учение — свет?

Учение - свет. Есть такая поговорка. О ней нам рассказывают еще в садике в старших группах. Она означает, что человек родился в этот мир не просто так. Он должен принести пользу обществу и близким своим родственникам. Для того чтобы это организовать и правильно построить в жизни нужно пройти стадии . Читать далее

Интеллигент

Интеллигент – это человек, обладающий репутацией воспитанного и культурного человека. Но смысл этого определения гораздо шире. Выясним на примерах, что значит быть интеллигентным человеком, и какими преимуществами обладает данная личность. Кроме того, мы разберёмся, актуально ли данное качество для современных людей.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это приобретённое качество личности, черта характера. Она показывает, что человек изначально готов к общению в рамках приличного. Такой индивид достаточно образован и культурен.

Можно обладать несколькими дипломами и оставаться неинтеллигентным человеком. Это значит, что интеллигентность не всегда определяется уровнем образования. Но и без него стать интеллигентным, трудно.

Как правило, современные люди, особенно молодёжь, умаляют значимость интеллигентности. Они считают, её ненужной. Молодые люди уверены: данное качество мешает пробиться в жизни. Но это ошибочное мнение.

Человек работает над собой и своими недостатками, устраняет пробелы в знаниях, повышает культурный уровень, изучает правила этикета. Только тогда он может считаться интеллигентным.

Интеллигентный человек уважает общество и каждого человека в отдельности. Он не нарушает порядок, не привлекает к себе внимания. Но именно ему удаётся добиться уважения большинства. Он создаёт себе репутацию тактичного, воспитанного и деликатного человека.

Интеллигентом не рождаются, им становятся. Поэтому каждый может повысить свой уровень интеллигентности.

Стоит также отметить, что интеллигентность не показатель положения в обществе. Человек из низших социальных кругов может быть интеллигентом, а вот личность со статусом далеко не всегда показывает свою интеллигентность.

Происхождение слова интеллигент

Происхождение слова интеллигент

Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.

Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.

Ульянов Ленин

В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.

Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.

Кто относится к интеллигенции?

Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.

А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.

Продавец СССР

Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.

Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.

Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.

Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.

В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.

Интеллигентный мальчик

Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.

Итак, назовём признаки интеллигента:

  • тактичность;
  • деликатность;
  • воспитанность;
  • знание правил этикета;
  • умение вести себя в обществе;
  • образование.

Интеллигент уважает интересы других людей, он не вмешивается в чужие дела, понимает, где нужно промолчать и не заметить очевидное.

Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.

Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.

Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.

Примеры интеллигентности в жизни

Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.

Саморазвитие

В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.

Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.

Интеллигентная учительница

Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.

Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.

Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.

Нужна ли интеллигентность в современном мире?

Давайте подведём итог и установим, для чего нужна интеллигентность современным людям. Прежде всего, нам удастся избежать конфликтов, стычек, зависти, сплетен.

Мы научимся уважать друг друга, будем снисходительными к небольшим недостаткам окружающих, а значит, станем терпимее и добрее.

Интеллигентное общение даёт великолепные результаты. Необязательно кричать и толкаться в очереди, стоит следить за своей речью, учиться просить и отвечать на просьбы.

Многим детям, подросткам не достаёт интеллигентности. Они не считают нужным здороваться, грубят учителям, родителям, опускаются до выяснения отношений между собой при помощи кулаков. Они не воспитаны, и вряд ли станут интеллигентами.

Родителям своим примером нужно учить подрастающее поколение обходиться без грубостей, не снимать на телефон человека, который нуждается в помощи, а помогать ему.

К сожалению, примеров интеллигентности очень мало. Блогеры, снимающиеся на фоне святынь, подшучивающие над стариками, не служат образцом для подражания.

Если вы считаете себя неинтеллигентным человеком, то значит, пора им становиться. Возьмитесь за себя и измените своё поведение и отношение к жизни.

Как стать интеллигентом?

Как вести себя интеллигентно? Прежде всего, нужно изучить правила поведения в обществе. Уделите время своему воспитанию и саморазвитию. Недаром говорят, что интеллигентность надо в себе развивать. Это качество, приобретённое с годами.

Как стать интеллигентом?

Следуйте следующим правилам:

1. Интеллигентный человек стремится понять мотив чужого поступка. Он не опускается до осуждения и сплетен.

2. Он требователен к своим недостаткам, стремится их устранить, но проявляет терпимость к недостаткам других людей.

3. Интеллигент скромен. Он не ведёт себя вызывающе, агрессивно, провокационно. Он ненавязчив, пунктуален, вежлив.

4. Интеллигент толерантен. Он понимает, что люди равны, независимо от цвета кожи, сексуальной ориентации, статуса, социального и материального положения. Он уважительно относится как к ребёнку и своему сверстнику, так и к старшему, пожилому человеку.

5. Интеллигент поддерживает интернациональные взгляды. Национальность никак не влияет на его отношение к тому или иному человеку.

Читайте классическую литературу, наблюдайте за поведением уважаемых людей, перенимайте их привычки, будьте терпимы к людям, но не переходите к самолюбованию, не становитесь гордецом. Тогда о вас и скажут, что вы интеллигентный человек.

Заключение

Врождённая интеллигентность – редкость. Невозможно родиться интеллигентным. Ребёнок перенимает поведение своих родителей, впитывает правила поведения с молоком матери. Он видит примеры, совершенствуется и саморазвивается в процессе взросления и становится истинным интеллигентом.

Следует сказать о том, что интеллигентностью не гордятся, ею не кичатся. Интеллигентный человек скромен и не подвержен самолюбованию, хвастовству. Стремитесь к идеалам и у вас всё получится.

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Д. С. Лихачев

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Ключи Вариант 7.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
АЗ А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20

№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) человек должен быть интеллигентен; 2) интеллигентность в представлении многих людей; 3) в чем состоит подлинная интеллигентность. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текстами выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества. Ответ:




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Должны быть названы следующие качества: 1) человек много читал; 2) человек хорошо образован (по преимуществу гуманитарное образование); 3) человек много путешествовал; 4) человек знает много языков. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре качества
Названы два-три качества
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный
Максимальный балл

С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть названы следующие качества: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре качества
Названы два-три качества
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе; 2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть деиструет в интересах всего общества); 3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих. Могут быть приведены другие объяснения.
Приведены три объяснения
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть высказаны суждения, отражающие различные точки зрения на поведение человека в такой ситуации, например: 1) необходимость сохранения человеком своей интеллигентности; 2) необходимость достижения определенного компромисса с окружающими; 3) необходимость соответствовать своему окружению. Могут быть высказаны суждения, отражающие иные точки зрения.
Высказаны два суждения
Высказано одно суждение
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Д. С. Лихачев

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Ключи Вариант 7.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
АЗ А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20

№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) человек должен быть интеллигентен; 2) интеллигентность в представлении многих людей; 3) в чем состоит подлинная интеллигентность. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текстами выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Должны быть названы следующие качества: 1) человек много читал; 2) человек хорошо образован (по преимуществу гуманитарное образование); 3) человек много путешествовал; 4) человек знает много языков. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре качества
Названы два-три качества
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный
Максимальный балл

С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть названы следующие качества: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре качества
Названы два-три качества
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе; 2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть деиструет в интересах всего общества); 3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих. Могут быть приведены другие объяснения.
Приведены три объяснения
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

интеллиг е нтность, интеллигентности, мн. нет, жен. (книж.). отвлеч. сущ. к интеллигентный; культурный. Он выделялся своей интеллигентностью.

Педагогический терминологический словарь

(от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный)

свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека - интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определённый период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность - по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Склонение "СпартакОм, БальзакОм" не новость, у Дмитриева в пер. из Попа: "…целый том / Ругательств, на него написанных ПопОм…" — "У Исайи БерлинА", слышал я от очень крупного филолога. И, наоборот, изысканное "в нынешнем бардАке…"

Словарь Ефремовой

ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: интеллигентный (2).

Читайте также: